Full text

В системе образования в любой исторический период, в любой стране кадровый вопрос является актуальным и значимым. В послевоенный период, как и в настоящее время, подготовка преподавательских кадров, в том числе технического профиля, являлась одним из ключевых направлений работы системы среднего и высшего образования. После войны Советский Союз нуждался в грамотных инженерно-технических работниках для восстановления промышленности страны. В связи с этим после реэвакуации учебных заведений в СССР появилось значительное количество новых вузов, техникумов и училищ. Во вновь открытые и уже имеющиеся учебные заведения требовались квалифицированные педагоги.

По данным Государственного архива Ульяновской области, из Москвы в Ульяновскую область были в 1941 г. эвакуированы следующие учебные заведения: из Орла и Минска – танковые военные училища, из Орджоникидзе – пехотное военной училище и др. Наркоматы Военно-Морского и Речного флота, Внешней торговли, Юстиции, Верховный суд СССР с сотрудниками, Главное управление шоссейных дорог НКВД также в 1941 г. были перемещены в Ульяновскую область [1].

Анализ архивных материалов показал, что, если в Пензенскую область были эвакуированы главным образом учреждения медицинского и сельскохозяйственного профиля, то Ульяновская область стала базой для размещения военных учебных заведений среднего профессионального образования.

 Таким образом, к 1945 г. количество образовательных учреждений в Пензенской и Ульяновской губерниях Среднего Поволжья увеличилось до 52 (см. рис. 1) [2].

На основании данных рис. 1 приходим к выводу о том, что в Среднем Поволжье с 1939 по 1945 г. наблюдался прирост не только сети учреждений среднего профессионального образования, но и новых преподавателей и сотрудников.

 

 

Рис. 1. Изменение количества учебных заведений среднего профессионального образования

в Пензенской и Ульяновской губерниях в период с 1939 по 1945 г.

 

В 1943 г. из Одессы в Пензу был эвакуирован Одесский индустриальный институт. В Пензу приехали работать преподаватели и сотрудники, перед которыми и возникла задача организации нового вуза [3]. Однако, как показывают данные нижеприведенной таблицы, составленной по материалам Государственного архива Пензенской области, их было недостаточно.

 

Динамика численности научно-педагогических кадров

Пензенского индустриального института в 1943–1949 гг. [4]

 

Кадры

Годы

1943

1944

1945

1946

1947

1948

1949

Общее количество

21

44

57

81

83

90

91

В т. ч. со степенями и званиями

3

6

6

7

18

20

23

%

14,3

13,6

10,5

8,6

21,7

22,2

25,3

 

Из данных, представленных в таблице, мы можем видеть, что охват учеными степенями и званиями профессорско-преподавательского состава пензенского вуза в 40-е гг. XX в. был незначителен. Согласно сведениям Л. Ф. Лисс, представленным в статье «Кадры науки и кадры вуза», в целом по стране ситуация с уровнем подготовки научно-педагогических кадров перекликалась с региональной. Так, в 1950 г. в составе научно-педагогического персонала вузов СССР насчитывалось 5,4% докторов наук и 27,8% кандидатов наук [5].

При изучении Отчета о проверке учебно-производственной работы института за 1945/46 учебный год мы выяснили, что в вузе имелось 15 преподавателей без законченного высшего образования (восемь человек по кафедре военной подготовки). Студенты IV курса проводили занятия по теории механизмов и машин на II курсе. Подобное обстоятельство было вызвано недостаточным количеством квалифицированных профессорско-преподавательских кадров [6]. Соответственно, в сложившейся ситуации об эффективной системе подготовки инженерных кадров говорить не приходилось.

В Саратовском автодорожном институте на тот момент было 26 кафедр, на которых работало 12 профессоров, 45 доцентов и 60 научных сотрудников. Кроме того, с 1938 г. в вузе была организована аспирантура [7]. Однако такого количества преподавателей было явно недостаточно.

Еще более сложная ситуация сложилась в системе среднего профессионального образования в данный период. Зачастую в образовательных учреждениях педагоги не имели даже высшего образования, не говоря уже об ученых степенях. Только к началу 60-х гг. XX в. началось постепенное увеличение доли педагогов с высшим образованием, о чем свидетельствуют материалы Государственного архива Пензенской области и Государственного архива Ульяновской области [8, 9]. Это наглядно продемонстрировано на рис. 2 и 3.

 

Рис. 2. Динамика численности преподавателей с высшим образованием

учреждений среднего профессионального образования в Пензенской губернии

 

Рис. 3. Динамика численности преподавателей с высшим образованием

учреждений среднего профессионального образования в Ульяновской губернии

 

Причины такого роста кроются в активном вовлечении работников образовательных учреждений среднего профессионального образования в процессы повышения квалификации без отрыва от производства. К формам повышения квалификации педагогов в то время относились: заочное обучение в институтах, обучение в вечерних учебных заведениях (институтах, техникумах и т. д.), вечернее обучение в университетах марксизма-ленинизма [10].

А в целом занятия в учреждениях среднего профессионального образования проводились на невысоком уровне, основной задачей было передать обучающимся минимум информации, необходимой для будущей работы. О знании педагогики и применении частных методик речи практически не шло.

Таким образом, существующие в то время проблемы, на наш взгляд, можно было решить несколькими путями:

1)     привлечение на работу в образовательные учреждения педагогических кадров из других училищ, техникумов и вузов страны;

2)     публикация в местной периодической печати объявлений о замещении вакантных должностей;

3)     обучение преподавателей вузов региона в аспирантурах других вузов страны с последующей защитой диссертационных работ в ученых советах этих вузов;

4)     организация системы подготовки научно-педагогических кадров и открытие ученых советов по защите кандидатских диссертаций на региональном уровне;

5)     активная подготовка педагогов училищ и техникумов в вузах региона.

Наиболее прогрессивной является организация собственной системы подготовки научно-педагогических кадров, поэтому в декабре 1951 г. в ПИИ была учреждена аспирантура. Однако для открытия ученого совета необходимо, чтобы большинство преподавателей вуза имели ученые степени и звания не только кандидатов, но и докторов наук. Вузы не имели такого количества высококвалифицированных научно-педагогических кадров. В связи с этим проблема подготовки педагогических кадров чаще решалась первым, вторым, третьим и пятым путями. Например, доцент Б. М. Абрамов по приказу директора института был командирован в Харьков с 20 февраля по 3 марта 1945 г. «для консультации по вопросам диссертации» [11]. А в решении кадрового вопроса в системе среднего профессионального образования с открытием высших учебных заведений явно наметились позитивные тенденции.

В дальнейшем кадровая проблема не потеряла своей актуальности. К примеру, согласно материалам Государственного архива Пензенской области, в 1969 г. в Пензенском политехническом институте (ранее индустриальном) работало 365 преподавателей, из них 82 (22,5%) с учеными степенями и званиями [12]. Однако тенденции к решению обозначенного вопроса наметились именно в рассматриваемый период. И впоследствии была организована собственная система подготовки научно-педа­гогических кадров.