В системе образования в любой исторический период, в любой стране кадровый вопрос является актуальным и значимым. В послевоенный период, как и в настоящее время, подготовка преподавательских кадров, в том числе технического профиля, являлась одним из ключевых направлений работы системы среднего и высшего образования. После войны Советский Союз нуждался в грамотных инженерно-технических работниках для восстановления промышленности страны. В связи с этим после реэвакуации учебных заведений в СССР появилось значительное количество новых вузов, техникумов и училищ. Во вновь открытые и уже имеющиеся учебные заведения требовались квалифицированные педагоги.
По данным Государственного архива Ульяновской области, из Москвы в Ульяновскую область были в 1941 г. эвакуированы следующие учебные заведения: из Орла и Минска – танковые военные училища, из Орджоникидзе – пехотное военной училище и др. Наркоматы Военно-Морского и Речного флота, Внешней торговли, Юстиции, Верховный суд СССР с сотрудниками, Главное управление шоссейных дорог НКВД также в 1941 г. были перемещены в Ульяновскую область [1].
Анализ архивных материалов показал, что, если в Пензенскую область были эвакуированы главным образом учреждения медицинского и сельскохозяйственного профиля, то Ульяновская область стала базой для размещения военных учебных заведений среднего профессионального образования.
Таким образом, к 1945 г. количество образовательных учреждений в Пензенской и Ульяновской губерниях Среднего Поволжья увеличилось до 52 (см. рис. 1) [2].
На основании данных рис. 1 приходим к выводу о том, что в Среднем Поволжье с 1939 по 1945 г. наблюдался прирост не только сети учреждений среднего профессионального образования, но и новых преподавателей и сотрудников.
Рис. 1. Изменение количества учебных заведений среднего профессионального образования
в Пензенской и Ульяновской губерниях в период с 1939 по 1945 г.
В 1943 г. из Одессы в Пензу был эвакуирован Одесский индустриальный институт. В Пензу приехали работать преподаватели и сотрудники, перед которыми и возникла задача организации нового вуза [3]. Однако, как показывают данные нижеприведенной таблицы, составленной по материалам Государственного архива Пензенской области, их было недостаточно.
Динамика численности научно-педагогических кадров
Пензенского индустриального института в 1943–1949 гг. [4]
Кадры Годы |
1943 |
1944 |
1945 |
1946 |
1947 |
1948 |
1949 |
Общее количество |
21 |
44 |
57 |
81 |
83 |
90 |
91 |
В т. ч. со степенями и званиями |
3 |
6 |
6 |
7 |
18 |
20 |
23 |
% |
14,3 |
13,6 |
10,5 |
8,6 |
21,7 |
22,2 |
25,3 |
Из данных, представленных в таблице, мы можем видеть, что охват учеными степенями и званиями профессорско-преподавательского состава пензенского вуза в 40-е гг. XX в. был незначителен. Согласно сведениям Л. Ф. Лисс, представленным в статье «Кадры науки и кадры вуза», в целом по стране ситуация с уровнем подготовки научно-педагогических кадров перекликалась с региональной. Так, в 1950 г. в составе научно-педагогического персонала вузов СССР насчитывалось 5,4% докторов наук и 27,8% кандидатов наук [5].
При изучении Отчета о проверке учебно-производственной работы института за 1945/46 учебный год мы выяснили, что в вузе имелось 15 преподавателей без законченного высшего образования (восемь человек по кафедре военной подготовки). Студенты IV курса проводили занятия по теории механизмов и машин на II курсе. Подобное обстоятельство было вызвано недостаточным количеством квалифицированных профессорско-преподавательских кадров [6]. Соответственно, в сложившейся ситуации об эффективной системе подготовки инженерных кадров говорить не приходилось.
В Саратовском автодорожном институте на тот момент было 26 кафедр, на которых работало 12 профессоров, 45 доцентов и 60 научных сотрудников. Кроме того, с 1938 г. в вузе была организована аспирантура [7]. Однако такого количества преподавателей было явно недостаточно.
Еще более сложная ситуация сложилась в системе среднего профессионального образования в данный период. Зачастую в образовательных учреждениях педагоги не имели даже высшего образования, не говоря уже об ученых степенях. Только к началу 60-х гг. XX в. началось постепенное увеличение доли педагогов с высшим образованием, о чем свидетельствуют материалы Государственного архива Пензенской области и Государственного архива Ульяновской области [8, 9]. Это наглядно продемонстрировано на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Динамика численности преподавателей с высшим образованием
учреждений среднего профессионального образования в Пензенской губернии
Рис. 3. Динамика численности преподавателей с высшим образованием
учреждений среднего профессионального образования в Ульяновской губернии
Причины такого роста кроются в активном вовлечении работников образовательных учреждений среднего профессионального образования в процессы повышения квалификации без отрыва от производства. К формам повышения квалификации педагогов в то время относились: заочное обучение в институтах, обучение в вечерних учебных заведениях (институтах, техникумах и т. д.), вечернее обучение в университетах марксизма-ленинизма [10].
А в целом занятия в учреждениях среднего профессионального образования проводились на невысоком уровне, основной задачей было передать обучающимся минимум информации, необходимой для будущей работы. О знании педагогики и применении частных методик речи практически не шло.
Таким образом, существующие в то время проблемы, на наш взгляд, можно было решить несколькими путями:
1) привлечение на работу в образовательные учреждения педагогических кадров из других училищ, техникумов и вузов страны;
2) публикация в местной периодической печати объявлений о замещении вакантных должностей;
3) обучение преподавателей вузов региона в аспирантурах других вузов страны с последующей защитой диссертационных работ в ученых советах этих вузов;
4) организация системы подготовки научно-педагогических кадров и открытие ученых советов по защите кандидатских диссертаций на региональном уровне;
5) активная подготовка педагогов училищ и техникумов в вузах региона.
Наиболее прогрессивной является организация собственной системы подготовки научно-педагогических кадров, поэтому в декабре 1951 г. в ПИИ была учреждена аспирантура. Однако для открытия ученого совета необходимо, чтобы большинство преподавателей вуза имели ученые степени и звания не только кандидатов, но и докторов наук. Вузы не имели такого количества высококвалифицированных научно-педагогических кадров. В связи с этим проблема подготовки педагогических кадров чаще решалась первым, вторым, третьим и пятым путями. Например, доцент Б. М. Абрамов по приказу директора института был командирован в Харьков с 20 февраля по 3 марта 1945 г. «для консультации по вопросам диссертации» [11]. А в решении кадрового вопроса в системе среднего профессионального образования с открытием высших учебных заведений явно наметились позитивные тенденции.
В дальнейшем кадровая проблема не потеряла своей актуальности. К примеру, согласно материалам Государственного архива Пензенской области, в 1969 г. в Пензенском политехническом институте (ранее индустриальном) работало 365 преподавателей, из них 82 (22,5%) с учеными степенями и званиями [12]. Однако тенденции к решению обозначенного вопроса наметились именно в рассматриваемый период. И впоследствии была организована собственная система подготовки научно-педагогических кадров.