Full text

Философия и атлетика на первый взгляд два абсолютно несовместимых понятия, но это только на первый взгляд. В каждом занятии, увлечении, хобби человека лежит в основе философия и мотивация, причины увлеченности тем или иным занятием. Рассматривая тяжелую атлетику в данном аспекте, можно сказать, что для многих людей это не просто увлечение, а образ жизни, целая философия. Они следуют этой философии не только для физического развития, но и для духовного, меняют свой образ жизни и мышление в связи с выбранной философией на данном этапе жизни. Главной задачей тяжелой атлетики философии является гармоничное дополнение, взаимодействие и помощь человеку для поддержания себя в тонусе, ясного мышления, духовного развития и здоровья.

С давних времен наблюдается взаимосвязь духовного и физического развития, эти направления имеют богатую историю. Соревнования по поднятию тяжестей встречаются в культуре народов с древних времён. Наиболее ранние упоминания о подобных состязаниях относятся к Древнему ЕгиптуДревнему Китаю и Древней Греции. В современном виде этот спорт сформировался в середине XIX в. Первые официальные соревнования начались в 1860-е гг. в США, затем в 1870-е гг. стали проводиться в Европе. Первый международный чемпионат прошел в 1891 г. в Великобритании, а официальный чемпионат мира состоялся в 1898 г. в Вене. Всемирный тяжелоатлетический союз образован в 1912 г. В это же время стандартизируются правила соревнований.

В программе Олимпийских игр с 1896 г. (кроме 1900 г., 1908 г., 1912 г.) программа соревнований и весовые категории спортсменов постоянно менялись. До создания Международной федерации тяжелоатлетов (ФИХ) атлеты соревновались в жиме и толчке двумя руками, иногда – в рывке и толчке одной рукой [1].

Затем происходят и другие изменения в соревнованиях. Начиная с 1920 г. – в троеборье, оно включало в себя рывок и толчок одной рукой, толчок двумя руками. С 1924 г. – в пятиборье, в его программу входил рывок и толчок одной рукой, жим, рывок и толчок двумя руками. В периоде с 1928 по 1972 г. произошли изменения и в троеборье: жим, рывок и толчок двумя руками. Заключительным этапом изменений с 1973 г. стало двоеборье, оно включало в себя рывок и толчок двумя руками.

Тяжёлая атлетика – олимпийский вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений по поднятию штанги над головой [2]. Соревнования по тяжелой атлетике на сегодняшний день включают в себя два упражнения: рывок и толчок. Упражнение рывок спортсмен осуществляет путем подъёма штанги над головой одним слитным движением прямо с помоста на полностью выпрямленные руки и одновременно подседая под нее, это низкий сед. Затем он должен удерживать штангу над головой и подняться, полностью выпрямляя ноги. Упражнение толчок включает в себя два раздельных движения. Во время взятия штанги на грудь тяжелоатлет отрывает ее от помоста и поднимает на грудь, одновременно подседая, а потом он должен подняться. Затем он полуприседает и резким движением поднимает штангу вверх на прямых руках, разбрасывая ноги чуть в стороны или вперед-назад. Когда положение штанги над головой зафиксировано, спортсмен должен выпрямить ноги, ставя стопы на одном уровне и удерживая штангу над головой.

У спортсменов есть три попытки в каждом упражнении. Объединяют результаты двух наиболее успешных попыток и определяют общий результат в весовой категории. Категории в весе у мужчин и женщин различны. Тяжелоатлет, который не смог успешно выполнить хотя бы один рывок и один толчок, выбывает из соревнования.

Перед соревнованием обязательно взвешивают спортсмена за один или два часа до соревнования с использованием калиброванных весов. На протяжении времени весовые категории постоянно менялись, динамика изменений показана в табл. 1.

На апрель 2017 г. в тяжелой атлетике были установлены новые весовые категории, которые представлены в табл. 2.

В 1990-х гг. ученые из Института Салка (SalkInstitute) провели исследованиядля Biological Studies в Калифорнии и впервые научно доказали тот факт, что силовые тренировки приносят пользу мозгу [3].

Ученые проводили опыты над двумя группами мышей. Первая группа жила в размеренном ритме жизни, а второй давались нагрузки на беговых колесах. По итогам опытов было выявлено, что у мышей, подверженных тренировкам, выработалось большее количество клеток в области мозга, которые отвечают за память. Также у этой группы мышей были более высокие результаты в тестах на память, чем у первой группы.

Во время тренировок наше тело вырабатывает больше молекул, заставляющих расти мышечную массу, связки и костные клетки, сухожилия, а те, что у нас уже есть, развиваются, становясь более эффективными и мощными. Эти молекулы влияют и на клетки мозга, заставляя их расти и становиться более мощными, сильными, эффективными, а также отвечают за их развитие. Некоторые из этих молекул включают в себя ИФР-1, белок, который стимулирует выживание уже существующих клеток и рост новых.

Считается, что мозг должен иметь немалое количество ИФР-1 для того, чтобы стимулировать ангиогенез (физиологический процесс, вследствие которого формируются новые кровеносные сосуды) и нейрогенез (наполнение мозга новыми нейронами). Еще один вырабатываемый гормон носит название BDNF (brain-derived neurotrophic factor – мозговой нейротрофический фактор). BDNF помогает стимулировать выживаемость нейронов в мозгу, поощряет рост и образование новых нейронов, а также синапса (структуры, которая позволяет нейронам передавать электрический или химический сигнал другим клеткам). В высоких количествах данный гормон обнаружен в части мозга, связанной с обучением и обработкой нового материала, а также в коре головного мозга – части мозга, которая позволяет сохранять воспоминания и выполнять сложные мыслительные операции [4].

Таблица 1

Динамика изменений весовых категорий в разном весе

 

Показатели

1905–1913 гг.

1913–1946 гг.

1947–1950 гг.

1951–1968 гг.

1969–1976 гг.

1977–1992 гг.

1993–1997 гг.

1998 г.

Наилегчайший вес

до 52 кг

до 52 кг

до 54 кг

Легчайший вес

до 56 кг

до 56 кг

до 56 кг

до 56 кг

до 59 кг

до 56 кг

Полулёгкий вес

до 60 кг

до 60 кг

до 60 кг

до 60 кг

до 60 кг

до 64 кг

до 62 кг

Лёгкий вес

до 70 кг

до 67,5 кг

до 67,5 кг

до 67,5 кг

до 67,5 кг

до 67,5 кг

до 70 кг

до 69 кг

Полусредний вес

до 80 кг

до 75 кг

до 75 кг

до 75 кг

до 75 кг

до 75 кг

до 76 кг

до 77 кг

Средний вес

до 82,5 кг

до 82,5 кг

до 82,5 кг

до 82,5 кг

до 82,5 кг

до 83 кг

до 85 кг

Полутяжёлый вес

до 90 кг

до 90 кг

до 90 кг

до 91 кг

до 94 кг

Тяжёлый (Первый тяжёлый) вес

свыше 80 кг

свыше 82,5 кг

свыше 82,5 кг

свыше 90 кг

до 110 кг

до 100 кг

до 99 кг

до 105 кг

Второй тяжёлый вес

до 110 кг

до 108 кг

Супертяжёлый вес

свыше 110 кг

свыше 110 кг

свыше 108 кг

свыше 105 кг

 

Таблица 2

Весовые категории для тяжелоатлетов

 

Мужчины

до 56 кг

до 62 кг

до 69 кг

до 77 кг

до 85 кг

до 94 кг

до 105 кг

свыше 105 кг

Женщины

до 48 кг

до 53 кг

до 58 кг

до 63 кг

до 69 кг

до 75 кг

до 90 кг

свыше 90 кг

 

В результате исследований ученые пришли к выводу, что тренировки с отягощением могут улучшить как когнитивные функции, так и работу мозга. Что интересно и уникально в результатах исследования: силовые тренировки положительно и продуктивно влияют как на организационные функции, так и на ассоциативную память. Это два процесса, которые весьма чувствительны к эффекту старения и нейродегенерации, то есть вырождению нейронов, которое чаще всего происходит на ранней стадии болезни Альцгеймера.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что физические нагрузки при тяжелой атлетике не только положительно влияют на физическое состояние здоровья человека, но и меняют образ жизни, мышление человека. В соответствии с выбранной жизненной философией помогают развиваться клеткам мозга, улучшают память и предотвращают симптомы развития болезни Альцгеймера. Все это положительно влияет на психологическое и умственное развитие, а также способности человека.

Когда человек здоров и стремится развиваться физически и духовно, он способен созерцать, размышлять, анализировать, создавать что-то новое и полезное, воспроизводить новые идеи, творить.

В нашей стране достаточно активно идет борьба за здоровый образ жизни и за здоровье нации. В настоящий момент действуют многочисленные федеральные законы, которые способствуют поддержанию основной социальной функции спорта [5]. В последнее время во дворах все больше появляется спортивных площадок, площадок для воркаута, катков. Существует множество информации в свободном доступе, рассказывающей, как правильно питаться, как правильно составить собственную программу занятий физической культурой, какие гигиенические требования нужно соблюдать, чтобы укреплять и оздоравливать организм. Все это дает возможность самостоятельно заниматься, и именно здесь огромную роль в становлении личности играет заинтересованность.

Так, спорт отражает все основные механизмы человеческого самосознания и способствует духовному совершенству. Спорт располагает уникальными воспитательными возможностями и является той сферой социальной деятельности, которая помогает обрести человеку культуротворческий смысл жизни.

С позиций сегодняшней действительности спорт в соотнесении с культурой в определенной мере является новым понятием, потому что классическое понятие «культура» вытеснило спорт за границы своего функционирования [6]. Спортивная этика – ключевое понятие духовной составляющей в спортивной сфере. Как правило, она связана с такими понятиями, как честная игра, командный дух, умение проигрывать.

Исследуя практические аспекты философии современного спорта, надо подчеркнуть, что в среде спорта развиваются деструктивные явления и проблемы: противоречие между реальной ориентацией участников спортивного движения на прагматические ценности и теми гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает философия спорта. Практически эти идеалы сводятся к концепции единства физического, интеллектуального и духовного развития личности.

Физическая культура и профессиональный спорт – средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни [7].

Спорт формирует первоначальное представление человека о жизни и мире. В профессиональных видах спорта (например, в тяжелой атлетике) наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

В современной науке функции спорта также разделяют на специфические и неспецифические (см. табл. 3).

Физическая культура представляет собой единство практической и психической деятельности. Посредством физических упражнений происходит влияние на биологическую сущность человека, а именно на его здоровье, физическое развитие, формирование двигательных качеств. Духовная сфера человека также видоизменяется под воздействием физических нагрузок: происходит интеллектуальное, нравственное и эстетическое воспитание, воспитание патриотизма и гражданственности, формирование активной жизненной позиции и профессиональной компетентности. Занятия спортом способствуют повышению социальной и трудовой активности людей, тем самым косвенно влияя на экономическую эффективность производства и работу всего государственного аппарата.

Таблица 3

Функции спорта

 

Специфические

Неспецифические (общекультурные)

1. Соревновательно-эталонная

2. Соревновательно-эвристическая

3. Спортивно-престижная

1. Оздоровительно-рекреационная

2. Воспитательная

3. Экономическая

4. Зрелищно-эстетическая

5. Социализирующая

6. Коммуникативная

 

Следует сделать вывод, что физическое воспитание – гарант всестороннего развития личности. Физическая культура и спорт являются фактором позитивного развития нравственно-волевой составляющей человека. Спорт, как и любая постоянная физическая активность, подразумевает большое количество физических и психических нагрузок [8]. Взаимоподчинение интересов всего коллектива, уважительное отношение, выполнение требований и правил формируют у людей, занимающихся физической активностью, такие черты характера, как сила воли, смелость и самообладание, решительность, уверенность в своих силах и силах коллектива, выдержка и дисциплинированность.

Роль спортивной психологии в современном спорте повышается с каждым годом. Активно идут исследования в области изучения психологических возможностей спортсменов [9].

О тяжелоатлетах говорят, что они всегда готовы пойти на самые крайние меры в поисках методов и приемов, которые помогли бы им в улучшении результатов. Известно, что основное качество тяжелоатлета – сила. Значит, он должен проявлять значительное мышечное напряжение, иначе говоря, поднимать на тренировках штангу значительного веса. Предполагается, что в ходе спортивного соревнования спортсмен должен продемонстрировать такие качества, как патриотизм, честность, мужество, героизм, спортивную злость, спортивный характер, проявляющиеся в стремлении к победе, достижению высоких результатов, мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.

Проявленные на соревнованиях спортсменами патриотизм, смелость, сила, выносливость и другие качества оцениваются положительно. Напротив, отсутствие патриотизма, нечестность, безволие, трусость, слабость спортсмена оцениваются отрицательно. Психологический тип спортсмена определяет то, как он подходит к тренировочному процессу, как воспринимает соревнование, воздействует на усилия, демонстрируемые в спортзале и на помосте.

Процесс социализации и развития духовных качеств через спортивный фактор имеет особое значение и содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Спорт как фактор социализации обеспечивает непрерывность, устойчивость и систематичность воздействия главным образом в плоскости взаимоотношений, основанных на взаимной ответственности и уважении.

Рассмотрим мотивы спортивной деятельности тяжелоатлетов, представленные в табл. 4.

Таблица 4

Мотивы спортивной деятельности атлетов

 

№ п/п

Определение мотива

1

Предрасположенность к движению

2

Стремление к физическим усилиям

3

Острота ощущений риска спортивных соревнований

4

Стремление к самоактуализации

5

Самоутверждение в успехе

6

 Самовыражение в движении

 

Спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система – это нормативно упорядоченная деятельность людей, которая возникает, во-первых, из соревновательного сопоставления физических, технических и интеллектуальных способностей людей; во-вторых, из совокупности социальных отношений людей, которые втягиваются в процесс подготовки (тренировок) и осуществления целого комплекса спортивной деятельности (соревнований).

В современных условиях особенное значение приобретает раскрытие теоретических и практических аспектов становления и развития философии спорта, а именно формирование ценности физического здоровья и спорта, ценностных ориентаций личности и общества, духовно-эстетического измерения спорта [10].

Сам процесс гуманизации спорта направлен на формирование личности, способной достичь высоких спортивных результатов, здорового образа жизни людей. Человекотворческая функция спорта, которая имеет общекультурную и объективную значимость, реализуется благодаря таким функциям, как социокультурная, оценочно-нормативная, гуманистическая, интегрирующая, коммуникативная, функция защиты внутреннего мира, познавательная, политическая, социализации, социальной мобильности, ценностного ориентирования [11].

Спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система обладает способностью к самоорганизации. Социально-коммуникативное и духовно-экзистенци­альное измерение спорта позволяет глубже осознать ценностный характер спортивной деятельности, выражающейся в гармонизации телесного, душевного и духовного начал. Общество должно быть другим, чтобы реализовывалась гармония спорта высших достижений, чтобы преодолеть отношение к спорту только как средству коммерциализации [12].

Спорт придает смысл индивидуальному бытию, поэтому спорт трансформируется в те или иные виды спортивной практики бытия человека и понимается как элемент самого жизненного процесса индивида, взаимосвязи духовного и материального, личностного и общественного. Сущностная связь спорта и духовности выступает опосредованным началом между интеллектом и инстинктом, переживанием человека своего отношения к миру спорта и обществу [13].

Спортивная этика – это эталон для оценивания действий спортсмена: занятия тяжелой атлетикой можно оценивать с позиций правильности выполнения, с позиций следования канонам и заветам мастера, с позиций биомеханики, спортивной хореографии, этики, эстетики, культуры движения.

Спорт как гуманистическая основа развития личности, укоренённая в самом образе личности, – это единство физического и духовного элементов человеческой деятельности, в котором основное место занимают спортивные (физические) доминанты культуры, моральные составляющие, приводящие в целом к спортивному прогрессу как личности, так и всего общества. Каждый человек должен осознать телесность своего физического бытия, являющегося основой духовности, чтобы существование и деятельность человека совпадали и приобретали смысл, который состоит из ценностей физических и духовных [14].

Спорт – это способ бытия человека, наполненного духом, а дух – состояние активности, иными словами, семантическое поле как совокупность предметных единиц спортивной культуры индивида, которые представляют собой предметное, понятийное и функциональное тождество процессов и явлений. Активные пропагандисты красоты здоровой человеческой телесности, ее сохранения добросовестно исследуют вместе с другими учеными здоровье в условиях физических нагрузок и спорта [15].

Таким образом, роль физической культуры в формировании основополагающих качеств и свойств личности безмерна [16]. Современная тенденция в утверждении здорового образа жизни как гарантия долголетия, профессионального и личного успеха отдельного индивида и общества в целом неразрывно связана с формированием интереса к физической культуре и спорту. Для эффективности осуществления намеченных целей необходимо и активное проведение национальной политики для популяризации и утверждения спорта и порождения интереса к нему со стороны подрастающего поколения. Формирование личности начинается с ранних лет, а точнее с рождения. Становление того или иного образа жизни подростков напрямую зависит от общей культуры нации, общественно-политического строя, развития здравоохранения в стране, а также политики, направленной на воспитание подрастающего поколения.

Физическая культура – это самостоятельная часть общей культуры человечества, влияющая на поведение человека в социуме. От формирования правильных понятий о физвоспитании зависит самостоятельное использование накопленных знаний, навыков, возможностей для своего физического совершенствования. Неправильно думать, что физическая культура направлена только на то, чтобы совершенствовать физическое телосложение и обеспечивать задачи двигательного характера.

Спорт – это взаимодействие физических способностей с интеллектуальным, эстетическим, духовным совершенствованием человека. Это самый важный вид воспитания на первых этапах становления личности. Любое бессистемное физическое обучение может навредить организму. Необходимо осознавать, что воспитание должно быть основано на строгой, правильно работающей системе. Сейчас главная задача состоит в обеспечении образовательных учреждений строго проработанной программой физического воспитания, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшими. Детское физическое воспитание играет большую роль в становлении ребенка как личности. Этому воспитанию нужно отдать весомую роль в образовательном процессе ребенка. При правильном подходе и соблюдении определенных правил ребенок вырастет здоровым и подготовленным к взрослой жизни.