Full text

Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), развивать у обучающихся самостоятельность…» [1]. В связи с этим в высшей школе уменьшается количество аудиторных часов на изучение многих дисциплин, при этом увеличивается количество часов на самостоятельную работу студентов; «соответственно, возникла проблема усвоения студентами большего количества информации за малый временной промежуток» [2].

Самостоятельная работа обязательна для каждого студента, определяется учебным планом и является важной составляющей процесса подготовки специалиста. Исследования показывают, что для успешного осуществления самостоятельной работы необходимо формировать навыки самостоятельной учебной деятельности студентов. В настоящее дефиниция «самостоятельная учебная деятельность» не исчерпывается единым определением; сошлемся на анализ педагогической литературы, понимая при этом «внутренне мотивированную, целенаправленную учебную деятельность обучающегося, структурированную и обладающую развивающим потенциалом, продуктом которой могут стать изменения в самом учащемся» [3]. В структуре учебной деятельности именно внеаудиторная самостоятельная работа занимает значительную часть общего учебного времени. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданиям педагога, без его непосредственного участия [4]. Анализ исследований о планировании и проведении внеаудиторной самостоятельной работы позволил выделить следующие ключевые аспекты:

-          проектирование домашних заданий разной тематики, направленных на самостоятельную учебную деятельность бакалавров;

-          обязательное включение в комплекс домашних заданий творческого задания прикладного характера (1–2 на семестр) с целью формирования навыков самосовершенствования;

-          четкое определение времени на выполнение каждого задания с целью развития навыков самоорганизации студента;

-          наглядное формулирование балльно-рейтингового оценивания каждого задания, направленное на самостоятельное определение уровня их выполнения;

-          своевременное консультирование по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы с целью формирования навыков саморазвития;

-          контроль за выполнением заданий [5].

 

Рис. 1. Мгновенное общение преподавателей и студентов

Выявленные аспекты можно реализовать с помощью технологий дистанционного обучения, под которыми будем понимать комплекс методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного изучения определенного объема информации с последующим контролем. Отметим сразу, что разработка дистанционных образовательных технологий в постановлении Правительства РФ является одной из основных задач развития отечественного образования до 2025 г. В настоящее время для поддержки дистанционного обучения самыми современными и перспективными являются сетевые технологии (Интернет), способствующие мгновенному общению преподавателей и студентов (рис. 1), и мобильная сеть в этом только помогает. Важной составляющей дистанционного обучения являются консультации у преподавателей, позволяющие им наблюдать за ходом усвоения учебной информации и организовать обучение на основе индивидуального подхода.

Как показывает практика преподавания, такая модель дистанционного обучения, как интеграция очных и дистанционных форм преподавания, уже проявила себя успешно в России. Данную модель можно использовать не только в вузе, но и в средних учебных заведениях, создавая дополнительные курсы для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях. Отметим, что в КубГУ на факультете математики и компьютерных наук в последние годы ведется работа по формированию навыков применения дистанционных технологий в двух направлениях: работа с «Интернет-конструктором инновационных технологий обучения ‘’Сила знаний’’» [6] и работа в модульной объектно ориентированной динамической обучающей среде, более известной во всех российских вузах страны как MOODLE (аббревиатура от английского названия Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). MOODLE является самой распространенной и известной средой дистанционного обучения с открытым кодом, свободной от лицензионных отчислений, позволяющей создавать, хранить, распространять учебные материалы, созданные преподавателем в электронном виде, обеспечивающей общение всех участников образовательного процесса, автоматизирующей процессы обучения, контроля и оценки [7]. В MOODLE КубГУ открыты курсы «Теория и методика обучения математике» (далее – ТиМОМ) и «Дискретная математика» по адресу http://moodle.kubsu.ru для бакалавров 3-го года обучения – будущих учителей математики. Все лекции, задания к лабораторным работам, тесты, индивидуальные задания по указанным дисциплинам отражены в MOODLE, где за каждое личное достижение студент получает соответствующее количество баллов, в любое время может задать вопрос как преподавателю, так и своим одногруппникам. За работу за весь семестр студент может получить максимальное количество баллов – 60, а на экзамене – максимально 40. Так как в зачетке выставляются отметки «3», «4», «5», то соответствующие им баллы: 60–78; 79–89, 90–100. Курсы ТиМОМ и дискретной математики состоит из трех разделов: Лекционная часть, Лабораторный практикум, Индивидуальные задания. Эти части состоят из: 1) модуль «Книга» – ресурс, аналог реальной книги с главами и под главами (рис. 2);

 

 

Рис. 2. Ресурс «Книга».

Представлены три главы и трактовка понятия «множество» через ресурс Глоссарий

2) учебный элемент «Задание» – ресурс с коммуникативными заданиями для студенческих работ и их оцениванием; 3) файлы: таблицы, алгоритмы, планы, задания – как для аудиторной лабораторной работы, так и для лекционных занятий; отметим, что презентации лекций выставляются в MOODLE после их рассмотрения в аудиторное время; 4) элемент курса «Тест» – ресурс, состоящий из вопросов разных типов по темам курсов ТиМОМ и дискретной математики с автоматическим оцениванием ответов студентов (рис. 3). На рис. 4 отражен один элемент курса ТиМОМ «Лабораторный практикум».

 

 

Рис. 3. Ресурс «Тест».

Представлен вопрос номер 28, всего 33 вопроса, что отражено слева

После проведения экзамена по дисциплинам ТиМОМ и дискретная математика студентам была предложена анкета с целью выяснения их отношения к работе в MOODLE и определения уровня сформированности у них навыков и умений организации самостоятельной работы. Им задавалось 13 вопросов: 1. Сколько дисциплин с помощью MOODLE вами было изучено? (Перечислите.) 2. Сколько времени в среднем (приблизительно) Вы уделяли самостоятельной работе с материалами каждого занятия курса? 3. Вам хватало установленного преподавателем времени на каждое задание? 4. Помогала ли Вам работа в MOODLE в нормировании, планировании и организации своей самостоятельной работы? 5. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе обучения с применением MOODLE? 6. Контролировали ли Вы свои баллы за каждое проверенное задание? 7. Балльное оценивание в течение всего семестра Вам как-то помогало в учебе? 8. Способствует ли работа в MOODLE лучшему усвоению информации по конкретной дисциплине (способствовала ли работа в MOODLE успешной сдаче экзамена)? 9. Перечислите модули (элементы: Wiki, Анкета, База данных, Глоссарий, Задания, Лекция, Тест, Семинар и другие; ресурсы: Книга, Гиперссылка, Папка, Файл и другие), которые Вы считаете наиболее содержательными, полезными и эффективными в самостоятельном обучении? 10. Задания творческого характера Вы выполняли с удовольствием (хватало ли времени на его подготовку) или просто зарабатывали баллы к экзамену? 11. Какие дополнительные модули хотелось бы видеть на портале? 12. Как Вы считаете, необходимы ли такие дистанционные курсы по дисциплинам ТиМОМ и дискретная математика в MOODLE как дополнение к аудиторным занятиям в университете? 13. Порекомендовали ли бы Вы своим знакомым пройти обучение на данном дистанционном курсе?

Почти 80 процентов респондентов было за то, чтобы ко всем изучаемым дисциплинам было такое дистанционное сопровождение, как MOODLE. Распределение по баллам и по времени всех заданий в MOODLE действительно помогает в нормировании, планировании и организации своей самостоятельной работы; по словам опрошенных, в конце семестра начинает вырабатываться привычка не откладывать выполнение заданий на последний момент, а строго планировать учебное время. Также отметим, что к творческому заданию студенты отнеслись с большим интересом. На рис. 5 представлено творческое задание, выполненное студентами III курса: «Стендовый доклад к научно-практической конференции в рамках интеграции математики и таких дисциплин, как химия, биология и даже кристаллография» [8].

В заключение отметим, что для преподавателя создание таких дистанционных курсов, как ТиМОМ и дискретная математика, – это достаточно кропотливая работа, занимающая огромную часть времени на разработку дистанционного курса, внедрение в учебный процесс – включение его в рабочую учебную программу, управление самостоятельной работой студентов, своевременное оценивание заданий с обязательным комментированием отметок. Только правильно организованная работа с наполненными учебными модулями-ресурсами и элементами выделенного курса в дополнение к учебной дисциплине по учебному плану способствует формированию самостоятельности студентов.

 

Рис. 4. Раздел «Лабораторная часть» курса ТиМОМ в MOODLE

 

 

 

Рис. 5. Стендовый доклад «Многогранники вокруг нас»