Новое течение времени вносит свои преобразования в развитие любой системы страны. Экономический прогресс государства в значительной мере зависит от степени образованности людей, живущих и обучающихся в ней.
По словам немецкого педагога А. Дистервега, образование – это важнейший стратегический ресурс страны. Развитие человеческого капитала – условие её конкурентоспособности в будущем. Повышение качества образования граждан способствует не только росту экономики, но и решению важных социальных задач, преодолению бедности и становлению демократии.
В современных социально-экономических условиях проблема качества образования рассматривается как национальная идея, как фактор повышения уровня жизни, определяющая успешное развитие человека и общества. Поэтому сегодня к качеству образования проявляется большой интерес как со стороны государства, так и со стороны общества.
С целью повышения качества образования в нашей стране проводятся реформы, появляются новые государственные образовательные стандарты либо происходит обновление действующих на всех уровнях российской образовательной системы.
Для системы дошкольного образования сегодня действует законодательно закреплённое в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» понятие «качество образования» [1], введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС ДО) [2], появились новые образовательные программы, создаются условия для их реализации, однако уровень качества образования не повышается, а наоборот, отмечена тенденция к его снижению [3].
Почему так происходит, каковы причины снижения образовательного качества и как способствовать его повышению?
Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много внимания как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.
Словарь русского языка С. И. Ожегова предлагает следующую трактовку понятия качества: это «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость» [4].
В отечественной литературе существует несколько основных подходов к рассмотрению понятия «качество образования».
М. М. Поташник рассматривает качество образования как соответствие требованиям образовательных стандартов. Согласно его точке зрения, качество необходимо понимать как «соотношение цели и результата, меры достижения целей, при этом цели (результаты) заданы только операционно и предусмотрены в зоне потенциального развития обучающегося» [5].
По мнению В. А. Качалова, «качество образования зависит не только от результатов учёбы, но и от системы, модели, организации и процедур, которые гарантируют обучающимся получение комплексного личного и общественного развития, способного удовлетворить их образовательные потребности и позволяющего внести вклад в дальнейшее развитие общества в целом» [6].
По-другому взглянуть на качество образование предлагает М. В. Рыжаков. Он рассматривает качество образования как соответствие образовательных услуг ожиданиям общества и обращает внимание на тот факт, что с позиции потребителей всё сильнее выступает социальный аспект в концепции формирования компетентности будущих специалистов [7].
Изучив мнения учёных (К. Ю. Белой, Л. Г. Богославец, Н. А. Виноградовой, А. А. Майер, О. А. Сафоновой и др.) о качестве дошкольного образования, мы определили, что оно призвано обеспечить целый ряд значимых характеристик. К их числу относятся следующие:
- Гарантированная реализация минимальных стандартов образования, т. е. качество образовательного процесса, способного создать условия для достижения ребёнком такого уровня образованности, который позволит ему осуществить качественный переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.
- Способность субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их: качества полноценного развития ребёнка, сохранения его здоровья; качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольной образовательной организации; качества управления системой дошкольного образования.
- Способность отвечать требованиям основных и косвенных потребителей, а также всех заинтересованных сторон, т. е. качество результатов, которые способны удовлетворить ожидания и запросы заказчиков (в первую очередь родителей) и соответствовать государственным нормативам.
- Тенденция к совершенствованию, т. е. стремление не только к реальному, но и потенциальному качеству образования в дошкольной образовательной организации.
Обратимся к зарубежным исследованиям по проблеме качества дошкольного образования, носящим лонгитюдный характер.
Учёные (В. Титце, М. Текстор, В. Фтенакис и др.) [8] в своих исследованиях определяют факт того, что благоприятные изменения в развитии дошкольников, зафиксированные через несколько лет после их выпуска из детского сада, в среднем на 50% зависят от причин, заданных извне, таких, как материальные ресурсы; уровень подготовленности педагогических кадров; наполняемость групповых комнат; время, отводимое педагогу для подготовки к осуществлению непосредственно образовательной деятельности с детьми; размер внешних и внутренних помещений, используемых в педагогическом образовательном процессе и др. Если применить эти характеристики к нашей системе образования, то их можно отнести к условиям реализации образовательной программы, т. е. к одному из требований ФГОС ДО.
Оставшиеся 50% относятся к внутренним причинам, а конкретнее – к качеству образовательной деятельности, осуществляемой непосредственно в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). И речь здесь не столько об условиях реализации образовательной программы, сколько о педагогической деятельности воспитателей, в которую входит: наблюдение за детьми, ведение документации, учёт баланса интересов группы и каждого отдельного ребёнка, а также способы взаимодействия с детьми и их родителями [9].
Таким образом, половина благоприятных изменений зависит от педагога, находящегося с детьми, от того, как он умеет выстраивать свою педагогическую деятельность; как владеет технологиями, методами, формами и т. д. Профессионализм педагога является условием достижения качественного образования. Приоритет субъектной позиции по отношению к самому себе позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Педагогу необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, добросовестно относиться к своей профессиональной деятельности.
Согласно проекту концепции и содержания профессионального стандарта, педагог является ключевой фигурой в образовании. Именно от его интеллекта, профессионализма, системы нравственных ценностей зависитвоспитание и обучение детей.
Мы вполне согласны с данной точкой зрения, потому что, действительно, качество во многом зависит от человеческого фактора, жизненных и профессиональных установок людей, их грамотности, отношения к своей профессиональной деятельности.
В условиях интенсивных изменений, происходящих сегодня в системе дошкольного образования, педагогическая деятельность становится всё более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы [10]. Возникает потребность в педагоге, способном реализовывать идеи ФГОС ДО и проектировать свою педагогическую деятельность с учётом достижений науки, передового педагогического опыта, а также её творческого переосмысления.
На основании изложенного выше назревает вопрос о готовности педагога к обеспечению качества дошкольного образования в контексте смены образовательной парадигмы. Если вернуться к разговору о качестве образования, каким, по их мнению, оно должно быть, что для них означает быть педагогом нового времени, заинтересованы ли они в своей профессии, в повышении уровня своего профессионализма, какие трудности испытывают в процессе профессиональной деятельности, а также какие условия создаются в конкретных ДОО для помощи и поддержки их профессионального развития?
Готовность педагога дошкольной образовательной организации к обеспечению качества можно сравнить с готовностью педагога качественно выполнять свою трудовую деятельность, т. е. насколько он профессионален в своём деле. Под профессионализмом всегда подразумевается высокий уровень выполнения профессиональной деятельности. В современных условиях профессионализм особенно важен для успешной деятельности педагога, поскольку он напрямую влияет на качество образования, в данном случае дошкольного.
В ходе изучения соответствующих источников мы обнаружили, что проблема готовности педагога к обеспечению качества образования, в том числе дошкольного, освещена недостаточно.
Вместе с тем в психолого-педагогических источниках достаточно полно анализируется проблема формирования готовности специалистов к профессионально-педагогической деятельности (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.). Учёные рассматривают этапы формирования готовности как взаимосвязь трёх основных этапов формирования личности:
- начало обучения в общеобразовательной школе;
- начало получения профессионального образования (профессиональное самоопределение);
- самостоятельная профессиональная деятельность.
Проблему психологической готовности к педагогической деятельности изучали учёные О. В. Борденюк, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Т. В. Иванова, Н. В. Кузьмина, Ю. П. Поваренков, В. А. Сластёнин, В. Д. Шадриков и др. Говоря о ней, исследователи используют различную терминологию: профессиональная готовность психики специалиста (Ю. В. Прошунина, В. А. Сластёнин), готовность к восприятию и решению педагогических задач (Н. В. Кузьмина), психологическая готовность к педагогической деятельности (Т. В. Иванова, О. В. Борденюк), социально-психологическая готовность к решению различного вида педагогических задач (А. А. Деркач).
Кроме того, вопросы формирования готовности педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности рассматриваются сегодня в контексте компетентностного подхода (А. В. Антонова, С. А. Козлова, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина, Н. Ф. Талызина и др.). Следует отметить, что в связи со сменой образовательной парадигмы компетентностный подход обретает всё большую актуальность. Это может свидетельствовать о том, что современному педагогу необходима психолого-педагогическая поддержка, направленная на развитие профессиональных компетенций, актуальных сегодня.
Если сравнивать проблему готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности и проблему готовности педагога к обеспечению качества, можно отметить, что полученных в вузе знаний недостаточно для того, чтобы обеспечивать образовательное качество. Иметь знания ещё не значит быть компетентным. Знать технику плавания – не значит уметь плавать. Владеть методами измерения и математическими методами анализа их результатов – не значит уметь вести экспериментальные исследования. Личный опыт молодому специалисту ещё предстоит обрести, и здесь многое будет зависеть от того, как он сможет реализовывать свои знания в практической профессиональной деятельности, окажут ли ему поддержку более опытные педагоги, к которым сегодня предъявляются качественно новые требования. Педагоги ДОО также нуждаются в поддержке, связанной с необходимостью постоянного совершенствования имеющихся профессиональных компетенций и развития новых компетенций.
Таким образом, можно констатировать определенную дефицитарность психолого-педагогических знаний о проблеме готовности педагога к обеспечению качества дошкольного образования.
Всё это указывает на необходимость тщательного изучения проблемы качества дошкольного образования и готовности педагогов дошкольной организации его обеспечивать. Далее мы планируем детальное изучение актуальных на сегодняшний день профессиональных компетенций, определяющих профессионализм современного педагога и оказывающих значительное влияние на эффективность его профессиональной деятельности, а значит, и на качество образования, в нашем случае дошкольного, а также изучение условий, организованных в конкретных ДОО с целью формирования готовности педагога к обеспечению образовательного качества. К данным условиям можно отнести: стиль управления педагогическим коллективом, организационную культуру ДОО, методическую работу и др. Особенно важным аспектом здесь являются межличностные отношения; необходимо понимание того, каковы они в конкретной организации, стараются ли педагоги понять и поддержать друг друга, являются ли они на самом деле коллективом, работают ли одной командой, понимают ли, что заняты общим делом; трудится ли руководство ДОО в режиме развития, в режиме общего дела, способствует ли созданию среды, необходимой сегодня педагогу для того, чтобы быть готовым к обеспечению образовательного качества. Ведь климат, созданный в ДОО, напрямую влияет на качество образования, так как условия, в которых «живёт» и развивается педагог, опосредуют его деятельность, а значит, напрямую влияют на развитие детей, следовательно, на образовательное качество.
Мы предполагаем, что наше исследование позволить выявить дефициты и трудности в профессиональной деятельности педагога ДОО на современном этапе, что будет способствовать в дальнейшем выработке практических шагов по решению обозначенной проблемы, наметит перспективы в развитии профессиональных компетенций, необходимых педагогу для готовности к обеспечению качества дошкольного образования.