Full text

В современной российской педагогике в настоящий момент существуют актуальные проблемы, такие как преподавание дисциплин естественных наук в средней школе, и в частности предмета химия в старших классах, формирование познавательной культуры. В связи с тем что в условиях российской школы в старших классах на первом плане у большинства обучающихся находится подготовка к обучению в высших учебных заведениях, их отношение к химии различается в зависимости от необходимости сдавать выпускной экзамен по данному предмету.

Химия в современной жизни играет ведущую роль, так как эта наука применяется буквально во всех жизненно важных отраслях: промышленной сфере, сельском хозяйстве, строительстве, фармакологии, медицине, строительстве, экологии и других сферах человеческой жизнедеятельности. В соответствии с вышесказанным перед учениками средней школы ставятся определенные задачи. В первую очередь это осознанное и глубокое изучение основных положений химической науки – ее базовых понятий, основных законов, учений и теорий, а также приобретение теоретических знаний и практических умений в области химии, таких как развитие познавательных и мыслительных способностей обучающихся. Перед учителем средней школы стоит задача научить старшеклассников овладевать знаниями самостоятельно, сформировать всестороннее понимание роли химической науки в обществе, ознакомить школьников с применением химии в различных отраслях промышленности, деятельности человека. Также важна роль учителя в подготовке старшеклассников средней школы к осознанному выбору будущей профессии с учетом индивидуальных способностей каждого из учеников [1].

Содержание курса преподавания химии в средней школе не только включает в себя знакомство учеников с основами этой науки, но и формирует у учащихся научную картину мира, способствует всестороннему развитию личности, вызывает интерес к предмету, закладывает основы бережного отношения к экологии. Самый необходимый минимум образовательной науки химия разработан с учетом современных тенденций развития этой науки. Изучение такой многогранной науки, как химия, в рамках общеобразовательной программы обеспечивает высокое интеллектуальное развитие выпускников средних школ.

Кратко рассмотрим цели, которые ставятся перед старшеклассниками при изучении химии в средней школе:

  1. Овладение основными понятиями и символами науки, формирование начальной системы представлений о химических элементах, их взаимодействиях и применении на практике.
  2. Формирование материальных представлений об окружающем мире, осознание необходимости химической науки.
  3. Развитие способностей подвергать анализу и умения оценивать явления, которые связаны с химией, приобретение навыков обращения с веществами, которые используются в повседневной жизни, с целью их безопасного применения; умение организовать экологически безопасное поведение с целью сохранения собственного здоровья и окружающей среды.
  4. Установление связей между химическими явлениями, которые наблюдаются на уроках, и процессами, происходящими в повседневной жизни, объяснение многообразия веществ: как зависят их свойства от их строения и состава, а также как применяются вещества в зависимости от их свойств.
  5. Изучение веществ путем различных методов: наблюдения за их взаимодействиями и перехода из одного состояния в другое в процессе проведения различных химических экспериментов в лабораторных условиях с применением необходимого оборудования.
  6. Формирование осознания огромного значения химии в промышленности и экологии, в решении проблем загрязнения окружающей среды, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Однако далеко не все старшеклассники, которые обучаются в общеобразовательной школе, осознают необходимость изучения предмета химии. Поэтому в результате такие ученики по окончании школы не могут обладать компетенциями, которые связаны с основными понятиями органической и неорганической химии. В связи с этим актуальной задачей современной педагогики является исследование специфики познавательной культуры учащихся по отношению к другим задачам педагогики и научных путей ее развития.

В современных образовательных условиях учитель химиидолжен не только владеть на высоком уровне знаниями по предмету, методиками преподавания и современными педагогическими технологиями, но и уметь применить на практике эти умения. Необходимо моделировать и комбинировать различные педагогические ситуации, чтобы постоянно провоцировать интерес обучающихся к получению новых знаний по предмету химия.

Нужно отметить, что в практической педагогике традиционные методы обучения уже в значительной мере утратили свою актуальность на современном этапе развития общества. Сейчас очень востребованы активные формы обучения в связи с их высокой эффективностью, именно они и выдвигаются на первый план. Основной задачей внедрения активных форм обучения является формирование конкурентоспособного, самостоятельного, творческого и всесторонне развитого человека. Поэтому в поисках новых путей совершенствования процесса обучения нужно учитывать не только методы передачи информации, но и модернизацию методов формирования у детей практических умений и навыков.

Активность учеников на уроках химии – это прямая реакция на то, какие педагогические методы и приемы применяет учитель в своей работе. Под активными методами обучения нужно понимать те, которые могут по максимуму повысить уровень познавательной активности старшеклассников и стимулируют их к получению все новых знаний по данному предмету.

В методической литературе по педагогике существуют стандартные и нестандартные методы обучения. Именно нестандартные формы проведения занятий способны сделать уроки химии интересными и увлекательными и привлечь интерес учеников к изучению этого предмета. К таким методам можно отнести проведение занятий в виде конференции, соревнований, конкурсов, викторин, диспутов, аукциона знаний, экскурсии, интервью, лекции, творческого отчета и др. [2]

Химия очень тесно связана с естественными, гуманитарными науками, так как обоснование некоторых химических явлений требует обращения к географии, физике, истории, биологии и другим дисциплинам.

Одним из главных принципов разработки образовательного процесса по химии является учет межпредметных связей. Но для их успешного применения у учителя должен быть очень высокий уровень личностного развития, широкий кругозор, чтобы свободно применять данный метод преподавания. В процессе обучения старшеклассников химии учитель опирается на подготовку обучающихся по другим учебным дисциплинам и формирует основу для дальнейшего изучения некоторых вопросов на уроках физики, биологии, географии. Правильная реализация межпредметных связей позволяет старшеклассникам проявить активность в изучении предмета химии и одновременно повышает мотивацию к расширению знаний по другим предметам. Акцентирование внимания на значении изучаемой темы по химии для знаний смежных предметов вызывает повышенный интерес у учеников, концентрирует внимание, развивает память и логическое мышление. Подготавливая проведение подобных уроков, нужно обязательно учитывать общий уровень подготовленности учеников, так как реализация межпредметных связей происходит на разных этапах познавательной деятельности. Любой учитель задается вопросом о мотивации обучения и развитии познавательного интереса учащихся к его предмету. В данном аспекте возможности не имеют границ – на уроках химии ученики проводят различные опыты, прогнозируют результаты, на практическом опыте проверяют теоретические знания. Учащиеся определяют массовые доли вещества в растворах, процентное соотношение смесей, выход продукта от теоретически возможного, но это невозможно без математических знаний. При изучении химических элементов и веществ возможно осуществить связь с географией, обратить внимание учеников на нахождение их в природе, при этом учитель работает с географической картой. Однако в осуществлении межпредметных связей могут быть некоторые затруднения: не всегда могут совпадать сроки изучения материала по химии с другими предметами, и в связи с этим не может быть использована некоторая информация при изучении определенной темы по химии [3].

Из вышеприведенной информации следует, что применение межпредметных связей дает высокую результативность. Ученики старших классов формируют свою активную жизненную позицию, стремятся применять полученные знания на уроках химии на практике. Повышается интерес к изучаемой науке, мотивация к обучению, активизируется мыслительная деятельность учащихся.

За последнее десятилетие в современной педагогике в средней общеобразовательной школе уже заметно развитие новых тенденций, направленных на усиление личностного развития. К этим тенденциям можно отнести индивидуальный подход в обучении, творческую направленность среднего образования и применение современных технологий в процессе обучения. В педагогической деятельности все чаще применяются понятия «исследование» и «исследовательская деятельность», однако при этом нет их четких определений. Исследовательские способности учащихся старших классов средней школы представляют собой некоторые умения: видеть проблему, вырабатывать гипотезу, наблюдать, проводить эксперимент, давать определение понятиям и многие другие.

В настоящий момент существует разделение на школы или на классы гуманитарной направленности и технического профиля. В связи с этим преподавание химии тоже имеет свои специфические особенности и направления.

В классах гуманитарного профиля курс преподавания химии рассчитан на то, чтобы выпускник средней школы усвоил только основы химических знаний. Это необходимо для ориентации в общественно значимых ситуациях, которые связаны с химией. Курс химии для средних школ гуманитарной направленности профиля должен быть в значительной мере культурологическим, который раскрывает роль химии в качестве элемента человеческой культуры.

В содержании преподавания курса химии для средних учебных заведений и классов технического профиля должны раскрываться основные направления, в которых химия используется в разнообразных сферах производственной деятельности, таких как строительство, машиностроение, сельское хозяйство и др. Так как разнообразие специальностей, которые требуют знания химии, очень большое, проблематика может варьироваться в зависимости от производственного окружения населенного пункта и технических возможностей самой школы. Эти факторы определяются самим педагогом.

Если рассматривать позиции, по которым определяются принципы формирования познавательной культуры, то в таком случае учитывается, что разные типы познавательных культур определяются концепцией истины, которая принята за основу определенным социумом. Говоря о старших школьниках, нужно обязательно брать во внимание, что данная социальная группа состоит из подростков, истиной для которых является знание, полученное в значительной мере эмпирическим путем, так как в настоящее время авторитеты родителей и учителей имеют меньшее значение.

Современные исследования в области преподавания химии указывают на то, что ключевой является активизация познавательного процесса, которая осуществляется при условии активного взаимодействия школьников с дидактическим составляющим предмета [4].

Таким образом, можно выделить главные принципы формирования познавательной культуры старшеклассников, ими должны стать следующие положения:

-          организация учебного процесса, который благоприятен для свободного выражения мнения при обсуждении вопросов относительно некоторых положений химии;

-          в приоритете деятельное познание законов химии посредством экспериментальной деятельности;

-          определение границ химической науки современности, наличие уже имеющихся постулатов и новых направлений развития;

-          предложение способов и методов реализации процесса обучения, которые позволяли бы учитывать этнокультурные и религиозные особенности учеников.

Данные принципы должны стать основой для разработки критериев для выбора инструментов методического сопровождения образовательного процесса [5].

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Как видно из практики, использование нестандартных форм уроков носит систематический характер, при подобной педагогической деятельности ученики значительно легче и быстрей будут воспринимать как теоретический материал, так и способы его практического применения. Такие формы проведения занятий выполняют функции одновременно познавательные и воспитательные. На подобных уроках старшеклассники могут применить приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, также привлекаются к активной работе более слабые учащиеся. Такая работа развивает логическое мышление, развивает смысловую и образную память. Все эти факторы разносторонне развивают личность обучающихся, учат аргументированно доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивают чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формируют осознанные нормы поведения, учат внимательности, терпимости и самообладанию, сообразительности и скорости мышления. При соблюдении всех вышеперечисленных условий ученики с огромным удовольствием изучают химию и показывают свои знания и умения, а также могут применять их на практике.