Full text

Современные тенденции в теории и практике педагогической деятельности определяют одним из основных направлений работы с детьми и подростками их всестороннее развитие на уровнях личностных, предметных и метапредметных результатов. Одной из важнейших характеристик личностного развития при этом становится актуализация и развитие творческих начал личности ребенка. Стоит здесь привести слова Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [1]. Не секрет, что научить творчеству можно лишь тогда, когда сам процесс обучения становиться максимально творческим, способствующим к привитию творческих способностей у детей и подростков [2].

Создание творческой среды обучения в современной школе, на наш взгляд, можно реализовать одним из двух основных путей, охарактеризованных ниже.

Первый путь заключается в идее включения отдельных инструментов обучения творчеству в уроки по традиционным школьным предметам. Однако несмотря на традиционность самих уроков, их структура и содержание должны стать инновационными – творческими, необычными, с включением инструментов развития творческого начала ребенка и постоянной актуализацией его креативности (слово «креативность» здесь и далее употребляется в значении, как способность к творческой деятельности).

За основу реализации этой идеи нами был взят опыт проведения креативных уроков в системе НФТМ-ТРИЗ (непрерывного формирования творческого мышления на основе теории решения изобретательских задач) профессора М. М. Зиновкиной [3].

Кратко охарактеризуем этапы предложенного автором спаренного креативного урока в системе НФТМ-ТРИЗ (см. рис. 1).

 

 

 


Рис. 1. Креативный урок в образовательной системе НФТМ-ТРИЗ

 

Мотивация представляет собой специально отобранную систему интересных фактов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления, или, как его называют, «эффект чуда».

Содержательный блок соединяет программный материал учебного предмета с системой заданий, направленных на развитие дивергентного, логического мышления, творческих способностей учащихся, способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической и технической грамотности.

Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряженной умственной и эмоциональной нагрузкой и напряжением скелетной мускулатуры, вегетативными сдвигами. Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств. Поэтому обязательным блоком на уроке является психологическая разгрузка, которая реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему подвижно‑эмоциональных игр, театрализацию и др. Осуществляется релаксация за счет положительных эмоций, что служит хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка.

Следующий блок представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в которых реализована оригинальная идея. Это своеобразный тренинг учащегося по преодолению инерции мышления, развитию смекалки и созданию всплеска положительных эмоций в результате её решения, появление уверенности в своих творческих возможностях. Решение головоломки требует от ученика нетрадиционного поворота мысли. Происходит развитие парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения. Система головоломок пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес ребенка к исследовательской деятельности и интеллектуальную активность.

Интеллектуальная разминка позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Она содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Ценность данного компонента урока заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы; выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления; формируются навыки управления отдельными этапами творческого процесса принятия решений.

При реализации компьютерной интеллектуальной поддержки используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др. Переход от выполнения заданий с реальными объектами на виртуальные объекты позволяет реализовать переход от внешнего плана действий во внутренний план, то есть в мыслительный. Выполнение заданий способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей и др.

Резюме обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.

Несмотря на обоснованность и продуманность спаренного креативного урока, его включение в современное школьное образование весьма затруднено. Нет возможности ставить спаренные уроки по отдельным предметам, этому мешают либо санитарные ограничения для школьников младшего возраста, либо учебный план, в котором обозначен всего лишь один учебный час в неделю на изучение предметного материала. Ко всему прочему, включение спаренных уроков затруднено техническими возможностями проведения отдельных его этапов, например, этапа «Компьютерная игра».


Таким образом, в современном школьном образовании требуется модификация идеи спаренного креативного урока. Такую модификацию можно предложить, комбинируя и соединяя некоторые его этапы. В результате преобразований у нас появился так называемый креативный моноурок (рис. 2) [4].

 

Рис. 2. Структура креативного моноурока

 

Легко заметить, что в этой обновленной структуре соединены блоки «Головоломка» и «Интеллектуальная разминка» и отсутствует проблемный с технической стороны блок «Компьютерная игра».

Не раскрывая в настоящей статье подробного описания всей структуры креативного моноурока, остановимся на двух, на наш взгляд, наиболее «необычных» его этапах, реализующих творческий подход к актуализации креативности у школьников.

Первый из таких этапов, бесспорно, этап мотивации. Одна из глобальных проблем современного школьного образования – низкая мотивация обучающихся к учебной деятельности. Решить эту проблему пытаются многие исследователи; мы предлагаем свой взгляд на возможное ее решение – использование в учебном процессе дидактического инструмента «Удивление чудом».

Этот дидактический инструмент предполагает включение в начало урока «необычного» дидактического материала (видео или аудио контента, необычных вещей, сказок, притч, легенд, нестандартных задач и т. п.), вызывающего удивление у учащихся и желание «решить» проблему, понять, как «это устроено», разгадать тайну.

Рис. 3. К примеру 1

Приведем пару примеров.

Пример 1 (математика). Откуда взялась «лишняя» клетка (рис. 3)?

Разгадывая «тайну» появления клетки, мы невольно подводим детей к поиску закономерностей, возникающих при перестановке частей многоугольника, и как следствие, к изучению свойств площади.

Пример 2 (русский язык). Как вы думаете, есть ли что-то общее у быка и пчелы? Назовите как можно больше сходств.

В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. У некоторых народов России есть в употреблении такое слово «бучать», что означает «реветь», «гудеть», «жужжать». А вспомните слово «букашка». Правда, оно похоже на слово бык? Вот такой удивительный наш язык, в нём, казалось бы, совершенно непохожие друг на друга слова могут оказаться родственными!

Примеров использования дидактического инструмента «Удивление чудом» можно привести огромное количество: от универсальных – письма из давних времен на бересте, до специальных – физических приборов, используемых на уроках по другим предметам (своеобразное применение технологии «Бриколаж»). Многие из них собраны в специальном, организованном нами и пополняющемся учителями со всей страны, электронном каталоге «Удивление чудом» [5].

Рис. 4. Головоломка «Неразлучные подковы»

Второй этап, также заслуживающий отдельного внимания с позиций актуализации детского творчества – этап «Головоломка (интеллектуальная разминка)». Головоломка, предложенная учащимся в середине урока, заставляет учащихся задуматься, «пошевелить» мозгами, это своеобразная интеллектуальная встряска, сопровождающаяся мыслительной деятельность в направлении нестандартных решений, дающая толчок для плодотворной работы на втором содержательном этапе урока.

Рис. 5. Пример ребуса

В качестве головоломки могут быть предложены не только реальные объектные головоломки (танграм, кубик Рубика и т. п.), но и более простые их модификации, часто изготовленные самими детьми или взрослыми вместе с детьми [6]. Например, одной из таких головоломок может являться топологическая игрушка «Неразлучные подковы» (рис. 4).

Головоломками могут стать ребусы, кроссворды, необычные предметные задания, заставляющие ребенка нестандартно мыслить.

Так, например, на уроках математики при изучении признаков делимости в 6-ом классе могут быть применены арифметические ребусы (рис. 5). Они не только будут способствовать подведению учащихся к необходимости знания признаков делимости, но и в значительной мере будут направлены на развитие логики, комбинаторных способностей, критичности мышления, помогут развить математическую память. Ко всему прочему, ребусы позволять провести тренировку применения таблиц сложения и умножения.

Огромным пластом здесь также являются задачи открытого типа [7]. Мы уже много и подробно писали о них, например, в нашей книге [8]. Однако эти задачи можно использовать не только как материалы дополнительного образования, они отлично подходят для этапа «Головоломка», не занимают много времени, но эффективно действуют на развитие креативности учащихся и их интеллектуальных способностей [9].

Огромное количество задач открытого типа, которые могут быть использованы для этапа «Головоломка», собраны нами в онлайн-каталоге [10].

Таким образом, использование инструментов «Удивление чудом» и «Головоломка» на соответствующих этапах креативного урока в значительной степени дает возможности развития креативности детей и подростков, при этом не меняя существенно содержания школьного образования.

Вторым путем создания творческой среды обучения в современной школе, на наш взгляд, может являться включение в дополнительное образование школьников (во внеурочную деятельность, например) отдельных образовательных курсов, непосредственно формирующих и развивающих креативность обучающихся.

Нами уже разработано несколько таких курсов. В настоящей статье не ставиться цель подробно рассказать о них, потому мы ограничимся краткой характеристикой и, по возможности, ссылками на ресурсы, связанные с ними.

1. В дошкольном образовании нами уже несколько лет успешно реализуется курс «Увлекательные игры с Совёнком» (развитие творческого мышления детей дошкольного возраста).Цель курса – развитие интеллектуальных способностей ребенка через игровые формы деятельности, представленные цепочками «встреч с чудом» в формате игровых ситуаций, головоломок и задач открытого типа. Ожидаемый результат характеризуется тем, что, работая в книжке-раскраске и выполняя творческие задания Совёнка и его помощников – гномиков, ребёнок учится видеть необычное в обычном, рассуждать, спорить, доказывать, сопоставлять, критически подходить к решению различных проблем. Реализуется через отдельный образовательный курс с использованием авторского пособия – книги-раскраски [11]. В приложении к ней приведены самодельные головоломки к каждому занятию, которые надо подготовить вместе с ребёнком, одновременно прививая детям навыки работы с клеем, красками, цветными карандашами, фломастерами и ножницами.

2. Система курсов «Эвристические методы обучения младших школьников научному творчеству» реализуется для учащихся начальной школы в дистанционном формате на нашем сайте в авторской информационной системе [12]. Цель курсов – повышение уровня сформированности основных характеристик проявления инновационного мышления учащихся, характерного для научного творчества, через решение систем задач открытого типа. В результате прохождения курса ребёнок научится: использовать методы и приёмы преодоления психологической инерции; применять приёмы и методы, направленные на активизацию творческого воображения и фантазии; использовать методы, приёмы и идеи, направленные на генерирование творческих идей и повышение эффективности решения творческих задач. Реализуется через отдельные курсы (авторские пособия) [13–25], состоящие из систем занятий, направленных на обучение детей отдельным адаптированным приёмам, методам и идеям научного творчества, подобранных так, чтобы ребёнок мог самостоятельно реализовывать алгоритм исследования объекта. Каждое занятие начинается со специально организованной беседы персонажей курса с учеником. Возникающие проблемные ситуации решаются персонажами курса с постепенным описанием метода и показом способа его использования при решении задач. Ключевым средством выбраны задачи открытого типа – ситуации с размытым условием, предполагающие разнообразие путей поиска решения и имеющие в итоге результат, который можно применить к условию.

3. Последние три года нами активно разрабатывается курс «Тренинг креативного мышления» для учащихся 5–6-х классов основной школы [26]. Цель курса – создание многофункциональной образовательной среды, направленной на научно-методическую поддержку и развитие творческой деятельности школьников, которая реализуется через систему задач: включение детей в процесс освоения современными методами научно-технического творчества; создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника; создание условий для формирования креативного мышления учащихся. В результате прохождения курса ребёнок научится: использовать методы и приёмы преодоления психологической инерции; применять приёмы и методы, направленные на активизацию творческого воображения и фантазии; использовать методы, приёмы и идеи, направленные на генерирование творческих идей и повышение эффективности решения творческих задач. Реализуется через специальный курс во внеурочной деятельности (1 час в неделю), состоящий из занятий – креативных уроков по системе НФТМ-ТРИЗ. Курс имеет модульную структуру: каждый модуль посвящен отдельным приемам фантазирования и генерации идей, завершается модуль занятием в активной форме (креатив-бой, турнир юных Почемучек или мини-спектакль на основе задач открытого типа). Курс является продолжением курсов «Совёнок» начальной школы и призвана обобщить и систематизировать представления школьников об отдельных методах и приемах генерирования творческих идей и развития воображения и фантазии.

4. Разработан курс для учащихся 7–9-х классов основной школы «Изобретательская геометрия» [27]. Цель курса – формирование целенаправленного и осознанного мыслительного процесса через ликвидацию психологической инерции при нахождении решения творческих изобретательских задач и перенос инструментов и методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в математическую и межпредметную область. Реализуется в дополнительном образовании школьников (за счет часов кружков и факультативов). В структуре курса насчитывается 102 занятия – по одному часу в неделю в рамках обучения учащихся 7–9-х классов в основной школе. Одной из ключевых идей курса является знакомство учащихся с фондом эффектов ТРИЗ (параллельно с изучением свойств фигур в курсе геометрии в основном образовании) – основой концепции конструирования новых идей в изобретательской деятельности. Вторая идея – проведение занятий с демонстрационным и самостоятельно выполняемым учениками экспериментом, что должно усилить метапредметную составляющую курса, построенного на принципах системно-деятельностного подхода. Третья из основных идей – всестороннее использование проектно-исследовательской деятельности учащихся при создании ими работ межпредметного характера.

5. На протяжении пяти лет реализуется курс для учащихся 10–11-х классов средней школы «Проектирование на основе научного творчества» [28]. Цель курса – создание условий для формирования общего представления учащихся о различных форматах проектной деятельности, направленных на решение и социальных, и исследовательских (научных) задач. Курс «Проектирование на основе научного творчества» осуществляется в рамках дисциплины «Основы проектирования» регионального компонента базисных учебных планов для средних общеобразовательных учреждений Кировской области в 10–11-х классах. Курс предполагает решение вопросов достижения личностных и метапредметных результатов школьников и направлен: на обучение методам генерирования новых идей на основе научного творчества и преодоления психологической инерции; разработку, осуществление, публичную защиту и продвижение социально значимых проектов; разработку исследовательских работ учеников. При конструировании занятий курса идет ориентация на необходимость включения активных и интерактивных форм взаимодействия учащихся и педагога, направленность на реальный конечный результат проектной деятельности. Такая работа школьников приучает их к опыту исследовательской деятельности, проектированию времени и результата, показывает социальную значимость их учебного труда и возможности представления результатов на внешнюю экспертизу.

6. В настоящее время нами активно разрабатывается межпредметный курс (математика, физика) для учащихся 4–5-х классов «Эксперименты в музее занимательной науки». Для его реализации в лицее № 21 города Кирова создан такой музей, на его базе проводятся занятия. Задача курса – создать систему занятий нового образовательного курса (30 часов в каждый год обучения), основанного на работе с реальными объектами – экспонатами музея занимательной науки и способствующего творческому развитию детей на геометрическом и физическом материале. Музей занимательной наукипроект, направленный на поддержку творческой активности обучающихся через: подбор эффектов (реальных объектов) для функционирования технологии мотивационного начала урока «Удивление чудом»; использование коллекций конструкторов для проведения занятий по различным предметам на основе системно-деятельностного подхода; использование в образовательном процессе головоломок для развития мышления учащихся; обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся путем изучения и создания собственных экспонатов музея; обеспечение работы обучающихся над созданием временных и постоянных экспозиций; демонстрацию результатов мероприятий, конкурсов, олимпиад, реализованных по программе «Событийное образование» (например, «Дни научных знаний»).

Таким образом, созданная система курсов в основном и дополнительном образовании охватывает все уровни дошкольного и школьного образования. Каждый из курсов имеет законченную структуру и содержание, однако наблюдается существенная преемственность в их реализации. Считаем, что экспериментальная работа по внедрению курсов в педагогическую практику, имеет положительные результаты и существенно способствует развитию творческих способностей обучающихся, прошедших их в полном объеме.

В заключении стоит отметить, что материалы данной статьи являются дополнением к мастер-классам, проведенным автором на IX Международный фестиваль школьных учителей в Елабужском институте Казанского федерального университета в августе этого года [29].