Особое значение формирование навыка чтения «про себя» представляет для такой категории детей, как дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), поскольку для тяжелых нарушений речи характерно недоразвитие звуковой, лексической, грамматической сторон речи, что отражается на становлении письменной речи младших школьников. Вследствие необходимости изучить процесс формирования навыка чтения «про себя» и реализовать обучение учащихся четвертого класса с ТНР навыку чтения «про себя» нами были определены этапы логопедической работы.
Комплексная логопедическая методика по формированию навыка чтения «про себя» была разработана с учетом общедидактических и методических принципов в соответствии с методиками О. И. Азовой, Н. Г. Андреевой, О. А. Величенковой и М. Н. Русецкой, Ю. А. Гузий, И. В. Прищеповой.
Нами были определены два этапа логопедической работы: подготовительный и основной. На подготовительном этапе младшие школьники с ТНР овладевают навыком правильного, беглого и осознанного чтения вслух, также происходит развитие лексической и грамматической сторон речи. На основном этапе у младших школьников с ТНР формируется техническая и смысловая сторона навыка чтения «про себя». В соответствии с этим целью подготовительного этапа является развитие компонентов навыка чтения вслух у младших школьников с ТНР. Цель основного этапа – формирование навыка чтения «про себя» у младших школьников с ТНР.
Для реализации целей, представленных выше, нами были выделены направления работы в рамках двух этапов (см. рис. 1). Согласно выделенным направлениям нами осуществлялось формирование молчаливого чтения на подгрупповых логопедических занятиях.
Логопедическая работа на подготовительном этапе включает в себя три направления: формирование навыка правильного чтения вслух, формирование навыка беглого чтения вслух, формирование навыка осмысленного чтения вслух.
В рамках данных направлений необходимо реализовать определенные задачи, которые позволяют с учетом приобретенных умений младших школьников двигаться далее к следующим составляющим подготовительного этапа.
Рассмотрим задачи в рамках каждого направления на подготовительном этапе.
Рис. 1. Этапы логопедической работы по формированию навыка чтения «про себя»
Для формирования навыка правильного чтения следует ориентироваться на выявленные типы ошибок при чтении. В данном случае наиболее распространенными являются ошибки, природа которых связана с недоразвитием фонематического слуха и зрительных представлений младших школьников с ТНР. В связи с этим мы считаем целесообразным реализацию таких задач, как развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем); развитие навыков звукового анализа и синтеза; развитие зрительного восприятия [1].
Для формирования правильного чтения вслух задания необходимо подбирать с учетом общего и речевого развития младших школьников с ТНР. Как отмечалось выше, во внимание необходимо брать выявленные типы ошибок при чтении. Однако следует ориентироваться и специфику развития навыка чтения данной категории детей, поскольку дети с ТНР являются детьми с особыми образовательными потребностями и их читательские навыки отличаются от навыков детей возрастной нормы.
Для эффективной логопедической работы по формированию правильного чтения необходимо использовать специальные упражнения, которые будут способствовать точному воспроизведению слоговых структур слов, целых слов. Работа логопеда начинается с самого простого – дети учатся отличать сходные слоги, затем слова; постепенно предъявляемые задания усложняются. В рамках данного направления успешными окажутся различные виды заданий, с помощью которых дети преодолевают собственные ошибки при чтении. Например, задания, направленные на дифференциацию сходных слогов и слов; чтение слогов и слов по подобию; чтение слов в слоговой разбивке, целиком; чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами и др. [2]
Успешными в данном направлении окажутся задания такого типа: учащимся предлагается прочитать слова, повторить неударные слоги скандированно, а ударные – нараспев, плавно. Затем младшим школьникам необходимо «зашифровать» слова: неударный слог обозначить маленьким крестиком, ударный – большим (например: мошка – Хх).
Комплекс таких специальных тренировочных упражнений позволит детям с ТНР совершенствовать их зрительное восприятие, развитие фонематического слуха, что дает возможность постепенно овладеть навыком правильного чтения.
Для детей с ТНР особую сложность представляет навык беглого чтения, поскольку для высокого темпа чтения необходима постоянная тренировка артикуляционного аппарата, поскольку дети с ТНР имеют недоразвитие многих компонентов устной речи, что существенно затрудняет формирование навыка беглого чтения. Поэтому для эффективной логопедической работы по формированию данного навыка необходима многократность предъявляемых упражнений и развитие зрительного восприятия. Соответственно, эффективной окажется реализация следующих задач: развитие речевого аппарата; работа над развитием зрительной памяти.
В ходе логопедической работы следует подбирать задания, которые также соответствуют читательским умениям младших школьников с ТНР. Прежде всего, для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении, в связи с чем в начале занятий логично проводить «речевую разминку».
К примеру, в рамках данного этапа целесообразно использовать задания, заключающиеся в тренировке в чтении однокоренных слов разных частей речи.
Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.
При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читались плавно, хором, вместе с логопедом. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. Комплекс таких заданий позволит учащимся с ТНР постепенно овладеть навыком беглого чтения.
Осознанность чтения представляет собой овладение наиболее полным пониманием текста, что достаточно долгое время оказывается сложным для детей с ТНР. Для эффективной логопедической работы детям следует давать разнообразную работу с текстовым материалом, которая должна быть реализована в следующих задачах: развитие лексико-грамматического строя речи; развитие смысловой догадки; формирование умения анализировать смысловую структуру текста [5].
Работу следует выстраивать поэтапно: сначала предъявляются задания на уровне слов и предложений – предполагается понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; затем понимание отдельных предложений и их связи между собой; далее понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности. После следует осуществлять работу на уровне текста: развивать понимание общего смысла всего текста, осмысление подтекста произведения, позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. Осознанность чтения можно осуществлять с помощью следующих видов заданий: беседа по прочитанному материалу; работа над планом прочитанного произведения; различные виды словарной работы; творческий пересказ [6].
Различные варианты словарной работы позволяют расширять и обобщать знания о предметном мире младших школьников с ТНР, что значительно обогащает лексическую сторону речи. Например, успешным окажется задание, в котором детям необходимо подбирать однокоренные слова к разным частям речи: к существительному прилагательные, глаголы, к глаголу существительные и т. п.
Обобщая изложенное выше, отметим, что на подготовительном этапе реализуются направления, которые позволяют достичь высоких результатов в чтении вслух. Переход на основной этап происходит, как только младшие школьники с ТНР овладевают правильным, беглым, осмысленным чтения вслух, и смогут преодолеть лексические и грамматические ошибки. Высокий уровень громкого чтения является базой для формирования не только технически правильного, но и осмысленного молчаливого чтения.
Рассмотрим направления основного этапа формирования навыка чтения «про себя».
Итак, логопедическая работа на основном этапе включает в себя два направления: формирование технической стороны навыка чтения «про себя» и формирование смысловой стороны навыка чтения «про себя».
На основном этапе также представлены решаемые задачи каждого направления и конкретизированы данные направления работы.
В рамках первого направления – формирование технической стороны навыка чтения «про себя» – логопедическая работа состоит в формировании способа чтения «про себя» и предусматривает следующие задачи: развитие зрительного восприятия; развитие силы голоса (громко, тихо, шепотом, безмолвно).
В соответствии с данными задачами мы выделяем пять этапов работы по формированию способов чтения «про себя».
Формирование способа чтения громким шепотом является первой ступенью навыка чтения «про себя». На данной ступени младшие школьники в полной степени используют работу артикуляционного и слухового анализаторов, что отражается и на участии в процессе чтения голосовой системы. В логопедическую работу на данном этапе входит тренировка силы голоса при чтении с целью постепенного чтения без участия голоса. Поэтому рекомендуется проводить упражнения, в которых младшие школьники будут учиться говорить громким шепотом, отражая речь логопеда. Необходимо подбирать задания, в которых младшие школьники могут работать поочередно, в парах и самостоятельно, отражая нужную степень артикуляции в устной речи. Например, логопед дает инструкцию, в которой поясняет, каким образом должна производиться артикуляция, затем дети поочередно говорят громким шепотом. Постепенно включается работа с текстами: младшим школьникам предлагается читать тексты громким шепотом.
Целесообразно использовать задание, где учащимся необходимо читать хором жужжащим чтением, затем прочитывать индивидуально. Например, логопед использует в ходе задания метод дирижирования, с помощью которого показывает усиление или уменьшение силы голоса, темпа при помощи рук, в свою очередь, младшие школьники прочитывают текст. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, в которых также предлагаются задания на регуляцию силы голоса, и учащиеся обучаются прочитывать громким шепотом.
Формирование способа чтения тихим шепотом является второй ступенью молчаливого чтения. На данной ступени младшие школьники в полной степени используют работу артикуляционного и слухового анализаторов, что отражается и на участии в процессе чтения голосовой системы. На данном этапе необходимо осуществлять логопедическую работу, в рамках которой младшие школьники постепенно будут прочитывать без участия голоса. В связи с этим логопед на каждом занятии использует задания, в рамках которых дети отражают артикуляцию и темп речи логопеда.
Младшие школьники должны научиться говорить тихим шепотом, для этого, например, логопед может загадать слово и произнести тихим шепотом, дети должны угадать загаданное слово и повторить его произнесение. Параллельно с этим логопед использует задания на развитие зрительного восприятия, когда дети должны учиться фиксировать взгляд и бегло читать тихим шепотом. По мере развития беглости младшие школьники работают с различными текстами. Целесообразно использовать задания, которые продолжают работу по регулированию силы голоса. К примеру, скороговорки читаются вначале безмолвно, только глазами без артикуляции, после этого – безмолвно, но с артикуляцией, далее громко, но медлительно, и, наконец, громко и стремительно три раза:
Формирование шепотного чтения соотносится с третьей ступенью навыка чтения «про себя». На этой ступени наблюдается незначительная активность речедвигательного анализатора младших школьников, но полностью исключены слуховое восприятие читаемого текста и работа голосовой системы. Логопедическая работа осуществляется в рамках развития зрительного восприятия, большой упор делается на увеличение скорости прочитанного материала. Дети уже в большей степени ориентируются только на зрительную составляющую, для этого используются задания, в которых могут быть выделены слова другим цветом или присутствуют разные виды шрифта. Далее включаются различные виды заданий, в рамках которых дети читают шепотом короткие предложения, логопед постепенно увеличивает темп чтения. Поэтому на каждом занятии логопед уделяет время обучению детей тихому шепоту.
Формирование молчаливого чтения является четвертой ступенью навыка молчаливого чтения. В процессе такого чтения работа речедвигательного анализатора у младших школьников полностью переходит в скрытый режим. Для перехода на данную ступень продолжается работа в рамках развития зрительного восприятия и обучения чтению без участия голоса (безмолвно).
Формирование автоматизированного чтения «про себя» является завершающей ступенью данного навыка и демонстрирует технически сформированное молчаливое чтение. Это чтение отличается от молчаливого чтения очень высокой скоростью протекания процесса чтения. Следует отметить, что только на этой ступени чтение «про себя» превышает скорость громкого чтения в несколько раз. Логопедическая работа на данном этапе продолжается в рамках задач, представленных выше. В данном случае младшие школьники автоматизируют свои читательские умения и увеличивают скорость чтения «про себя».
Вторым направлением основного этапа является формирование смысловой стороны чтения «про себя». Задачами в рамках данного направления являются: развитие умения находить общий и скрытый смысл текста; развитие понимания сложных логико-грамматических конструкций; развитие умения соотносить смысл прочитанного текста с пословицами и поговорками [8].
Логопедическая работа в рамках данного направления предполагает последовательную работу, состоящую из нескольких этапов: развитие понимания читаемых слов; развитие понимания читаемых словосочетаний; развитие понимания читаемых предложений; развитие понимания читаемых текстов (описательных, повествовательных, условий задач, текстов-рассуждений, текстов в стихотворной форме) [9].
Каждый из представленных выше этапов состоит из нескольких частей. Вначале логопедическая работа осуществляется на визуальном уровне. В данном случае младшие школьники работают с наглядным материалом, например, подбирают картинный материал к прочитанному тексту литературного произведения. Далее младшие школьники выполняют задания на подбор вербальных средств, а именно предлагаются задания на объяснение значения прочитанного «про себя» слова или словосочетания, подбор близкого по смыслу слова, разъяснение прочитанных в переносном смысле слов и словосочетаний и др.
Первым этапом является развитие понимания читаемых слов. Логопедическая работа начинается с работы с наглядным материалом, младшие школьники, уже прочитывая текст «про себя», подбирают картинный материал к конкретным словам в тексте. Ведутся различные варианты словарной работы, учащиеся выполняют как устную словарную работу, так и письменную. Для этого подбираются задания к прочитанному тексту. Постепенно учащиеся выполняют задания на подбор синонимов, обобщение групп слов и др.
Например, дети работают с изученным ранее литературным произведением. Младшим школьникам необходимо прочитать «про себя» отрывок текста и выполнить словарную работу с выделенными словами:
Следующим этапом является развитие понимания читаемых словосочетаний. В соответствии с этим направлением также осуществляются различные виды словарной работы. Реализуются задания на соотношения значений различных словосочетаний, умения объяснять значение предъявляемых словосочетаний как в прямом, так и в переносном смысле. Логопедическая работа ведется на визуальном уровне с использованием картинного материала, затем на вербальном уровне, с использованием речевого материала согласно тематике.
К примеру, также осуществляется работа с уже изученными произведениями. Ребятам необходимо подобрать синонимы, однокоренные слова; осуществлялись и другие виды работ. Выбираются отрывки, которые необходимо прочитать, и требуется ответить на вопросы:
После прочтения отрывка «про себя» младшим школьникам задавались вопросы и задания такого типа:
- Как вы понимаете словосочетание «поле зрения»?
- Что означает словосочетание «темнел воздух»?
- Найдите в тексте словосочетание «существенная разница» и подберите к нему синонимичное и др.
Развитие понимания читаемых предложений является следующим этапом. Развитие данного навыка начинается с простых заданий, направленных на развитие понимания и совершенствование языкового оформления текста. Используются задания, которые способствуют называнию слов из прочитанного текста, наиболее характерных для описания определенного персонажа или действия, также задания с подбором синонимов к описываемым предметам и явления и различные варианты словарной работы. Логопедическая работа осуществляется как с наглядным, так и с речевым материалом.
Последним этапом является развитие понимания читаемых текстов. Большое внимание уделяется задаваемым вопросам по содержанию текста, необходимо использовать разнообразные вопросы на понимание, на высказывание собственного отношения ребенка к прочитанному, необходимо осуществлять анализ прочитанных текстов. Постепенно в логопедическую работу необходимо включать задания на развитие умения выделять главную мысль текста и находить опорные слова.
Эффективным окажется прием, в котором ребятам предлагается задание на соотношение нескольких частей текста (из литературного произведения) с иллюстрационным материалом. После работы с наглядным материалом следует выбрать один текст и осуществить его анализ с помощью вопросов.
Приведем пример одного фрагмента текста, который необходимо соотнести с иллюстрационным материалом (см. рис. 2).
Рис. 2. Наглядный материал к заданию на развитие понимания читаемых текстов
Итак, способ молчаливого чтения базируется на общем уровне развития читательских навыков каждого конкретного ученика и составляет техническую сторону навыка чтения «про себя», которая отрабатывается на основном этапе. На основном этапе используются также задания, с помощью которых увеличивается скорость данного навыка, осмысленность прочитанного материала, с помощью таких заданий формируется смысловая сторона навыка чтения «про себя».
Таким образом, формированию навыка чтения «про себя» способствует комплексная методика, направленная не только на развитие устной речи, совершенствование анализа и синтеза звучащей речи, но и на формирование визуального восприятия, правильности, беглости, осмысленности навыка чтения вслух, а также на формирование компонентов чтения «про себя». Реализация разработанной методики возможна в рамках коррекционно-развивающих мероприятий школьными логопедами, в частных центрах коррекции и развития речи, учителями-логопедами в детских учреждениях дополнительного образования и других учреждениях, осуществляющих логопедическую помощь детям школьного возраста.