Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою жизнь.
Чарльз Кеттерлинг
Профессиональная ориентация в школе тесно связана с процессом формирования личности учащихся, с выбором школьниками будущей профессии, подготовкой обучающихся к трудовой жизни.
Вместе с тем организация профориентационной работы в общеобразовательной школе сегодня имеет свои особенности. Первая из них связана с появлением большого спектра современных производственных технологий и, соответственно, потребностью в специалистах, которые могут их реализовать. Кроме того, в ближайшем будущем многие производственные операции могут быть заменены компьютерными программами или же автоматизированы. Отсюда следует, что некоторое количество традиционных профессий и специальностей через определенное время не будет востребовано [1] и, значит, надо хорошо подумать, прежде чем говорить о готовности и желании их освоить. Вместе с тем можно предположить, что появятся сложности при освоении новых профессий в силу некоторой инерции системы образования. Следовательно, возникнет необходимость самостоятельно осваивать дополнительные профессиональные компетенции, используя при этом метапредметные знания и умения, которые сегодня в образовательном стандарте рассматриваются как один из результатов образования.
Вторая особенность заключается в том, что термин «профессиональное самоопределение» предполагает осознанный выбор профиля обучения или профессии, поэтому для того, чтобы школьник мог осмысленно сделать такой выбор, требуется раннее включение ребенка в профориентационную деятельность. Это позволит ему познакомиться со значительным количеством профессий и специальностей и «примерить» их на себя, что станет личным опытом, на основе которого может быть осуществлен профессиональный выбор.
Еще одной особенностью является вариативность форм и методов профориентационной работы, выбор их оптимальной комбинации в соответствии с возрастом школьников. Только применяя современный подход к организации сопровождения профессионального становления личности (профессиональную ориентацию мы рассматриваем как часть системы), можно говорить об эффективной деятельности педагогов, обеспечивающей максимальный социальный эффект.
Проблема профессиональной ориентации молодежи сегодня настолько важна, что в примерную программу учебного предмета «Технология» для учащихся 5–9-х классов включен содержательный блок «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения». Содержание этого блока представлено информацией о различных видах профессиональной деятельности и предполагает возможность реализации социально-профессиональных проб и формирование опыта принятия и обоснования собственных решений в сфере профессионального самоопределения [2]. Освоение учебного материала этой части программы позволит школьникам ознакомиться с видами профессиональной деятельности в контексте современных производственных технологий, оценить рынок труда в конкретном регионе и организовать практическую работу детей, которая позволила бы обеспечить профессиональную ориентацию и навигацию по востребованным в регионе профессиям и специальностям.
Наряду с учебным предметом сегодня во многих школах существуют программы профессиональной ориентации, в рамках которых классные руководители (или другие ответственные лица) организуют самые различные мероприятия, позволяющие учащимся определиться с профессиональными предпочтениями и сделать профессиональный выбор. В эти процессы активно включаются работодатели и профессиональные образовательные организации. Эти программы предполагают организацию различных видов профориентационных мероприятий, начиная от традиционных экскурсий на промышленные предприятия и организации встреч с интересными людьми. В настоящее время на базе лабораторий и мастерских профессиональных образовательных организаций активно реализуются профессиональные пробы, которые проводятся преподавателями и мастерами производственного обучения, осуществляющими подготовку специалистов в той или иной отрасли. Это, несомненно, повышает качество профессиональных проб и способствует не просто овладению практическими умениями, но и осознанию специфики профессиональной деятельности.
На наш взгляд, система профориентационной работы непременно должна пополняться новыми, современными формами, например, такими как чемпионат профессионального мастерства Junior Skills (Профессионалы будущего), образовательные проекты или образовательное путешествие.
Практические аспекты реализации инновационной педагогической технологии «Образовательное путешествие» нашли отражение в данной статье.
Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая использовать окружающую среду как средство развития личности в культурно-историческом и социально-личностном аспектах [3]. Образовательное путешествие – это всегда путешествие в новое социально-культурное пространство, путешествие, ориентированное не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение социального и культурно-исторического опыта человечества. Это прежде всего путь школьников к новому, неизведанному, который предполагает активную работу по осмыслению различных понятий и явлений окружающего мира, а не просто передвижение в реальном пространстве.
Педагогическая технология «Образовательное путешествие» только стала развиваться в российском образовании, но у нее уже есть свои приверженцы, которые видят возможность посредством данной технологии реализовать творческий подход как в педагогической деятельности, так и в учебной.
Педагогическая цель образовательного путешествия заключается в том, чтобы научить ребенка «путешествовать» в пространстве, постигая, наряду с предметными знаниями и умениями, культурные смыслы и формируя универсальные учебные действия, связанные с поиском информации, организацией исследования, планированием собственной деятельности и т. п. При этом командная работа обеспечит формирование таких качеств, как взаимопомощь, взаимоподдержка, умение принимать решения и брать на себя ответственность.
Результатом путешествия является не достижение с одинаковым успехом определенного результата всеми его участниками, а личностный рост каждого, сообразно его силам и возможностям на пути решения проблем, определяемым путешествием [4].
Также образовательное путешествие обеспечит возможность реализации индивидуального образовательного маршрута, позволяющего школьнику выявить интересные и актуальные для него направления, и предоставит возможность саморазвития в процессе разнообразной деятельности, запланированной в рамках путешествия. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности обучающегося, ее самоопределение в пространстве [5], а также выявление личностных смыслов и социальной значимости в деятельности и определение перспектив.
С чего начинается образовательное путешествие? Образовательное путешествие предполагает наличие проблемы, решение которой обеспечит конечный результат в виде новых знаний и смыслов. Отправляясь по тому или иному маршруту образовательного путешествия, обучающийся изначально знает цели и задачи своего путешествия (куда и зачем отправлюсь? Что получу? Как буду добывать информацию? Что потом с ней буду делать? и т. д.). Это знание предполагает осознанную и спланированную самостоятельную деятельность [6].
Образовательное путешествие, предполагающее профессиональную ориентацию школьников, может быть реализовано в двух вариантах.
Учебное занятие. В этом случае деятельность школьников организуется учителем и, в соответствии с образовательными целями, педагог направляет их деятельность. Очевидно, что в рамках урока, даже если использовать «сдвоенный» урок, деятельность, инициатива и творчество ребят будут регламентированы, а спектр видов деятельности ограничен. Одна из задач учебного занятия, организованного с применением технологии образовательного путешествия, – показать ребятам возможности данного средства для саморазвития.
Внеурочная самостоятельная работа, которая позволит значительно увеличить объем работы и разнообразить задания, так как может включать в себя и экскурсии, и работу в сети Интернет, и профессиональные пробы. Внеурочная работа дает большую свободу действий, так как обучающийся может проявить инициативу в поиске информации и не столь ограничен во времени.
Говоря о реализации технологии образовательного путешествия, можно выделить три основных этапа.
- Подготовительный этап. Он предполагает проектную деятельность учителя по разработке собственно путешествия. Разработка начинается с определения темы (названия) путешествия и идеи (обоснования значимости данного путешествия), выбора объектов для исследования и составления маршрута, сложность которого зависит от возраста школьников.
И именно на подготовительном этапе учитель должен решить первую задачу – спланировать деятельность учеников при выполнении задания. Каждая контрольная точка этого маршрута (или же в другой терминологии «остановочный пункт») предполагает определенное задание, которое может быть разного вида. Педагогу необходимо разработать «маршрут» путешествия, который представляет собой последовательность разнообразных заданий для обучающихся. Какие-то задания ставят учащихся перед необходимостью поиска ответов на вопросы по теме путешествия, побуждающие высказывать свои версии и предположения, «домысливать» и «дофантазировать», искать и обрабатывать информацию, аргументировать свои предположения. Другие предполагают реализацию элементов практической профессиональной деятельности. Задания могут быть связаны с проведением исследования или эксперимента, возможны практические задания, обеспечивающие освоение универсальных умений и формирование навыков.
В качестве заданий для образовательного путешествия профориентационной направленности можно предложить следующие:
1) исследование, связанное с поиском информации о конкретной профессии.
Исследование может включать в себя вопросы о востребованности профессии в конкретном регионе, ее социальной значимости, можно уточнить, насколько творческая работа у представителей профессии, каковы перспективы карьерного роста. Интересным представляется, на наш взгляд, вопрос о трудовых функциях и режиме работы. Учитывая прагматизм сегодняшних школьников, следует определиться с вакансиями специалистов по месту жительства, возможностями трудоустройства и уровнем заработной платы. Это исследование потребует работы с различными видами источников, начиняя от сети Интернет и заканчивая информацией от представителей профессии;
2) встречи со специалистами, которые могут быть организованы в самом различном формате: пресс-конференция, беседа и др. Здесь одна из самых сложных задач педагога – найти такого гостя, который был бы не просто профессионалом своего дела, но и обладал определенной харизмой, смог увлечь ребят, показать социальную значимость профессии и перспективы ее развития. Вполне может быть, что в качестве такого специалиста выступит кто-то из родителей;
3) практические работы. Предполагаем, что практические работы могут быть двух видов. Один из них – это работа с атласом перспективных профессий. Атлас – это современный инструмент профессиональной ориентации, который уже сегодня позволит учащимся оценить перспективы развития той или иной профессии.
Второй вид практических работ – это профессиональные пробы. На наш взгляд, профессиональные пробы лучше проводить в профессиональных образовательных организациях. С одной стороны, это учебные заведения, которые работают в практико-ориентированном формате, и здесь сумеют подобрать интересные для учащихся виды работ, с другой – профессиональные пробы в этом случае будут проводиться с использованием материальной базы образовательных организаций, и проводить их будут преподаватели – специалисты в той или иной сфере. Конечно, такие профессиональные пробы потребуют предварительной договоренности с сотрудниками профессиональных образовательных организаций, а в некоторых случаях и финансовых затрат (как минимум на материалы);
4) экскурсии на предприятие и в организации. В этом случае участникам путешествия представляется возможность увидеть своими глазами, как работают люди определенной профессии или специальности, какие требования предъявляет к специалистам современное производство, какие новые технологии внедряются в той или иной профессии. Все увиденное позволяет сделать вывод о том, какие учебные предметы важны для получения профессии, какими личностными качествами должен обладать работник, чтобы обеспечить эффективность деятельности. Здесь каждый участник путешествия может сделать вывод, насколько он готов работать в предложенных условиях;
5) тестирование на профнаправленность – далеко не новый, но проверенный годами метод профессиональной ориентации школьников. На наш взгляд, проблема заключается в том, что при значительном количестве новых профессий и специальностей, которые появились в последние годы, чаще всего предлагаемые школьникам тесты ориентированы на старые профессии, которые уже не столь интересны ребятам, желающим осваивать специальности, предполагающие высокотехнологичные виды работ (робототехника, прототипирование, программирование и т. п.). Поэтому данный вид деятельности будет эффективен, если используются адекватные тесты, адаптированные к возрасту детей и ориентирующие их на современные виды профессиональной деятельности. При тестировании совершенно не помешает помощь хорошего психолога, который сможет грамотно интерпретировать полученные результаты;
6) экскурсия в профессиональную образовательную организацию, позволяющая посмотреть на профессию с перспектив ее освоения: где, в каком учебном заведении можно ту или иную профессию получить, каковы сроки обучения? Можно собрать информацию об условиях поступления, перспективах дальнейшего трудоустройства и т. п. При наличии в регионе нескольких учебных заведений, обучающих по одной профессии, интересно посетить другие профессиональные образовательные организации, изучить их сайты, прочитать отзывы выпускников. Это даст материал для сравнения и обоснованного выбора. Если нет возможности организовать экскурсию, то задание может быть предложено в виде исследования, когда необходимую информацию мы ищем в справочниках, на сайтах Интернета, другим образом.
Предложенный перечень заданий для образовательного путешествия профориентационной направленности – это тот возможный набор, который мы предлагаем школьникам, чтобы они глубже узнали профессию. Он может быть расширен, может быть ограничен – все зависит от организационной формы: учебное занятие или самостоятельная внеурочная деятельность.
Понятно, что для путешествия класс будет разбит на группы. Но будут ли все школьники путешествовать по единому маршруту или у них будут разные маршруты и, соответственно, разные задания? В свою очередь, разные задания потребуют самых разнообразных ресурсов, в первую очередь материальных и временных. Сможем ли мы их обеспечить? И сможем ли их обеспечить на учебном занятии? Именно ответы на эти вопросы определяют, будем ли мы проводить образовательное путешествие на уроке или это будет внеурочная деятельность.
Педагогу необходимо тщательно, с учетом уровня сформированности метапредметных умений учеников класса произвести отбор заданий, которые могли бы быть реализованы школьниками за отведенное время образовательного путешествия, и представить их в маршрутном листе.
Вторая задача, которая должна быть решена, – это «разработка маршрута». «Маршрутная карта», или «маршрутный лист», будет служить ориентиром в путешествии, определяя «остановочные пункты» и указывая на последовательность выполнения заданий.
Маршрутная карта может включать совершенно разные задания для всех групп или же одинаковые задания, которые выполняются группами в разной последовательности. И если группы школьников «идут по одному маршруту», желательно, чтобы они не пересекались в одной точке, выполняя одно и то же задание. Наличие одинаковых заданий вовсе не отменяет разных взглядов отдельных групп на предложенную проблему, а способы ее решения вполне могут оказаться отличными друг от друга, и акценты в итоговой презентации могут быть сделаны на совершенно разные аспекты.
Вместе с тем, на наш взгляд, вполне возможно, что какие-то задания все же будут общими для всех групп. Это может быть экскурсия, может быть встреча с представителем интересной профессии и т. п. В этом случае нецелесообразно, а часто и невозможно проводить какое-то мероприятие несколько раз.
Маршрутная карта выдается каждой группе.
Нет никаких требований к виду маршрутной карты. Она может представлять собой стилизованную географическую карту, на которой указаны остановочные пункты, которые могут быть выделены определенными символами, имеющими отношение к содержанию задания. Самый простой вариант – представление маршрутной карты в табличной форме. В этом случае каждый столбец таблицы – это задания для отдельной группы учащихся, работающих на маршруте. В этом случае необходимо отдельно представить перечень заданий с соответствующими номерами, которые выполняются при «прохождении маршрута». Вопрос об оформлении маршрутной карты и отдельных заданий решается каждым учителем самостоятельно. Но гораздо интересней, особенно для детей начальной школы или 5–6-го класса, если эти материалы оформлены красочно и ярко.
Как уже отмечалось выше, образовательное путешествие предполагает самостоятельную работу учащихся на маршруте в составе небольших групп. Это, в свою очередь, потребует от учащихся распределения ответственности при выполнении заданий и четкого планирования времени как на отдельные задания, так и все путешествие в целом. Отсюда третья задача, которую должен решить педагог. Учитывая тот факт, что любое путешествие имеет свое начало и свой конец, и анализируя уровень регулятивных универсальных учебных действий (УУД) и возраст участников, надо определиться, стоит ли в маршрутной карте указывать время/сроки, отведенные на каждое задание, или можно указать даты начала и окончания путешествия, а ребята сумеют правильно распределить время на все задания. Особенно это актуально, если образовательное путешествие проводится во внеурочное время.
Некоторые педагоги предлагают привлекать школьников к разработке маршрута образовательного путешествия. Здесь также принимает решение педагог. На наш взгляд, это зависит от возраста учащихся и опыта участия в образовательных путешествиях. Возможно, в первый раз, когда школьники еще не имеют понятия о предстоящей работе, большого смысла в их привлечении к разработке маршрута нет, но, если это уже не первое путешествие и ученики представляют, чем им придется заниматься, совместная с учителем деятельность при разработке маршрута позволит учесть интересы обучающихся и сделать маршрут более интересным и личностно ориентированным.
Говоря о проектировании образовательного путешествия по профориентации, кажется целесообразным деление групп по отдельным видам профессиональной деятельности, которые отбираются по желанию учащихся. Например, одна группа рассматривает педагогические специальности, вторая – медицинские, третья – инженерные и т. д. В этом случае в ходе путешествия ребята должны отметить схожие и различные аспекты профессиональной деятельности. Например, в числе педагогических специальностей можно выделить столь разные по функциям специальности, как воспитатель детского сада, учитель физкультуры или информатики, преподаватель дополнительного образования. А работа врача-хирурга очень сильно отличается от работы врача-диетолога. Наряду с тем что существуют некоторые общие требования к этим специалистам, есть и существенные различия, которые определяются уровнем образования, режимом работы, оплатой и др. И все эти аспекты выявляются, анализируются, «примеряются» на себя конкретными учениками, и делаются выводы о том, насколько эта профессиональная деятельность может быть им интересна.
Самым ярким результатом любого путешествия, как правило, являются впечатления. В нашем случае также предполагается, что участники образовательного путешествия делятся собственными впечатлениями и новыми знаниями относительно той профессии, с которой знакомятся при прохождении маршрута. Формы представления результатов-впечатлений также могут быть различны. Участники могут продемонстрировать профессиональные умения, которыми овладели в процессе реализации профессиональных проб, или представить результат труда. Могут рассказать о профессии, обратив внимание на новые требования к ней, или же раскроют ее социальную значимость.
Как правило, итоги путешествия представляются в формате презентации. Будет ли она компьютерная – решают сами члены группы. Но следует учесть, что компьютерная презентация позволит объединить и представить значительное количество информации в самой различной форме. Это и текст, и фотографии, видеофрагменты, графические материалы и т. п. В презентации должно соблюдаться единое для всех условие: по каждому пункту маршрута (заданию), которое было предложено участникам, надо представить информацию и, возможно, сделать некоторые выводы относительно новых, открывшихся в ходе путешествия обстоятельств. Любая презентация должна завершиться выводами. Если мы предполагаем, что в отдельные группы объединялись ребята, интересующиеся определенным направлением профессиональной деятельности (конкретной профессией/специальностью), то важен их вывод: насколько данное путешествие позволило им глубже узнать профессию? Совпали их представления с реальностью? Возможно, для подготовки презентации учащимся нужны будут рекомендации с указанием тех вопросов, которые участники путешествия должны раскрыть, рассказывая о его результатах.
Как и любая педагогическая технология, образовательное путешествие требует разработки комплекта методических материалов. Если образовательное путешествие реализуется на учебном занятии, то будет уместна технологическая карта занятия. В комплект методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательного путешествия, входят маршрутная карта, задания для практической работы, формы для фиксирования результатов различных видов работ, рекомендации для создания итоговой презентации и т. п.
Все вышеперечисленные вопросы, связанные с организацией «образовательного путешествия» учителем, на подготовительном этапе должны быть решены, методические материалы в виде маршрутной карты, заданий и всевозможных рекомендаций оформлены. На усмотрение учителя к этой работе могут быть привлечены будущие участники образовательного путешествия. И только после этого следует приступать к практическому этапу реализации путешествия.
- Практический этап. Этап предполагает выполнение подгруппами предложенных учителем заданий. Но и здесь не все так просто. Обязательно необходимо инструктирование.
Во-первых, поскольку образовательное путешествие предполагает выход за стены образовательного учреждения, необходимо разъяснить школьникам все правила, связанные с техникой безопасности, которые должны соблюдаться на улицах города, в транспорте. Возможно, учитель посчитает нужным обратить внимание на другие обстоятельства, которые могут возникнуть в процессе путешествия. Один из вариантов, когда к путешествию привлекаются родители или родственники, которые смогут сопровождать учеников вне школы.
Во-вторых, учитель должен объяснить ребятам, что такое образовательное путешествие, какая деятельность предстоит учащимся в ходе этого путешествия и на что следует обратить внимание в процессе выполнения заданий. При выполнении заданий ребята должны научиться грамотно планировать время, надо уметь договариваться по поводу распределения обязанностей, владеть навыками работы с информацией, иметь понятие об исследовательской работе. Следует донести до учащихся, что экскурсия, пресс-конференция, беседа с интересным гостем и некоторые другие мероприятия – это способы получения необходимой информации, но для ее получения надо учиться задавать вопросы. Поэтому, когда заходит речь о подобных мероприятиях, ребята должны четко знать, в чем заключается их задача, и понимать, какие вопросы они должны задать, а еще лучше – подготовить эти вопросы заранее.
Помимо этого, приступая к выполнению практических заданий, школьники должны быть изначально нацелены на фиксацию результатов отдельных этапов работы, часть которых могла бы войти в итоговую презентацию. Важно, чтобы в итоговую презентацию вошел тот материал, который был бы личностно и социально значим для школьников, позволил рассмотреть профессию в исторической перспективе и выявить ее социальную значимость.
Как уже было отмечено выше, каждая контрольная точка на маршруте предполагает выполнение определенного задания. И в зависимости от возраста учащихся это задание может быть расписано детально: что и как необходимо делать, или же в задании может быть определен результат, которого необходимо ученикам достичь. Второй вариант интересен тем, что школьникам приходится самостоятельно продумывать и предлагать варианты решения задачи, определять алгоритм действий, уточнять зону ответственности и т. п. Вся эта работа формирует метапредметные умения как в виде универсальных учебных действий (УУД), так и личностных результатов.
И обязательно в процессе практического этапа учителю необходимо предусмотреть консультации, которые бы позволили отдельным группам (или школьникам) выяснить непонятные моменты в работе, получить разъяснение по тем или иным вопросам.
- Рефлексивный этап. Говорить о рефлексии в образовательном путешествии можно и необходимо как в отношении обучающихся, так и в отношении педагога.
Школьники выполняют рефлексивные действия относительно результатов образовательного путешествия, которые выражены в новых знаниях о профессиях, в приобретении определенного социального опыта. В этом случае рефлексия проводится в процессе итоговой презентации, и здесь важно, чтобы учащиеся не просто рассказали о том, что нового и интересного они узнали о той или иной профессии, но и оценили ее относительно собственных интересов и возможностей. Было ли их первоначальное представление адекватно тому, что они узнали в процессе путешествия? Как оно изменилось? Ребята должны отметить, чему они научились в процессе путешествия. И здесь, помимо профессиональных умений, должна идти речь об умениях, которые относят к УУД. Возможно, учащиеся научились планировать свою работу исходя из имеющихся ресурсов (материальных, временных и т. п.). Может быть, ребята научились получать информацию в процессе пресс-конференций, интервью, бесед с представителями профессии, то есть рефлексивная деятельность школьников должна быть управляема, особенно на первых этапах освоения данного вида деятельности.
Рефлексивный компонент деятельности педагога связан с анализом всей работы в целом и анализом отдельных этапов. Учитель должен обратить внимание на два аспекта собственной деятельности. Первый – провести анализ содержательного компонента, отвечая на вопросы: насколько данное мероприятие позволило реализовать возложенные на него задачи с точки зрения личностного развития участников путешествия? Произошло ли в ходе путешествия освоение детьми социального и культурно-исторического опыта в отношении определенных профессий? Стало ли оно событием в жизни школьников? Значимы для обучающихся те материалы, с которыми они ознакомились, и насколько интересны те люди, которые представляли профессию? Каков итог собственных профессиональных проб?
И второй аспект – оценка организационного компонента, то есть анализ условий, способствующих освоению содержания. Мы не исключаем, что в начале применения данной технологии у педагога могут быть ошибки, связанные с недооценкой уровня сформированности УУД школьников, будут сложности с подбором представителей профессий, которые не смогут в должной мере доходчиво и интересно о ней рассказать, увлечь и заинтересовать ею детей. Существует также масса других факторов, которые сделают путешествие значимым для детей событием или же превратят его в скучное и неинтересное мероприятие.
Мы предлагаем педагогу рассматривать все факторы как материал для размышлений. Необходимо сделать соответствующие выводы, предпринять нужные меры к исправлению ситуации, и, возможно, следующее образовательное путешествие станет гораздо интересней и эффективней с точки зрения решения возложенных на него задач.
Сегодняшний этап образования требует от обучающихся умения встраиваться в ситуацию, извлекать знание из любого источника, решать комплексные проблемы. Поэтому, рассматривая технологию «Образовательное путешествие» как попытку проектирования образовательной среды, способствующей росту и творческому развитию личности школьников в процессе освоения мира культуры, формированию социальных навыков и практических умений будущего выпускника школы [7], мы полагаем, что она может стать эффективным способом организации активной познавательной деятельности, расширяющей горизонты обучающихся и формирующей у выпускников школы образовательную мобильность, позволяющую им в дальнейшем осваивать новые профессии и расти профессионально.