Мир, окружающий нас, меняется стремительно, и для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение и организовать свою жизнь как проект. В связи с этим современная система образования ставит своей главной задачей способствовать развитию проектно-исследовательской деятельности. В настоящее время в педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. Кроме того, такой вид активности обозначен в новых стандартах образования, что способствует формированию метапредметных компетенций. Именно они позволят детям самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, продуцировать оригинальные идеи и претворять их в жизнь, быстро находить конструктивный выход из сложных проблемных ситуаций, диктуемых повседневной жизнью, быстро и безошибочно принимать решения.
Использование технологии проектно-исследовательской деятельности даёт возможность каждому ученику выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем. Этот путь для ученика – непрерывное открытие нового, т. е. эвристический путь.
Эвристическое исследование отличается от традиционного получения знаний и предполагает поиск проблемы, получение новой информации в ходе её решения, формирование своей точки зрения на проблему и создание продукта своей деятельности. Мы уверены, что эвристическое обучение является эффективным инструментом для формирования исследовательской и проектной культуры учащихся.
Что же такое эвристическое «погружение»? Это способ обучения, который позволяет сохранить главную образовательную цель в течение нескольких серий уроков, обеспечивающих процесс активного познания учениками образовательного объекта и построение своего индивидуального маршрута в исследовании этого объекта. Этот метод может быть использован при изучении любой школьной темы – от исследования исторической эпохи до введения географического понятия.
Эвристическое «погружение» успешно обеспечивает овладение языками, как русским, так и английским. Благодаря инертности такая форма занятий позволяет сохранить единую образовательную цель для изучения одной темы в течение нескольких дней с помощью эвристических методов. Учащиеся погружаются в образовательную ситуацию и постигают сущность изучаемого объекта.
К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, «погружения», деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим эвристическое «погружение». Данная технология имеет следующие преимущества:
- обеспечивает углубленное и прочное усвоение изучаемого материала;
- позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение;
- повышает мотивацию учения;
- способствует созданию благоприятного психологического климата;
- формирует у учащихся способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке;
- развивает навыки сотрудничества и делового общения.
Учитель имеет гораздо больше возможностей для выявления причин затруднений в учении, особенностей работоспособности каждого учащегося. Однако, как показала практика, метод «погружения» имеет некоторые недостатки:
- большие временные затраты;
- отсутствие подходящих учебников.
Рассмотрим эвристическое «погружение» при изучении темы «Морской мусор» в 8-м классе на уроках русского и английского языка.
Погружение проводится в течение трех дней по одному уроку ежедневно. Учениками исследуется экологическая проблема «загрязнение воды» как всемирное бедствие. Доминанта «погружения» – креативная деятельность учащихся по выяснению основных факторов, влияющих на загрязнение водного ресурса, и составлению ментальной карты, объединяющей добытые ими знания и представления. Применяются такие методы обучения, как наблюдение, отыскивание фактов, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и рефлексия деятельности учеников.
Структура эвристического «погружения»
1-й день
Установление связи с предыдущими занятиями для достижения поставленных целей: что было важным и нужным. Коллективное целеполагание предстоящей работы. Применение учениками усвоенных ранее знаний и методов работы. Выбор объектов исследования составления индивидуальных рабочих маршрутов. Разноплановое описание результатов, то есть проблема описывается с разных точек зрения.
2-й день
Анализ и обобщение учителем результатов письменной деятельности учеников, фиксация индивидуальных и коллективных достижений, формулировка и постановка дневной цели.
Коллективный просмотр добытой информации. Выявление различных ученических подходов к решению проблемы. Продолжение работы учащихся по индивидуальным маршрутам. Составление учениками собственных ментальных карт.
3-й день
Анализ составленных ментальных карт. Презентация учителя, показывающая альтернативные способы решения проблемы. Построение учениками общей ментальной карты. Выбор учениками тем для индивидуальных творческих проектов.
Таблица 1
Результаты рефлексии учащихся
Элементы исследования |
Я |
СМИ |
Текст из учебника |
Установка исследования |
|
|
|
Ключевые наблюдения |
|
|
|
Полученные знания |
|
|
|
Гипотеза, ее доказательство |
|
|
|
Основные положения |
|
|
|
Применяемые методы познания |
|
|
|
Применение полученных знаний |
|
|
|
Рефлексия и оценка результатов «погружения» происходили в конце каждого дня на основе письменных ответов на следующие вопросы:
- Что было важным на занятиях?
- Каков ваш личный вклад в работу?
- Какие чувства и эмоции вы испытывали?
- Какие новые знания вы получили?
- Пожелание себе и всем участникам.
Для среднего звена удачным был межпредметный проект «РАНГЛИШ», в ходе работы над которым учащиеся изучали средства художественной выразительности на примерах русских небылиц и английских лимериков. Данный проект предполагал интеграцию английского языка, русского языка и литературы. В ходе «погружения» в данную тему у учащихся постепенно формировалось представление как о жанрах фольклора, так и о средствах художественной выразительности. Анализируя примеры из фольклорных жанров, учащиеся уже в первый день смогли самостоятельно сделать следующие выводы:
- средства художественной выразительности присутствуют как в русском, так и в английском языках;
- средства выразительности делают речь образнее и эмоциональнее;
- изобразительно-выразительные средства в русских небылицах используются чаще.
В процессе работы возникла необходимость в создании брошюры, в которой учащиеся представили правила написания лимериков.
Вторым продуктом данного проекта стала брошюра с собственными сочинениями русских и английских небылиц и юмористическими стихотворениями. Ниже представлены продукты креативной деятельности учащихся.
There are some students in school
Whose language is really cool,
But they are too thin
To jump out of skin
So we take them and pool.
There is a young man of kingdom,
Who dreams of the wisdom,
He walks there and here
Find it everywhere
Let him take the blossom!
There was a little hen
Who has a tremendous pen
She is proud of her ability
But stumbled and had disability
And sing in refrain!
Использование метода «погружения» оказало существенную помощь в понимании культуры и традиций изучаемых языков. Сравнительный анализ русских небылиц и английских лимериков показал, что народное творчество имеет некие схожие черты во всём мире, так как оно создано людьми независимо от их национальности. Изучение этого вопроса имеет практическую ценность, а именно стимулирование к расширению словарного запаса и улучшению фонетики непосредственно на уроках. Кроме того, важными являются психологические аспекты: релаксация в процессе деятельности и осознание своего «я» как части целого мира.
Среди учащихся 8-х классов в течение полугода шла работа над проектом «Средства художественной выразительности в русских и английских песнях», который предполагал интеграцию английского и русского языков, литературы, музыки и истории. В первый день «погружения» ребята знакомились с русскими и английскими народными песнями. Во второй день ученики исследовали тексты песен с целью выявления в них средств художественной выразительности. В последующие серии уроков учащиеся определялись с маршрутом своего творческого исследования.
Данная работа соответствовала всем этапам эвристического «погружения». Продуктом исследовательской работы стал записанный альбом русских и английских колыбельных песен в исполнении самих ребят.
Используя метод эвристического «погружения» в организации учебно-воспитательного процесса, мы добились определенных результатов.
Сравнивая показатели за 2016 и 2017 гг., видно, что количество активных учащихся увеличилось (табл. 2). Это говорит о том, что использование метода эвристических «погружений» является продуктивным инструментом в усвоении и применении полученных знаний.
Таблица 2
Показатели эффективности применения методов эвристического «погружения»
Показатель эффективности |
Количество учащихся |
|
2016 год |
2017 год |
|
Участие в олимпиадах |
4 |
7 |
Участие в проектах: – индивидуальные, групповые |
3 1 2 |
8 6 2 |
Участие в научно-практических конференциях: – школьный уровень, – муниципальный уровень, – региональный уровень |
5
3 1 1 |
8
4 2 2 |
Главной целью эвристического «погружения» является организация самостоятельной исследовательской деятельности, в результате которой ученик создает собственную систему знаний и реализует свои способности через участие в школьных проектах, творческих неделях, олимпиадах разного уровня и научно-практических конференциях. Продукты эвристического «погружения» могут быть представлены как в урочной, так и в неурочной деятельности. Результатами деятельности наших учеников стали проекты: «Ранглиш», «Средства художественной выразительности в русских и английских песнях», «Морской мусор», выпуск школьных журналов на русском и английском языках, книжек-малышек при изучении темы «Паронимы в языке». В нашей школе ежегодно организуются предметные недели, которые позволяют ученикам погрузиться в учебный предмет и достичь личностных результатов разного уровня.