Full text

Мир, окружающий нас, меняется стремительно, и для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение и организовать свою жизнь как проект. В связи с этим современная система образования ставит своей главной задачей способствовать развитию проектно-исследовательской деятельности. В настоящее время в педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. Кроме того, такой вид активности обозначен в новых стандартах образования, что способствует формированию метапредметных компетенций. Именно они позволят детям самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, продуцировать оригинальные идеи и претворять их в жизнь, быстро находить конструктивный выход из сложных проблемных ситуаций, диктуемых повседневной жизнью, быстро и безошибочно принимать решения.

Использование технологии проектно-исследовательской деятельности даёт возможность каждому ученику выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем. Этот путь для ученика – непрерывное открытие нового, т. е. эвристический путь.

Эвристическое исследование отличается от традиционного получения знаний и предполагает поиск проблемы, получение новой информации в ходе её решения, формирование своей точки зрения на проблему и создание продукта своей деятельности. Мы уверены, что эвристическое обучение является эффективным инструментом для формирования исследовательской и проектной культуры учащихся.

 

Что же такое эвристическое «погружение»? Это способ обучения, который позволяет сохранить главную образовательную цель в течение нескольких серий уроков, обеспечивающих процесс активного познания учениками образовательного объекта и построение своего индивидуального маршрута в исследовании этого объекта. Этот метод может быть использован при изучении любой школьной темы – от исследования исторической эпохи до введения географического понятия.

Эвристическое «погружение» успешно обеспечивает овладение языками, как русским, так и английским. Благодаря инертности такая форма занятий позволяет сохранить единую образовательную цель для изучения одной темы в течение нескольких дней с помощью эвристических методов. Учащиеся погружаются в образовательную ситуацию и постигают сущность изучаемого объекта.

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, «погружения», деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим эвристическое «погружение». Данная технология имеет следующие преимущества:

-     обеспечивает углубленное и прочное усвоение изучаемого материала;

-     позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение;

-     повышает мотивацию учения;

-     способствует созданию благоприятного психологического климата;

-     формирует у учащихся способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке;

-     развивает навыки сотрудничества и делового общения.

Учитель имеет гораздо больше возможностей для выявления причин затруднений в учении, особенностей работоспособности каждого учащегося.  Однако, как показала практика, метод «погружения» имеет некоторые недостатки:

-     большие временные затраты;

-     отсутствие подходящих учебников.

Рассмотрим эвристическое «погружение» при изучении темы «Морской мусор» в 8-м классе на уроках русского и английского языка.

Погружение проводится в течение трех дней по одному уроку ежедневно. Учениками исследуется экологическая проблема «загрязнение воды» как всемирное бедствие. Доминанта «погружения» – креативная деятельность учащихся по выяснению основных факторов, влияющих на загрязнение водного ресурса, и составлению ментальной карты, объединяющей добытые ими знания и представления. Применяются такие методы обучения, как наблюдение, отыскивание фактов, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и рефлексия деятельности учеников.

 

Структура эвристического «погружения»

1-й день

Установление связи с предыдущими занятиями для достижения поставленных целей: что было важным и нужным. Коллективное целеполагание предстоящей работы. Применение учениками усвоенных ранее знаний и методов работы. Выбор объектов исследования составления индивидуальных рабочих маршрутов. Разноплановое описание результатов, то есть проблема описывается с разных точек зрения.

2-й день

Анализ и обобщение учителем результатов письменной деятельности учеников, фиксация индивидуальных и коллективных достижений, формулировка и постановка дневной цели.

Коллективный просмотр добытой информации. Выявление различных ученических подходов к решению проблемы. Продолжение работы учащихся по индивидуальным маршрутам. Составление учениками собственных ментальных карт.

3-й день

Анализ составленных ментальных карт. Презентация учителя, показывающая альтернативные способы решения проблемы. Построение учениками общей ментальной карты. Выбор учениками тем для индивидуальных творческих проектов.

Таблица 1

Результаты рефлексии учащихся

 

Элементы исследования

Я

СМИ

Текст из учебника

Установка исследования

 

 

 

Ключевые наблюдения

 

 

 

Полученные знания

 

 

 

Гипотеза, ее доказательство

 

 

 

Основные положения

 

 

 

Применяемые методы познания

 

 

 

Применение полученных знаний

 

 

 

 

Рефлексия и оценка результатов «погружения» происходили в конце каждого дня на основе письменных ответов на следующие вопросы:

  1. Что было важным на занятиях?
  2. Каков ваш личный вклад в работу?
  3. Какие чувства и эмоции вы испытывали?
  4. Какие новые знания вы получили?
  5. Пожелание себе и всем участникам.

Для среднего звена удачным был межпредметный проект «РАНГЛИШ», в ходе работы над которым учащиеся изучали средства художественной выразительности на примерах русских небылиц и английских лимериков. Данный проект предполагал интеграцию английского языка, русского языка и литературы. В ходе «погружения» в данную тему у учащихся постепенно формировалось представление как о жанрах фольклора, так и о средствах художественной выразительности. Анализируя примеры из фольклорных жанров, учащиеся уже в первый день смогли самостоятельно сделать следующие выводы:

-          средства художественной выразительности присутствуют как в русском, так и в английском языках;

-          средства выразительности делают речь образнее и эмоциональнее;

-          изобразительно-выразительные средства в русских небылицах используются чаще.

В процессе работы возникла необходимость в создании брошюры, в которой учащиеся представили правила написания лимериков.

Вторым продуктом данного проекта стала брошюра с собственными сочинениями русских и английских небылиц и юмористическими стихотворениями. Ниже представлены продукты креативной деятельности учащихся.

 

There are some students in school

Whose language is really cool,­

But they are too thin­

To jump out of skin­

So we take them and pool.

There is a young man of kingdom,­

Who dreams of the wisdom,­

He walks there and here­

Find it everywhere­

Let him take the blossom!

There was a little hen­

Who has a tremendous pen­

She is proud of her ability­

But stumbled and had disability­

And sing in refrain!

 

Использование метода «погружения» оказало существенную помощь в понимании культуры и традиций изучаемых языков. Сравнительный анализ русских небылиц и английских лимериков показал, что народное творчество имеет некие схожие черты во всём мире, так как оно создано людьми независимо от их национальности. Изучение этого вопроса имеет практическую ценность, а именно стимулирование к расширению словарного запаса и улучшению фонетики непосредственно на уроках. Кроме того, важными являются психологические аспекты: релаксация в процессе деятельности и осознание своего «я» как части целого мира.

Среди учащихся 8-х классов в течение полугода шла работа над проектом «Средства художественной выразительности в русских и английских песнях», который предполагал интеграцию английского и русского языков, литературы, музыки и истории. В первый день «погружения» ребята знакомились с русскими и английскими народными песнями. Во второй день ученики исследовали тексты песен с целью выявления в них средств художественной выразительности. В последующие серии уроков учащиеся определялись с маршрутом своего творческого исследования.

Данная работа соответствовала всем этапам эвристического «погружения». Продуктом исследовательской работы стал записанный альбом русских и английских колыбельных песен в исполнении самих ребят.

Используя метод эвристического «погружения» в организации учебно-воспитательного процесса, мы добились определенных результатов.

Сравнивая показатели за 2016 и 2017 гг., видно, что количество активных учащихся увеличилось (табл. 2). Это говорит о том, что использование метода эвристических «погружений» является продуктивным инструментом в усвоении и применении полученных знаний.

Таблица 2

Показатели эффективности применения методов эвристического «погружения»

 

Показатель эффективности

Количество учащихся

2016 год

2017 год

Участие в олимпиадах

4

7

Участие в проектах:

– индивидуальные,

групповые

3

1

2

8

6

2

Участие в научно-практических конференциях:

– школьный уровень,

– муниципальный уровень,

– региональный уровень

5

 

3

1

1

8

 

4

2

2

 

Главной целью эвристического «погружения» является организация самостоятельной исследовательской деятельности, в результате которой ученик создает собственную систему знаний и реализует свои способности через участие в школьных проектах, творческих неделях, олимпиадах разного уровня и научно-практических конференциях. Продукты эвристического «погружения» могут быть представлены как в урочной, так и в неурочной деятельности. Результатами деятельности наших учеников стали проекты: «Ранглиш», «Средства художественной выразительности в русских и английских песнях», «Морской мусор», выпуск школьных журналов на русском и английском языках, книжек-малышек при изучении темы «Паронимы в языке». В нашей школе ежегодно организуются предметные недели, которые позволяют ученикам погрузиться в учебный предмет и достичь личностных результатов разного уровня.