В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования раздел основной образовательной программы, характеризующий систему условий, содержит описание кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов [1]. Соответственно, инструмент, обеспечивающий развитие условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования, тем или иным образом должен выявлять наличие и качество созданных в образовательной организации условий и определять механизмы развития этих условий в каждой конкретной организации.
Важность развития образовательных условий дает возможность реализации новых форматов образования и новых форм взаимодействия обучающихся в пространстве школы [2]. В настоящее время образовательные организации начинают развиваться и отвечать требованиям современного и перспективного педагогического процесса, что позволяет сделать школу интересной и многофункциональной с точки зрения условий [3].
Для оценки потенциала и определения уровня развития образовательных условий для обеспечения равного доступа к качественному образованию используется метод экспертного оценивания [4]. Экспертиза осуществляется с применением международных шкал SACERS (School-Age Care Environment Rating Scale) [5]. Методика SACERS представлена семью шкалами: 1. Внутреннее пространство и меблировка. 2. Здоровье и безопасность. 3. Активная деятельность/времяпровождение. 4. Взаимодействие. 5. Учебный процесс. 6. Развитие персонала. 7. Специальные нужды – и имеет свою специфику оценивания [6, 7].
Возможность использования шкал SACERS позволяет оценить условия для обеспечения равного доступа к качественному образованию. Основные компоненты шкалы SACERS соответствуют всем видам условий реализации образовательных программ, обозначенным в ФГОС, и могут использоваться как инструмент оценки образовательной среды при проведении аудита школы [8].
Использование шкал SACERS позволяет получить дифференцированное представление об уровне развития отдельных компонентов образовательной среды и составить профиль качества образовательной среды, на основе которого определяются зоны благополучия и риска. Полученные данные являются основой для принятия управленческих решений по развитию образовательных условий для обеспечения равного доступа к качественному образованию и позволяют определить наиболее оптимальный план развития с конкретизацией целей, задач и выбором наиболее приемлемого из возможных альтернатив варианта.
В рамках апробации шкал SACERS в московских школах лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ было проведено исследование, в котором приняли участие 33 образовательные организации.
По результатам экспертного оценивания был рассчитан индекс качества, среднее значение которого равно 4,6 баллов. Результаты по отдельным шкалам варьируются в интервале от 4,04 до 5,53, что констатирует хороший уровень развития образовательных условий в школах Москвы (рис. 1).
Рис. 1. Статистика по шкалам
В целом по обследуемым образовательным организациям был составлен профиль качества образовательной среды московских школ и определены зоны благополучия и зоны риска (рис. 2).
Рис. 2. Профиль качества образовательной среды (средние значения по выборке)
Зоны благополучия:
- мебель для повседневного использования;
- доступ к дополнительным образовательным услугам, вариативность программ дополнительного образования;
- взаимодействие «обучающийся – педагог», сверстников, педагогов, родителей;
- дисциплина;
- использование социокультурного пространства города;
- развитие персонала;
- взаимодействие обучающихся с детьми с ОВЗ.
Зоны риска:
- пространство для уединения, расположение помещений;
- мебель для расслабления и комфорта;
- отправление домой;
- личная гигиена;
- изобразительное искусство и технология, коммуникация/чтение, учебно-исследовательская деятельность, социокультурная деятельность;
- расписание и распорядок дня;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.
Опираясь на проведенное исследование можно сказать следующее:
- условия, созданные в образовательной организации и обеспечивающие возможность реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования, можно исследовать, опираясь на международные шкалы SACERS, информативность которых составляет 93%;
- определение зон благополучия и зон риска в образовательной среде московских школ поможет созданию комфортных условий для обучающихся и наметит основные векторы развития образовательной организации.
В процессе апробации применения шкал SACERS и в соответствии с нормативно-правовыми актами и методологическими основами реализации образовательной программы начального и основного общего образования лабораторией образовательных инфраструктур разработана модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS (далее – Модель) [9]. Исходя из данной модели, образовательная среда образовательной организации будет рассматриваться нами как совокупность финансовых, материально-технических, информационно-методических, психолого-педагогических и кадровых условий, позволяющих реализовать образовательные программы на ступени начального и основного общего образования.
Структура модели включает:
- базовый уровень;
- диагностический уровень;
- уровень проектирования;
- уровень развития (рис. 3).
Рис. 3. Модель развития условий реализации образовательной программы начального
и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS
Модель прошла серию обсуждений, и их результаты с использованием SWOT‑анализа дискуссии представлены в данной статье.
SWOT-анализ является одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании/ организации. Такой анализ – необходимый элемент исследований, обязательный предварительный этап при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании/организации.
По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания/ организация внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения [10].
Обсуждение Модели проводилось на базе образовательных организаций г. Москвы. Основной акцент обсуждения – возможности применения Модели в развитии условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования.
Участники обсуждений были объединены в группы в случайном порядке. Каждая группа в ходе жеребьевки получила для обсуждения одну из групп условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования (материально-технические условия, информационно-методические условия, психолого-педагогические условия, кадровые условия).
В ходе обсуждения в каждой группе были выделены сильные, слабые стороны, возможности и риски модели развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS. В общем виде результаты обсуждений представлены ниже.
Сильные стороны Модели:
- Четкий и прозрачный алгоритм действий.
- Внимание на уровне развития. Посредством модели предоставляется возможность построения графика мероприятий по развитию условий в образовательной организации. Достаточно просто вернуться к проектировочному этапу, и есть возможность построить график мероприятий по конкретной задаче.
- Оценка потребности в профессиональном развитии (в части сформированности профессиональных компетенций).
- Отражение системы качества повышения квалификации. С помощью модели возможно повышение квалификации педагога в части психолого-педагогических компетенций.
- Установление полного контакта с родителями.
- Организация обучения различных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Слабые стороны Модели:
- Невозможно решить все первоочередные проблемы с помощью представленной модели. Есть такие проблемы, которые внутри организации решить нельзя. Например, количество учеников больше, чем предусмотрено проектной мощностью организации, – эта проблема может быть устранена только при предоставлении дополнительных помещений, что нельзя решить только внутри организации, понадобится участие вышестоящих органов или совместные закупки – очень сложный механизм участия и принятия решения вышестоящими органами.
- При ошибках в проектировании условий реализации ООП отсутствие контакта с родителями, отказ родителей от взаимодействия.
- Педагог-предметник не всегда владеет знаниями о психических особенностях данного возраста обучающихся.
- Отказ от занятий с психологом.
- Нет возможности определить структуру педагогического персонала по уровню квалификации.
- Не отражены условия развития и функционирования учебно-вспомогательного персонала.
- В модели не показаны дополнительные связи от нормативно-правового компонента к результативному компоненту, чтобы показать не только механизм линейного перехода, но и возможные варианты. Решающим звеном всегда будут родители.
Возможности Модели:
- Использование нестандартной мебели. Например, в школе были установлены барные стойки и барные стулья в рекреациях для самоподготовки, пуфики и мягкие модули, что мотивирует детей на процесс обучения и подготовки к урокам.
- Использование таких помещений, как библиотека, музей, рекреации для проведения занятий.
- Использование модульных перегородок.
- Удовлетворение всех участников образовательных отношений. Для достижения этой цели есть возможность дополнительно обучать кадры, создавать локальные акты, находить решения всех поставленных задач. Таким образом выявляются потребности всех участников и сформируется чёткий план.
- Нормативно-правовое обеспечение и локальные акты. Большинство документов отдано на откуп образовательной организации, т. е. она самостоятельно разрабатывает, утверждает и несет ответственность за свои действия. То же можно проработать и в информационной политике, что немаловажно для возможностей. Например, не было в ОО профильных классов, но если у вас достаточно возможностей, то создание таких классов будет выгодно для ОО.
- Гранты. Это дополнительная стимуляция участия в проектах, предлагаемых департаментом.
- Ресурсы образовательного комплекса. Возможность не дублировать то, что уже реализует одна из ОО в комплексе. Нужно провести мониторинг и взять лучший опыт, чтобы дети могли получать знания в разных организациях комплекса.
- Сетевое взаимодействие между различными организациями можно рассматривать как инструмент развития и обмена опытом.
- Информационные ресурсы. Медиаобразование всех участников образовательного комплекса, участие московской школы в глобальном медиапространстве. Весь мир сейчас переходит на глобализацию информации, а правильное управление информацией – это залог успеха любой образовательной организации. При этом важно понимать, что глобализацию нужно использовать рационально, так как она может привести не только к прогрессу, но и к регрессу, этот пункт можно отнести и к рискам.
- Формирование психолого-педагогических компетенций участников образовательного процесса (включая родителей).
- Полное включение семьи в образовательный процесс.
- Возможности привлечения дополнительного финансирования.
- Достижение образовательного результата.
- Повышение рейтинга школы.
- Работа с одаренными детьми.
- Модель позволяет определить основные направления повышения квалификации и развития кадрового потенциала.
- При реализации данной модели появляется возможность определения стратегии развития кадрового потенциала образовательной организации, направленной на кадровое обеспечение, как одного из условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования.
- Возможность оценки взаимодействия с родителями, заключающаяся в формировании психолого-педагогических компетенций не только у педагогов школы, но и у родителей, соответственно, возможность включения родителей в образовательный процесс дает нам достаточно высокий положительный результат.
Риски применения Модели:
- Недобросовестные поставщики услуг.
- Жалобы родителей. К сожалению, не все родители готовы принять изменения, которые внесли в среду обучения.
- Задержка перечисления денег от вышестоящей организации.
- Адаптация детей к трансформации новых пространств и их нецелевое использование.
- Несвоевременная подготовка кадров к работе в новых условиях. Есть образовательные организации, которые с точки зрения материально-технических условий подготовлены идеально, но не все сотрудники могут и умеют пользоваться этими средствами.
- Несовершенство локальных актов и правового обеспечения, которое существует на сегодняшний день. Это стало особенно заметно, когда произошло объединение в комплексы, так как раньше у каждой школы были свои условия, а как работать в условиях объединенных школ, когда у каждого свой ресурс, у каждого свои возможности? На сегодняшний день не отработан единый комплекс локальных актов и пока непонятны общие стратегические цели и задачи.
- Административный риск. Проект «Надежные школы», в котором сейчас участвуют все школы Москвы. Перечень тех показателей, которые отражены у нас на сайте, под пристальным контролем у вышестоящих организаций. Например, если вы меняете систему расписания несвоевременно, то с вас снимают баллы.
- Отсутствие команды. Для достижения результатов важна сплоченная команда, понимающая вопрос, который поставлен перед ними, наделенная соответствующими компетенциями, способная решать задачи, которые поставлены в рамках определенного проекта. Отсутствие всего этого приводит к закрытию проекта и к невозможности достичь поставленных целей. Кроме того, в команде важно понимание единых стратегических целей.
- Разрозненность команды. Сюда можно отнести и опыт, и возраст, и непонимание общей цели, и принятие или не принятие той или иной идеи, и компетенции.
- Обращения граждан. Граждане обращаются к руководителю в крайнем случае, обычно они идут сразу в вышестоящую организацию, т. е. нет культуры общения и доверия у участников образовательного процесса. Иной раз родители и законные представители просто не понимают, что возникающие вопросы можно решить в школе. Также отсутствует культура и у самих администраторов, на которых мы делегировали часть полномочий и ответственность за тот или иной блок. Не доведение правильной информации до родителей провоцирует их на создание конфликтной ситуации.
- Отсутствие свободных сетей и оснащения школы. Это уже инфраструктура материально-технического обеспечения. Интернет в школе не всегда может «тянуть» проекты, для реализации которых необходима его большая скорость. Наличие в школе информационных досок, которые могут не работать, слабых компьютеров и т. д.
- Необходимость молниеносного принятия решения может привести к ошибкам. Когда происходят конфликтные ситуации между детьми, решение к педагогу должно приходить сразу.
- Риск возникновения гиперопеки.
- Риск возникновения асоциального поведения, педагогической запущенности, ЗПР.
- В работе с моделью сложно оценить возможности и риски в развитии кадрового потенциала (т. е. одно может вступать в противоречие с другим).
- Большая вероятность допущения ошибки в оперативном управлении кадрами.
- Не оценивается инертность кадров в вопросе повышения квалификации.
- Не все родители готовы включиться в образовательный процесс, они пытаются противодействовать рекомендациям педагогов. Тогда можно наблюдать асоциальное поведение ребенка, педагогическую запущенность. Также после проектирования системы образования в отдельном комплексе родители могут повлиять на результат в случае её непринятия.
В целом участники проектного семинара дали положительную оценку представленной модели развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS, выделив ряд ее сильных сторон и возможностей применения. Обозначенные слабые стороны требуют дальнейшей доработки, которая будет реализовываться по результатам данного обсуждения. Кроме того, было отмечено, что риски, связанные с реализацией предлагаемой модели, преимущественно связаны с факторами внешней по отношению к образовательной организации среды, степень влияния на которые очень ограничена.