Full text

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования раздел основной образовательной программы, характеризующий систему условий, содержит описание кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов [1]. Соответственно, инструмент, обеспечивающий развитие условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования, тем или иным образом должен выявлять наличие и качество созданных в образовательной организации условий и определять механизмы развития этих условий в каждой конкретной организации.

Важность развития образовательных условий дает возможность реализации новых форматов образования и новых форм взаимодействия обучающихся в пространстве школы [2]. В настоящее время образовательные организации начинают развиваться и отвечать требованиям современного и перспективного педагогического процесса, что позволяет сделать школу интересной и многофункциональной с точки зрения условий [3].

Для оценки потенциала и определения уровня развития образовательных условий для обеспечения равного доступа к качественному образованию используется метод экспертного оценивания [4]. Экспертиза осуществляется с применением международных шкал SACERS (School-Age Care Environment Rating Scale) [5]. Методика SACERS представлена семью шкалами: 1. Внутреннее пространство и меблировка. 2. Здоровье и безопасность. 3. Активная деятельность/времяпровождение. 4. Взаимодействие. 5. Учебный процесс. 6. Развитие персонала. 7. Специальные нужды – и имеет свою специфику оценивания [6, 7].

Возможность использования шкал SACERS позволяет оценить условия для обеспечения равного доступа к качественному образованию. Основные компоненты шкалы SACERS соответствуют всем видам условий реализации образовательных программ, обозначенным в ФГОС, и могут использоваться как инструмент оценки образовательной среды при проведении аудита школы [8].

Использование шкал SACERS позволяет получить дифференцированное представление об уровне развития отдельных компонентов образовательной среды и составить профиль качества образовательной среды, на основе которого определяются зоны благополучия и риска. Полученные данные являются основой для принятия управленческих решений по развитию образовательных условий для обеспечения равного доступа к качественному образованию и позволяют определить наиболее оптимальный план развития с конкретизацией целей, задач и выбором наиболее приемлемого из возможных альтернатив варианта.

В рамках апробации шкал SACERS в московских школах лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ было проведено исследование, в котором приняли участие 33 образовательные организации.

По результатам экспертного оценивания был рассчитан индекс качества, среднее значение которого равно 4,6 баллов. Результаты по отдельным шкалам варьируются в интервале от 4,04 до 5,53, что констатирует хороший уровень развития образовательных условий в школах Москвы (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Статистика по шкалам

 

В целом по обследуемым образовательным организациям был составлен профиль качества образовательной среды московских школ и определены зоны благополучия и зоны риска (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Профиль качества образовательной среды (средние значения по выборке)

 

Зоны благополучия:

-          мебель для повседневного использования;

-          доступ к дополнительным образовательным услугам, вариативность программ дополнительного образования;

-          взаимодействие «обучающийся – педагог», сверстников, педагогов, родителей;

-          дисциплина;

-          использование социокультурного пространства города;

-          развитие персонала;

-          взаимодействие обучающихся с детьми с ОВЗ.

Зоны риска:

-          пространство для уединения, расположение помещений;

-          мебель для расслабления и комфорта;

-          отправление домой;

-          личная гигиена;

-          изобразительное искусство и технология, коммуникация/чтение, учебно-исследовательская деятельность, социокультурная деятельность;

-          расписание и распорядок дня;

-          учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.

Опираясь на проведенное исследование можно сказать следующее:

-          условия, созданные в образовательной организации и обеспечивающие возможность реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования, можно исследовать, опираясь на международные шкалы SACERS, информативность которых составляет 93%;

-          определение зон благополучия и зон риска в образовательной среде московских школ поможет созданию комфортных условий для обучающихся и наметит основные векторы развития образовательной организации.

В процессе апробации применения шкал SACERS и в соответствии с нормативно-правовыми актами и методологическими основами реализации образовательной программы начального и основного общего образования лабораторией образовательных инфраструктур разработана модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS (далее – Модель) [9]. Исходя из данной модели, образовательная среда образовательной организации будет рассматриваться нами как совокупность финансовых, материально-технических, информационно-методических, психолого-педагогических и кадровых условий, позволяющих реализовать образовательные программы на ступени начального и основного общего образования.

Структура модели включает:

-          базовый уровень;

-          диагностический уровень;

-          уровень проектирования;

-          уровень развития (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Модель развития условий реализации образовательной программы начального

и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS

 

Модель прошла серию обсуждений, и их результаты с использованием SWOT‑анализа дискуссии представлены в данной статье.

SWOT-анализ является одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании/ организации. Такой анализ – необходимый элемент исследований, обязательный предварительный этап при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании/организации.

По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания/ организация внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения [10].

Обсуждение Модели проводилось на базе образовательных организаций г. Москвы. Основной акцент обсуждения – возможности применения Модели в развитии условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования.

Участники обсуждений были объединены в группы в случайном порядке. Каждая группа в ходе жеребьевки получила для обсуждения одну из групп условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования (материально-технические условия, информационно-методические условия, психолого-педагогические условия, кадровые условия).

В ходе обсуждения в каждой группе были выделены сильные, слабые стороны, возможности и риски модели развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS. В общем виде результаты обсуждений представлены ниже.

Сильные стороны Модели:

  1. Четкий и прозрачный алгоритм действий.
  2. Внимание на уровне развития. Посредством модели предоставляется возможность построения графика мероприятий по развитию условий в образовательной организации. Достаточно просто вернуться к проектировочному этапу, и есть возможность построить график мероприятий по конкретной задаче.
  3. Оценка потребности в профессиональном развитии (в части сформированности профессиональных компетенций).
  4. Отражение системы качества повышения квалификации. С помощью модели возможно повышение квалификации педагога в части психолого-педагогических компетенций.
  5. Установление полного контакта с родителями.
  6. Организация обучения различных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

Слабые стороны Модели:

  1. Невозможно решить все первоочередные проблемы с помощью представленной модели. Есть такие проблемы, которые внутри организации решить нельзя. Например, количество учеников больше, чем предусмотрено проектной мощностью организации, – эта проблема может быть устранена только при предоставлении дополнительных помещений, что нельзя решить только внутри организации, понадобится участие вышестоящих органов или совместные закупки – очень сложный механизм участия и принятия решения вышестоящими органами.
  2. При ошибках в проектировании условий реализации ООП отсутствие контакта с родителями, отказ родителей от взаимодействия.
  3. Педагог-предметник не всегда владеет знаниями о психических особенностях данного возраста обучающихся.
  4. Отказ от занятий с психологом.
  5. Нет возможности определить структуру педагогического персонала по уровню квалификации.
  6. Не отражены условия развития и функционирования учебно-вспомогательного персонала.
  7. В модели не показаны дополнительные связи от нормативно-правового компонента к результативному компоненту, чтобы показать не только механизм линейного перехода, но и возможные варианты. Решающим звеном всегда будут родители.

Возможности Модели:

  1. Использование нестандартной мебели. Например, в школе были установлены барные стойки и барные стулья в рекреациях для самоподготовки, пуфики и мягкие модули, что мотивирует детей на процесс обучения и подготовки к урокам.
  2. Использование таких помещений, как библиотека, музей, рекреации для проведения занятий.
  3. Использование модульных перегородок.
  4. Удовлетворение всех участников образовательных отношений. Для достижения этой цели есть возможность дополнительно обучать кадры, создавать локальные акты, находить решения всех поставленных задач. Таким образом выявляются потребности всех участников и сформируется чёткий план.
  5. Нормативно-правовое обеспечение и локальные акты. Большинство документов отдано на откуп образовательной организации, т. е. она самостоятельно разрабатывает, утверждает и несет ответственность за свои действия. То же можно проработать и в информационной политике, что немаловажно для возможностей. Например, не было в ОО профильных классов, но если у вас достаточно возможностей, то создание таких классов будет выгодно для ОО.
  6. Гранты. Это дополнительная стимуляция участия в проектах, предлагаемых департаментом.
  7. Ресурсы образовательного комплекса. Возможность не дублировать то, что уже реализует одна из ОО в комплексе. Нужно провести мониторинг и взять лучший опыт, чтобы дети могли получать знания в разных организациях комплекса.
  8. Сетевое взаимодействие между различными организациями можно рассматривать как инструмент развития и обмена опытом.
  9. Информационные ресурсы. Медиаобразование всех участников образовательного комплекса, участие московской школы в глобальном медиапространстве. Весь мир сейчас переходит на глобализацию информации, а правильное управление информацией – это залог успеха любой образовательной организации. При этом важно понимать, что глобализацию нужно использовать рационально, так как она может привести не только к прогрессу, но и к регрессу, этот пункт можно отнести и к рискам.
  10. Формирование психолого-педагогических компетенций участников образовательного процесса (включая родителей).
  11. Полное включение семьи в образовательный процесс.
  12. Возможности привлечения дополнительного финансирования.
  13. Достижение образовательного результата.
  14. Повышение рейтинга школы.
  15. Работа с одаренными детьми.
  16. Модель позволяет определить основные направления повышения квалификации и развития кадрового потенциала.
  17. При реализации данной модели появляется возможность определения стратегии развития кадрового потенциала образовательной организации, направленной на кадровое обеспечение, как одного из условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования.
  18. Возможность оценки взаимодействия с родителями, заключающаяся в формировании психолого-педагогических компетенций не только у педагогов школы, но и у родителей, соответственно, возможность включения родителей в образовательный процесс дает нам достаточно высокий положительный результат.

Риски применения Модели:

  1. Недобросовестные поставщики услуг.
  2. Жалобы родителей. К сожалению, не все родители готовы принять изменения, которые внесли в среду обучения.
  3. Задержка перечисления денег от вышестоящей организации.
  4. Адаптация детей к трансформации новых пространств и их нецелевое использование.
  5. Несвоевременная подготовка кадров к работе в новых условиях. Есть образовательные организации, которые с точки зрения материально-технических условий подготовлены идеально, но не все сотрудники могут и умеют пользоваться этими средствами.
  6. Несовершенство локальных актов и правового обеспечения, которое существует на сегодняшний день. Это стало особенно заметно, когда произошло объединение в комплексы, так как раньше у каждой школы были свои условия, а как работать в условиях объединенных школ, когда у каждого свой ресурс, у каждого свои возможности? На сегодняшний день не отработан единый комплекс локальных актов и пока непонятны общие стратегические цели и задачи.
  7. Административный риск. Проект «Надежные школы», в котором сейчас участвуют все школы Москвы. Перечень тех показателей, которые отражены у нас на сайте, под пристальным контролем у вышестоящих организаций. Например, если вы меняете систему расписания несвоевременно, то с вас снимают баллы.
  8. Отсутствие команды. Для достижения результатов важна сплоченная команда, понимающая вопрос, который поставлен перед ними, наделенная соответствующими компетенциями, способная решать задачи, которые поставлены в рамках определенного проекта. Отсутствие всего этого приводит к закрытию проекта и к невозможности достичь поставленных целей. Кроме того, в команде важно понимание единых стратегических целей.
  9. Разрозненность команды. Сюда можно отнести и опыт, и возраст, и непонимание общей цели, и принятие или не принятие той или иной идеи, и компетенции.
  10. Обращения граждан. Граждане обращаются к руководителю в крайнем случае, обычно они идут сразу в вышестоящую организацию, т. е. нет культуры общения и доверия у участников образовательного процесса. Иной раз родители и законные представители просто не понимают, что возникающие вопросы можно решить в школе. Также отсутствует культура и у самих администраторов, на которых мы делегировали часть полномочий и ответственность за тот или иной блок. Не доведение правильной информации до родителей провоцирует их на создание конфликтной ситуации.
  11. Отсутствие свободных сетей и оснащения школы. Это уже инфраструктура материально-технического обеспечения. Интернет в школе не всегда может «тянуть» проекты, для реализации которых необходима его большая скорость. Наличие в школе информационных досок, которые могут не работать, слабых компьютеров и т. д.
  12. Необходимость молниеносного принятия решения может привести к ошибкам. Когда происходят конфликтные ситуации между детьми, решение к педагогу должно приходить сразу.
  13. Риск возникновения гиперопеки.
  14. Риск возникновения асоциального поведения, педагогической запущенности, ЗПР.
  15. В работе с моделью сложно оценить возможности и риски в развитии кадрового потенциала (т. е. одно может вступать в противоречие с другим).
  16. Большая вероятность допущения ошибки в оперативном управлении кадрами.
  17. Не оценивается инертность кадров в вопросе повышения квалификации.
  18. Не все родители готовы включиться в образовательный процесс, они пытаются противодействовать рекомендациям педагогов. Тогда можно наблюдать асоциальное поведение ребенка, педагогическую запущенность. Также после проектирования системы образования в отдельном комплексе родители могут повлиять на результат в случае её непринятия.

В целом участники проектного семинара дали положительную оценку представленной модели развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS, выделив ряд ее сильных сторон и возможностей применения. Обозначенные слабые стороны требуют дальнейшей доработки, которая будет реализовываться по результатам данного обсуждения. Кроме того, было отмечено, что риски, связанные с реализацией предлагаемой модели, преимущественно связаны с факторами внешней по отношению к образовательной организации среды, степень влияния на которые очень ограничена.