Full text

Во все времена здоровье выступало в качестве непреходящей ценности для человечества. Здоровье – неоспоримый идеал, к которому всегда стремился человек. Сегодня на фоне общего ухудшения экологической ситуации, увеличения числа стрессовых факторов современного социума среди населения, ведущего преимущественно урбанистический образ жизни, общие показатели здоровья неуклонно снижаются. Положение современного общества буквально критическое, вследствие чего остро встает проблема формирования ценностного отношения к здоровью.

Такая категория, как здоровье, выступает в качестве абсолютной ценности для любого человека на протяжении всего его жизненного пути. Однако недостаток собственного здоровья люди начинают осознавать в более зрелом возрасте. Молодое поколение, со свойственным ему юношеским максимализмом и с несформировавшимся окончательно мировоззрением, пренебрежительно относится к собственному здоровью. Следует подчеркнуть, что особенно остро этот вопрос стоит в отношении обучающихся школьного возраста. Можно смело утверждать, что в современных реалиях наметилась стойкая тенденция снижения показателей здоровья у детей, обучающихся в российских школах.

Данные за 2017 г. наглядно демонстрируют, что среди обучающихся общеобразовательных школ почти нет полностью здоровых детей. Именно такие выводы сделаны экспертами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ. В ходе проводившегося исследования испытуемые школьники были подразделены на четыре группы по состоянию здоровья. К первой группе были отнесены полностью здоровые дети, во вторую попали те, кого условно можно считать «практически здоровым», а вот в третьей и четвертой оказались те обучающиеся, у которых зафиксированы серьезные нарушения здоровья и имеются какие-либо хронические заболевания. При обследовании первоклассников выяснилось, что к первой и второй группам здоровья можно отнести всего лишь 4,3% и 44% соответственно. А вот среди выпускников 11-х классов процент абсолютно здоровых детей уже близок к нулю. Количество же «практически здоровых» старшеклассников сократилось до 34%. По статистике почти у половины обучающихся старших классов диагностируются те или иные хронические заболевания. В процессе обследования выявлены проблемы, связанные с функционированием сердечно-сосудистой системы, недостаточным развитием костно-мышечной системы, патологией дыхательных органов, серьезными расстройствами психической сферы. Отдельная проблема современных школьников – это нарушения в развитии и функционировании органов зрения. Можно констатировать, что за последние 20–30 лет общие показатели здоровья обучающихся школ ухудшились более чем в 2,5 раза. По мнению представителя ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ доктора медицинских наук Ирины Раппопорт, школьники в процессе обучения ежедневно сталкиваются с громадными физическими, умственными и психоэмоциональными нагрузками. Катастрофически усугубляет сложившуюся ситуацию введение ЕГЭ и ГИА для обучающихся выпускных классов, что провоцирует у них сильнейший стресс, усугубляющий и без того печальную картину. Как следствие специалистами фиксируется повсеместное увеличение общего количества заболеваний психосоматического характера у современных детей и подростков [1].

Роспотребнадзор по состоянию на сентябрь 2018 г. приводит следующие цифры: количество абсолютно здоровых детей школьного возраста составляет около 12% от общего числа; каждый второй обучающийся подвержен тем или иным хроническим заболеваниям. За минувшее десятилетие частота функциональных нарушений здоровья подрастающего поколения и фиксация у них хронических заболеваний выросла в два раза [2]. Представленные данные красноречиво показывают, что состояние здоровья современных российских школьников является крайне неудовлетворительным, текущая ситуация приобретает масштаб катастрофы. И хотя политика государства в сфере образования сегодня сконцентрирована на решении вполне конкретных задач, направленных на сохранение и дальнейшее укрепление здоровья подрастающего поколения, проблема ценностного отношения к здоровью остается острой.

Реалии сегодняшнего дня требуют от всех участников образовательных отношений организации оптимальных условий для реализации системного подхода процесса формирования ценностного отношения к здоровью у детей и подростков, создания таких условий, при которых обучающиеся будут мотивированы на ведение здорового образа жизни. Актуальная проблема сохранения и укрепления здоровья молодого поколения становится комплексной, требующей учета аксиологического, культурологического, гуманистического, деятельностного и других методологических подходов к ее решению [3].

По мнению А. С. Нефедовой, на сегодняшний день подрастающее поколение страдает от синдрома инфантилизма. Главным признаком такого состояния является несформированность личностного отношения к собственному здоровью как неоспоримой ценности, в результате мы наблюдаем стабильный рост заболеваемости. Образ жизни современных детей является преимущественно малоподвижным, пассивным, лишенным минимальной двигательной активности. Уже в дошкольном возрасте происходит приобщение детей к вредным привычкам. Данное положение вещей нужно менять, а для этого необходимо своевременно формировать у детей соответствующую иерархию ценностей, в которой здоровье станет личным достоянием каждого человека и общества в целом [4].

В своих исследованиях классики педагогики и современные исследователи доказывают важность сбережения и преумножения здоровья с самого раннего возраста. Представление о том, что такое здоровый образ жизни, восприятие своего здоровья в качестве главной человеческой ценности нужно начинать с раннего детства. Именно с этого возрастного этапа необходимо запускать процесс формирования ценностного отношения к здоровью, так как именно он является наиболее сенситивным, и воспитательные воздействия будут максимально эффективны. Это напрямую связано с интенсивным развитием психики ребенка и формированием у него важнейших психических новообразований. Когда ребенок начинает учиться, у него существенно изменяются условия жизни, кардинально меняется привычный перечень обязанностей, возникает целый набор новых интересов и увлечений. По мнению Л. И. Божович, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, появляется вновь приобретенная и доминирующая потребность в получении новых знаний [5]. К сожалению, в этот период складывается ситуация, когда для подавляющего большинства современных школьников здоровье не является истинной ценностью и отсутствует понимание его личностного и общесоциального значения.

Проведенные научные исследования показывают, что улучшение общих показателей здоровья человека зависит не только от состояния современной медицины. Центральная роль в этом процессе отводится сознательной деятельности человека, которую нужно направить на восстановление, развитие и преумножение жизненных ресурсов. Модель поведения, базирующаяся на здоровом образе жизни, должна быть трансформирована во внутренний план и стать неотъемлемой составляющей личности. Для этого следует произвести своеобразную переориентацию личности, поменять ее внутренние установки: нужно не «бороться с болезнью», а предотвращать ее возникновение, то есть «воспитывать здоровье», начиная с раннего возраста.

Негативное воздействие на здоровье школьников в учебно-воспитательном процессе оказывают такие факторы, как существенное увеличение учебной нагрузки, которая не всегда соответствует индивидуальным особенностям обучающихся; интенсификация образовательного процесса, связанная с несоблюдением физиолого-гигиенических требований к его организации; общее снижение минимальной суточной двигательной активности детей. Последний фактор вызывает особую тревогу, так как современные дети ведут преимущественно малоподвижный образ жизни. Несмотря на трехчасовую недельную нагрузку по предмету «Физическая культура», дети испытывают дефицит двигательной активности. На уроках физкультуры они не проявляют истинной заинтересованности к занятиям спортом, демонстрируют формальный подход, выполняя минимум упражнений, испытывая незначительные физические нагрузки с единственной целью сдать зачет и получить отметку. Отдельно следует отметить детей с подготовительной и специальной медицинскими группами. Данный контингент по ряду причин практически совсем лишен физических и двигательных нагрузок, а процент таких детей достаточно высок, и в перспективе прослеживается очевидная тенденция увеличения числа школьников данной категории. В свободное от уроков время ситуация не лучше. Охват детей дополнительным образованием, включая спортивные секции и кружки, недостаточен. Семейное воспитание сведено к минимуму, практически исключающему совместные занятия родителей и детей физкультурой и спортом. В досуговое время, как правило, не включена двигательная активность. Телевидение, Интернет, увлечение компьютерными играми усугубляют сложившуюся ситуацию. Фактически утрачены традиции дворовых подвижных игр.

Сегодня мы можем констатировать равнодушное отношение школьников к собственному здоровью: дети пренебрегают элементарными правилами ведения здорового образа жизни, не соблюдают режим дня, игнорируют такие неотъемлемые составляющие здоровья, как закаливание и двигательная активность, употребляют в пищу вредные продукты, приобщаются к пагубным привычкам, не задумываясь о последствиях. Поэтому сегодня перед школой встает важнейшая задача – воспитание полноценной, всесторонне развитой личности, в структуре которой здоровье (как физическое, так и психическое) будет закладываться как основополагающая человеческая ценность. Здоровье может присваиваться личностью как ценность только в случае глубокого осознания ею личных потребностей и их соотнесения с возможностью удовлетворения. Ценностное отношение не формируется до того момента, пока личность не начнет осознавать всю сложность достижения такого состояния, при котором имеющиеся потребности будут удовлетворены. Таким образом, когда удовлетворять какие-либо существующие потребности становится все более проблематично, тогда и возрастает ценность какого-либо предмета или объекта для самой личности [6].

Здоровье – это неоспоримая, абсолютная ценность для человека. При рассмотрении ценности здоровья можно выделить три основных уровня: это биологический уровень, социальный, личностный или психологический. Учитывая такую многоуровневость, мы представляем здоровье в виде базовой основы жизни любой личности [7]. В данном контексте здоровье выступает как неотъемлемое условие воплощения и реализации личностью неких жизненных смыслов. Чтобы приобретенная информация о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, полезные знания о способах осуществления и поддержания здорового образа жизни смогли стать прочной основой поведения и жизнедеятельности человека, они должны осознаваться личностью. Такое осознание становится реальным лишь в том случае, когда присутствует сильное эмоциональное переживание. Созданию такого состояния способствует использование специально разработанных здоровьесберегающих упражнений, организация здоровьеформирующей среды и практической деятельности. В результате возрастает личная значимость полученных знаний, происходит их глубокое осмысление и активизация процессов формирования ценностного отношения к здоровью. Добиться этого самостоятельно без помощи взрослых ребенку достаточно сложно. Поэтому существенно возрастает роль педагога, учителя, воспитателя, который становится главной фигурой, субъектом педагогической деятельности, осуществляющим воспитание новой личности, являющимся носителем социально значимых ценностей. Используя здоровьесберегающие педагогические средства, можно сделать процесс формирования ценностного отношения к здоровью максимально продуктивным. Сегодня перед школой поставлены приоритетные задачи, связанные с применением эффективных здоровьесберегающих технологий, а также с формированием у обучающихся общей системы ценностей, мотивов, установок, призванных приобщить их к реализации здорового образа жизни [8].

Чтобы процесс формирования ценностного отношения к здоровью стал эффективным, следует создать необходимые педагогические условия: организовать ценностно-ориентационное пространство, центральной ценностью которого станет здоровый образ жизни; направить физическое воспитание на формирование у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни; расширить содержательный компонент физического воспитания; обеспечить учет половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; актуализировать применение личностно ориентированного подхода в процессе физического воспитания; стимулировать и поощрять проявления любых видов физической активности [9]. Для решения задач по формированию ценностного отношения к здоровью огромным потенциалом обладает физическое воспитание и наиболее эффективными могут стать именно формы внеклассной, внеурочной физкультурно-спортивной деятельности, составляющие единое ценностно-ориентационное пространство [10].

Таким образом, анализ современных исследований и практики обучения и воспитания по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у современных школьников показал, что сегодня отмечается низкий уровень сформированности данного новообразования, диагностируется недостаточная мотивация, связанная с сохранением собственного здоровья и стремлением к ведению здорового образа жизни. Главная роль в решении данной проблемы принадлежит школе, поскольку именно в школе ребенок проводит большую часть своего времени и именно школа обладает широким многообразием форм, методов и средств воспитательно-образовательной работы. Следует отметить, что эффективность формирования ценностного отношения к здоровью напрямую зависит от всестороннего развития личности самого обучающегося, от того, насколько активна его личная здоровьесберегающая позиция. Многое зависит от семьи, в которой здоровьеориентированные семейные традиции и личный пример родителей окажут сильнейшее воздействие на развитие личности ребенка. Поэтому необходимо стремиться к созданию такой здоровьеформирующей среды, в которой взаимодействие педагогов, детей и родителей будет осуществляться в форме сотрудничества, способствующего формированию ценностного отношения к здоровью.