Full text

Введение

 

На сегодняшний день в Российской Федерации назрела необходимость внедрения современных технологий в деятельность социальных институтов, работающих с детьми в культурно-досуговой сфере, в том числе и санаторно-курортных учреждений. Современные исследователи отмечают необходимость подготовки педагогов для культурно-досуговой сферы детского отдыха и оздоровления, предлагая ее различные модели. В то же время проведенные научные исследования и имеющиеся методологические разработки по подготовке педагогов-психологов недостаточно ориентированы на необходимость формирования их профессиональной готовности к анимационной деятельности с учетом специфики санаторно-курортных учреждений и современных требований концепции модернизации образования. Обоснование исследуемой проблемы предполагает разработку модели формирования готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях, которая включает в себя определенные базовые компоненты данного процесса.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Вопросы подготовки специалистов к анимационной деятельности поднимаются как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.

Прежде всего, следует отметить, что термин «анимация» был впервые употреблен французским социологом Р. Ж. Дюмазедье в середине XX века. Ученый связывал качество досуга с обращением личности к экзистенциальным ценностям и ввел понятие социокультурной деятельности как сознательной и организованной деятельности личности в сфере свободного времени [1]. Автор употребил словосочетание «социокультурное лидерство», которое затем заменил термином «анимация».

Далее в течение второй половины XX века особенно интенсивно анимация развивалась во Франции как внешкольное образование взрослых. Так, французский ученый Ж. Пужоль отмечал, что педагогов, специализирующихся на образовании взрослых, в 60‑х годах XX века заменили аниматоры [2].

Анимация начала получать распространение и в других странах, и к концу 60-х годов XX века в работах итальянского ученого В. Лоренца [3] были выделены основы направления анимации в виде моделей. Одна из моделей называлась «культурная анимация», которая стала использоваться в образовательных видах деятельности и вне ее пределов, изменив тем самым значение анимации в Италии в целом.

Польский ученый Рышард Костецки в своем исследовании представил структуру профессиональной компетентности педагога-аниматора в виде [4]:

-         знаниевой основы; ее база – теория педагогических процессов в сфере досуга, разрабатываемая с учетом общетеоретических представлений о социокультурном развитии человека и общества на различных этапах возрастного и социального развития;

-         практической реализации способностей специалистов, среди которых отмечены способность устанавливать контакт в открытой обстановке отдыха, широкий кругозор в области культуры свободного времени и занятий на досуге, умение организовывать отдых в различных областях культурного досуга и др.

Как видно, предложенная ученым структура соответствует компетентностному подходу подготовки специалистов, актуальному на сегодняшний день и в высшей школе российского образования.

Автором научных изданий в области анимации, пользующихся спросом, является польский исследователь и практик Якуб Б. Банчек. Работы ученого посвящены исследованиям в области досуговой анимации, направленным на обучение гостиничных аниматоров. Под руководством Якуба Б. Банчека проводятся практические и творческие мультипликационные семинары, которые моделируются на практике на базе гостиничных предприятий и турагентств [5].

Среди работ отечественных ученых, посвященных подготовке к анимационной деятельности, следует назвать диссертационное исследование Е. Б. Мамбекова «Организация досуга во Франции: анимационная модель» [6]. Е. Б. Мамбеков проанализировал истоки, организационные и функциональные структуры анимационной модели как системы организации социокультурной деятельности во Франции, провел систематизацию различных аспектов деятельности кадров социокультурных аниматоров и показал эволюцию социокультурной анимации как профессии, представив её типологию и классификацию по различным критериям.

Научные работы И. И. Булыгиной посвящены разработке методических основ профессиональной подготовки организаторов туристской анимации, в которых была представлена структурная модель обучения организаторов туристской анимации, включающая специальные дисциплины, учебные программы и планы. Автором определено соотношение между объемом специальных дисциплин и общей продолжительностью теоретического обучения [7].

В диссертационном исследовании «Педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе профессионального туристского образования» Е. М. Приезжевой разработана структурная модель анимационной подготовки студентов туристского вуза, в которой раскрыто содержание анимационной подготовки в процессе профессионального образования, включающее специальный курс «Менеджмент анимационных программ туристских маршрутов» [8].

В контексте нашего исследования особого внимания заслуживают модели, направленные непосредственно на подготовку педагогов к профессиональной анимационной деятельности. В диссертационном исследовании И. И. Шульги «Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга» разработана теоретическая модель профессиональной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга, демонстрирующая зависимость от социально-экономических и культурных процессов в обществе и личностно-профессиональной направленности педагогов [9]. Автор акцентировал внимание на тенденциях развития профессиональной подготовки в современных условиях, показал преемственность этапов образовательного процесса на основе структуры профессиональной готовности организатора досуга.

В. С. Плотникова также исследовала подготовку студентов к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза и разработала структурно-функциональную модель профессиональной подготовки студентов вуза к анимационно-педагогической деятельности, где был выявлен и теоретически обоснован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки [10].

 

Методологическая база исследования

 

Для формирования готовности к организации анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях требуются новые подходы к подготовке педагогов-психологов. В качестве метода научного исследования формирования готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях мы обращаемся к методу моделирования, потому как он позволяет полноценно изучить особенности данного процесса. Особенностью этого метода считается опосредованное изучение объекта, проводимое с помощью исследования его модели, что расширяет возможности моделирования. Моделирование как высшая форма наглядности позволит систематизировать знания о процессе формирования готовности педагогов-психологов, определив структуру связей между ее компонентами. В качестве методологической основы разработки модели будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях были взяты исследования П. И. Пидкасистого, В. В. Сафоновой, В. П. Сергеевой и других ученых [11], в которых цель обучения формулируется как сознательно планируемый результат, при достижении которого происходят изменения в профессиональных компетенциях и обогащаются профессиональные качества.

 

Результаты исследования

 

Результатом применения метода моделирования выступает модель формирования готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях. Данная модель представлена нами как сложная многоуровневая система, которая включает взаимосвязанные блоки, дающие возможность более четко представить процесс формирования готовности и определить соответствие поставленной цели конечному результату, полученному в ходе экспериментальной работы.

Представленная модель состоит из следующих модулей:

1. Целевой, способствует построению оптимального маршрута формирования готовности.

2. Диагностический, выявляет степень сформированности уровней готовности и обеспечивающий коррекцию процесса формирования готовности.

3. Содержательный, определяет конкретное наполнение направлений формирования готовности.

4. Результативный.

Системообразующим блоком представленной модели является целевой блок, его содержание определяет состав и результат сформированной готовности. Целевой блок раскрывает необходимость разработки модели готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях, обусловленную социальным заказом общества на подготовку соответствующего современным требованиям общества аниматоров, и включает социальный заказ, принципы и методологические подходы [12].

Целью научного исследования являлось формирование готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности, формирование компетентного специалиста, способного обеспечить эффективное педагогическое взаимодействие с детьми и родителями в санаторно-курортных учреждениях [13].

Поставленная цель обусловила постановку и решение конкретных задач:

1. Актуализация мотивационно-ценностного отношения к анимационной деятельности, способствующего формированию потребности в самореализации в профессиональной сфере деятельности [14].

2. Обеспечение знаниями, умениями и навыками в области анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях.

3. Развитие профессионально значимых качеств личности, позволяющих педагогам-психологам овладеть анимационным мастерством.

Таким образом, разработанная модель ориентирована на реализацию личностного потенциала будущего педагога-психолога, его профессиональное становление и самореализацию в анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях.

Процесс осуществления моделирования опирался на принципы, среди которых были выделены следующие:

-     принцип мотивированности – предполагает заинтересованность педагога-психолога в анимационной деятельности и в формировании практических навыков. Данный принцип обеспечивает включенность педагогов-психологов в анимационный процесс в санаторно-курортных учреждениях [15];

-     принцип аксиологичности – предполагает признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем. Принцип указывает на экзистенциальное равенство детей [16];

-     принцип толерантности – предусматривает предоставление детям возможностей для развития в санаторно-курортных учреждениях, исключая дискриминационные формы общения [17];

-     принцип социальной активности – предусматривает анимационную деятельность в образовательной среде в качестве фактора овладения опытом общественных отношений [18];

-     принцип креативности – предполагает организацию анимационной деятельности в соответствии с современными досуговыми технологиями и игротехниками, которые неразрывно связаны с креативным подходом [19];

-     принцип событийности – предусматривает выстраивание анимационного процесса с наличием ярких запоминающихся событий [20];

-     принцип конкурентоспособности – предполагает в процессе формирования готовности овладение педагогами-психологами профессиональными компетенциями, позволяющими реализоваться в анимационной деятельности и выдерживать конкуренцию в данной сфере [21].

В основании разработанной модели были заложены следующие методологические подходы: культурологический, личностно ориентированный, компетентностный и системно-деятельностный. В современной педагогической науке понятие «подход» представлено в качестве особого взгляда на объект исследования. Выбор методологических подходов был обусловлен актуальностью современных проблем в высшей школе и результатом анализа культурологической и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, что позволило выявить специфику исследования.

Учитывая тот факт, что анимационная деятельность является элементом культурно-досуговой деятельности, в контексте нашего исследования целесообразной будет ориентация на культурологический подход. Как обращают внимание ученые [22], здесь следует учитывать взаимосвязь понятий «культура» и «образование». Культура трактуется как результат и развитие традиций, которые становятся полезными для последующих поколений при условии отношения к ним как к достижению культуры. По мнению О. М. Фрейденберга, культура охарактеризована с двойственной позиции: как «пружина всей мировой культуры» и одновременно как «мировой тормоз», что особо важно для образования в сфере культурно-досуговой деятельности. Характеризуя современное состояние культурно-досуговой сферы в Российской Федерации, согласно классификации В. З. Дуликова [23], ее можно отнести к американской модели досуга с дисбалансом в сторону функции развлечения над развивающей функцией. Американская модель направляет личность к особым видам досуга, в которых превалируют острые ощущения и наслаждение и отсутствует спрос на анимационные программы духовно-развивающего характера. Таким образом, на сегодняшний день досуговая деятельность ориентирована на массовую культуру, которая ничего общего с достижениями высокой культуры не имеет, и поэтому в нашем случае образование педагогов-психологов не может быть ориентировано только на нее. В то же время педагогическая организация досуга как деятельность, направленная на воспитание культуры досуговой деятельности подрастающего поколения, приобретает специфический культурный смысл и рассматривается как особая форма педагогического взаимодействия, в процессе которого происходит включение ребенка в качестве активного субъекта в мир культуры. Вместе с тем следует согласиться, что невозможно не учитывать современные тенденции культурных направлений в ходе подготовки педагогов-психологов к профессиональной анимационной деятельности.

Следует добавить, что в рамках современной парадигмы высшего педагогического образования (В. А. Сластенин) [24], согласно культурологическому подходу, профессиональное образование педагогов рассматривается как культурно обусловленный процесс. Образование с культурологической точки зрения представляет собой объективный социальный механизм передачи новому поколению культурно обусловленного опыта, традиций, ценностных установок. Проблема успешности формирования профессиональной компетентности педагога-психолога в различных направлениях культурно-образовательного пространства становится значимой не только в научно-теоретическом плане, но и в практическом. В связи с этим особую актуальность приобретает культурно-просветительская функция педагога-психолога, которая до недавнего времени не имела первостепенного значения в профессиональной деятельности педагога.

Следующий подход, примененный в модели, – личностно ориентированный, в качестве основных положений которого можно выделить следующие:

-     образование должно быть направлено на развитие индивидуальных возможностей, способностей и интересов обучающихся;

-     в центре модели стоит личность, ориентированность на которую помогает ее самореализации, способствует развитию творческих способностей и креативности, являющихся профессионально важными качествами аниматора;

-     подход предполагает формирование качеств самоактуализирующейся личности;

-           создаются условия для удовлетворения потребностей в общении и активности [25].

Компетентностный подход будет отражаться в цели подготовки будущих педагогов-психологов, отборе содержания подготовки, организации процесса подготовки и оценке результатов.

Компетентностный подход опирается на два базовых понятия: компетенция и компетентность. Под компетенцией понимается общая способность и готовность мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения, обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения; в свою очередь, компетентность – это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующее профессионализм [26].

В контексте проводимого исследования компетентностный подход предусматривает:

-     развитие у педагогов-психологов потребности, способности и готовности самостоятельно решать проблемы в сфере досуговой деятельности на основе использования возможностей анимационной деятельности;

-     создание условий для формирования у будущих педагогов-психологов практического опыта проведения анимационных мероприятий в санаторно-курортных учреждениях;

-     оценку результатов с учетом анализа уровней готовности, достигнутых педагогами-психологами на определённых этапах формирования готовности;

-     формирование ключевых компетенций как основного результата образовательной деятельности, характеризующих уровень образованности, мотивацию, способность и готовность действовать в различных педагогических ситуациях в рамках профессиональной деятельности [27].

Четвертым подходом, наиболее полно описывающим основные педагогические условия и механизмы процесса формирования готовности и ее структуру, адекватную современным приоритетам модернизации российского образования, а также способствующим формированию ключевых компетентностей анимационной деятельности у будущих педагогов-психологов, был выбран системно-деятельностный подход [28]. Системно-деятельностный подход позволил смотреть на разработанную модель как на открытую мобильную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, объединенных для достижения поставленной в исследовании цели, и подверженную влиянию множества факторов внутреннего и внешнего окружения, которые необходимо учитывать в процессе формирования готовности будущих специалистов. Таким образом, следование данному подходу при формировании педагогической модели предполагало анализ разных видов анимационной деятельности, выделение обучающих технологий и действий, способствующих усвоению необходимых знаний и приобретению профессиональных умений и навыков, выражающихся в ключевых компетенциях.

Диагностический компонентопределяет требования к уровню готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности, включая совокупность критериев, соответствующие им показатели и уровни. Процесс формирования готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях предполагает прохождение ряда этапов. Профессиональная готовность формируется в процессе деятельности, аккумулируя все накопленное на предыдущем уровне, а своевременное определение уровня сформированности педагогического мастерства дает возможность обозначить перспективы дальнейшего развития.

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев. По показателям педагогического мастерства можно судить о его уровне. В исследовании определены, обоснованы и охарактеризованы три уровня готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности: начальный, достаточный и совершенный.

Начальный уровень готовности характеризуется слабо выраженным стремлением к осуществлению анимационной деятельности. Педагог-психолог не рассматривает себя в качестве аниматора, что демонстрирует ситуативный характер данной позиции. Аниматоры используют готовые решения, деятельность носит репродуктивный характер. На начальном уровне готовность выступает как предпосылка возможного мотивационного созревания.

Достаточный уровень характеризуется стремлением развивать в себе необходимые качества, формировать знания и умения, которые позволяют принимать самостоятельные решения. Начинает проявляться более выраженная личностная позиция к анимационной деятельности. Эта позиция реализуется в научно-теоретической, организационно-педагогической готовности, проявляется в творческих и рефлексивных способностях. Указанные на достаточном уровне характеристики носят преимущественно теоретический и ситуативный характер. Анимационное воздействие начинает приобретать развивающий характер.

Совершенный уровень характеризуется умением применять полученные теоретические знания в практической деятельности. Данный уровень отличает инициативность, самостоятельность, креативность, ответственное отношение к профессиональной деятельности в сфере анимации, нацеленность на преобразующий характер анимационного воздействия. Профессиональная готовность на этом уровне носит логически завершенный характер и уже выступает в качестве элемента целостной системы.

На основе анализа психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме было выделено три основных критерия, которые позволяют говорить об уровне сформированности готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях: мотивационный, профессионально-когнитивный и креативно-деятельностный.

Данные критерии являются составляющей оценочно-результативного компонента модели формирования готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности:

  1. Мотивационный критерий позволяет описать мотивы и ценности у будущих педагогов-психологов в сфере анимационной деятельности, выявить наличие положительной мотивации к анимационной деятельности и положительной ценностной ориентации в сфере культурно-досуговой деятельности. Критерий выявляет наличие потребности: в профессиональной самореализации в анимационной деятельности, в преодолении затруднений в процессе ее организации, в педагогическом анимационном взаимодействии с детьми и потребности профессионального роста в сфере анимации.

Данный критерий диагностирует мотиваторы социально-психологической активности обучающегося, на основании которых проводится анализ собственного опыта анимационной деятельности, оценивается эмоциональное самочувствие и выбираются варианты анимационной деятельности в зависимости от личностных возможностей. Таким образом, можно сказать, что мотивационный критерий соотносит профессиональные возможности обучающегося и условия анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях.

  1. Следующий критерий – профессионально-когнитивный, показывает уровень понимания сущности воспитательного процесса в анимационной деятельности и содержания психолого-педагогической деятельности аниматора, которое заключается в знаниях теоретических и практических основ анимационной деятельности: это знания принципов и приемов построения сценария анимационного мероприятия, алгоритма создания проектов анимационных программ, драматургического построения содержания анимационных программ, форм взаимодействия с детьми во время анимационной дельности, основ активизации и вовлечения в анимационную деятельность, организационно-управленческих аспектов анимационной деятельности.

Критерий помогает определить уровень осознания потребностей в организации досуга семей с детьми в условиях санаторно-курортного лечения; оценить знания способов организации анимационной деятельности в санаторно-курортном учреждении, интерактивных игровых методов в курортной анимации, рекреационной сущности курортной анимации, требований безопасности при проведении анимационных программ и в общем особенностей и целей анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях.

  1. Креативно-деятельностный критерий позволяет говорить о наличии совокупности необходимых профессиональных умений и навыков в области анимационной деятельности: умении проектировать анимационные программы, коммуникативных и организаторских умений, умений выстраивать процесс анимационной программы в логической последовательности, выбирать оптимальные анимационные технологии. Развитию перечисленных умений способствует творческое воображение, оригинальность мышления, импровизация, использование элементов актерской техники, находчивость, юмор, генерирование новых творческих идей. Критерий проявляется через умения, заключающиеся в эмоционально-волевом воздействии на детей, умении привлечь и удержать их внимание. Креативность выражается в наличии творческого воображения, вдохновения как проявления позитивного творческого самочувствия, эстетического вкуса, способности к перевоплощению, игре, фантазии, способности к ее творческому применению, во владении юмором и педагогической импровизацией, способности к выполнению профессиональных функций в изменившихся условиях.

Таким образом, в исследовании выделены критерии, позволяющие определить уровень готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях, своевременное определение которого дает возможность обозначить перспективы дальнейшего развития.

Содержательный блок модели отражает этапы, цели, педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности, содержание работы и предполагаемый результат каждого этапа.

В предлагаемой модели формирование готовности реализуется в ходе трех этапов.

Составляющей содержательного блока формирования готовности представленной модели являются педагогические условиясовокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешность решения поставленных задач. При реализации данной модели на базе были выделены следующие педагогические условия:

  1. Учет социального заказа, требований ФГОС ВО 3++ и ЕКС к квалификации «Культуролог-аниматор» в процессе формирования готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях; актуализация ценностного отношения к профессиональной анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях [29].
  2. Включение в учебный план факультатива «Анимационная деятельность в санаторно-курортных учреждениях», разработанного в соответствии с ФГОС ВО 3++ и направленного на формирование готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях на совершенном уровне.
  3. Приоритетность интерактивных форм обучения в процессе формирования готовности [30].
  4. Обеспечение прохождения практики, предусматривающей организацию анимационной деятельности в рамках сотрудничества университета с санаторно-курортными учреждениями.

Целью мотивационно-целевого этапа является формирование устойчивой мотивации к анимационной деятельности в процессе профессиональной подготовки. В процессе реализации различных форм работы было внедрено педагогическое условие – актуализация ценностного отношения к профессиональной анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях в соответствии с требованиями социального заказа. Наличие устойчивой мотивации к анимационной деятельности (склонность к работе с детьми, безоценочное принятие детей, базирующееся на толерантности, наличие положительных ценностных ориентаций в сфере свободного времени) в процессе формирования готовности определено как предполагаемый результат реализации работы первого этапа.

В ходе гностического этапа целью выступает формирование комплекса знаний, помогающих успешно решать профессиональные задачи в области анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях. Гностический этап включает взаимосвязь теоретической и практической подготовки. Реализация второго педагогического условия предполагает разработку и внедрение в процесс подготовки будущих педагогов-психологов факультатива «Анимационная деятельность в санаторно-курортных учреждениях», разработанного в соответствии с ФГОС ВО и направленного на формирование готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях на совершенном уровне. Основная форма работы заключается в освоении педагогами-психологами факультатива, который призван помочь в формировании готовности к анимационной деятельности. Также на данном этапе реализуется третье педагогическое условие – приоритетность интерактивных форм обучения в процессе формирования готовности, которое апробируется при активизации познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Главным условием реализации этапа является опыт самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения, отказ от традиционной структуры взаимодействия преподавателей и обучающихся (объект-субъектного взаимодействия) и постановка в позицию субъект-субъектного взаимодействия.

Этап реализуется через следующие направления подготовки:

–     организационное, связано с развитием навыков организации и управления анимационной деятельностью;

–     образовательное, заключается в изучении технологий, форм, методов, средств и принципов анимационной деятельности;

–     профессиональное, реализуется на практических занятиях по повышению анимационного мастерства и проявляется в работе над анимационной программой через совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность.

По завершении второго этапа ожидаемым результатом было владение комплексом знаний, помогающих успешно решать профессиональные задачи в области анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях.

Целью технологического этапа является сформированность совокупности профессиональных умений и навыков в области анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях (умение разрабатывать анимационные программы и вовлекать в них участников, применять креативный подход в работе с детьми). На данном этапе в качестве педагогического условия продолжается усвоение обучающимися факультатива «Анимационная деятельность в санаторно-курортных учреждениях». Второе педагогическое условие – обеспечение прохождения практики, предусматривающей организацию анимационной деятельности, апробируется в форме разработки и проведения анимационных программ в санаторно-курортных учреждениях.

Технологический этапвключает следующие элементы: формы, методы и технологии анимационной деятельности, которые строятся на организации и проведении анимационных программ различной направленности.

Анимационная программа понимается как интерактивный вид культурно-досуговой программы, предусматривающий активное включение участников в действие, отличающийся разнообразием и непринужденностью форм общения, предоставляющий участникам возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и требующий от организаторов не только творчества, фантазии и изобретательства, но и четкого построения сценария с учетом возрастных и специфических особенностей аудитории.

Выделяют следующие виды анимационных программ: игровые, зрелищно-развлекательные, театрализованные, спортивные, творческие, познавательные, обучающие, художественно-публицистические и другие, которые реализуются в следующих формах: праздники, игротеки, походы, слеты, тренинги, соревнования, эстафеты, конкурсы, турниры, фестивали, карнавалы, дискотеки, дискоклубы, экскурсии, беседы, викторины, шоу-программы и др.

Методы реализации анимационных программ представляют собой пути и способы осуществления процесса включения детей в анимационную деятельность путем создания педагогических ситуаций, удовлетворяющих потребности в общении, контактах, впечатлениях, сопереживании, эмоциональной разрядке. В анимационной деятельности используются следующие методы: сопереживания, игровых ситуаций, глубинного общения, соревнования, метод создания педагогических ситуаций, иллюстрации, театрализации, ритмического движения.

Подготовка студентов к анимационной деятельности реализуется через совокупность интерактивных образовательных технологий. Наличие профессиональных умений и навыков в области анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях выступает как результат третьего этапа. Результатом профессиональной подготовки в целом, согласно предложенной нами модели, выступает совершенный уровень сформированности готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях.

 

Заключение

 

Итак, разработанная модель представляет собой сложную и многоуровневую динамическую систему, которая включает в себя взаимосвязанные элементы, что дает возможность более четко представить целенаправленный процесс формирования готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях. Применение данной модели в процессе обучения позволит значительно повысить уровень готовности будущих педагогов-психологов к анимационной деятельности.