Full text

Введение

 

В современной высшей школе в направлении подготовки «Педагогическое образование» важной составляющей итоговой компетентности студента-филолога является изучение модуля «История зарубежной литературы». В современных программах по литературе для средней школы зарубежная литература представлена недостаточно, однако эту ситуацию допустимо корректировать благодаря элективным курсам по предмету или внеурочной работе. Следовательно, представляется необходимым в процессе подготовки учителя-словесника уделять достаточное внимание зарубежным авторам и национальным литературам в целом. В разделе «Западноевропейский реализм» модуля «История зарубежной литературы» изучается творчество английского писателя XIX века Чарльза Диккенса. Помимо романов писателя («Домби и сын», «Большие надежды» и др.) целесообразным представляется обращение к повести «Рождественская песнь в прозе» (1843), принимая во внимание ее значимость в творчестве автора и роль в формировании общеевропейской традиции развития рождественского текста. С учетом характера соотношения в учебном плане профилей «Русский язык. Литература» лекционных и практических занятий (практических значительно больше) наиболее востребованным в организации работы студентов-филологов является метод проблемного изучения.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В современной педагогической науке особое внимание уделяется не только вопросам образования, но и эстетическому и нравственному воспитанию обучающихся, «приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств» [1]. Для решения этих и других задач в системе высшего профессионального образования используются различные дидактические методы. Далее под методом будет пониматься совокупность способов «обучающей работы по организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [2]. Для организации работы студентов особое значение имеет метод проблемного обучения, который считается многими педагогами основополагающим и в среднем, и в высшем образовании. Так, в учебном пособии Т. А. Ильиной «Педагогика» проблемное обучение в целом и метод создания проблемной ситуации рассматривается как основа образовательного процесса [3]. И. Ф. Харламов отмечает, что это «кардинальная закономерность процесса обучения. Только при условии, если учащийся сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, которые ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность» [4]. Определение проблемной ситуации дается многими авторами. «Проблемной, – считает А. М. Матюшкин, – называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического… или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия» [5]. «Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия» [6]. «Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, преодоление которого требует творческого поиска новых знаний, новых способов и действий. Если у субъекта нет исходных данных для поиска путей преодоления затруднения, то проблемная ситуация не принимается субъектом к решению и, следовательно, не отражается на его мышлении. Мышление начинается с момента осознания и формулировки проблемы, с момента принятия субъектом проблемной ситуации к решению» [7]. Проблемная ситуация связана с выявлением и решением промежуточных задач, направленных на осознанное исследование изучаемых вопросов. Таковыми задачами или этапами являются: «1) наблюдение и изучение фактов и явлений, 2) выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем), 3) выдвижение гипотез, 4) построение плана исследования, 5) осуществление плана выяснения связей изучаемого явления с другими, 6) формулирование решения, объяснения, 7) проверка решения, 8) практические выводы» [8]. М. И. Махмутов отмечает, что основным способом создания проблемной ситуации «(подчеркиваем: основным, но не единственным) является предъявление учащимся особого рода дидактических конструкций (задач, вопросов, упражнений, заданий), которые мы называем проблемными» [9]. Метод проблемного изложения необходимо использовать преподавателю при организации работы студентов в формате практического занятия. Рассмотрение методов обучения лежит и в основе работы И. Я. Лернера «Дидактические основы методов обучения». Автор выделяет репродуктивный метод, который в максимальной степени соответствует организации лекционного курса по изучаемому модулю. «Он может быть назван информационно-рецептивным (или объяснительно-иллюстративно-рецептивным), поскольку достигает своей цели в результате предъявления готовой информации, объяснения и иллюстрирования словом, изображением, действием» [10].

 

Методологическая база исследования

 

Методологическую базу исследования составили работы по педагогике и методике обучения и воспитания И. Ф. Харламова [11], Т. А. Ильиной [12] по проблемному обучению, А. М. Матюшкина [13] и И. А. Ильницкой [14] (по проблемным ситуациям в обучении), И. Я. Лернера [15], М. И. Махмутова [16] по дидактическим основам методов обучения. Труды указанных авторов посвящены определению метода в процессе обучения и содержат различные их классификации. Для нашего исследования в качестве базовых выбраны репродуктивный метод и метод проблемного обучения, метод создания проблемной ситуации как частный случай метода проблемного обучения и технология групповой и самостоятельной работы студентов. Литературоведческую методологическую базу составили труды исследователей английской литературы и творчества Ч. Диккенса, теоретиков литературы. Основными методами изучения студентами художественного текста являются биографический (И. Д. Катарский [17], Т. И. Сильман [18], С. Цвейг [19], Г. Честертон [20], Дж. Битт [21], И. Браун [22]), сопоставительный ( Н. Л. Потанина [23], М. В. Швачко [24], Т. Н. Шевелева [25], Т. А. Боборыкина [26], В. В. Ивашева [27]), герменевтический (Н. П. Михальская [28], М. В. Тугушева [29], М. В. Урнов [30]), структурный (Р. Уэллек, О. Уоррен [31]), культурно-исторический (E. Джонстон [32], Р. Гарис [33], Дж. Голд [34], M. Холлингтон [35], M. Котзин [36]).

 

Результаты исследования

 

На начальном этапе изучения «Рождественской песни в прозе» представляется целесообразным использование репродуктивного метода обучения, который соответствует лекционному формату занятия по творчеству Ч. Диккенса. Преподаватель знакомит студентов с основными особенностями стиля писателя, проблематикой и ключевыми концептами прозы английского реалиста: реализм, проблема добра и зла, Рождество, тема отцовства и т. д. В процессе изучения выбранного текста используется метод проблемного обучения как основной. Метод проблемного обучения предполагает стимулирование самостоятельной работы студентов. Так, предварительно группе обучающихся было дано задание рассмотреть работы ведущих диккенсоведов и отметить их основные положения. Предполагаемые итоги самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов следующие. Отечественная литература и литературоведение проявляли интерес к Диккенсу со второй половины XIX века. Однако системное изучение творчества английского писателя начинается с работы И. М. Катарского «Диккенс в России». Важным аспектом данного исследования является проблема рецепции Диккенса в отечественной литературе, изучение многочисленных переводов, переложений и интерпретаций диккенсовских произведений, сюжетов, мотивов и образов. Отдельно И. М. Катарский останавливается и на теме Рождества в прозе писателя, полагая, что идеология праздника была очень созвучна мировоззрению Диккенса. Исследователь отмечает, что все тексты английского реалиста пронизывает «мечта о справедливости, о человеческом счастье, о победе над злом, мечта, которая жила в народе – создателе песен, легенд, сказок, где злые оказывались посрамленными» [37]. Гуманистическую направленность творчества писателя отмечает и Т. И. Сильман в монографии «Диккенс». Она считает, что особенностью творчества писателя было стремление к утверждению идей добра и милосердия. «Диккенс был писателем моральным. Он не только хотел изображать действительность, он также хотел искоренять зло и возвеличивать доброе начало» [38]. Современный исследователь-диккенсовед Н. Л. Потанина, комментируя конфликт добра и зла в произведениях Диккенса, полагает, что его характер определяется дуалистическим сознанием писателя. «Зло Диккенс воспринимал не само по себе, а как антитезу добра, смерть – как антитезу жизни, мрак – как антитезу света» [39]. Этим и объясняется неизбежность поражения зла в контексте развития данного конфликта.

Рождественский жанр также становился объектом исследовательского внимания. В работе М. В. Швачко рассматривается «рождественская философия» писателя как следствие влияния на поэтику Диккенса сказочных традиций [40]. Созвучным идеологии Рождества представляется диккенсоведам и наличие в творчестве писателя христианских мотивов (например, диссертация Т. Н. Шевелевой «Христианские мотивы в творчестве Диккенса») [41]. Зарубежные писатели (С. Цвейг и Г. Честертон) отмечали особое значение Диккенса для национальной культуры Великобритании. Так, С. Цвейг в эссе «Диккенс» замечает, что «Диккенс – единственный из великих писателей XIX века, субъективные замыслы которого целиком совпадают с духовными потребностями эпохи» [42]. Г. Честертон, обращаясь к рождественским текстам Диккенса, выделял как особый жанровый атрибут категорию домашнего уюта, полагая, что это понятие является истинно английским и особенно присуще рождеству, «особенно рождеству у Диккенса» [43]. Многогранность творчества писателя и созвучие его творчества потребностям эпохи замечает и Н. Лэри в монографии «Достоевский и Диккенс. Изучение литературного влияния»: «Диккенс был реалистом, который видел новое урбанистическое общество и определил мечты и идеалы, воодушевлявшие его; психологом, который заставлял своих читателей увидеть неустроенный мир глазами детей; мифотворцем, пытавшимся объяснить странную реальность» [44]. «Рождественскую песнь в прозе», в которой в полной мере реализуется рождественская философия писателя, П. Дэвис в работе «Жизни и времена Эбинизера Скруджа» называет «даром, преподнесенным писателем Англии» [45]. Он отмечает, что именно в этом тексте, «рождественской Библии», создается ритуал празднования Рождества. Важным этапом в изучении рождественских текстов писателя является исследование Э. Уилсона «Два Скруджа», в котором отмечается, что именно Диккенс максимально полно отразил раздвоенность эпохи в главном герое «Рождественской песни в прозе» – Скрудже [46].

С целью формирования у студентов профессиональной компетенции «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности» важно остановиться на особенности сюжета повести. В рамках практического изучения текста можно дать задания студентам для групповой работы по изучению двух сюжетных линий. Итак, для организации работы студентов по изучению первого сюжета повести следует определить следующий круг проблемных ситуаций:

  1. Сон Скруджа и его роль в развитии сюжета.
  2. История Скруджа и ее восприятие русской литературой.
  3. Образ отца в истории Скруджа.
  4. Скрудж как социальное явление английской действительности 40-х годов XIX века.

Технология групповой работы способствует развитию у обучающихся не только способности решать научно-исследовательские задачи, но и способности работы в коллективе. Обозначенный круг вопросов формирует у студентов навыки сопоставительного анализа и аналитического мышления в целом. Изучаемый материал дает возможность привлекать различный иллюстративный материал (экранизации, научную литературу) и способствует использованию межпредметных и междисциплинарных связей. Ожидаемые результаты работы первой группы следующие. Первый сюжет, который благодаря Диккенсу станет классическим для рождественской литературы, – история исправления мизантропа Скруджа. Это характерный для литературы реализма типичный образ. Скрудж типичен своей скупостью, представляя собой социальный персонаж. Хозяин конторы, человек состоятельный, он патологически скуп. Герой наделен утилитаристским сознанием и отвергает праздник Рождества как не имеющий никакой пользы. С историей Скруджа связан мотив чуда и обращение писателя к жанру «историй с привидениями». С этим сюжетом связано в повести особое время – предрождественская ночь, в которую и появляются во сне героя три Духа Рождества. Гуманистический пафос истории связан с идей трансформации героя. Диккенс верит в возможность нравственного перерождения человека. Сон героя имеет трехчастную композицию. Первый – связан с появлением Духа Прошлого Рождества. Описание духа связано со сказочной традицией, а точнее, с «историями с привидениями». «Но что было удивительнее всего, так это яркая струя света, которая била у него из макушки вверх и освещала всю фигуру. Это, должно быть, и являлось причиной того, что под мышкой Призрак держал гасилку в виде колпака, служившую ему, по-видимому, головным убором в тех случаях, когда он не был расположен самоосвещаться» [47]. В облике Духа автор отмечает, в соответствии с тематикой показываемого Скруджу, черты ребенка: «странное существо, похожее на ребенка», «на лице не было видно ни морщинки, и на щеках играл нежный румянец». Скрудж погружается в мир своего детства, одинокого и безрадостного. Его отцу, который смыслом жизни считал зарабатывание денег, некогда было заниматься своим сыном. Диккенс, таким образом, объясняет причину появления Скруджа – эгоиста и мизантропа: он всегда видел модель поведения отца и вырос таким же. Дух Нынешнего Рождества показывает герою альтернативу его унылой жизни: искрометное веселье в многодетной семье бедного клерка Крэтчита. Скрудж словно незримо присутствует на рождественском празднике, постепенно и сам «включаясь» в общее настроение. Окончательно метаморфоза Скруджа оформляется благодаря третьему сну. Дух Будущего Рождества демонстрирует герою печальную перспективу выбранной им жизни. В пустой комнате герой видит гроб с лежащим в нем человеком. В этом эпизоде максимально эмоционально повествовательной сценой является момент узнавания персонажем себя. «На коленях он подполз к могиле и, следуя взглядом за указующим перстом Призрака, прочел на заросшей травой каменной плите свое собственное имя: Эбинизер Скрудж. – Так это был я – тот, кого мы видели на смертном одре? – возопил он, стоя на коленях» [48]. Как только герой демонстрирует готовность к исправлению, Дух его покидает. Скрудж раскаивается в своих заблуждениях. «Я буду чтить рождество в сердце своем и хранить память о нем круглый год. Я искуплю свое Прошлое Настоящим и Будущим, и воспоминание о трех Духах будет живо во мне. Я не забуду их памятных уроков, не затворю своего сердца для них. О, скажи, что я могу стереть надпись с этой могильной плиты!» [49]

Проснувшийся рождественским утром Скрудж совершенно изменился. Благодаря пережитому нравственному уроку он понимает смысл Рождества. Для Диккенса этот праздник символизировал надежду и милосердие, веру в чудо и активное, деятельное добро. Первое, что делает новый Скрудж и что знаменует его «примирение» с идеей праздника, – покупает большую индейку и отправляется отмечать Рождество к Крэтчиту. Важным компонентом анализируемого сюжета является обращение писателя к образу героя-отца. Для самого Диккенса это был весьма болезненный вопрос, поскольку его отец, Джон Диккенс, в результате банкротства оказался в долговой тюрьме, куда к нему переехала вся семья. Скрудж становится вторым отцом младшему Крэтчиту, материально помогая всей семье. Студентам можно дать задание найти соответствия данному сюжету в русской литературе. Возможно обратиться с целью сопоставительного анализа к повести А. С. Хомякова «Светлое Воскресенье», где представлен русифицированный двойник диккенсовского персонажа – Петр Скруг. В русском варианте Рождество будет заменено на Пасху, что в большей степени подчеркнет значимость совершившегося перерождения героя и духовный смысл праздника.

В 9-м семестре студенты проходят производственную (педагогическую) практику в школе, которая предполагает их вовлечение в будущую профессиональную деятельность в качестве учителей литературы. Изученная на практическом занятии повесть Диккенса «Рождественская песнь в прозе» может помочь в организации внеурочного мероприятия на тему «Нравственные уроки повести Диккенса».

Вторая группа студентов работает над проблемной ситуацией, связанной с изучением другой сюжетной модели и предполагающей постановку следующего круга задач:

  1. Социальное звучание «Рождественской песни» (линия Крэтчитов).
  2. Тим Крэтчит как «ребенок, лишенный детства».
  3. Мифологема чуда в истории Крэтчитов.
  4. Рецепция диккенсовского сюжета русской литературой (Хомяков, Достоевский).

Итогом работы студентов предполагается достижение следующих исследовательских результатов. Вторая сюжетная модель связана с историей бедного семейства Крэтчитов, которые обретают состоятельного покровителя в лице Скруджа. Подобная история станет очень распространенной в рождественской литературе. Если в сюжетной линии Скруджа мифологема чуда была связана с возможностью духовного перерождения героя, то в данной модели чудесное связано не с фантастической составляющей, а с реальной ситуацией. Для Диккенса было очень характерно утверждать идею деятельного добра, доказывая это на примере милосердного и гуманного отношения богатых к бедным.

Линия семьи Тоби Крэтчита была особенно значима. Эпоха реализма в Великобритании и викторианство в целом рассматривали семью как ключевой ценностный ориентир, а Диккенса считали «певцом семейного очага». Писатель часто обращался к изображению жизни бедных и многодетных семей, показывая не только их горести и трудную жизнь, но и искреннюю любовь друг к другу. Диккенс воспевал жизнь обычных бедных лондонцев – представителей социальных низов. Линия Крэтчитов в повести является менее развернутой, чем сюжет, связанный со Скруджем. Тоби Крэтчит, бедный клерк из конторы Скруджа, очень любит свою семью и переживает из-за бедственного материального положения. Однако в этом семействе автора более всего интересует младший сын – Тим Крэтчит. В этом герое Диккенс соединил два образа: божественного дитя и ребенка, лишенного детства. Несмотря на болезненность и хромоту, Тим – опора своей семьи. В нем воплощена вера в лучшее и неиссякаемый оптимизм. Читатель видит глазами Скруджа празднование Рождества Крэтчитами. Это второй сон хозяина конторы, связанный с визитом Духа Нынешнего Рождества. Миссис Крэтчит, вопреки грубости и скупости работодателя своего мужа, искренне жалеет, что мистер Скурдж не видит настоящего праздника и не отмечает Рождество вместе с ними. Семья Крэтчитов во многом напоминает излюбленный тип диккенсовских героев: героев-чудаков. Они всегда бедны, но жизнерадостны и человечны, а автор, в свою очередь, относится к ним с симпатией и мягкой иронией. История семьи Крэтчитов тоже, как и основная линия Скруджа, нашла отражение в русских переложениях. В повести А. С. Хомякова «Светлое Воскресенье» представлена семья Федора Ивановича Кричева, младший сын которого, Степан, является калекой.

Учитывая особенность второго анализируемого сюжета повести Диккенса, представляется, что данный материал студентами может быть использован во время прохождения педагогической практики по литературе для проведения внеурочного занятия на тему «Семья как основная ценность». Объединяющей эти два сюжета (метаморфоза Скруджа и семья Крэтчитов) моделью внеурочного занятия, в разработке которого участвуют обе группы студентов, является занятие на тему «Рождественское (или новогоднее) чудо».

В целом можно отметить, что изучение в вузовской программе повести Диккенса «Рождественская песнь в прозе» целесообразно в формате практического занятия на основе метода проблемного обучения. Материал повести и характер организации ее исследования формирует у студентов способность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся и способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию. На основе данного текста можно разработать три внеурочных занятия для обучающихся в школе: «Нравственные уроки повести Диккенса», «Семья как основная ценность» и «Рождественское (новогоднее) чудо».

 

Заключение

 

Обращение к произведениям зарубежной литературы является неотъемлемой частью высшего филологического образования. Знакомство с поэтикой, проблематикой, жанровой системой европейской и американской литературы важно не только для формирования филолога. Модуль «История зарубежной литературы» дает возможности студентам использовать полученную в рамках курса информацию для проектирования своей профессиональной деятельности в качестве учителя-словесника.