Введение
Настоящая статья посвящена анализу реализации сюжетно-деятельностной педагогической технологии «Международный образовательный коворкинг по развитию креативных индустрий Кавказских Минеральных Вод (от идеи к стартапу)», реализуемой в Пятигорском государственном университете с 2016 года по настоящее время.
Коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа») в широком смысле представляет собой подход к организации труда людей с разной трудовой занятостью в общем пространстве [1, 2]; в узком — физическое пространство, коллективный офис (англ. coworking space) [3].
Предпосылкой разработки педагогической технологии, анализируемой в статье, послужила стратегия развития в России экономики нового технологического поколения – цифровой экономики, обозначенная президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному собранию в 2016, 2017 и 2018 годах. Для решения данной задачи необходимы квалифицированные кадры, обладающие цифровыми компетенциями ХХI века, в том числе: критическим и творческим мышлением, инициативностью, адаптивностью, инновационностью, предприимчивостью, эмоциональным интеллектом. Данные компетенции можно объединить в три блока, на формирование и развитие которых направлен образовательный коворкинг:
- Цифровые компетенции – способность уверенно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе [4].
- Инициативность и предпринимательские компетенции – способность превращать идеи в действия через творчество, инновации и оценку рисков, а также способности планировать и управлять проектами.
- Softskills – способность выстраивать межкультурные сетевые коммуникации (социальные и профессиональные), учиться и совершенствоваться [5].
Ключевым элементом в обеспечении данных характеристик образовательного процесса является сетевая информационная образовательная среда [6], выступающая площадкой создания электронной версии коворкинга.
Сегодня в глобальном образовательном ландшафте начинается формирование нового образовательного пространства, которое во многом отличается от образования предыдущей модели постиндустриального общества и приобретает новые качественные характеристики.
Сегодня мы можем говорить не просто об образовательном пространстве, а о мировом образовательном пространстве, включающем все образовательные и воспитательные учреждения, научно-педагогические центры, правительственные и общественные просветительские организации, взаимодействующие в условиях интенсивной интернационализации и глобализации сфер общественной жизни [7].
Еще одной тенденцией развития современной системы образования является поддержка процессов введения в практику работы образовательных организаций новых функциональных педагогических позиций, таких как тьютор, разработчик индивидуальных образовательных траекторий, модератор решения учебно-профессиональных и проектных задач, ментор проектов (исследований), концептолог, образовательный аналитик, консультант развития, координатор социальных практик, эксперт по «образу будущего», навигатор образовательных событий и другие, которые способствуют формированию универсальных навыков, умений и компетенций обучающихся и позволяют им быть эффективными в самых разных видах деятельности [8, 9].
Перечисленные педагогические позиции позволят внедрять в деятельность организаций высшего образования технологические решения, направленные на открытие общего способа социокультурного ответственного педагогического действия, одним из которых является образовательный коворкинг [10].
В сложившихся условиях в системе образования требуется создание организационно-образовательной структуры, или «инновационной педагогической платформы», специализирующейся на проектно-сетевом и научно-сервисном сопровождении инновационного развития образовательных организаций, на разработке «новой режиссуры настоящего и будущего», под названием «образовательный коворкинг» [11].
Целью педагогической технологии, анализируемой в настоящей статье, являетсясоздание научно-исследовательского образовательного пространства коворкинга и его цифровой версии как проектно-сетевой площадки кооперации молодых ученых, педагогов-новаторов, российских и зарубежных ученых и экспертов, обеспечивающей благоприятные условия развития и функционирования научного и предпринимательского потенциала молодежи региона в сфере проектной деятельности, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте развития сектора креативной экономики, результатах научных и научно-технических разработок экспертов – членов пространства коворкинга.
Образовательная технология направлена на решение следующих прикладных задач:
– формирование единого образовательного, научного и инновационного процесса с целью развития творческих способностей, улучшение профессионально-творческой подготовки молодых ученых, в том числе формирование компетенций для работы в условиях цифровой экономики, совершенствование форм привлечения молодежи к научным исследованиям, научной деятельности, социально-экономическому проектированию;
– создание и развитие условий, которые обеспечат возможность для каждого молодого ученого – члена пространства коворкинга реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научном творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями;
– обеспечение глобального обмена опытом в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности через привлечение к работе в пространстве коворкинга известных отечественных и зарубежных ученых и экспертов через применение дистанционных образовательных технологий;
– формирование эффективных научно-исследовательских студенческо-преподавательских и экспертных сообществ в вузах [12].
Научная новизна проекта заключается в создании обучающей технологии, реализуемой на базе инновационной педагогической платформы, специализирующейся на проектно-сетевом и научно-сервисном сопровождении инновационного развития образовательных организаций под названием «образовательный коворкинг».
Научная новизна проекта обусловлена тенденциями развития цифровой экономики в России, так как образовательный коворкинг выступает площадкой подготовки кадров для работы в условиях цифровой экономики.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
На актуальность организационных изменений и важность внедрения новых педагогических технологий и практик на различных уровнях образования указывает российский ученый, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования В. И. Загвязинский, отмечая, что в настоящее время в цепи «практика – социальный заказ – наука – управленческие решения – обновленная практика» «возникают серьезные разрывы и нестыковки, свидетельствующие об отсутствии четкой целенаправленной стратегии, обеспечивающей единство действий и общую эффективность развития образовательной системы» [13].
В современной российской образовательной практике технологий по созданию образовательных пространств коворкинга не было зарегистрировано до 2016 года. Анализ научных публикаций, посвященных теме создания образовательных коворкингов, демонстрирует, что большинство из них появились в последние два года (2016–2018 годы).
Появление и распространение образовательных пространств коворкинга в России и за рубежом дает возможность рассматривать их как эффективный элемент системы инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, позволяющий генерировать новые идеи и воплощать их в инновационные проекты.
С. К. Марьина и О. Ю. Рудакова в своей статье «Коворкинг как элемент инновационной инфраструктуры» рассматривают роль, значение и возможности эффективного применения коворкинга в условиях развития инновационного бизнеса, в том числе и в образовательных организациях [14].
В работах Г. А. Игнатьевой, О. В. Тулуповой и А. С. Молькова раскрыты сущность образовательного коворкинга как принципиально новой формы организации инновационной деятельности педагогов и содержательно-деятельностной технологии ее практического освоения и реализации в условиях дополнительного профессионального образования [15]. Авторы раскрывают сущностные характеристики образовательного коворкинга, интегрирующего профессиональную подготовку педагога в соответствии с социальным заказом и его профессиональное развитие с точки зрения его индивидуальных потребностей и возможностей.
В исследованиях авторского коллектива отмечается, что образовательный коворкинг обладает значимым потенциалом формирования новых функциональных педагогических позиций, трансформации педагогической деятельности в целом через встраивание деятельностных норм в практику образования [16].
Группа авторов – Е. Г. Врублевская, Л. Г. Логинова, М. В. Никитаева – в своей работе «Организационная модель коворкинг-центра как новый формат институализации социального взаимодействия и взаимообучения студентов педагогической специализации и граждан в возрасте 60+» проводят анализ модели коворкинг-центра Института непрерывного образования ВО ГАОУ «Московский городской педагогический университет» [17]. Научная новизна публикации связана с разработанной и описанной моделью образовательного пространства коворкинга, ориентированной на социальное взаимодействие и обучение людей разного возраста и с разной занятостью. Авторы трактуют образовательный коворкинг как новацию, базирующуюся на научной обоснованности предлагаемых решений [18].
Т. В. Маясова, А. А. Лекомцева, С. П. Федянина в работе «Перспектива реализации коворкинга в дистанционном обучении на примере дополнительного образования детей» описывают возможности реализации в системе дополнительного образования детей новой формы организации дистанционного обучения – обучения в пространствах коворкинга. Авторы обосновывают необходимость внедрения и развития образовательного коворкинга в работу областной заочной школы «Академия знаний» как эффективной педагогической среды, которая позволит расширить предложения по спросу на исследовательские и проектные технологии обучения [19].
Аналогичного подхода придерживается и А. С. Разорвина в работах «Коворкинг-пространства для детей и родителей» и «Коворкинг для детей и родителей – инновационная форма совместного развития», а также Е. Б. Плотникова и А. В. Полищук в своей работе «Об интеллектуальной социализации одаренных детей в коворкинг-зоне образовательной организации» [20–22]. Авторы придерживаются мнения, что в жизни современной семьи трудовая деятельность имеет большое значение, для достижения успеха в ней необходимо постоянное саморазвитие, продолжение образования, иногда выполнение сверхурочной работы. Для того чтобы совместить потребности всех членов семьи в образовании и всестороннем развитии, появляются пространства коворкинга, в которых родители могут заниматься работой, а дети в это время находятся под присмотром профессиональных педагогов, психологов и других специалистов. В заключение авторы высказывают предположение о том, что оптимальной базой для создания коворкинга может стать педагогический университет, так как он обладает большим потенциалом в плане кадрового обеспечения, образовательных и развивающих программ и т. д.
Среди работ, посвященных практическим аспектам реализации проектов образовательных коворкингов, необходимо выделить работу коллектива, состоящего из М. В. Огневой и Е. В. Ярковой, – «Формы работы с одаренными детьми в школе на примере интеллектуального клуба “Мозговой центр”», функционирующего в формате коворкинг-пространства, и работу И. Н. Юрочкиной «Применение мультимедийных технологий в социокультурном проектировании» на примере интернет-проекта, созданного выпускниками Вятского государственного университета «Социокультурный проект - это просто!» [23, 24]. Опыт внедрения инновационной формы деятельности по развитию технического творчества МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда в условиях сетевого взаимодействия представлен в статье Т. М. Дмитриевой «Интерактивно-дистанционный коворкинг в условиях сетевого взаимодействия как фактор устойчивости конкурентоспособности образовательной организации» [25].
Н. Я. Максимушкина в своей статье «Путь к вершинам науки и культуры от избы-читальни – к коворкинг-центру» освещает историю и современную деятельность коворкинга, функционирующего на базе Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко [26].
Значимой для настоящего исследования является сфера дистанционных образовательных технологий, так как пространство коворкинга существует и как электронная образовательная площадка. По прогнозам, к 2022 году 60% офисных сотрудников всего мира будут регулярно заняты в дистанционной трудовой деятельности [27].
Значительная динамика такого вида занятости обусловливает потребность в получении новых или расширении приобретенных ранее компетентностей, необходимых для выполнения персоналом отечественных предприятий, в том числе и образовательных организаций.
В работе [28] (авторы С. Шмидт, В. Бринкс, С. Бринкхоф) определены принципиальные положения проектирования и методические рекомендации к построению адаптивной и комплексной системы е-learning дистанционных работников на основе установления характерных особенностей современного этапа развития дистанционной трудовой и образовательной деятельности.
Обобщенный анализ характерных особенностей современного этапа применения дистанционных технологий в трудовой деятельности, представленный в работе Я. Кубатовой, показал, что масштабы такой деятельности стремительно увеличиваются и прогнозируется их прирост и в дальнейшем; эффективность дистанционной работы и дистанционного обучения определяется согласованностью целей работника и корпоративными целями, а также наличием у работника всех необходимых компетенций [29].
Современные тенденции развития дистанционных технологий образовательной деятельности рассмотрены в работах A. Пушкар, С. Назаровой и Дж. Фабрри, Ф. Чару-Дубок, в которых авторами определены основы функционирования и сформулированы методические рекомендации по созданию индивидуально-адаптивной системы дистанционного обучения и работы (е-learning) [30–32].
Методологическая база исследования
Педагогическая технология разработана с использованием метода сравнительного анализа проектирования пространств коворкинга в экономических системах, социологических исследованиях, бизнес-образовании. Результатом проведенного анализа стала формулировка ключевых характеристик модели образовательного пространства коворкинга.
Авторы используют метод концептуального моделирования образовательного полипозиционного пространства соорганизации субъектов научно-образовательного процесса в вузе.
Результаты исследования
В рамках настоящего проекта авторы рассматривают образовательный коворкинг, во-первых, в качестве сюжетно-деятельностной технологии, направленной на перевод пространства работы в пространство обучения и освоения способа создания интеллектуального продукта, а во-вторых, как триггер инновационных процессов в образовании, способный обеспечить деятельностную кооперацию субъектов образовательного процесса совместно с проектно-сетевой координацией педагогов-новаторов с учетом оптимального использования интеллектуального, нравственно-волевого и антропологического ресурсов членов пространства [33–34].
Для образовательного пространства коворкинга характерна гибкость в организации рабочего пространства и направленность на формирование микросообществ резидентов пространства и сопутствующей внутренней культуры, что особо актуально при формировании преподавательско-студенческих (университетских) сообществ в вузах.
Коворкинг несет в себе новый имидж многофункционального, культурно-образовательного, учебного и информационного бизнес-инкубатора, транслирующего не только информацию, которой обладают его эксперты, но и суждение, представление и отношение к ней.
Основными принципами содержания модели коворкинга являются:
- открытость;
- доступность;
- инфраструктурное сопровождение деятельности (цифровое и реальное);
- горизонтальность связей и отношений;
- наличие сообщества;
- устойчивость организации;
- поддержание форм коммуникации.
Факторы эффективного развития коворкинга как формата профессиональной соорганизации преподавателей, студентов, экспертов:
- поддержание коммуникационных процессов;
- диверсификация видов деятельности;
- проектирование внутреннего сообщества;
- трансляция успешных социальных практик;
- приоритет проектных команд над индивидуальными работниками.
Ключевыми особенностями проектирования образовательного коворкинга являются:
- открытость пространства;
- планирование деятельностного компонента обучения;
- проектирование вариативных личностных образовательных траекторий;
- реализация прикладных технологий по сопровождению субъектов обучения;
- использование технологий сетевого образования и стажировочных практик.
Практические аспекты проектирования пространства коворкинга и социальные технологии, необходимые для его работы, были разработаны Д. Н. Суховской совместно с гуру креативных индустрий России − президентом ассоциации «Центр развития творческих индустрий», руководителем профессионального сообщества «Кластер творческих индустрий Санкт-Петербурга» Д. Мильковым.
28.09.2017 года в Пятигорском государственном университете стартовала работа электронной версии креативно-инновационного пространства коворкинга, созданного в электронной образовательной среде edu.pgu.ru. Электронное пространство коворкинга предоставляет широкие возможности для проведения студентами собственных исследований, выполнения практических заданий, разбора кейс-стади. Перевод пространства коворкинга в электронную форму позволил расширить состав участников и привлечь к работе в коворкинге студентов дистанционной формы обучения.
В работе электронной версии пространства коворкинга в 2017 году приняли участие более 300 студентов ПГУ. Лучшие проекты студенческих научно-исследовательских групп коворкинга были представлены для участия в международном конкурсе «Лучший научно-исследовательский проект-2017», международном конкурсе выпускных квалификационных и курсовых работ «Молодые лидеры – 2017», Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых «Современный исследователь – 2017».
Привлечение к реализации проекта международных участников стало возможным благодаря научно-исследовательским командировкам Д. Н. Суховской в г. Чикаго, США, в 2016 году с целью проведения исследовательско-аналитической работы в библиотеке Ryerson&Burnham Libraries Art Institute of Chicago, а также анализа работы Чикагского института искусств (Art Institute of Chicago), занимающегося подготовкой специалистов в сфере архитектуры и изобразительного искусства.
Результатом командировок стало достижение согласия американских специалистов сектора культурных и креативных индустрий на участие в работе проектируемого пространства образовательного коворкинга в качестве экспертов. Работа экспертов в коворкинге реализована в форме лекций (вебинаров), направленных на координацию студенческих проектов с учетом международного опыта.
В связи с высокой результативностью работы пространства коворкинга в 2016–017 годах ректором Пятигорского государственного университета выдвинуто предложение включить его в структуру научно-образовательно-инновационного центра «Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика» кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии и Многоуровневой инновационной академии непрерывного образования Пятигорского государственного университета. Руководители центра – Л. И. Ермакова и Д. Н. Суховская.
В положении о научно-образовательно-инновационном центре «Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика» кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии и Многоуровневой инновационной академии непрерывного образования № 63 от 23.11.2017 года Пятигорского государственного университета, утвержденном ректором А. П. Горбуновым, в пункте 3 раздела 2 «Основные цели и задачи научно-образовательно-инновационного центра» указано, что пространство коворкинга и его электронная версия включены в структуру центра, направлены на привлечение к научной работе Центра преподавателей, студентов, аспирантов Университета и использование результатов научных исследований в образовательном процессе.
Для обеспечения работы электронной версии креативно-инновационного пространства коворкинга Д. Н. Суховской в соответствии с требованиями к электронным образовательным ресурсам разработано учебно-методическое пособие «Инструкция пользователя электронного пространства коворкинга (на платформе электронной образовательной среды edu.pgu.ru)», используемое в образовательном процессе. Пособие доступно в электронном виде в электронной образовательной среде Пятигорского государственного университета и предназначено для членов коворкинга, работающих дистанционно (студентов, магистрантов, аспирантов, находящихся на стажировках, проходящих обучение за рубежом).
Апробированная на базе Пятигорского государственного университета педагогическая технология позволила сделать следующие выводы.
- Пространство коворкинга обеспечивает единство образовательного, научного и инновационного процессов с формированием и развитием творческих способностей личности молодого ученого.
Коворкинг направлен на профессионально-творческую подготовку молодых ученых, способствует привлечению молодежи к проведению научных исследований, занятию научной деятельностью, социально-экономическому проектированию.
Коворкинг предоставляет молодым ученым возможности испробовать свои силы в решении актуальных задач, направленных на развитие экономики региона, а также обеспечивает возможность для каждого молодого ученого – члена пространства коворкинга реализовать свое право на творческое развитие личности.
Работа под руководством опытных наставников-экспертов из числа научно-педагогических кадров или представителей реального сектора креативной экономики направлена на всестороннее развитие личности членов пространства коворкинга, формирование у них объективной самооценки, развитие навыков работы в коллективах и проектных группах, приобщение к организаторской и инновационной деятельности.
- Реализация проекта коворкинга позволила привлечь молодых ученых к разработке и реализации проектов, содействующих развитию экономики и социальной сферы региона Кавказские Минеральные Воды.
Реализация проекта позволила научно обосновать необходимость развития сектора культурных и креативных индустрий в регионе Кавказские Минеральные Воды в целях превращения этого экономического феномена в важный фактор социально-экономического развития региона. Деятельность пространства коворкинга направлена на решение задач повышения уровня жизни населения, преодоления экономического, социального и духовного кризиса провинциального региона.
Опыт реализации проектов, разработанных в пространстве коворкинга, должен наглядно продемонстрировать возможность применения технологий создания предприятий сектора креативных индустрий как дополнительного источника дохода населения региона Кавказские Минеральные Воды. На сегодня для российской глубинки развитие креативной экономики – это один из эффективных способов увеличения количества рабочих мест для населения.
Важнейшим результатом реализации проектов, разработанных в коворкинге, должен стать социокультурный и духовный эффект за счет активизации местных творческих ресурсов региона, повышения самооценки местных сообществ, появления позитивной социальной перспективы. Применение научных подходов к организации предприятий креативного сектора экономики будет способствовать изменению деградирующей традиционной структуры экономики региона.
- Совместная работа студентов, магистрантов, аспирантов под руководством известных отечественных и зарубежных ученых и экспертов, специализирующихся на проблемах сектора креативной экономики, позволяет:
- развивать и совершенствовать практики обучения студентов, магистрантов, аспирантов основам проектной деятельности;
- отработать и усовершенствовать алгоритм использования дистанционных образовательных технологий в электронной версии пространства коворкинга;
- развивать преподавательско-студенческо-экспертные сообщества в вузах;
- тиражировать практику работы коворкинга как образца успешного культурного, просветительского, научного и инновационного центра развития местных сообществ региона.
Заключение
Внедрение и применение образовательной технологии коворкинга в значительной мере способно изменить и формировать на новом уровне образовательное пространство региона, оказывать влияние на экономические условия жизни молодежи, способствовать развитию привлекательности территории с точки зрения проектной деятельности.
Кроме того, представленная технология имеет определенный потенциал в развитии системы непрерывного образования, позволяет развивать профессиональную ориентацию молодежи, формировать новые компетенции, оказывать влияние на инфраструктуру и систему развития такой агломерации, как Кавказские Минеральные Воды, обладающей значительными интеллектуальными ресурсами и большими социально-культурными традициями.
В заключении необходимо отметить, что реализуемая педагогическая технология позволяет комплексно использовать современные образовательные технологии с целью достижения следующих результатов:
- развитие творческого и научного потенциала молодежи, в том числе формирование компетенций для работы в цифровой экономике;
- развитие экономики региона Кавказские Минеральные Воды и повышение инвестиционной привлекательности региона;
- отработка инновационных образовательных технологий, направленных на формирование эффективных научно-исследовательских студенческо-преподавательских и экспертных сообществ в вузах.