Full text

Введение

 

Одной из разнообразных форм учебной деятельности является самостоятельная работа. Формирование навыка самостоятельного добывания знаний, как правило, происходит на протяжении всего периода обучения и включает разнообразные виды коллективной и индивидуальной деятельности. Отметим, что самостоятельная работа обучающихся, методически грамотно организованная преподавателем, может быть осуществлена как на аудиторных занятиях, так и вне их: в домашних условиях, в библиотеке, в интернет-пространстве.

В процессе самостоятельной работы студенты гораздо эффективнее усваивают теоретический материал в силу активизации познавательного интереса и умственной активности, что, в свою очередь, способствует ускорению процесса формирования навыков самостоятельной работы в исследовательской, научной и профессиональной деятельности, а также способствует развитию рефлексивных умений и принятию адекватных оперативных решений в различных ситуациях.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В центре внимания педагогической науки и практики сегодня остро стоит вопрос об организации и планировании самостоятельной работы обучающихся. Данные проблемы приобретают актуальность в связи с модернизацией высшего профессионального образования в Российской Федерации.

В высшем учебном заведении организация самостоятельной работы обучающихся находит свое отражение в научных и учебно-методических трудах отечественных и зарубежных авторов. К российским исследователям, обращавшимся к проблеме организации самостоятельной работы обучающихся, следует отнести А. Г. Казакову [1] и Л. О. Романову [2], которые рассматривают сущность и содержание самостоятельной работы обучающихся, специфику организации самостоятельной работы в процессе изучения нового материала. Исследователи анализируют подачу нового учебного материала с позиции развития навыка самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности. Так, основным видом самостоятельной работы они называют работу с книгой. Исследователь В. А. Сластенин [3] рассматривает общедидактические вопросы осуществления самостоятельной работы обучающихся как основную форму организации учебной деятельности. Стоит отметить научный труд А. В. Усовой [4], в котором автор выделяет место и функции самостоятельных работ в учебном процессе, разрабатывает цели, определяет подходы к классификации типов самостоятельных работ. Исследователь А. Ф. Эсаулов [5] анализирует в своих трудах вопросы формирования познавательной активности у обучающихся высших учебных заведений. Пути осуществления самообразования обучающихся, формирования у них умений и навыков самостоятельного обучения находят свое отражение в трудах Г. И. Щукиной [6]. В работах В. А. Козаковой [7] методологическую основу исследования составляют общие подходы к профессиональному образованию. Как метод изучения и форма организации учебных занятий самостоятельная работа обучающихся представлена в научных исследованиях Б. Н. Есипова [8]. Научный труд Т. И. Шамовой [9] раскрывает закономерности и принципы организации самостоятельной работы, а Т. Д. Андронова [10] рассматривает различные аспекты организации самостоятельной работы. Стоит отметить исследования о значении самообразования и самоподготовки к профессиональной деятельности Г. Ларионовой [11] и И. Е. Ильина [12]. Они определяют главную причину, «тормозящую» профессиональный рост обучающихся, – отсутствие творческой составляющей при организации самостоятельной работы обучающихся. Исследователи на основе педагогической практики предлагают алгоритм для решения данной проблемы. И. А. Зимняя [13] выделяет самостоятельную работу обучающихся как специфический вид учебной деятельности. Она определяет основные этапы становления новой парадигмы «компетенция» и приходит к обоснованному выводу, что компетентностный подход в современном образовании в первую очередь направлен на формирование общей культуры обучающегося за счет не столько теоретического обучения, сколько организации самостоятельной работы и определения новой парадигмы результата образования. В противовес Г. Ш. Пидкасистый [14] отмечает, что самостоятельная работа обучающихся является осознанной способностью к постановке конкретных целей и задач, планированию, осуществлению собственной деятельности и проведению рефлексии. Н. В. Кузьмина [15] рассматривает самостоятельную работу как педагогическое явление, показывает ее роль в педагогическом процессе. Как форма организации обучения самостоятельная работа проанализирована в трудах Н. Н. Нечаева [16]. Н. Н. Нечаев дает подробный анализ деятельностного подхода к проблемам вузовской подготовки обучающихся, прослеживает взаимосвязь познавательных (теоретическое обучение) и созидательных (творческое начало самостоятельной работы) аспектов моделирования обучения, выделяет психолого-педагогические принципы планомерного формирования учебной и профессиональной деятельности. С этой же позиции о самостоятельной работе обучающихся как синтезе форм учебной деятельности и организации познавательной деятельности, то есть самообразовании, в своих научных трудах говорит И. Я. Лернер [17]. Стоит уделить внимание вопросам управления и контроля самостоятельной работы в исследовании К. К. Платонова [18], в котором представлен анализ знаний, умений и навыков с позиции «первичное – вторичное». Также ученый в своих трудах дает схему поэтапного формирования навыков и умений у обучающихся. Исследователи Н. Ф. Талызина [19] и Н. Д. Хмель [20] выделяют требования к компетентному специалисту, который должен обладать умениями и навыками, а также способен их реализовывать в своей профессиональной деятельности. Проблемы организации самостоятельной работы обучающихся находят свое отражение и в трудах зарубежных исследователей. Разработки теоретических и практических подходов представлены на ежегодных международных симпозиумах и конференциях. Среди зарубежных авторов наиболее актуальными исследованиями проблем организации самостоятельной работы обучающихся следует считать научную работу “Continuing education in the year” Р. Хиемстры [21], которая является попыткой обобщения имеющихся подходов к организации самостоятельной работы обучающихся. Высшей формой учебной деятельности, по мнению А. Тафа [22], является самообучение и самообразование. В этом же направлении представлены научные труды Э. Дичи [23] и Р. Риана [24]. Они разработали технологию профессионального консультирования обучающихся и контроля за выполнением самостоятельной работы обучающихся. Вопросам системно-действенного подхода и саморегуляции при организации самостоятельной работы обучающихся посвящено научное исследование “Attaining self-regulation: A social cognitive perspective” Б. Зиммермана [25].

 

Методологическая база исследования

 

Как показал анализ состояния изученности проблемы, тема организации самостоятельной работы обучающихся достаточно широко представлена в отечественных и зарубежных исследованиях. Большинство ученых среди форм самостоятельной работы в вузе выделяют лекционные занятия с элементами дискуссии, представление докладов обучающимися с использованием мультимедийной презентации, проведение круглых столов и пр. Тем не менее для обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» возникает необходимость в организации самостоятельной работы с творческим уклоном, что обусловлено творческой составляющей указанной профессии.

Умение самостоятельно организовать свою деятельность, решая поставленные задачи, является отличительной чертой самостоятельной работы обучающихся, выгодно отличающей ее от других форм обучения.

Модернизация высшей школы невозможна в принципе без опоры на самостоятельность обучающихся, потому данный вид деятельности должен использоваться в системе преподавания на всех уровнях подготовки: бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, потому как самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемым составным элементом всего процесса образования, реализующимся во всех формах и видах.

Использование возможностей самостоятельной работы обучающихся при условии компетентностного подхода предполагает активную роль не преподавателя, а именно обучающегося. Нацеленность на конечный результат, инициативность, ответственность, самостоятельность, умение при необходимости работать в команде, высокий базовый уровень теоретических знаний и сформированность практических навыков, готовность получать в случае необходимости дополнительное образование – это именно то, что требуется потенциальному современному работодателю. Исходя из этого, мы должны понимать значимость формирования у обучающихся в современном вузе всех компетенций, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.

При организации самостоятельной работы обучающихся мы стремимся к достижению следующих целей:

1)        содействие освоению в полном объеме учебных планов и программ;

2)        последовательная выработка навыков самостоятельной работы обучающихся в различных сферах деятельности;

3)        развитие критического мышления, познавательных мотивов, готовности к самообразованию.

При этом мы решаем целый ряд задач, основными из которых являются:

а)        систематизация и обобщение изученного материала, закрепление знаний и формирование умения их применения в стандартных ситуациях и ситуациях повышенного уровня сложности или неопределенности;

б)       закрепление предметных навыков, формируемых в рамках конкретной учебной дисциплины, а также формирование межпредметных исследовательских умений и совершенствование иных общеучебных навыков;

в)        индивидуализация учебной и научно-исследовательской деятельности с учетом академической успеваемости и психофизических особенностей обучающихся;

г)        формирование у обучающихся устойчивого стремления к самообразованию на протяжении всей жизненной активности.

 

Результаты исследования

 

Универсальность самостоятельной работы заключается в системности и логичности. На каждом этапе обучающиеся, помимо освоения необходимого объема информации и достижения определенного уровня знаний, формируют навыки и умения, без которых не представляется возможным решение конкретных задач и, как следствие, продвижение на более высокий уровень сложности. Постепенный переход от более низших уровней мыслительной деятельности к наиболее высшим гарантирует выработку устойчивой психологической установки на систематическое самостоятельное выполнение познавательных задач, направленных на свободную ориентацию в потоке научной и общественной информации [26].

Вместе с тем при организации самостоятельной работы студентов мы сталкиваемся с ситуацией несоответствия ожидаемого и фактического результата. Это объясняется прежде всего тем, что установка преподавателей на прямое руководство познавательной деятельностью не способствует самостоятельности обучающихся и, как следствие, не обеспечивает достижение декларируемых результатов [27]. А ведь развитие таких личностных качеств, как самоорганизованность, саморегуляция, самоконтроль, способность к саморазвитию, невозможно при непосредственном участии преподавателя. Роль педагога сводится лишь к правильной организации самостоятельной работы обучающихся, к опосредованному управлению этой работой.

Необходимость развития способности к созидательной деятельности и творческому саморазвитию обозначена в концепции модернизации образования, где также подчеркнута важность развития самостоятельности и самоорганизации обучающихся, формирование готовности к сотрудничеству [28]. Воспитательная работа в достижении этих целей играет крайне важную роль. Самостоятельная работа обучающихся, являющаяся одной из форм учебной деятельности, весьма значима в плане повышения эффективности учебной деятельности. «Именно в ней более всего может проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества человека. Именно самостоятельная работа учащегося может служить основой перестройки его личностной позиции в учебном процессе» [29].

Такие аудиторные занятия, как лекции, к примеру, могут включать следующие виды заданий: составление плана лекции, опорного тезисного конспекта, формулирование проблемных вопросов или ответ на них, формулирование вопросов, позволяющих организовать дискуссионную беседу, а также работа с интернет-источниками, самостоятельная разработка образовательных проектов с их последующей защитой.

При организации самостоятельной работы обучающихся в библиотеке можно использовать следующие виды работы: предварительное знакомство с лекционной темой путем отбора информации из различных источников, выполнение самостоятельных заданий, дополняющих лекцию преподавателя, по основной литературе, рекомендованной к изучению, составление библиографии на основе интернет-источников, обзор научной публицистики по теме, написание аннотации к лекции, реферирование первоисточников, подготовка круга вопросов для организации учебной дискуссии.

При организации самостоятельной работы обучающихся на семинарских занятиях могут быть включены творческие задания, организованные как в группе, паре, так и индивидуально, различные задания с использованием информационных технологий с возможностью их дальнейшего проигрывания в искусственно созданных профессиональных ситуациях или деловых играх.

Пожалуй, самой интересной формой организации самостоятельной работы обучающихся можно считать проектную деятельность. Образовательное проектирование при обучении по направлению подготовки «Журналистика» способствует развитию важных деятельностных компетенций, при этом эффективность самостоятельной работы значительно повышается за счет того, что предметом проектной деятельности является собственно журналистская деятельность.

Проектирование актуально при формировании определенных образов будущего, при этом необходимо спроецировать способы осуществления, преобразовать практику. У обучающихся появляется возможность не только проявить личностную инициативу и развить ценностно-смысловое содержание журналистской деятельности, но и, при условии понимания того, что проект – это способность человека действовать в ситуации неопределенности, сформировать структуру современной социокультурной ситуации. Таким образом, проектное содержание деятельности способно кардинально изменить журналистскую практику.

Определяя потенциальные возможности проектной деятельности в контексте качественных изменений самого образовательного процесса и его результата, следует отметить такой важный момент, как формирование способности развития субъектного отношения обучающихся к содержанию и результату учебной деятельности, что, в свою очередь, предполагает активность и осознанность обучающегося при создании проекта. Осознанность также влечет определенную ответственность. Учебно-предметное пространство наполняется личностным смыслом, выстраивается индивидуальная образовательная траектория обучающегося.

Творческие задания не только способствуют развитию личности, но и позволяют сформировать важные профессиональные качества. Актуальность использования на практике творческих заданий сложно переоценить, если мы ведем речь о творческой профессии. Вместе с тем нельзя не обозначить круг проблем, с которыми мы сталкиваемся на практике. Это, прежде всего, не всегда позитивное отношение самих обучающихся к любым формам дополнительных заданий, зачастую большой объем и короткие сроки выполнения, сложность содержания самостоятельной работы обучающихся, которые зависят от преподавателя. От правильной организации самостоятельной работы напрямую зависит ее результат. При грамотном подходе возможна переориентация образовательного процесса с обучения на учение, самостоятельное познание и получение знаний.

Так, доклад как одна из форм самостоятельной творческой работы также способствует развитию самостоятельных учебных навыков. Но при этом следует заранее обозначить образовательную траекторию и поставить перед обучающимися конкретные задачи. Недопустимо просто переписать положения на заданную тему из научной литературы, необходимо при анализе первоисточников и исследовательской литературы сформулировать собственную авторскую позицию и аргументированно ее обосновать. Таким образом, доклад позволяет обучающимся приобрести навыки составления собственного мнения по изучаемой проблеме.

Органично вплетенная в структуру образовательного процесса и построенная по принципу от простого к сложному, самостоятельная работа обучающихся, безусловно, позволяет на качественно ином уровне формировать общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся. При этом не следует забывать, что образовательный процесс многофакторный, включающий мотивационный, содержательный, организационный и рефлективный компоненты [30].

 

Заключение

 

Таким образом, для создания полноценного представления у обучающихся о журналистике преподаватели зачастую прибегают к организации самостоятельной работы творческого характера. В данном случае ценность приобретает взаимодействие преподавателей-теоретиков с представителями профессиональных сообществ. С помощью поддержания данной связи появляется возможность в разработке фонда самостоятельной работы с включением в нее заданий творческой направленности с учетом требований современного информационного рынка труда. На данном этапе можно привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности, которая способствует развитию мышления, аналитических и организаторских способностей.

Так, творческие самостоятельные работы обучающихся направлены на сочетание в себе развития творческих способностей и организационных навыков, а также способствуют созданию базы для исследования истории и теории журналистики как науки и профессии.

Журналистское образование требует к себе пристального внимания специалистов не только педагогического профиля, но и профессионалов этой сферы. Профессия «журналист» охватывает всевозможные сферы отношений (человек – человек, человек – машина, человек – природа, человек – художественный образ, человек – знак). Именно поэтому выпускник направления подготовки «Журналистика» должен обладать не только всеми выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте компетенциями, но и профессиональными знаниями. Обучающиеся журналистике студенты должны осознавать, что работа журналиста – это образ жизни, а не отбывание своего рабочего времени за письменным столом в редакции. Журналист всегда «при исполнении». Для профессионального журналиста информационный повод есть во всем: от мельчайших частных деталей обыденности до очевидных в своей значительности событий. Научить любить свою профессию и жить ей – одна из важнейших задач журналистского образования.