Full text

Введение

 

Современные реалии требуют от системы образования подготовки активной и мобильной личности. Система подготовки педагогов, в частности, более ориентирована на идеальные условия профессиональной деятельности будущих учителей: специалистов готовят к работе в «статичном мире», где все происходит по предварительно прописанному сценарию. Напротив, в условиях непрерывного развития учитель должен быть готов и способен прогнозировать предстоящие изменения, самостоятельно принимать решения и вносить необходимые коррективы во время активной работы. Таким образом, сама система подготовки педагогов требует модернизации, а именно включения активных видов техник и практик. Именно поэтому в подготовку педагогов мы предлагаем включать имитационные технологии образования.

Целью исследования является изучение развивающего потенциала имитационных технологий (на примере форсайт-сессии) в подготовке учителя к деятельности в условиях риска, определение условия успешного применения имитационных технологий в информационно-образовательной среде вуза и описание методики применения технологии форсайт-сессии в образовательном процессе вуза.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Система образования на современном этапе перетерпела множество изменений за последнее десятилетие. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед образовательной практикой новые цели, обусловленные требованиями государства, общественности и производства к результату образования. Одним из главных отличий современного образования является ориентация на подготовку компетентностного педагога. Различным аспектам компетентностного подхода в подготовке профессионально-педагогических кадров посвящены работы многих отечественных ученых: И. А. Зимней, Г. И. Ибрагимова, Е. М. Ибрагимовой, В. В. Рубцова, Б. Д. Эльконина, А. В. Хуторского и др.

В исследованиях И. А. Зимней по разработке теории компетентностной модели подготовки специалистов понятие «компетентность» определено как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [1]. В то же время в педагогическом словаре (под редакцией Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова) профессиональная компетентность педагога раскрыта как «владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания». В совместной работе Г. И. Ибрагимова и Е. М. Ибрагимовой представлены возможности применения проблемно ориентированного обучения в реализации компетентностного подхода в подготовке педагогов. Авторы рекомендуют включать в процесс подготовки специалистов и их аттестации проблемно ориентированные задания, которые способствовали бы «конвертированию знаний, умений и навыков в практику решения конкретной задачи, связанной с профессиональной деятельностью» [3].

Проблема внедрения компетентностного подхода в практику подготовки специалистов в системе современного российского образования стала одной из центральных тем методологического семинара под руководством В. В. Рубцова, Б. Д. Эльконина. Отечественные ученые отмечают особый развивающий и творческий потенциал совместной учебной деятельности (кооперации) в формировании компетенций учащихся. Кооперация в условиях деятельностной педагогики становится одним из трендов в оценке образовательных достижений. Поэтому, по словам И. Д. Фрумина, необходимо учитывать не только результат и саму деятельность по достижению поставленной цели, но и коммуникацию между участниками при решении учебных задач [4].

В исследовании А. В. Хуторского и других современных дидактов внимание также акцентируется на том, что формирование компетенций будет успешным при условии реформирования содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса – создания образовательно-развивающей среды с применением интерактивных технологий в обучении [5].

В работе И. И. Головановой, Е. В. Асафовой, Н. В. Телегиной представлены систематизация и методическое обоснование интеграции в систему высшего образования форм, методов, приемов интерактивного обучения. Кроме того, авторы подчеркивают возможность интерактивных практик в создании условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов. Интерактивные технологии, согласно мнению И. И. Головановой, Е. В. Асафовой, Н. В. Телегиной, определяются как технологии, основанные на взаимодействии субъектов обучения (on-line и off-line) при координирующем влиянии педагогической поддержки (сопровождения), способствующей развитию компетенций и самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности [6].

Исследованию проблем развития субъектов образовательного процесса в условиях внедрения в образовательную практику интерактивных технологий посвящена работа В. И. Пановa [7].

По мнению Н. Н. Двуличанской, содержание любой интерактивной технологии обучения основано на творческих заданиях, направленных «на мотивацию, формирование личного опыта решения учебной задачи, сотрудничества, сообучения» [8].

Методическое обеспечение внедрения интерактивных технологий в практику университетского образования представлено также в работе Е. А. Реутовой [9] и М. А. Косолаповой. Раскрывая методику применения интерактивных технологий, М. А. Косолапова обращает внимание на изменение роли преподавателя, которая перестает быть центральной, на роль регулятора процесса, занимающегося его общей организацией [10, 11]. Данную позицию преподавателя при применении интерактивных технологий И. В. Плаксина определяет как позицию модератора, который «не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным» [12]. В условиях модерации основная задача педагога – оказание помощи ученику в раскрытии его скрытых способностей. В своих исследованиях схожую позицию педагога Р. В. Овчарова обозначает как фасилитацию [13]. А. П. Панфилова рекомендует применять технологию модерации как методику активизации творческого потенциала, развития коммуникативных способностей, которая способствует развитию личности и является гарантом создания безопасной, психологически комфортной информационно-образовательной среды [14]. В то же время, согласно А. В. Петрову, опыт модерации для педагога становится условием развития личностных качеств и педагогического творчества [15].

В последнее время в образовании активно внедряются имитационные виды интерактивных технологий. Имитационные технологии в настоящее время активно применяются при профессиональной подготовке специалистов. Различные аспекты применения имитационных технологий в профессиональном образовании нашли отражение в трудах И. В. Плаксиной, А. А. Вербицкого и др.

Отечественным исследователем И. В. Плаксиной разработаны теоретические аспекты педагогической имитации и обоснованы практические рекомендации по применению имитационных технологий в проектировании образовательного процесса в современных условиях [16]. В исследовании А. А. Вербицкого обоснована эффективность данной технологии при формировании профессиональных и социальных компетенций педагога. Ученый отмечает важность формирования эмпирического опыта педагога как одной из составляющих его профессиональной компетентности, при этом ведущей технологией контекстного обучения педагогов в рамках компетентностного подхода представлена педагогическая имитация [17].

Знаменателен и зарубежный опыт в применении имитационных технологий в профессиональной подготовке. Автор ряда работ по игровым технологиям Р. Дюк обосновал приемы применения игровых имитационных технологий как эффективного метода обучения. Им были предложены практические рекомендации к построению игры как метода обучения, которые в данный момент лежат в основе геймификации образования [18]. Коллектив исследователей (Ю. Мидлвик, Т. Д. Кеттл и Д. Д. Уилсон) на практике профессионального образования апробировал театральную имитационную технику (форумный театр) для развития у студентов-медиков социальных компетенций и коммуникативных навыков [19].

Среди новых форм реализации имитационного обучения следует выделить опыт применения форсайт-методов. Форсайт-методы считаются частью «исследования будущего» (future studies) и построения стратегий будущего. Способность прогнозировать будущее, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, является важным фактором успешного решения проблем будущего. Согласно мнению коллектива авторов Д. Пескова, М. Кожаринова, П. Лукша, И. Савчук, данная способность реализуется через три этапа работы с будущим: стратегическое мышление, принятие решений по стратегии, а также воплощение в жизнь этих решений. Авторы отмечают, что форсайт является методом, который относится к «стратегическому мышлению» и в меньшей степени – к принятию решений на основе построенной стратегии [20].

Следующий важный фактор, свидетельствующий об эффективности применения данного метода, – это активная коллективная работа и опыт коллективного моделирования и принятия стратегического решения. В. Княгинин, раскрывая особый потенциал форсайта в проектировании будущего, отметил, что будущее многовариантно и многое зависит от того, куда пойдет большинство. «Всегда есть “повстанцы” и “революционеры”, которые делают технологические революции, но человечество, как правило, реагирует на мейнстрим – основное течение в технологическом развитии. А представление о мейнстриме дают те, кто реально “играет” на технологическом рынке. Именно поэтому форсайт нужно строить ежегодно, чтобы отслеживать, как меняется их совместное видение» [21].

 

Методологическая база исследования

 

Теоретико-методологической базой исследования в статье послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященные проблемам:

-          компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя [22], Г. И. Ибрагимов [23], В. В. Рубцов, Б. Д. Эльконин [24], А. В. Хуторской [25] и др.);

-          теории рискоориентированной подготовки компетентных специалистов (И. Г. Абрамова [26], С. В. Белов [27], В. А. Девисилов [28], А. Е. Причинин [29] и др.);

-          исследования по применению имитационных технологий в профессиональном образовании (А. А. Вербицкий [30], А. П. Панфилова [31], И. В. Плаксина [32], Р. Дюк [33] и др.).

Для реализации поставленной цели были применены теоретические методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ и педагогическое моделирование.

В рамках реализации информационно-образовательного проекта «Безопасная образовательная среда» на базе Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» была разработана модель применения технологии форсайт-сессии в рискоориентированной подготовке педагога. Педагогической концепцией реализации модели является системно-деятельностный подход, и принципами функционирования модели мы выделяем принципы деятельности и системности, связь теории и практики, транспарентности (открытости) образования обществу и индивидуализации обучения [34].

 Данная модель реализуется на базе института с 2016 года, с 2017 года носит формат целостной самостоятельной площадки для молодых педагогов и студентов педагогических направлений подготовки «Международная информационно-образовательная форсайт-сессия “Ребенок сети”». Форсайт-сессия проводится совместно с аппаратом антитеррористической комиссии Республики Татарстан и РОО «Академия творческой молодежи» и Советом молодых педагогов Республики Татарстан. Участниками форсайт-сессии ежегодно становятся более 150 человек.

 

Результаты исследования

 

Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. С начала 90-х годов многие развитые государства, такие как, например, Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Австрия и другие, запустили программы в области технологических форсайтов. Южная Корея и Индия также реализуют подобные программы. Практика применения форсайт-метода постепенно завоевывает популярность и в России. Показательный пример – гражданская инициатива «Форсайт Россия», авторами которой стали члены Российского управленческого сообщества участников президентской программы подготовки управленческих кадров (РУС) во главе с Дмитрием Песковым [35]. Сейчас «Форсайт Россия» охватывает уже более 20 крупных российских городов. В нашей работе мы рассмотрим возможность применения форсайт-метода в системе рискоориентированной подготовки педагогов.

В процессе работы нами была создана модель студенческой исследовательской группы «Безопасная образовательная среда». В экспериментальную группу вошли студенты I курса, обучающиеся по направлению подготовки Педагогическое образование с двумя профилями «Начальное образование и иностранный (английский) язык». Модель работы проблемной группы студентов «Безопасная образовательная среда» нами была представлена в предыдущих работах [36, 37]. В данной статье мы представим опыт применения форсайт-технологии в подготовке педагогов на примере форсайт-сессии на тему «Ребенок в сети»: Синий кит», «Ребенок в сети: Ловим хайп» (проведены нами в 29 ноября 2017 года, 5 декабря 2018 года).

Форсайт (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, формат коммуникации, которые позволяют участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

Основа методики – совместная работа участников над заданной проблемой с картой времени, образами и схемами.

Базовая методология любого форсайт-метода включает четыре уровня деятельности:

‒     настоящее (работа с карточками, высказывания участников, модерация);

‒     будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и т. д.);

‒     планирование (стратегический анализ, определение приоритетов);

‒     нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и соучастие участников форсайта).

При реализации форсайта необходимо придерживаться базовых принципов форсайта [38]:

‒     будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;

‒     будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;

‒     есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

В России более активно применяется технология Rapid Foresight – российская версия форсайт-методики, разработанная группой RE-ENGINEERING FUTURES (http://refuture.me/), позволяет достигать репрезентативных результатов в более короткие сроки, чем классические технологии форсайта.

Результатом форсайт-сессии по методу RF является карта будущего — визуально богатое пространство, позволяющее увидеть как целое всю предметную сферу, образ ее будущего, а также различные способы и пути достижения тех или иных желательных и нежелательных состояний и факторы, влияющие на вероятность воплощения того или иного варианта развития событий. Карта будущего может быть легко трансформирована участниками в целеориентированную дорожную карту — не просто и не только визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, прогноз развития технологий, события, стратегические развилки, но и точки принятия решений и запуска конкретных социальных, технологических действий или проектов, план законодательных и лоббистских мер.

А если задуматься, то и система образования – это огромная компания на всей территории страны с национальным головным офисом в лице Министерства образования. Это организация переживает такие же процессы (взлеты и падения), возникают новые тренды, и существуют схожие опасности. А наш продукт крайне важен для всего мира – это воспитание следующего поколения.

Вывод такого образного сравнения: педагог прежде всего должен быть модератором: видеть процессы образования во всех плоскостях и аспектах, должен уметь видеть опасности и предугадывать тренды в системе образования. Поэтому мы предлагаем включать в систему подготовки педагогов технологию имитации типа форсайта.

Итак, перейдем к описанию методики «Последовательность шагов в Rapid Foresight» на примере проведенной нами форсайт-сессии «Ребенок в сети: Синий кит».

1-й этап – Pre-Foresight(подготовка форсайт-сессии) – включает в себя:

‒     обзор источников по теме (в том числе предыдущие форсайты по этой и смежным темам, поиск международного опыта);

‒     сбор и анализ статистических данных;

‒     анализ высказываний и мнений признанных лидеров в данной области;

‒     анализ общественного мнения (форумы, социальные сети, запросы в поисковых системах).

Проведенная предварительная работа позволила сделать вывод о влиянии социальных сетей на формирование личности, а именно о негативном воздействии деструктивных групп на ребенка в социальных сетях. Тема была обозначена нами как «Ребенок в Сети». Данная проблема является одной из важных для системы образования. Ежегодно дети становятся жертвами преступлений, совершенных с помощью Интернета и социальных сетей. Примером такого печального опыта являются «группы смерти» («Синий кит»). Это интерактивная игра в социальных сетях. Цель игры – планомерное, системное доведение до суицида ребенка-участника.

2-й этап – формирование группы участников (group selection).

На этом этапе определяется состав экспертной группы, подбираются компетентные участники, представляющие различные субъектные позиции в контексте предмета форсайт-сессии.

В рамках нашей проблемы в экспертную группу вошли представители высшего образования по подготовке педагогов, представитель профсоюза молодых учителей, эксперты по информационной безопасности и представители молодежного совета при Антитеррористической комиссии Правительства Республики Татарстан. С 2016 года на территории Республики реализуется проект молодежного правительства. В составе этого сообщества работает и Молодежный совет при Антитеррористической комиссии. Он занимается изучением тенденций среди молодежи и профилактикой интернет-экстремизма, опасных групп среди молодежи.

При отборе экспертов могут применяться следующие подходы:

– экспертиза заказчика, его предположения о людях, имеющих необходимую экспертизу. В данном случае заказчиком форсайта выступает педагогическое сообщество Республики, представленное Советом молодых педагогов;

– поиск авторов публикаций по теме (включая социальные сети и блоги) и другие подходы.

3-й этап – генерация,илисобственно форсайт-сессия.

Как правило,каждый форсайт – это комбинация из многих инструментов. В основе «классического» подхода к проведению форсайта лежит анализ большого объема данных (анкетирование, эссе, анализ данных и т. д.) через большое количество обсуждений в небольших фокус-группах или сбор индивидуальной обратной связи. Это делает проведение такого форсайта длительным и дорогим упражнением.

Данный этап может включать в себя такие наиболее эффективные инструменты групповой работы:

‒     мозговые штурмы;

‒     проработка сценариев (во время работы с картой);

‒     метод свободных ассоциаций;

‒     экспертные панели (которыми фактически частично является работа в группах);

‒     научная фантастика (в генерации карточек участники часто опираются на образы из фантастики, обсуждая возможности и условия реализации данных «прогнозов»);

‒     опросы (правда, только в рамках модерируемой группы);

‒     верификация результатов (карты) предыдущих форсайт-сессий;

‒     сценирование;

‒     SWOT;

‒     обратный (или ретро) прогноз;

‒     панельные дискуссии;

‒     игровые симуляции;

‒     структурный, кластерный и другие виды анализа;

‒     метод критических технологий.

В нашем случае этап мы можем представить в виде следующей модели.

 

 

Примерная схема форсайт-сессии «Ребенок в Сети»

 

Комментарии к рисунку. Отправной точкой является проблема «Подверженность детей влиянию “групп смерти” в социальных сетях». В предфорсайтный период участникам были разосланы методические материалы по теме (выдержки из законопроектов по информационной безопасности, методические рекомендации психологов и педагогов, выдержки из публикаций в СМИ).

Этап генерации начинается с формирования рабочих групп. В каждый группе должны быть представители от студентов и педагогов-практиков. Далее объявляются тема, проблема. В формате групповой работы происходит создание первичного макета Дорожной карты: видение проблемы (в чем конкретно эта группа видит ее), определение возможных тенденций.

Далее начинается работа по решению кейса. Варианты решения анализируются экспертами: дается оценка адекватности решения с точки зрения образования, высшей школы, юрисдикции. После этого происходит дополнение Дорожной карты: возможные варианты решения, методические рекомендации.

Следующий этап – игровая симуляция. В нашем случае мы используем технику форум-театра. Форум-театр позволяет погрузить участников в определенную рисконесущую ситуацию и получить эмоциональный и поведенческий опыт переживания. При постановке ведется двусторонняя работа по погружению: участников-актеров, которые сами составляют сценарий и пишут роли, участников-зрителей, которые могут менять ход постановки, лавируя между рисконесущими ситуациями. Форум-театр состоит из двух частей: форумная и театральная. Сначала происходит театральная часть, где обыгрывается ситуация по тематике. В нашем случае – это доведение до суицида ребенка. Далее в формате форума происходит анализ каждого этапа действий: Изучение механизмов действия каждого героя, выявление возможных мотивов и путей исправления. При этом эксперты могут стать участниками игровой симуляции и участвовать в форумной части. По итогам симуляции происходит дополнение дорожной карты.

В итоговой части форсайта происходит обсуждение дорожных карт микрогрупп. Таким образом, в нашем случае дорожная карта – это различные алгоритмы решения проблемной ситуации.

 

Заключение

 

Форсайт-сессия является уникальной оболочкой, в которой в определенном порядке ведется работа над предложенной темой. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальная работа позволили нам адаптировать форсайт-сессии для подготовки педагогов и выработать их алгоритм. Мы отмечаем широкие возможности применения данной технологии в рискоориентированной подготовке педагогов.