Full text

Введение

 

Проза В. П. Астафьева привлекает современного учителя своей автобиографической составляющей. Сам писатель прожил огромную, сложную, богатую событиями жизнь, сражался за нее, писал про нее.

Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка, что на берегу Енисея. В семилетнем возрасте мальчик остаётся без матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее). Будущий писатель попал на воспитание в семью бабушки и дедушки Екатерины Петровны и Ильи Ефграфовича Потылицыных. В село Игарку был выслан с семьей раскулаченный дед Павел. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом-интернат. Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». После окончания интерната поступает в ФЗО в Красноярске. В 1942 году, осенью, уходит добровольцем в армию, а весной 1943 года попадает на фронт.

Самобытный литературный путь, который преодолевал Астафьев, проходя через все трудности (сиротство, беспризорность, детский дом, фронт), всегда привлекал внимание литературоведов. Произведения В. П. Астафьева автобиографичны [1, 2], ведь в своём творчестве он опирается на лично пережитые факты. Писатель своим творчеством рассказывает нам о жизни, о том, как он сражался за неё. В биографии Виктора Петровича можно обнаружить множество трагических моментов. Автобиографизм Астафьева определяется его прозой, из которой мы легко можем вычленить события его собственной жизни: сиротское детство, распад традиционной деревни, война [3]. Писатель родился и рос на лоне сибирской природы, поэтому в своём творчестве Астафьев уделяет немалое значение образу Сибири и её величию.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В данной статье речь пойдёт о современной модели изучения рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в 8-м классе в контексте автобиографической прозы писателя. К наиболее известному труду в области изучения автобиографической прозы относится «Поэтика русской автобиографической прозы» Н. А. Николиной. В ней автор говорит, что жанр автобиографической художественной прозы является отражением основных этапов пути человека к постижению и раскрытию собственного «Я» и выступает в роли своеобразной «микромодели культуры» [4]. Автобиографические произведения обладают достаточно устойчивыми содержательными и формальными признаками, исследование которых и отражено в данном литературном источнике.

Сам термин «автобиография» возникает в XIX веке: так, в 1836 году во французском Академическом толковом словаре слово автобиография выступает в следующем значении: «Текст, написанный своей рукой, собственноручно» [5]. В современном же значении это слово впервые фиксируется как неологизм в 1844 году в «Англо-немецком королевском словаре»: «Автобиография – высшая и наиболее поучительная форма, в которой находит выражение понимание жизни» [6].

Изучение творчества В. П. Астафьева в рамках русской литературы XX века отражено в рабочих программах по литературе под ред. Г. С. Меркина [7], В. Я. Коровиной [8]. В рабочих программах акцентируется внимание на том, что в 8-м классе учащиеся должны получить представление о мировоззрении писателя, о его нравственном и эстетическом идеале.

В учебниках по литературе для 8-го класса под ред. Г. С. Меркина [9], В. Я. Коровиной [10] предлагаются разные подходы к изучению творчества писателя. Особое внимание уделяется деталям, понятию автобиографичности, работе с теорией литературы. На наш взгляд, важным является постоянная отсылка учащихся к историческому прошлому и нравственные ориентиры в изучении авторской позиции.

В методических разработках рассматриваются различные способы активизации мыслительного процесса учащихся: устная работа на уроках по изучению творчества В. П. Астафьева (М. А. Маркитанова [11]), а также наиболее эффективные приёмы работы с художественным текстом и образом автора (Н. В. Егорова [12]). В некоторых работах предлагается обратиться к высказываниям писателя (Б. И. Турьянская [13]) и рассмотреть его автобиографические произведения (Е. Л. Ерохина [14]), использовать приём комментированного чтения (Р. Г. Ахмадулина [15]). Задания построены таким образом, что дети могут раскрыть свой творческий потенциал, научиться анализировать литературное произведение, формулировать собственное отношение к нему, пробуют пересказывать произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создают устные и письменные высказывания разного типа, высказывают собственные суждения в письменной или устной речи. В анализируемых нами методических разработках предлагается проводить с учащимися филологический анализ текста: определять жанр произведения, анализировать пространственно-временную организацию текста (Н. А. Миронова [16–18]), выявлять элементы текста, определяющие связь изучаемого произведения В. П. Астафьева с другими его произведениями, актуализировать идейно-эстетическое содержание текста и его нравственные ориентиры.

Первостепенное значение в этой книге уделено теме детства: «Детство становится предметом раздумий автора, а подчас и воспоминания о детстве становятся объектом повествования, образуя сложную систему хронотопа произведений» [19], в этом смысле книга продолжает и развивает традиции произведений русской литературы, которые были посвящены этой теме. Большинство таких произведений относят к автобиографическим. Именно через тему детства автор желает восстановить естественное течение жизни, утраченную целостность бытия и тем самым обрести душевный покой, обрести «лад» [20]; всё это является нравственным истоком внутреннего влечения писателя. В. Астафьев не только показывает нам путь духовного становления и взросления героя, но и вписывает себя в это повествование.

На наш взгляд, современным детям принципиально важно донести, что они живут прежде всего в определенный исторический момент и сами могут творить историю. Например, в своей статье Л. С. Айзерман, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации, пишет, что «история совершается не только в верхних слоях атмосферы, но и здесь, рядом с нами, в нас самих, она на земле, по которой мы ходим, и в воздухе, которым мы дышим. Она – в нас, мы – в ней» [21]. В частности, В. П. Астафьев не только показывает нам историю, а рассказывает о своей жизни как части великой истории страны. Восьмиклассников важно обучать не просто выявлению основных особенностей автобиографической прозы, но и пониманию нравственной составляющей автобиографического текста.

Конечно, при изучении рассказа «Фотография, на которой меня нет» мы должны уделить внимание анализу образов учителя и бабушки. З. Ш. Джалилова, исследуя нравственный портрет учителя, пишет: «Из этого рассказа мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно в 1932–1939 годы в Сибири, в деревне Овсянке. Перед нами предстает трудная, полная лишений картина жизни тружеников деревни. Конечно, и учителям приходилось нелегко. Но их уважали, считали образцом для подражания» [22]. В образе бабушки воплощены доброта, отзывчивость, справедливость, забота, защита, искренность, мягкость – все те качества, которые так важны были для писателя. Бабушка – хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей [23]. Мы вместе с учащимися выделяем нравственные качества учителя и бабушки; подчеркиваем, что именно за эти качества литературные герои остались в памяти, в истории. Перед читателями не придуманные образы, а настоящие, взятые из жизни.

 

Методологическая база исследования

 

Ученики всегда и везде требуют доказательств той или иной точки зрения. Поэтому мы считаем, что на уроках нужно привести как можно больше аргументов того, что автобиографическая проза является не просто художественным произведением. Обращаемся на уроке ещё к одному произведению писателя – повести «Последний поклон», которая была опубликована в 1968 году в Пермском издательстве. На обложке первого издания читаем: «Помощнику моему, другу верному и нежному – Мане – мою самую любимую книгу, с любовью и пожеланием здоровья и покоя…» [24] Мы рассказываем учащимся, кто такая Маня и какую роль она сыграла в создании этой, по словам Астафьева, «выстраданной» книги [25]. И конечно, начиная разговор о рассказе «Фотография, на которой меня нет», подробно разбираем название произведения, в котором уже виден намек на автобиографический характер повествования – местоимение «меня», т. е. автора, «Фотография, на которой нет автора-повествователя», человека, рассказывающего нам свою историю. Поэтому мы предлагаем не ограничиваться кратким экскурсом в биографию писателя, а уделить этому как можно больше внимания, чтоб, читая рассказ, они живо представляли и мальчика Витю, и бабушку, представляли время, эпоху.

Автобиографическая проза основывается на документальной точности описываемых событий, свидетелем которых был сам автор, на передаче подробностей, деталей, духа своего времени. Здесь вновь обращаемся к произведению «Последний поклон». Нами выделяются следующие позиции: сам писатель обозначает жанр книги как «повесть», это повесть о трудном и богатом впечатлениями детстве, содержащая раздумья о родине, ее истории. Астафьев определяет свой замысел так: «…Думал я думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую очередь о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле. И жизнь их обыкновенная была привлекательней всех выдуманных, из папье-маше слепленных, бутафорской краской выкрашенных героев, у которых всегда грудь вперёд и “передовая мысль” наготове. Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своём детстве, о селе родном и о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры» [26]. В повести «Последний поклон» поводом для обращения к миру детства послужила война, через которую прошел сам писатель. В своей памяти Астафьев желает воскресить в себе того мальчика, который прошёл через войну. По следам своего героя (максимально приближенного автору) писатель вновь проходит свой жизненный путь, фиксирует детали, замечает приобретения и потери, описывает взросление души; и наконец, стоит отметить, что повесть «Последний поклон» не писалась как повесть с единым сюжетом и сквозными героями, первоначально появились самостоятельные рассказы, написанные даже не в той очередности, в какой они впоследствии стали главами единого текста. По словам автора, «они писались вразброс, когда я еще не знал, что они – часть продолжающейся во мне книги» [27].

Образ памяти – один из сквозных образов в автобиографической прозе [28], автор-повествователь, Витя Потылицын, создаёт план своего прошлого, о котором он вспоминает. Нельзя не отметить, что каждый эпизод – отражение реального исторического времени.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу рассказа «Фотография, на которой меня нет», мы предлагаем учащимся также познакомиться с автобиографией В. П. Астафьева, которую он написал в 2000 году. Акцентируем внимание на следующих эпизодах автобиографии:

-          «…Я не помню, где был первый дом деда (Павла Яковлевича Астафьева), но тот, что был построен в начале двадцатых годов на берегу Енисея, помню довольно ясно, дом этот есть на фотографии овсянской школы» [29];

-          «…На волшебно-красивой реке Сисим, в одноименном селе, ныне не существующем – затоплено, высватал он (дед, Павел Яковлевич) сироту, вошедшую в лета и уже немалые, Марию Егоровну Осипову. “Бабушка из Сисима” – так звал я ее маленький, так и написал на ее могильной плите. Она была очень красива, бела лицом, нраву несколько скрытного и невероятная чистюля. Ох, сколько горя и мук она приняла за свою жизнь в семейке Астафьевых и за семейку Астафьевых» [30];

-          «…Но вот пришла пора и мне родиться. В доме гульба, дым коромыслом, и мама ушла рожать в баню, благо это была одна из первых “белых” бань в деревне, и все завершилось благополучно. Утром мама пришла в дом с узелком и показала деду его первого внука. Восторг, рев, звон бокалов, “аблокаты” вызвались меня крестить и дали мне модное городское имя. Я был первым на всю деревню Виктором» [31];

-          «…Тем временем на страну Россию, на село наше и на безалаберное семейство Мазовых надвинулись эпохальные события и перемены, началось раскулачивание и коллективизация. Везде и всюду по Руси великой мельник был первым кандидатом в кулаки, и Яков Максимович Мазов не избежал этой участи» [32];

-          «…наступили совсем тяжкие времена, пашни и огороды запущены, колхоз имени Щетинкина, наспех сколоченный, на ладан дышит, в деревне нечего жрать – мельница-то деда Мазова умолкнула, замерзла» [33];

-          «…В 1931 году семью нашу постигла еще одна, всю нашу жизнь потрясшая, трагедия. Плывя с передачей в Красноярск, мама моя, Лидия Ильинична, утонула прямо напротив деревни. Вскоре отца снова осудили на 5 лет, как врага народа, и послали на строительство Беломоро-Балтийского канала имени товарища Сталина. После трагической гибели матери ее родители – Екатерина Петровна и Илья Евграфович Потылицыны окружили меня заботой, старались, чтобы я не чувствовал себя сиротой» [34];

-          «…В 1939 году утонул дед Павел, и вскоре подоспела война. Бабушка из Сисима, Мария Егоровна, с сыночком всю войну отбедовали в Игарке, а мой егозливый папа с неизлечимой страшной болезнью – псориаз как-то умудрился попасть на фронт, командовал там сорокопяткой, был ранен в голову и из госпиталя комиссован домой, где вместе с пылкой мачехой, Таисьей Ивановной, сотворил еще четверых детей – двух парней и двух девочек – и они хватили горя не меньше, чем я, давно семьею отверженный и забытый» [35];

-          «…В 1942 году я окончил железнодорожную школу ФЗО № 1 на станции Енисей и недолго проработал по распределению на пригородной станции Базаиха составителем поездов. Отсюда, со станции Базаиха, я добровольно ушел в армию, угодил сперва в 21-й стрелковый полк, располагавшийся под Бердском, возле Новосибирска, а затем в 22-й автополк, что стоял в военном городке Новосибирска. Весной 1943 года вместе со всем полком был отправлен на фронт» [36].

Используемый на уроке прием знакомства с писателем позволяет более глубоко проникнуть в художественный мир текста, понять текст, сформировать собственное отношение к характерам героев, активизировать интерес к изучаемому материалу, развить познавательную деятельность учащихся.

 

Результаты исследования

 

Одним из результатов исследования стал констатирующий эксперимент. Мы ставили перед собой цель – выявить особенности восприятия учащимися 8-го класса жанра автобиографической прозы.

Данная цель потребовала решения следующих задач.

На предметном уровне:

‒           выявить, как понимают учащиеся 8-го класса «что такое автобиография» в целом;

‒           выяснить, какие особенности автобиографической прозы учащиеся могут выявить;

‒     определить, насколько развито у восьмиклассников умение анализировать литературное произведение с точки зрения автобиографизма.

На метапредметном уровне:

‒     выявить умение учащихся обосновывать свое мнение подобранными примерами произведений автобиографического характера;

‒     выявить умение учащихся отвечать на поставленные вопросы, привлекая свой читательский опыт и свои знания.

На личностном уровне: определить понимание влияния автобиографических произведений на формирование национального характера и на развитие внутреннего мира учащихся.

Для решения данных задач нами был проведен констатирующий эксперимент, состоящий из двух этапов.

Первый этап – составление заданий и вопросов анкеты. При этом нами решались следующие задачи:

‒     определить, какое понятие автобиографической прозы сформировано у учащихся 8-го класса;

‒     узнать, какие черты автобиографической прозы им известны;

‒     понять, умеют ли учащиеся 8-го класса отличить автобиографическое произведение от других жанров литературы, в частности от биографии;

‒     узнать, понимают ли дети мотивы автобиографической прозы;

‒     определить, насколько актуален жанр автобиографической литературы для современных школьников.

Второй этап – анкетирование. Перед восьмиклассниками мы поставили следующую задачу: ответить на вопросы анкеты до того, как мы приступим к изучению рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Цель анкетирования – выявление особенностей понимания учащимися жанра автобиографической литературы.

Вопросы анкеты были направлены на выявление уровня понимания детьми жанра автобиографической прозы, а также на определение уровня владения учащимися знаниями в области литературы и способа применения этих знаний.

Результаты экспериментальной работы оцениваются на основании устных и письменных работ учащихся. Всего было проанализировано 54 работы. Обращаясь к результатам проведённого анкетирования и их анализу, мы сделали следующие выводы.

На предметном уровне:

‒     большинство учащихся восьмого класса имеют представление о жанре автобиографической прозы;

‒     школьники могут лишь выделить такие черты автобиографической прозы: повествование ведется от первого лица, жизнеописание, правдивость.

На метапредметном уровне:

‒     выявлено, что при ответе на вопросы ученики пытаются отвечать аргументированно, но не всегда их аргументы доказательны;

‒     выявлено, что большинство учащихся могут ответить на поставленные перед ними вопросы;

‒     определено, что больше половины детей смогли привести примеры автобиографических произведений.

На личностном уровне выявлено влияние автобиографической прозы на развитие внутреннего мира учащихся.

Таким образом, можно говорить о том, что дети в большей своей части находят положительные стороны автобиографической прозы. Практически все говорят, что благодаря этому жанру они лучше и глубже узнают автора, становятся к нему ближе. Отмечают необходимость автобиографической прозы.

Кто-то смог отметить больше черт этого жанра, кто-то меньше, но важно, что автобиографический жанр вызывает у детей чувство правдивости, доверия и искренности. Ряд учащихся выделяет историзм.

Повторим, что обращение к автобиографии писателя способствует более глубокому пониманию и освоению жанра автобиографической прозы при изучении рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в 8-м классе.

На одном из этапов анализа предлагаем учащимся творческое задание, в основе которого – написание фанфика по рассказу В. П. Астафьева. Что же такое фанфик? Почему написание текста в данном жанре актуально при изучении автобиографического произведения? Под фанфиком мы понимаем разновидность творчества, производное литературное произведение, основанное на каком-либо художественном тексте [37]. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию. Как правило, современные школьники сразу понимают, о чём речь и как это должно выглядеть, и с удовольствием приступают к подобному творческому заданию.

Мы попросили написать фанфик на рассказ В. П. Астафьева. Многие из ребят пишут фанфики вне школы и публикуют их в сети Интернет. В своих фанфиках несколько учащихся попытались сделать так, чтоб Витя Потылицын и Санька всё же оказались на фотографии, но немного позже, например, не зимой (как это случилось), а весной: «На улице вовсю цвели цветы и распускались листья на деревьях. Мы с Санькой вечерами гуляли по деревне. В один из вечеров разговор зашёл о фотографии и фотографе:

– Было бы здорово, если бы приехал фотограф и сделал фотографии нашей весенней деревни. Такая красота вокруг! – сказал я» (Оля Г., 8-й класс). В фанфике ученица пишет историю, в которой учитель договаривается о приезде фотографа весной и Санька с Витей оказываются на фотографии.

В другой работе ученик пишет историю, которая произошла через много лет после этой фотографии: «Холодным вечером… я и мой друг пили чай с пряностями, посмеивались, вспоминая школьные годы. Перед нашими глазами всплывали лица наших добрых учителей, тяжелые двери нашего класса, учебники, пахнущие чернилами, – все как будто живое и сейчас существующее перед нами… Мой друг достал фотографию, пожелтевшую, помятую. На ней был весь наш класс, но не было двух учеников-озорников: Витьки и Саньки. Говорят, что Витька стал крупным писателем, а Санька погиб на войне. Хоть они и не попали на снимок, но мы помним их светлые глаза и детские улыбки…» (Миша С., 8-й класс).

Творческое задание в жанре фанфикшн позволило учащимся переосмыслить канву произведения, создать предысторию случившегося или, наоборот, создать новые события, связанные с предложенной Астафьевым фотографией, с её лицами.

 

Заключение

 

В данной статье мы рассмотрели автобиографическую прозу В. П. Астафьева на примере рассказа «Фотография, на которой меня нет» на уроках литературы. С методической точки зрения мы предложили подходить к изучению автобиографических произведений с выявления у детей понимания этого жанра, затем следует фрагментарное знакомство с автобиографией писателя, анализ произведения и, наконец, выполнение творческого задания.

Совершенствование изучения произведения в его жанровой специфике предполагает развитие у ученика способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости. Анализ жанровых особенностей автобиографической прозы способен повысить общую культуру ученика-читателя. Благодаря анализу автобиографического произведения мы можем развить у учащихся стремление к вдумчивому чтению, к активизации исследовательской деятельности [38].

Работа с автобиографией писателя и творческое задание в стиле фанфикшн способствуют более глубокому пониманию и освоению жанра автобиографической прозы современными школьниками, а также активизации интереса к изучаемому материалу. Рассказ обладает огромной нравственной силой. Мы считаем, что изучение рассказа «Фотография, на которой меня нет» в контексте автобиографической прозы способствует развитию у ученика представления о личности писателя, о прошлом, в котором жил не столько писатель, сколько бабушки, дедушки самого ученика (это прошлое не так уж и далеко). Именно в процессе «чтения и восприятия художественных произведений, их понимания и интерпретации происходит саморазвитие личности» [39]. А анализ жанровых особенностей автобиографической прозы повышает общую культуру ученика-читателя, развивает у него стремление к вдумчивому чтению, к исследовательской деятельности. «Методические приёмы диктуются природой произведения…» [40] – так писала М. А. Рыбникова. Мы считаем, что у автобиографической прозы особая природа, и это необходимо учитывать в процессе её изучения. Стоит ещё отметить слова Евгения Носова (близкого друга В. П. Астафьева): «Если вы хотите увидеть Астафьева в самой сокровенной его сущности, откройте его книги и углубитесь в них. Там он весь, без щитов и забрал, полный трепета, любви и сострадания ко всему живому, полный дум и забот о вашем сегодняшнем и завтрашнем бытии» [41]. Мы считаем, что эти слова подходят к любым другим авторам, кто пишет автобиографическую прозу.