Введение
Информационная революция, свидетелями и участниками которой все мы являемся, стремительно меняет современное общество. Формируемая на наших глазах новая информационная среда не только имеет значительный позитивный потенциал, но и создает реальную угрозу для развития человека.Бесспорно, ресурсы и сервисы Интернета могут негативно влиять на физическое, психическое и духовное состояние человека, при этом чем меньше его возраст, тем более он уязвим. Эти угрозы многообразны, и количество их стремительно возрастает по мере колоссального роста и развития глобальной сети.
Одним из эффективных ответов на эти вызовы со стороны государства и общества должно стать успешное решение задач, обозначенных в ряде стратегических документов, утвержденных правительством нашей страны. Среди них следует выделить два, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. В 2015 году распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепция информационной безопасности детей» [1, 2].
В качестве основных приоритетов эти документы определяют необходимость расширения возможностей средств информационно- коммуникационных технологий, и в первую очередь сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей. Это предусматривает:
- качественный рост уровня медиаграмотности детей;
- формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
- наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;
- поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;
- создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
- формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный отказ от использования «пиратского» контента.
Эти же документы ориентируют органы управления субъектов Российской Федерации на необходимость разработки и воплощения в жизнь региональных программ по организации продуктивной, созидательной деятельности подрастающего поколения россиян в Интернете, способствующей формированию их медийной культуры.
Сегодня очевидно, чтоэффективность процесса формирования медийной культуры у школьников в решающей мере определяется уровнем соответствующей профессиональной компетенции педагогов образовательной организации. Вместе с тем значительная часть современных учителей испытывает серьезные трудности при организации деятельности, связанной с формированием медийной культуры у школьников. В связи с этим представляется вполне обоснованным проведение исследований, направленных на изучение готовности учителей к решению такого рода профессиональных задач.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Современная школа должна обеспечить обучение и воспитание детей и подростков в условиях стремительного становления информационного общества, создающего образовательную среду принципиально нового типа, которая меняет расстановку приоритетов, влияющих на социализацию детей. В целом ряде анализируемых нами работ отмечаются положительные педагогические и психологические аспекты использования Интернета в образовании и становлении личности подростков. По мнению Ю. А. Агафонова, формируемая на наших глазах информационная среда обладает колоссальным потенциалом для развития и самореализации личности ребенка [3]. Я. В. Антонов подчеркивает, что сервисы Интернета открывают новые возможности для общения, познания и самостоятельного создания разнообразных мультимедийных материалов [4].
Т. М. Чурекова, М. А. Щербакова отмечают значительный потенциал средств информационно-коммуникационных технологий в формировании творческих способностей обучащихся старшего школьного возраста [5]. Н. А. Бузетто-Море отмечает техническую простоту и удобство использования сервисов, обеспечивающих возможность использования большого количества медиаматериалов [6]. M. Кардона-Диваль обращает внимание на широкий диапазон интернет-ресурсов, которые могут быть использованы в педагогических целях [7]. Ряд авторов фокусируют исследование на возможностях сервисов социальных сетей для модернизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности (Г. Гроссецка, Р. Бранб, Л. Тирук [8]). С. Тауэр, С. Латимер, Дж. Хьюит анализируют позитивные возможности групповой работы обучающихся, которые способствуют повышению интереса к обучению [9]. В целом это направление исследований констатирует сложившееся положение, при котором Интернет для современных детей и подростков может выполнять роль друга, помощника и даже наставника.
Вместе с тем не стоит забывать, что огромные позитивные возможности, предоставляемые глобальной сетью для развития школьников, сопровождаются сложными проблемами, которые встают перед всеми участниками образовательного процесса, обществом и государством. Наиболее острая из них – проблема безопасности детей в Интернете, рассматриваемая в широком контексте Ю. М. Барановой [10]. Д. А. Богданова увязывает проблему безопасности с уровнем медиаграмотности подростков [11]. Дж. Палфри, Урс Гассер определяют в качестве одной из проблем современных подростков информационную перегруженность и, как следствие, снижение способности формировать знания и оперировать ими [12]. M. Джонсон подчеркивает, что контент, с которым подростки сталкиваются в Интернете, представляет реальную угрозудля их физического и психического состояния [13].
Современная практика регулирования Интернета рассматривается А. Н. Толоконниковой с точки зрения формирования безопасной для детей информационной среды [14]. С. Ливингстон, Л. Хэддон, А. Горциг, К. Олаффсон приводят классификацию интернет-рисков и описывают возможности обучения правилам безопасного поведения учителей, родителей и детей [15]. Анализ указанных исследований дает основание утверждать, что обозначенные угрозы реальны, они многообразны и их количество стремительно возрастает во всех странах, где Интернет получил широкое развитие. Россия в этом плане не исключение.
По мнению экспертного сообщества, одним из конструктивных путей для купирования этих угроз является организация продуктивной, созидательной деятельности подрастающего поколения россиян в Интернете, способствующей формированию их медийной культуры. А. А. Ялоза предлагает рассматривать медийную культуру как систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов, характеризующуюся определенным уровнем знаний, характером мышления, чувств и деятельности личности [16]. М. В. Кузьмина подчеркивает, что медийная культура современных школьников предполагает наличие у них совокупности знаний, умений, навыков и установок, которые позволяют успешно ориентироваться в информационных потоках, оценивать и систематизировать их [17]. Одним из важнейших признаков медиакультуры Е. А. Якушина определяет способность использования информации в соответствии с существующими правовыми и этическими нормами [18].
Важнейшее место в содержании медиакультуры Л. Мастермен отводит способности к критическому суждению в отношении информации, распространяемой медиа [19]. А. В. Фёдоров подчеркивает необходимость развития критического мышления подростков, выявления манипулятивного воздействия средств массовой информации [20]. Т. А. Хагуров особое внимание уделяет необходимости сфокусировать в центре педагогического внимания задачи, связанные с формированием умений понимания медиатекстов, оценивания их с точки зрения интересов создателей [21].
В качестве другой важнейшей составляющей медиакультуры И. В. Романов и В. А. Матанис рассматривают коммуникативную компетентность детей и подростков [22]. В соответствии с ФГОС она предусматривает готовность и способность уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции [23].
Эффективное формирование медийной культуры современных детей и подростков невозможно без понимания реальных мотивов, их активности в Интернете. В ряде публикаций отмечается, что современное подрастающее поколение россиян активно создает медиаконтент. Стремление школьников присутствовать в медиапространстве, желание публично представить себя и результаты своей деятельности Д. О. Королева рассматривает в качестве доминирующих мотивов, которые обладают серьезным воспитательным потенциалом [24].
По мнению ряда исследователей, эффективным средством для формирования медийной культуры детей и подростков должны стать медиацентры в образовательных организациях. В. А. Матанис описывает медиацентр как структурно-функциональное образование, создающее благоприятную информационную среду для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении основной образовательной программы и творческом саморазвитии [25]. Н. Н. Сухорукова подчеркивает, что медиацентр обеспечивает необходимые условия для медиаобразования, в ходе которого организуется системная деятельность обучающихся по созданию и использованию разнообразных медиапродуктов под руководством педагогов [26]. Эта деятельность является важнейшим фактором формирования у школьников современной медийной культуры.
Т. Е. Демидова, И. Н. Чижевская, А. Е. Чижевский отмечают, что успешное формирование медийной культуры у современных школьников предполагает системную работу, предусматривающую меры организационного, педагогического, технологического и экономического порядка [27]. М. В. Кузьмина, Т. В. Машарова подчеркивают, что ключевым условием успешного решения сложного комплекса проблем в этой сфере является соответствующий уровень профессиональной компетенции учителя [28].
В. В. Краевский и А. В. Хуторской рассматривают профессиональную компетентность педагога как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности [29]. С точки зрения В. А. Исаева, профессиональная компетентность предполагает интеграцию знаний, опыта и личностных качеств, определяющих способность педагога решать определенный ряд задач в образовательной сфере [30]. И. А. Зимняя акцентирует внимание на развитии профессиональных педагогических компетенций. По ее мнению, это не только важнейшая задача личностного развития конкретного учителя, но и фундаментальное условие эффективности образовательного процесса [31].
Профессиональный стандарт педагога, регламентирующий педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования, определяет профессиональную компетенцию как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач» [32].
С учетом вышесказанного обращает на себя внимание сложившееся противоречие между признаваемой необходимостью формирования медийной культуры детей и подростков и отсутствием системных мер, направленных на подготовку учителя к решению такого рода профессиональных задач. Применительно к рассматриваемой проблеме можно констатировать, что в экспертном сообществе до сих пор нет четко сформулированного взгляда относительно готовности современных учителей решать профессиональные задачи по формированию медийной культуры у обучающихся общеобразовательных школ.
Методологическая база исследования
В попытке внести некоторую ясность в этот вопрос нами было проведено изучение готовности учителей Брянской области к осуществлению профессиональной деятельности по формированию медийной культуры у детей и подростков. Это исследование проводилось в рамках проекта «Молодежные медиаресурсы», который осуществляется на территории Брянской области с 2017 года [33].
Целью проекта является создание творческой интерактивной среды, способствующей формированию медийной культуры подрастающего поколения россиян на территории Брянской области. Реализация проекта предполагает решение целого ряда задач. Важнейшими среди них являются:
- Создание региональной сети медиастудий на основе общеобразовательных школ Брянской области и поддержание ее деятельности.
- Создание регионального молодежного интернет-портала, получившего название, как и проект в целом, «Молодежные медиаресурсы».
Медиастудия как важный элемент информационной среды опорной школы обеспечивает вовлечение обучающихся в системную деятельность по созданию медийного контента (видео-, фото- и текстовые материалы), отражающего реальную жизнь образовательной организации и местного сообщества (района). Эта системная созидательная деятельность детей и подростков создаст необходимые благоприятные условия для формирования их личностных качеств, соответствующих целевым установкам со стороны общества и государства.
Деятельность школьной медиастудии ориентирована на создание медийного контента, соответствующего определенным стандартам качества, что позволяет эффективно использовать его в рамках регионального образовательного и информационного пространства. Это видео-, фото- и текстовые материалы, отражающие:
‒ текущую жизнь школы (новости, разнообразные мероприятия, спектакли, соревнования, встречи с ветеранами, экскурсии и др.);
‒ проектную деятельность (патриотическое воспитание, здоровый образ жизни, безопасность, краеведение, экология, энергосбережение и др.);
‒ успешный педагогический опыт (открытые уроки, классные часы, конкурсы профессионального мастерства и др.);
‒ события в жизни района (новости, культура, спорт, история, экономика, природа и др.).
Работа школьной медиастудии может осуществляться в различных формах (элективный курс «Цифровое видео», школьный кружок, школьный медиацентр и др.). Руководство медиастудиями осуществляют учителя различных специальностей.
Каждая медиастудия получает права для открытия на региональном портале собственной страницы, где может самостоятельно размещать создаваемые материалы. Интернет-портал, объединяющий школьные медиастудии, придает всей региональной сети принципиально новое качество. Выполняя функцию системного интегратора проекта, портал обеспечивает:
‒ размещение и систематизацию материалов, создаваемых отдельными медиастудиями;
‒ обучение и консультацию школьников по проблемам создания качественного медийного контента;
‒ инициацию и сопровождение разнообразных мероприятий (конкурсы, трансляции, выставки, соревнования и др.).
В декабре 2018 года на портале «Молодежные медиаресурсы» было зарегистрировано свыше 40 образовательных организаций, и количество их постепенно растет. В соответствии с планом развития проекта в 2019 году предусматривается участие в проекте не мене 70 образовательных организаций.
Результаты исследования
За период реализации проекта в 2017–2018 годах был изучен опыт работы 127 учителей 54 образовательных организаций. Исследованием были охвачены как учителя, которые принимают активное участие в проекте, так и те, кто в нем непосредственно не участвует. Среди них были учителя начальных классов, а также педагоги различных специальностей естественнонаучного и гуманитарного профиля. Кроме деления по специальности, в исследовании были выделены три группы педагогов по месту работы: учителя, работающие в школах города Брянска, районных центров и сельских поселений.
Специально разработанные анкеты и вопросник позволили получить целый ряд характеристик, отражающих различные аспекты проблемы формирования медийной культуры у школьников в рамках профессиональной деятельности учителя. Прежде всего, выяснялось отношение педагогов к проблеме формирования медийной культуры школьников. Нас интересовало, насколько актуальным, по мнению учителей, является решение задач в этой сфере для повышения эффективности решения проблем, связанных с формированием личности подрастающего поколения россиян.
Проведенные опросы дают основание утверждать, что значительная часть педагогов общеобразовательных школ (74%) рассматривают проблемы медийной культуры школьников и необходимость ее повышения как важные для успешного развития подрастающего поколения. При этом свыше 20% оценивают их как несущественные. По соотношению у педагогов, работающих в городских и сельских школах, эти показатели выглядят следующим образом: городские – 61% и 32%; сельские – 83% и 15%. Важно подчеркнуть, что риски, связанные с угрозами безопасности школьников, исходящими от медиаконтента, вызывают опасения более чем у 90% участвовавших в исследовании работников образовательных организаций, без значимых отличий по месту работы.
Скептическое отношение к необходимости формирования медийной культуры школьников педагоги обычно объясняют тем, что она представляется им очередной кампанией, которая со временем уйдет из сферы пристального внимания органов управления образованием. Вместе с тем они подчеркивают, что действительное решение этой проблемы предполагает такие значительные усилия и затраты, для которых нет ни времени, ни средств, ни ресурсов.
В ходе анкетирования выяснялось отношение педагогов к целому ряду аспектов, характеризующих профессиональную деятельность учителя по формированию медийной культуры у школьников. У всех педагогов, участвующих в исследовании, выяснялось:
- считают ли они важным проводить работу по формированию медийной культуры у школьников;
- насколько высоко они оценивают уровень собственной профессиональной компетентности в этой сфере;
- проводят ли они такого рода работу;
- какие направления работы в данной сфере они считают наиболее важными;
- с какими трудностями в работе по формированию медийной культуры у школьников сталкиваются учителя;
- как они оценивают уровень работы по формированию медийной культуры школьников, которая проводится в образовательной организации, связанной с их профессиональной деятельностью;
- считают ли они необходимым повышать уровень своей профессиональной компетенции в рассматриваемой сфере;
- в какой форме они предпочитают повышать собственную квалификацию в рассматриваемой сфере;
- какие условия повышения эффективности этой деятельности они считают наиболее важными.
Обработка первичных материалов показывает, что отношение учителей к проблеме формирования медийной культуры у школьников отличается рядом характерных особенностей, связанных со специальностью, стажем их работы и местом, в котором проводилось исследование.
Большинство обследованных педагогов (72%) считают, что современному учителю необходимо осуществлять профессиональную деятельность по формированию медийной культуры у школьников в рамках учебной и внеучебной работы. В разрезе специальности эти данные имеют существенные отличия. Свыше 65% учителей начальных классов и 68% естественнонаучного профиля положительно отвечают на вопрос о необходимости такой работы. Среди гуманитариев таких оказывается существенно больше – 78%. Следует отметить, что в большинстве своем (84%) учителя считают целесообразным перенести основную работу по формированию медийной культуры школьников во внеучебную деятельность. Ее проведение в рамках изучения учебных предметов они не считают возможным и целесообразным.
Значительная часть учителей (70% начальных классов, 76% естественнонаучного профиля и 81% гуманитариев) указывают, что они в той или иной степени участвуют в деятельности, связанной с формированием медийной культуры обучающихся. По месту работы эти показатели выглядят следующим образом: Брянск – 74%, районные центры – 72% и сельские школы – 79%.
Многие из учителей (82% начальных классов, 77% естественнонаучного профиля и 68% гуманитариев) не удовлетворены уровнем собственной профессиональной компетентности в исследуемой сфере. При этом значительная часть педагогов испытывает трудности в организации работ по формированию медийной культуры школьников. Составляющая, характеризующая место работы по этим показателям, существенных различий не имеет.
Большинство учителей (58% «естественников», 66% гуманитариев и 61% начальных классов) считают необходимым повышение уровня собственных знаний и умений в области формирования медийной культуры у школьников. Вместе с тем лишь 29% отметили в качестве приемлемого способа целесообразность прохождения соответствующей курсовой подготовки. Подавляющая часть педагогов высказывается за самостоятельную работу в этом направлении.
Определенная специфика в ответах учителей проявляется в зависимости от стажа их работы в школе. Мы выделяем три группы по продолжительности работы: 1-я группа – стаж работ 1–3 года, 2-я группа – стаж работы 3–20 лет, 3-я группа – стаж работы свыше 20 лет. Среди учителей первой группы 68% считают необходимым проводить учебно-воспитательную работу в сфере медийной культуры, при этом лишь 47% не удовлетворены уровнем своей готовности к проведению такого рода работы.
У представителей второй группы 75% опрошенных отмечают важность работы по формированию медийной культуры у обучающихся и свыше 71% оценивают свою готовность к такой работе как неудовлетворительную. Среди представителей третьей группы лишь 63% отмечают важность учебно-воспитательной работы в рассматриваемой сфере и 54% из них демонстрируют неудовлетворенность своим уровнем готовности к осуществлению такого рода работы.
Важно подчеркнуть, что в группе учителей со стажем работы в школе более 20 лет при высокой степени неудовлетворенности (63%) своей готовностью к работе по формированию медийной культуры у школьников считают необходимым его повышать лишь 54% педагогов.
В отличие от учителей со значительным стажем работы, представители первой группы не проявляют значительного интереса к возможности повышать уровень своей медиаграмотности в рамках курсовой профессиональной подготовки. Лишь 22% из них оценивают эту форму как приемлемую, остальные считают наиболее целесообразными для себя самостоятельные занятия. Вполне вероятно, что эта группа педагогов, сравнительно недавно завершившая свою профессиональную подготовку в вузе, не испытывает желания вновь участвовать в строго регламентированных занятиях.
Важным условием повышения эффективности работы по формированию медийной культуры у школьников является возможность изучать успешный педагогический опыт в рассматриваемой области. При этом, по мнению респондентов, наиболее значительным потенциалом в этом плане обладают профессиональные сообщества в социальных сетях. Максимально (92%) оценивают возможности профессионального развития за счет ресурсов и сервисов сети Интернет педагоги, имеющие минимальный стаж работы. Как наименее значимые (37%) интернет-сообщества оценивают педагоги со стажем 20 лет и более. У второй группы этот показатель составляет 76%.
В ходе исследования по результатам проведенного анкетирования был определен и общий перечень трудностей, которые испытывают учителя при решении задач, связанных с формированием медийной культуры у школьников. С целью выявления причин возникающих затруднений у педагогов при формировании медийной культуры школьников респондентам было предложено оценить влияние различных факторов. Респондентам предлагалось оценить предлагаемый перечень затруднений по 7-балльной шкале. Максимальное значение (7 баллов) указывает, что именно данное обстоятельство является основной причиной трудностей при организации работы по формированию медийной культуры у школьников. Минимальное значение (1 балл) свидетельствует о том, что указанное обстоятельство не связано с возникновением затруднений у педагогов в данной сфере деятельности.
Количественная значимость каждой причины (у) определялась по формуле:
у= nx/N,
где х – баллы; N – количество опрошенных.
Полученные данные приведены в таблице.
При анализе полученных данных обращают на себя внимание высокие оценки причин, обусловленных:
‒ нехваткой времени на подготовку и проведение такого рода работы – недостатком необходимых знаний и умений учителя;
‒ слабой материально-технической базой образовательной организации;
‒ отсутствием заинтересованности у администрации образовательных организаций в такого рода работе;
‒ недостатком необходимых знаний и умений учителя.
Указанные в качестве основных эти причины затруднений в работе характерны для всех учителей. Судя по оценкам, педагоги сельских школ испытывают значительно большие трудности в рассматриваемой сфере деятельности в сравнении со своими коллегами, которые работают в Брянске и районных центрах. Результаты проведенного исследования подчеркивают важную роль условий, создаваемых в отдельной образовательной организации для успешной работы педагогов по формированию медийной культуры. Характерно, что учителя городских школ к числу серьезных затруднений относят отсутствие заинтересованности у администрации образовательных организаций в поддержке такого рода работы.
Причины затруднений учителей в формировании медийной культуры
у школьников по месту работы (в баллах)
№ |
Причины затруднений (в баллах) |
Брянск |
Районные центры |
Сельские школы |
1 |
Не хватает времени на подготовку и проведение такого рода работы |
6,02 |
5,83 |
5,45 |
2 |
Отсутствие конкретных требований к данному виду работ в нормативных документах |
4,66 |
4, 25 |
4,01 |
3 |
Сложность процесса формирования медийной культуры |
3,94 |
4,55 |
4,97 |
4 |
Недостаток необходимых знаний и умений учителя |
4,88 |
5,03 |
4,72 |
5 |
Нет интереса к данному виду работы у школьников |
2,43 |
2,75 |
2,62 |
6 |
Слабая материально-техническая база образовательной организации |
4, 47 |
5,02 |
6,03 |
7 |
Ограниченность в выборе методических и дидактических материалов |
2,88 |
3,41
|
3,06 |
8 |
Ограниченные возможности учителя по изучением передового педагогического опыта |
3,84 |
4,19
|
4,03 |
9 |
Отсутствие заинтересованности у администрации образовательных организаций в такого рода работе |
5,07 |
4,95 |
4,08 |
10 |
Сложности в профессиональном развитии в указанном направлении |
2,52 |
3,06 |
3,21 |
Количественная характеристика причин затруднений учителей в работе по формированию медийной культуры у школьников свидетельствует об отсутствии должной научно-методической, а в значительной части школ и необходимой организационной поддержки данной сферы профессиональной деятельности.
Следует заметить, что в регионе можно указать ряд школ, где уровень работы по формированию медийной культуры у обучающихся существенно выше на фоне основной массы образовательных организаций. Образовательная среда в этих школах организована таким образом, что обеспечивает возможность получения своевременной и актуальной организационной и методической поддержки деятельности учителей, что самым непосредственным образом сказывается на результатах работы. Опыт и технологии работы этих школ должны быть предметом пристального изучения и распространения в образовательных организациях на внутри- и межрегиональном уровнях.
Важно подчеркнуть, наличие значимых различий по результатам проведенного исследования. Учителя районных центров, независимо от специальности, демонстрируют более высокую степень заинтересованности в работе по формированию медийной культуры у школьников. В сравнении с педагогами Брянска и села они выше оценивают значимость этой работы, чаще осуществляют ее в рамках учебной и внеучебной деятельности. Среди них большее число отмечают необходимость постоянной работы по повышению квалификации в этой сфере.
Существенно выше педагоги районных центров оценивают уровень работы по формированию медийной культуры, проводимую в образовательной организации, в которой они работают. Как более значимую они отмечают организационную поддержку со стороны администрации школы, доступность методических и дидактических материалов, возможность повышения квалификации.
Полученные результаты нельзя интерпретировать как случайные. Они отражают объективную картину успешной, продолжительной, систематической работы органов управления образованием ряда районных центров Брянской области. В значительной части таких школ проводятся комплексные мероприятия по формированию медийной культуры у обучающихся, позволяющие получить реальные результаты в количестве и качестве создаваемого медийного контента.
Особого внимания заслуживает опыт, полученный в организации работы по формированию медиакультуры школьников в СОШ № 1 г. Новозыбкова, СОШ № 3 и № 7 г. Клинцы, СОШ № 1 п. Локоть, в гимназии г. Дятьково. Здесь в работу вовлекаются педагоги, учащиеся, родители, органы управления образованием и общественность. К сожалению, этот опыт до сих пор не получил должного научно-методического анализа и развития на региональном уровне.
Заключение
Анализ причин низкого уровня готовности учителей к формированию медиакультуры школьников на основе данных проведенного исследования и публикаций в научной литературе позволяет утверждать, что до последнего времени этой проблеме не уделялось должного внимания на федеральном и в значительной мере на региональном уровнях. При этом надо признать, что в последние два года ситуация начинает меняться к лучшему.
До сих пор малоисследованным остается вопрос о конкретном составе и необходимом минимуме профессиональных задач, которые должны уметь решать учителя различных специальностей в ходе учебной и воспитательной работы по формированию медиакультуры у школьников. В явном виде перечень такого рода задач не сформулирован ни в нормативных документах, ни в научно-методической литературе. В результате сохраняется ситуация, когда у педагога нет отчетливого представления о конкретном спектре задач в рассматриваемом направлении профессиональной деятельности, ее содержании, средствах, эффективных методах и формах работы. Все вышесказанное дает основание утверждать, что современный уровень научно-методической и организационной поддержки деятельности учителя по формированию медиакультуры у школьников, несмотря на признаваемую актуальность проблемы, нельзя назвать удовлетворительным.
Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- Эффективность процесса формирования медийной культуры у школьников в решающей мере определяется уровнем соответствующей профессиональной компетенции учителей образовательной организации. Его нельзя признать удовлетворительным.
- Способность современных учителей решать проблемы, связанные с формированием медийной культуры у школьников, отличается рядом характерных особенностей, обусловленных специальностью, стажем и местом работы.
- Большинство учителей считают важным проводить работу по формированию медийной культуры у школьников в процессе осуществления внеучебной работы. При этом существенная часть из них оценивает собственный уровень профессиональной компетентности в этой сфере как недостаточный и видит необходимость в его повышении.
- Большинство учителей испытывают серьезные трудности при решении задач, связанных с формированием медийной культуры у школьников. Эти трудности в значительной мере обусловлены отсутствием адекватной научно-методической и организационной поддержки на уровне региона, муниципальных образований и отдельных образовательных организаций.
- Технологии и результаты работы отдельных школ и регионов, имеющих успешный опыт формирования медийной культуры школьников, должны быть предметом пристального научного исследования и распространения в образовательные организации на региональном и федеральном уровнях.