Full text

Введение

 

На протяжении последних десятилетий музыкально-просветительская деятельность определяется представителями государственных и образовательных структур, видными деятелями искусства как базовая доминанта в современной российской культурной политике. Это обусловлено сложившейся социокультурной ситуацией, характеризующейся навязчивой популяризацией различными информационными источниками низкопробной развлекательной музыки, постепенным утрачиванием культуры восприятия музыкального искусства, падением уровня художественно-эстетической культуры подрастающего поколения. Такое положение дел позволяет говорить о кризисных явлениях в музыкальной культуре современного общества, особенно ее подростковой и молодежной аудитории. Наблюдаемые противоречия между богатейшим музыкальным наследием отечественной культуры и довольно невысоким культурно-музыкальным уровнем значительной части населения актуализируют традиции музыкально-образовательного просветительства, основанные на организации культурно-просветительской работы, а также поиске, внедрении и совершенствовании ее разнообразных форм.

Музыкальное просветительство способствует решению важнейших задач, связанных с художественно-эстетическим и духовно-нравственным воспитанием участников социума. Именно поэтому Е. Н. Яковлева акцентирует внимание на назревшей острой необходимости создания в российских регионах постоянно действующих музыкально-просветительских центров, нацеленных на реализацию творческих проектов, фестивалей, концертных программ. Формируя уникальную культурно-просветительскую и музыкально-образовательную среду, они могут стать местом культурного досуга населения и соприкосновения с миром искусства [1].

Стоит отметить, что эффективность музыкально-просветительской деятельности зависит от наличия подготовленных компетентных специалистов в данной области.

Необходимость обращения к данному феномену обусловлена важностью еще одного положения: организация профессиональной подготовки обучающегося взаимосвязана с просветительской деятельностью университета (как уникального культурно-образовательного пространства) и культурными традициями региона. Являясь фундаментом музыкального просвещения, региональная культура, интегрирующая музыкально-просветительскую деятельность учреждений образования, культуры и искусства, культурно-исторический контекст, выдающихся представителей музыкальной культуры, активно взаимодействует с мировыми и общероссийскими культурными традициями.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Просветительская деятельность организуется традиционно в контексте регионального культурно-образовательного пространства и с характерной только для него культурно-исторической атмосферой. Не учитывать данный факт невозможно. Тем не менее важно обращаться и к мировому опыту, раскрывающему различные аспекты организации просветительства. Отметим: зарубежные исследователи акцентируют внимание на многоаспектности и сложности реализации культурно-образовательной деятельности и рассматривают ее в контексте развития инновационных и современных тенденций музыкального образования.

Вопросы популяризации коммуникационных и медиаресурсов, их влияние на культурные процессы в обществе представлены в исследовании Д. Хартли, М. Монтгомери [2].

А. Раудувайте, И. Аасаускене рассматривают образовательную деятельность учителя музыки в контексте вовлечения его в различные образовательные проекты [3].

Исследуя профессиональную деятельность современного специалиста в области музыки, П. Б. Мансано акцентирует внимание на важности изучения культурного наследия в процессе подготовки педагогов-музыкантов [4].

М. Прчал, Л. Мессас, обобщая проблемы художественного образования, рассматривает возможность включения новых дисциплин и стандартов образования, повышающих качество обучения музыкантов [5].

Включение онлайн-ресурсов, цифрового обучения, мастер-классов, онлайн-мастер-классов, трансляции концертов, по мнению Р. Кроуфорда, позволяет восполнить пробелы в предоставлении музыкальных образовательных программ в школы и центры регионов, удаленных от крупных городов. Данные условия позволяют получить доступ к качественному музыкальному образованию и во многом решают музыкально-просветительские задачи [6].

Глубокое осмысление вопросов, связанных с подготовкой профессиональных кадров к успешной организации музыкально-просветительской работы с различными возрастными и социальными группами населения, требует анализа и обобщения трудов отечественных ученых по обозначенной проблеме.

Рассматривая организационные аспекты музыкально-образовательной и просветительской деятельности педагога-музыканта, Н. Л. Савельева определяет особую роль различных просветительских организаций (концертных и филармонических) [7]. В исследовании Е. Л. Рудой рассмотрены и обоснованы педагогические условия эффективного осуществления и реализации музыкально-просветительской деятельности, среди которых – формирование социокультурной среды в процессе обучения, дифференциация профессиональных интересов, участие в подготовке и проведении различных арт-проектов [8].

С. В. Ручимская обращается к обоснованию модели формирования просветительской направленности обучающихся вуза, в основу которой положено единство системного, антропологического, аксиологического, системного, культурологического, индивидуально-деятельностного подходов [9].

Основой формирования художественно-эстетической образовательной среды высшего учебного заведения А. Ж. Овчинникова считает широкое использование личностно ориентированных технологий, позволяющих позитивно влиять на развитие личностных, профессионально-творческих качеств, индивидуальности будущего профессионала [10].

Интересен исследовательский опыт В. И. Адищева, раскрывающий исторический контекст развития высшего музыкального образования (на примере Московской консерватории) [11]. Исследование Г. Н. Акбаровой посвящено технологическим аспектам организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки учителя музыки и позволяет проецировать данные положения и на организацию исследовательской музыкально-просветительской деятельности [12].

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина славен своими культурно-просветительскими традициями. Практические аспекты и опыт подготовки обучающихся ЕГУ им. И. А. Бунина к реализации музыкально-просветительских проектов представлен в исследовании Л. А. Пиджоян [13]. Освещая теоретико-методические вопросы готовности будущего педагога к организации музыкального просветительства в школе, О. В. Тулинова акцентирует внимание на особенностях организации различных форм музыкально-просветительской работы в условиях внеурочной деятельности [14].

Обобщая исторический музыкально-просветительский опыт, исследования Е. Н. Яковлевой направлены на разработку классификации музыкального просветительства, представление модели современного музыканта-просветителя, разработку концепции музыкального просветительства с опорой на региональную музыкальную культуру [15].

Таким образом, отметим, что современные отечественные и зарубежные исследователи акцентируют внимание:

-          на обобщении опыта и просветительских традиций для понимания музыкального просветительства как важнейшего института современной культуры;

-          актуальности и важности организации музыкально-просветительской работы с аудиторией различных возрастов;

-          систематизации и классификации видов и форм музыкально-просветительской работы;

-          выявлении особенностей региональной музыкальной культуры и культурно-образовательной среды с целью организации просвещения детей и молодежи;

-                    обобщении профессиональных характеристик педагога-музыканта-просветителя.

Однако анализ указанных источников позволяет отметить, что исследуемая нами проблема на сегодняшний день не нашла в должной степени отражения в музыкально-педагогических работах. Чаще всего авторы уделяют внимание отдельным сторонам изучаемого феномена. В то же время контекст профессиональной подготовки педагога-музыканта позволяет исследователям представить взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие-компоненты готовности личности к музыкально-просветительской деятельности.

 

Методологическая база исследования

 

Методологическую основу данной исследовательской работы составляют:

-          практико-методический и исследовательский опыт организации музыкально-просветительской работы с детьми различных возрастов музыковеда М. А. Гольденштейн [16];

-          концептуальные положения Д. Б. Кабалевского, раскрывающие особенности организации музыкально-просветительской работы в рамках радио-, телепередач, концертных выступлений и музыкальных встреч с детской аудиторией [17];

-          общие теоретические положения формирования художественной культуры будущего педагога-музыканта в вузе, представленные в трудах Л. А. Рапацкой [18];

-          концепция музыкально-эстетического воспитания детей и юношества В. Н. Шацкой [19];

-          положения о музыкальном просветительстве и его роли в духовном становлении подрастающего поколения, представленные в исследовании Е. Н. Яковлевой [20].

Основополагающее значение для формирования концепции исследования имеют:

-          общие теоретико-методологические аспекты музыкального воспитания детей (О. А. Апраксина [21]);

-          исследования Л. Г. Арчажниковой [22] и Э. Б. Абдуллина [23], раскрывающие вопросы профессиональной подготовки к музыкально-педагогической деятельности;

-          положения, раскрывающие особенности музыкально-педагогической и исполнительской деятельности будущего профессионала, представленные в работах Г. М. Цыпина [24].

Анализ нормативных региональных и федеральных документов, регламентирующих высшее музыкально-педагогическое и общее образование и акцентирующих внимание на современной культурной политике; обобщение педагогического и культурно-просветительского опыта позволяют скорректировать процесс подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузе (за счет элективных курсов) и ориентировать их на получение профессиональных компетенций в области музыкально-просветительской деятельности. 

Исследование проблемы формирования готовности будущего специалиста к музыкально-просветительской деятельности предполагается осуществлять на основе средового, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов.

Средовой и культурологический подходы позволяют рассмотреть процесс формирования готовности будущего педагога-музыканта к музыкально-просветительской работе в контексте уникальности культурно-образовательного пространства города и региона, а также с учетом культурно-образовательного потенциала университетской среды.

Личностно-деятельностный подход, в основе которого лежит идея развития личности через деятельность, позволяет исследовать особенности и пути формирования готовности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в университете к разнообразным видам деятельности (в том числе и музыкально-просветительской) в условиях различного типа образовательных учреждений.

Компетентностный подход способствует решению исследовательской задачи с учетом требований, предъявляемых к современному педагогу.

 

Результаты исследования

 

Акцентирование внимания на характеристике понятий «готовность к профессиональной деятельности», «готовность к музыкально-просветительской деятельности» позволяет представить и рассмотреть компоненты-составляющие формирования готовности будущего специалиста к организации музыкально-просветительской работы.

Как известно, успешность в выполнении профессиональных обязанностей во многом определяется готовностью человека к предстоящей работе. Педагоги и психологи, обращаясь к исследованию данной проблемы, подчеркивают ее сложность и многоплановость.

Так, С. Л. Рубинштейн определял готовность как особое психологическое состояние активности, которое характеризуется предрасположенностью субъекта к определенного рода действию, а также наличием у него необходимых способностей к действию [25].

Акцентируя внимание на различных аспектах данной проблемы, исследователи М. И. Дьяченко [26], Р. Д. Санжаева [27] определяют готовность к определенному виду деятельности как качество личности, включающее специальные знания и умения, владение компетенциями, положительный настрой на выполнение профессиональных обязанностей.

Рассматривая готовность обучающегося к профессиональной деятельности, В. А. Сластенин определяет ее как некое состояние (психическое и психологическое), при котором у субъекта довольно ясно складывается образ структуры какого-либо действия и формируется установка на его профессиональное выполнение. Основополагающими признаками данного процесса являются установка на осознанное выполнение различных педагогических целей и задач, формирование моделей вероятного поведения, профессиональный выбор определенных способов деятельности, объективная аналитическая оценка собственных возможностей, направленность на достижение результата, выстраивание перспективы развития, стремление к саморазвитию [28].

Обращаясь к проблеме формирования готовности будущего педагога-музыканта к музыкально-просветительской деятельности, необходимо отметить то обстоятельство, что концептуальные положения важнейших документов в сфере культурной политики («Концепция просветительской деятельности на период до 2020 года», областная государственная программа «Развитие культуры и туризма в Липецкой области», обсуждаемая «Стратегия развития культуры Липецкой области») отмечают особую роль культурного наследия в развитии нашего региона и акцентируют внимание на задачах, определяющих основной вектор в организации профессиональной подготовки специалиста в области культурно-просветительской деятельности. В связи с этим профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта должна быть нацелена на развитие и совершенствование всего комплекса профессиональных компетенций в области музыкального просветительства.

Обращая внимание на подготовку будущих педагогов-музыкантов к организации музыкального просветительства, И. С. Кобозева определяет: мировоззренческую и профессионально-личностную направленность личности; сформированные представления о ценностных аспектах явлений музыкальной культуры; владение различными видами профессиональной деятельности как важнейшие показатели готовности к данному виду деятельности [29].

Рассматривая готовность обучающихся к музыкально-лекторской деятельности, Е. Н. Михейченкова определяет данный феномен как интегральное образование значимых профессионально-личностных качеств, представленное следующими компонентами: психологическим (сформированная положительная мотивация для осуществления данной деятельности), познавательным (наличие музыкально-теоретических знаний и сформированного музыкального кругозора) и практическим (сформированные необходимые умения и навыки мастерства речи) [30].

Исследуя проблему подготовленности к организации музыкального просветительства, Л. А. Безбородова определяет основные составляющие профессионального мастерства в области музыкального просветительства, включающие: 1) интегрированные музыкально-педагогические и просветительские качества; 2) личностную направленность на реализацию воспитательно-образовательного потенциала музыкального искусства; 3) задачи, целевые установки, которые решает педагог в процессе практической работы в учреждении образования; 4) комплекс знаний и способов действий, направленных на решение просветительских задач, и функций, которые выполняет педагог [31].

Таким образом, анализ научной литературы позволил нам отметить общность взглядов ученых-исследователей на компетентностные характеристики, составляющие основу готовности будущего профессионала к музыкально-просветительской работе. Несмотря на различные подходы к определению и трактовке рассматриваемого феномена, большинство авторов рассматривают данный феномен как явление комплексное, интегрирующее профессиональные и личностные характеристики индивида, характеризующееся профессионально-личностной направленностью, мировоззренческой культурой, интересом к будущей профессии.

В связи с этим формирование готовности будущего педагога-музыканта к музыкально-просветительской деятельности важно рассматривать как необходимое условие и предпосылку успешного выполнения данного вида деятельности.

Популяризация просветительских идей в российском обществе обусловливает довольно ясное и четкое определение в исследованиях ученых основных направлений организации музыкально-просветительской работы, среди которых:

-          обозначение специфических черт современного музыкального просветительства;

-          изучение целевой аудитории просветительской деятельности, а также поиск и внедрение разнообразных форм и видов просветительской деятельности;

-          пропаганда и изучение региональной культуры и культурных традиций города, региона;

-          подготовленность будущего педагога-музыканта к организации и реализации культурно-творческих проектов с учетом разновозрастной аудитории.

Само понятие «готовность к музыкально-просветительской деятельности» необходимо рассматривать как цель и как результат вузовской подготовки будущего педагога-музыканта, реализуемой за счет определенного структурирования содержательного компонента профессионально-педагогического образования.

Обозначим основные взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты-составляющие готовности личности к музыкально-просветительской деятельности: ценностно-мотивационный, познавательный, деятельностно-креативный.

Ценностно-мотивационный компонент характеризуется интересом к музыкально-просветительской деятельности и осознанием ее культурной, гуманитарной и социальной значимости, положительным отношением к будущей профессии и мотивацией к профессиональному самосовершенствованию, наличием профессионально-ценностных ориентаций, способствующих целенаправленному овладению деятельностью.

Познавательный компонент предполагает формирование комплекса профессиональных компетенций и знаний, развитие умений и способностей в области музыкального просветительства. Будущему профессионалу необходимо овладеть психолого-педагогическими, музыкально-теоретическими, музыкально-исполнительскими, музыкально-просветительскими знаниями и компетенциями.

Деятельностно-креативный компонент включает овладение практическими умениями и креативными способами выполнения профессиональной просветительской деятельности. Умение «донести» и адаптировать для восприятия музыкальную информацию слушателям различных возрастов и уровня подготовленности, владение высоким уровнем музыкально-исполнительского мастерства, наличие организаторских способностей – эти характеристики позволяют во многом судить о готовности будущего профессионала к организации музыкально-просветительской работы.

Стоит отметить, что подготовку будущего педагога-музыканта следует рассматривать как практико-ориентированную, направленную на вовлечение студентов в реализацию просветительских программ еще на этапе обучения в вузе.

Органичной частью профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина становятся различные концертные программы, организация творческих проектов, фестивалей и конкурсов. Это позволяет решать одну из ключевых задач педагогического коллектива кафедры – включение будущего специалиста в музыкально-образовательную и культурно-просветительскую среду университета, города, области.

Представим основные направления аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, позволяющие подготовить будущего педагога-музыканта к организации музыкально-просветительской деятельности.

Направления аудиторной работы:

-          расширение и дополнение образовательной программы факультативными и элективными курсами («Технологии музыкально-просветительской деятельности», «Музыкально-просветительский практикум», «Историко-культурное наследие Ельца и Липецкой области», «Музыкальное краеведение»);

-          создание и функционирование на кафедре и в университете Студенческой филармонии.

Направления организации внеаудиторной работы:

-          концертно-исполнительская практика, музыкально-творческие проекты, конкурсы, фестивали (Международный фестиваль им. Т. Н. Хренникова, вокально-хоровые конкурсы и фестивали, фестивали студенческого творчества);

-          участие в организации и проведении региональных конкурсов в области музыкального творчества, событийных фестивалях Липецкой области («Антоновские яблоки», «Русская закваска», «Празднование славянской письменности и культуры»), направленных на популяризацию региональных музыкальных и культурных традиций;

-          формирование студенческого научного общества по изучению вопросов музыкального просвещения (участие в конференциях, подготовка и публикация статей).

Включение обучающихся в вышеуказанные направления позволяет органично соединять теоретическое и практическое обучение в вузе, вовлечь их в культурно-просветительские мероприятия на этапе организации, планирования и проведения, а также позволяет:

-          сформировать теоретические (предметные) знания, связанные с ценностными основами и традициями просветительства; знания отечественных и зарубежных музыкально-педагогических концепций, музыкально-теоретические и музыковедческие знания;

-          овладеть широким спектром музыкально-исполнительских умений, способностью проектировать и организовывать музыкально-образовательную и просветительскую урочную и внеурочную деятельность детей и молодежи, способностью организации различных форм и видов музыкального просвещения детей; умениями планирования, организации и проведения музыкальных лекториев, музыкально-просветительских концертов, конкурсов, фестивалей и др.

Как известно, выход за пределы определенных профессиональных ситуаций способствует совершенствованию индивидуальности человека вместе с трансформацией содержания самой профессиональной деятельности. В контексте данного утверждения важнейшими характеристиками, определяющими стратегию профессионального образования, С. Я. Батышев отмечал развитие и саморазвитие личности специалиста, способного осуществлять инновации, выходя за пределы нормативной деятельности [32]. Важнейший аспект в решении проблемы готовности к профессиональной деятельности – личностно-творческое развитие, самообразование, совершенствование различных качеств и способностей на протяжении всей профессиональной деятельности.

Заключение

 

Музыкальное просветительство на современном этапе остро нуждается в специальной программе по работе с молодежью. В условиях малого города культурно-просветительским центром становятся учреждения образования и культуры (школы искусств, колледжи искусств, университеты), реализующие различные творческие и образовательные проекты. Сохраняя, развивая и преумножая традиции российского и советского музыкально-педагогического образования, университет сегодня по праву является культурно-просветительским центром в городе и регионе.

Обращение к проблеме организации культурно-просветительской работы как важнейшего вида профессиональной деятельности педагога-музыканта в последние десятилетия особенно актуально. В связи с этим готовность обучающегося вуза (по профилю «Музыкальное образование») к осуществлению музыкально-просветительской работы определяется как важнейшая задача профессиональной подготовки. Осознание особой роли музыканта–просветителя определяет новые подходы и формы работы с обучающимися вуза. Наполнение и расширение образовательной программы элективными курсами, активное участие в концертно-исполнительской практике, музыкально-творческих проектах, фестивалях, наличие опыта в организации и проведении Студенческой филармонии, формирование исследовательских умений – важнейшие показатели, определяющие степень готовности будущего специалиста в области музыкального образования профессионально осуществлять музыкально-просветительскую деятельность в современных условиях.