Full text

Введение

 

Развитие речи детей дошкольного возраста рассматривается как актуальная проблема современной дошкольной педагогики. Широкая востребованность решения задач развития речи у воспитанников дошкольных образовательных организаций обусловлена рядом причин, среди которых первое место занимает резкое снижение темпов речевого развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, что проявляется в нарушениях звукопроизношения, сужении объема словаря, трудностях овладения грамматическими формами родного языка, низким уровнем развития связной речи. Особое внимание привлекают проблемы снижения речевой активности детей в целом, уменьшения объема их речевой продукции, увеличения количества детей с задержкой речевого развития.

Наличие такого рода проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста затрудняет весь процесс воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду, так как от уровня развития речи зависит освоение содержания всех образовательных областей: физической, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и познавательной.

Невозможно переоценить роль успешного развития речи при подготовке дошкольника к дальнейшему обучению в школе. При этом уровень развития устной речи важен не только для дальнейшего овладения детьми письменной речью, что имеет прямую зависимость, но и для усвоения всех школьных предметов.

Актуальность и значимость развития речи детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где предусмотрено решение таких задач речевого воспитания детей, как «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков к вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, наблюдается очевидное противоречие между разработкой инновационных образовательных технологий и их внедрением в непосредственную практику образовательной деятельности в условиях детского сада [2].

Одним из способов преодоления обозначенного противоречия является профессиональная подготовка воспитателей к реализации инновационных технологий речевого воспитания через повышение их мотивационной готовности к преобразованию образовательного компонента своей профессиональной деятельности, обучение использованию этих технологий и постоянный мониторинг внедрения и реализации технологий, при необходимости – коррекцию [3].

Таким образом, возникает необходимость уточнения понятия «речевые инновационные технологии» и исследования готовности педагогов дошкольного образования использовать данные технологии в образовательной практике.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В научных исследованиях ведущих отечественных ученых раскрываются возрастные особенности развития детей дошкольного возраста и подчеркивается уникальность, неповторимость, самобытность, сензитивность этого возрастного периода для развития речи.

Выдающийся исследователь, теоретик психологии Л. С. Выготский определил фундаментальное положение о взаимосвязи процесса обучения и умственного развития дошкольников, которое легло в основу разработки всех современных отечественных образовательных программ и является определяющим в построении любой образовательной системы и технологии [4].

В трудах А. В. Запорожца раскрываются особенности восприятия детьми художественных текстов (сказок), определяется контекст речевого развития детей дошкольного возраста как в образовательной, так и в свободной деятельности. Закладываются основы содержательного наполнения работы с детьми, и подчеркивается необходимость обеспечения наглядности в процессе восприятия произведений [5].

Труды А. Н. Гвоздева, отечественного лингвиста, определяют систему развития речи ребенка дошкольного возраста путем изучения закономерностей психологических процессов, становления фонетической и грамматической сторон речи [6].

Тема становления грамматической стороны речи дошкольников была также глубоко изучена в трудах психолингвиста, профессора С. Н. Цейтлин, которая ввела понятие «речевая инновация» как закономерность развития грамматической стороны речи ребенка дошкольного возраста. Под речевой инновацией исследователь предлагает понимать речевые ошибки, возникающие в процессе освоения детьми норм родного языка [7].

В настоящее время в развитии речи детей дошкольного возраста используются как традиционные, так и инновационные методики и технологии.

Традиционная методика развития речи детей дошкольного возраста представлена в классическом учебном пособии А. М. Бородич «Методика развития речи детей дошкольного возраста» [8] и описана в методических разработках конспектов занятий для всех возрастных групп детского сада В. В. Гербовой. Для традиционной методики характерен подход к речи как к системе речевых рефлексов, выработка которых требует подражания речи взрослого и многократных речевых упражнений на занятиях. Традиционная методика богата разнообразными методическими приемами, которые входят в наглядный, практический и словесный методы.

Согласно традиционной методике основным средством развития речи является обучение на занятиях, где основным видом детской деятельности выступает учебная.

Начиная с 2000 года в практику дошкольного образования была внедрена комплексная методика развития речи детей дошкольного возраста, разработанная и апробированная в Лаборатории развития речи Института дошкольного образования Российской академии наук, основанная на положениях традиционной методики.

Авторским коллективом были исследованы психолого-педагогические условия развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку.

Группой научных исследователей под руководством Ф. А. Сохина проводились исследования онтогенеза форм речевого общения в раннем и дошкольном детстве, структуры языка и его единиц, формирования осознания речи детьми. В ходе исследований были теоретически обоснованы и определены три основные характеристики задач развития речи по уровням:

-          структурный уровень, предполагающий развитие фонетического, лексического, грамматического компонентов речевой системы;

-          функциональный, или коммуникативный, уровень, включающий развитие навыков общения и коммуникации, т. е. развитие связной речи, как двух форм речевого общения – диалога и монолога;

-          когнитивный, или познавательный, уровень, нацеливающий на формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи [9].

В ходе исследований было установлено, что развитие одного из уровней языка невозможно без развития всех остальных, отсюда был сформулирован основной принцип организации занятий по развитию речи в детском саду, который заключается в решении на одном занятии задач развития речи, относящихся сразу к нескольким структурным компонентам речевой системы. Другими словами, на занятии надо предусмотреть решение задач воспитания звуковой культуры речи, развития словаря, формирования грамматического строя речи, развития связной речи в различном сочетании сообразно возрасту детей и требованиям программы [10].

Развитие речи детей также являлось и является объектом изучения зарубежных исследователей. Американский психолингвист Дэн Айзек Слобин, приверженец подходов трансформационной грамматики, подчеркивал важность исследования активной грамматики для понимания умственного развития ребенка через изучение функций употребляемых ребенком слов в его языковой системе [11].

Швейцарский психолог, основатель генетической эпистемологии Жан Пиаже в научном диалоге с отечественным ученым Л. С. Выготским представлял свою теоретическую концепцию развития интеллекта, где ведущая роль отводится развитию речи ребенка в игровой форме [12].

Аспекты развития коммуникативной функции языка в развитии детской речи рассматривались в исследованиях американского психолога Джорджа Миллера [13] и составили основу формирования международного теоретико-металогического дискурса системы речевого развития детей в фундаментальном и прикладном аспектах.

 

Методологическая база исследования

 

В настоящее время в научно-профессиональном сообществе разрабатываются и активно обсуждаются инновационные методы и технологии развития речи детей. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Моделирование и схематизация

Под моделированием в педагогике понимается «один из методов познания и преобразования мира, получивший особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода (моделирование процессов и явлений микро-, макро- и мегамира, создание кибернетических и имитационных моделей, рождение системотехники)» [14].

«Модель есть аналог, заместитель исследуемого объекта. Модель – это система, исследование которой служит средством получения информации о другой системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленные)» [15].

В развитии речи используются модели и схемы составления рассказов и для пересказов сказок и рассказов.

  1. Синквейн

Синквейн – это создание детьми нерифмованного стихотворения.

Синквейн в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Впервые форма синквейна была использована американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая взяла в качестве примера японские стихи – хокку (хайку).

Выделяют традиционные и нетрадиционные синквейны: обратный синквейн, синквейн-бабочка, зеркальный синквейн.

Отмечается, что в работе с детьми дошкольного возраста возможно вольное применение правил составления синквейна. Использование синквейна помогает развивать мышление, воображение, расширяет представления об окружающем мире. Особое место синквейн занимает в активизации словаря детей, при этом активизируются все части речи – существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия [16].

Эмоциональность синквейна способствует развитию интонационной выразительности, темпо-ритмических характеристик, упражняет детей в использовании логического ударения во фразе.

Синквейн позволяет развивать у детей «умение выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли» [17].

  1. Интеллектуальные карты

Интеллектуальные карты применяются как метод запоминания информации, т. е. при пересказах и заучивании наизусть.

Использование интеллектуальных карт позволяет развивать образность речи, воображение, память, схематическое мышление, умение концентрировать внимание на теме, словарь и связную речь детей.

Правила составления интеллектуальных карт представляют определенный алгоритм последовательных действий:

1)   Интеллектуальные карты составляются на определенную тему, художественное произведение.

2)   На листе бумаги, в центре страницы, рисуется образ, соответствующий главной идее текста.

3)   Затем от образа делаются ответвления разноцветными фломастерами по типу «солнышка» для обозначения ключевых моментов текста, развития его сюжетной линии.

4)   На каждом ответвлении рисуется образ, связанный с развитием сюжета.

5)   В целях активизации речи детей на ответвлениях добавляются символы и иллюстрации.

6)   В случае, если дети умеют читать, можно писать ключевые слова и фразы.

7)   Для выделения значимых элементов или идей используются линии произвольной формы [18, 19].

  1. Мнемотехника

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника использует мнемосхемы. «Мнемосхема – это графическая информационная модель, условно отображающая функционально-техническую схему управляемого объекта и информацию о его состоянии в объеме, необходимом для выполнения оператором возложенных на него функций» [20].

Мнемотехника используется как система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и, конечно, развитие речи.

В работе с дошкольниками используются мнемотаблицы (сенсорно-графические схемы). Применение мнемосхем помогает ребенку в запоминании, воспроизведении, обогащении, развертывании связного высказывания.

Возможно применение коллажа как разновидности мнемотаблиц. Для этого используется лист картона с изображением букв, цифр, геометрических фигур, различных картинок, связанных между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Мнемотаблицы – это особый дидактический материал в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста. Особую роль они играют в активизации лексического запаса, в обучении составлению повествовательных, описательных рассказов и рассуждений, в обучении пересказу художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Наиболее разработаны в методической литературе мнемотаблицы для разучивания стихотворений. В них на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы [21].

  1. Особое место в современной методике развития речи занимают информационно-коммуникационные технологии [22–24].

Образовательный дискурс нового тысячелетия оставляет вопрос использования ИКТ вне дискуссии. Противоречивым остается технологический аспект внедрения и совершенствования методических аспектов информационного сопровождения. На сегодняшний день проблемное поле предполагает развитие педагогических технологий использования информационно-программных продуктов, средств и форм, а также разработку, апробацию и внедрение образовательного контента. В области дошкольного и начального образования специфика разработки технологий и содержательного наполнения образовательного контента определяет игровой формат дидактических преобразований [25].

Наиболее используемыми в практике детских садов компонентами ИКТ в настоящее время являются мультимедийные презентации, разработанные в программе Power Point, интерактивная доска и программное обеспечение в программе Smart, интерактивный стол и соответствующее программное обеспечение и др. [26]

  1. Телесно ориентированная технология является инновационной технологией в логопедии, которая, на наш взгляд, заслуживает внимания и внедрения в общеобразовательную практику. Эта технология «ориентирована на развитие и совершенствование произвольных движений» по мере расширения детского опыта. Ценность этой технологии заключается в возможности развития двигательной сферы ребенка путем опосредованного воздействия на развитие психических свойств. Таким образом, сформированное умение ребенка контролировать свои телесные проявления комплексно влияет на развитие его характера, познавательных способностей и речи [27].

Одним из компонентов телесно ориентированной технологии является биоэнергопластика – «соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Ее еще называют нетрадиционной формой проведения артикуляционной гимнастики».

  1. Су-джок-терапия является эффективной технологией, обеспечивающей развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. В исследованиях южнокорейского профессора Пак Чже Ву, разработавшего эту терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка [28].

Проблема внедрения в практику инновационных технологий решается путем проектирования организационных условий в дошкольной образовательной организации с учетом специфики регионального компонента и приоритетного направления, реализуемого в соответствии с программой развития [29, 30]. В связи с этим принятию управленческих решений предшествует изучение готовности профессионального сообщества к принятию предлагаемых изменений.

Для исследования готовности педагогов дошкольного образования использовать вышеозначенные технологии в образовательной практике было отобрано 60 педагогов дошкольных образовательных организаций Нижегородского региона.

 

Результаты исследования

 

Были определены качественные характеристики педагога, которые могут оказывать влияние на мотивацию к использованию инновационных технологий: возраст, образование и стаж работы в дошкольном образовании.

В фокусной группе представлена в основном средневозрастная категория 30–45 лет (14 человек, 70%), молодых педагогов до 30 лет пять человек (25%) и педагогов старше 45 один человек (5%).

Уровень образования большинства участников фокус-группы – профильное профессиональное образование – высшее и среднее профессиональное – 50 человек (83%): 25 человек с высшим образованием (50%), 15 человек имеют среднее профессиональное образование (25%). 10 человек прошли профессиональную переподготовку (17%). Работников с непрофильным образованием в выборке нет.

Педагогический стаж 11 участников составляет до 3 лет (18%), от 3 до 10 лет – 30 человек (50%), от 11 до 30 лет – 19 человек (32%). Педагогов, чей педагогический стаж превышал бы 30 лет, среди участников фокус-группы нет.

Таким образом, преимуществом наших участников является высокий образовательный уровень профессионального образования, который позволит эффективно организовать экспериментально-исследовательскую деятельность на основе профессиональных компетенций, опыта научно-исследовательской деятельности, приобретенного педагогами в ходе обучения в колледже или вузе.

Серьезным риском является невысокий стаж педагогической работы в среднем по группе, так как для внедрения в образовательный процесс инноваций необходима уверенность в твердой практической основе профессиональной деятельности. Компенсирующим моментом может послужить опора на традиционные технологии и методы в процессе внедрения инноваций, что будет служить дополнительным мотиватором к реализации трудовых действий, организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

В качестве методов диагностики мы использовали тест на знание системы работы по речевому развитию в детском саду и анкетирование.

В ходе тестирования мы решали две задачи:

1)   выявляли уровень владения традиционными технологиями речевого развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада;

2)   актуализировали и систематизировали имеющиеся знания у педагогов по исследуемой тематике с целью планирования и организации дальнейшей работы по внедрению инновационных технологий речевого воспитания детей.

Тест состоял из 30 вопросов по всем направлениям развития речи детей: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте. Соответственно, результаты выполнения теста мы распределили по трем уровням:

0–10 баллов – критический уровень;

11–20 баллов – допустимый уровень;

21–30 баллов – оптимальный уровень.

Результаты выполнения теста участниками фокус-группы представлены на рис. 1 и 2.

На рис. 1 и 2 мы видим, что большинство участников выполнили тест на 11–20 баллов, то есть могут быть отнесены к допустимому уровню. Восемь участников набрали количество баллов, соответствующее критическому уровню. Десять участников продемонстрировали оптимальный уровень знаний в области традиционных технологий развития речи детей дошкольного возраста (рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение по уровням участников фокус-группы на основании результатов выполнения теста

 

После выполнения теста участникам было предложено пройти анкетирование на предмет выявления имеющихся знаний об инновационных технологиях речевого развития, а также опыта работы по использованию данных технологий.

Анкета содержала семь вопросов, а также пункты, предоставляющие информацию о качественной характеристике участника опроса.

Анкета участника обследования готовности педагогов дошкольного образования использовать инновационных технологий речевого развития дошкольников

Ф. И. О.

Возраст.

Образование.

Педагогический стаж.

Возрастная группа, на которой вы работаете в данное время.

Обведите соответствующий вариант ответа об инновационных технологиях речевого воспитания детей дошкольного возраста.

1. Моделирование и схематизация:

а) знаю об этой технологии;

б) знаю и использую эту технологию в работе;

в) не знаю об этой технологии.

2. Синквейн:

а) знаю об этой технологии;

б) знаю и использую эту технологию в работе;

в) не знаю об этой технологии.

3. Интеллектуальные карты:

а) знаю об этой технологии;

б) знаю и использую эту технологию в работе;

в) не знаю об этой технологии.

4. Мнемотехника:

а) знаю об этой технологии;

б) знаю и использую эту технологию в работе;

в) не знаю об этой технологии.

5. Информационно-коммуникационные технологии:

а) знаю об этой технологии;

б) знаю и использую эту технологию в работе;

в) не знаю об этой технологии.

6. Телесно ориентированная технология:

а) знаю об этой технологии;

б) знаю и использую эту технологию в работе;

в) не знаю об этой технологии.

7. Су-джок-терапия:

а) знаю об этой технологии;

б) знаю и использую эту технологию в работе;

в) не знаю об этой технологии.

Результаты опроса представлены на рис. 2. Из данных рис. 2 видно, что 100% участников знают/знают и применяют такие технологии, как моделирование и схематизация и ИКТ, следующей по популярности ответа «Знаю об этой технологии» идет мнемотехника (91%), синквейн (67%), далее – интеллектуальные карты (33%), су-джок-терапия (30%) и телесно ориентированные технологии (20%).

 

 

 

Рис. 2. Результаты анкетирования участников фокус-группы

 

Не знают ничего о телесно ориентированных технологиях 80%, су-джок-терапии – 70%, интеллектуальных картах – 66%, синквейне – 33%, мнемотехнике – 8%.

Возможным направлением углубленного обследования в рамках изучаемой проблемы является диагностика уровня речевого развития воспитанников педагогов фокус-группы.

 

Заключение

 

Таким образом, мы наблюдаем общую осведомленность профессионального сообщества о большинстве технологий, рассматриваемых нами как инновационные в области речевого развития детей дошкольного возраста. Однако процент воспитателей, непосредственно и осознанно использующих данные технологии для решения образовательных задач в рамках реализации основной образовательной программы детского сада, сравнительно невысок.

Существует ряд очевидных решений данной проблемы, как формальных, так и неформальных.

Задача нового формата образовательного пространства закреплена в Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Так, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» предусматривает обязанность педагога «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне» и, как следствие, «систематически повышать свой профессиональный уровень».

В частности, речь идет о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации по данной теме, однако это относится к формальной сфере и не дает гарантий переноса получаемой информации в персонализированную профессиональную практику.

Единым девизом образования нового тысячелетия стало «образование на протяжении всей жизни», что обусловливает еще одно направление современных социальных преобразований – «образование для устойчивого развития». Данный девиз лег в основу концепции непрерывного образования и является институциональным базисом, поддерживаемым не только нормативно-правовой базой и научными исследованиями в области педагогики и психологии в Российской Федерации, но и деятельностью международных правовых организаций, среди которых инициатором и лидером преобразований является ЮНЕСКО.

В разрезе исследуемого нами аспекта все вышесказанное определяет необходимость постоянного поиска воспитателем новых путей и возможностей внедрения в свою образовательную деятельность инновационных образовательных технологий и передового педагогического опыта. С позиций управления образованием возникает необходимость организации эффективного пространства для обучающего диалога: возможности для педагогического работника непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, обмениваться лучшими педагогическими практиками с коллегами и участвовать в разработке новых методов и приемов современного дошкольного образования.

Оптимальным решением складывающегося противоречия будет являться разработка и внедрение универсальной модели профессиональной подготовки педагогов к внедрению инновационных речевых технологий в дискурсе неформального и информального образования. Данная модель позволит сформировать соответствующую профессиональную компетенцию и обеспечить устойчивое саморазвитие и самообразование профессионального коллектива в образовательной организации.