Full text

Введение

 

Тенденции изменения парадигмы организации среднего и высшего образования в нашей стране все более остро ставят вопрос о необходимости системного подхода к правовому воспитанию молодежи. Наряду с этим поднимается проблема преемственности школьного и вузовского образования, когда система приобретенных знаний на школьной скамье позволяет успешно усваивать новые умения и компетенции и углублять имеющиеся познания, формировать собственную точку зрения по каждому интересующему вопросу. Другими словами, преемственность образования позволяет обучающемуся не только осваивать дисциплины по выбранной специальности в образовательной организации высшего образования, но и формировать собственную гражданскую позицию. Пройдя школьную ступень обучения и достигнув совершеннолетия, когда в соответствии с законодательством наступает полная гражданская дееспособность, человек должен четко знать свои права, обязанности и осознавать ответственность. Уровень правовой культуры определяет дальнейшее построение жизни человека, его возможность анализировать различную информацию, принимать решения о своих действиях и поступках, выверенные с позиции соответствия нормам законодательства. Реализация данного положения возможна лишь при наличии у обучающегося сформированного понимания основных, базовых аспектов правового поля нашей страны.

Помимо этого особо остро стоит вопрос профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, что подтверждается следующими сведениями. Количество расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их вовлечением, уменьшается, однако такое уменьшение не является значительным. Так, по данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел России, каждое 25-е преступление совершено несовершеннолетними или при их участии, зарегистрировано и расследовано 1662 случая совершения преступления с вовлечением несовершеннолетних, из 931 107 человек, совершивших преступления, 40 860 являются несовершеннолетними [1].

Следует заметить, что до настоящего времени федеральной программы правового образования подрастающего поколения разработано не было, однако в отдельных регионах в соответствии с Указом Президента от 4 мая 2011 года «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [2] разрабатываются региональные программы правового просвещения граждан и повышения уровня их правовой грамотности, в которые включаются конкретные мероприятия по развитию уровня правовой культуры такой целевой аудитории, как школьники и подростки.

В различных регионах России проводятся мероприятия по повышению правовой грамотности населения. Так, губернатором Ульяновской области была утверждена программа развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2018–2020 годы [3]. В данном регионе, в отличие от иных, развитие правовой грамотности не разрозненно в плане проведения различных мероприятий одной направленности – повышения правовой грамотности, а закреплено единым нормативным актом, который конкретизирует действия лиц, ответственных за выполнение мероприятий программы, определяет четкий перечень мероприятий и ожидаемые результаты. Кроме того, данный нормативный акт является актуальным в настоящее время, руководством региона оценивается существующее состояние дел в данной сфере, оценивается результативность ранее проведенных мероприятий, чего нет в иных регионах; например, в Свердловской области Концепция развития правовой грамотности, принятая в 2012 году, не претерпела изменений до настоящего времени. В соответствии с программой развития правовой грамотности Ульяновской области реализованы такие мероприятия, как создание Молодежной правовой академии (бесплатное дополнительное образование обучающихся в рамках правового воспитания, а также предпрофессиональной правовой подготовки с участием работников правоохранительных органов, преподавателей вузов), «Поезд права» (повышение уровня правовой грамотности как детей, так и преподавателей), «Право детям» (создание брошюры об основных правах и свободах ребенка), правовые спектакли (сказочные герои раскрывают суть прав и обязанностей человека на примере практических ситуаций), «Школа права» (открытые уроки права в общеобразовательных организациях), «Азбука права» (лекции-беседы для школьников), олимпиады для школьников по избирательному праву и т. д.

Однако в настоящее время не существует единого подхода к правовому воспитанию на территории нашей страны, что ставит в неравное положение обучающихся разных регионов, а также не способствует эффективной реализации указов президента. В связи с этим требует особого внимания вопрос разработки модуля правового воспитания, который представляется возможным внедрить в образовательные программы школьников в связи с актуализацией данной проблемы на государственном уровне.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Степень научной разработанности темы позволяет отметить, что вопросы правового воспитания достаточно подробно исследовались в различные периоды времени и были предметом внимания со стороны широкого круга ученых. Е. А. Певцовой, А. Н. Павлухиным, А. К. Мухамбеткалиевой в научных трудах рассматривается возможность профилактики правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания [4–6]. Л. И. Новиковой осуществлены изыскания актуальных методик эффективного преподавания правового воспитания [7]. На диссертационном уровне М. Г. Лаварслановой проанализированы возможности правового воспитания молодежи в целях формирования правильного, соответствующего закону поведения в обществе [8]. Актуальными являются выводы, представленные в исследовании В. Н. Гуляхина по вопросам правовой социализации личности [9].

В связи с профессиональной компетенцией и особой ролью в деятельности государства большое количество научных исследований посвящено роли правового воспитания курсантов военных вузов. Так, Е. А. Андреевой, А. И. Каргановой, Л. А. Андреевой проанализированы вопросы совершенствования правового воспитания курсантов [10]. Л. Т. Бородавко в своем диссертационном исследовании обращается к проблемам правового воспитания в рамках профессионального образования сотрудников правоохранительных органов системы МВД России [11].

Следует отметить, что интерес к названной теме не ограничивается территориальностью, поскольку вопросы правового воспитания актуальны и для зарубежных ученых. Имеются направления, в которых каждый из ученых пытается найти методы воспитания, наиболее подходящие к молодежи конкретной страны с учетом менталитета, принципов, норм нравственности и морали. Так, И. И. Коваленко в научных публикациях анализируется опыт различных стран по внедрению правового воспитания, осуществляется оценка наиболее подходящих методов воспитания молодежи Украины [12]. Чан Тхи Хонг Лиен в своем диссертационном исследовании анализирует вопросы правового воспитания в Социалистической Республике Вьетнам [13].

Кроме того, имеются направления зарубежных исследований, связанных с решением проблемы воспитания уважения к закону. Так, выводы по одному из актуальных направлений – правовой социализации, сделанные Д. Фагганом и Т. Р. Тайлером, имеют важное практическое значение с точки зрения профилактики правового нигилизма подростков [14]. Аналогичные вопросы изучаются и на территории России. Так, правовая социализация стала объектом исследований А. Н. Бабенко [15]. Также длительное исследование по вопросам правовой социализации было проведено Эллен С. Кон и Сьюзен О. Уайт, которые в своем научном труде отражают результаты многолетнего многопрофильного исследования динамического взаимодействия между нормами поведения и принуждением к соблюдению правил в естественных условиях, в частности в общежитиях университета [16]. Отдельным проблемам правового воспитания правонарушителей посвящено научное исследование А. Пекиеро, Дж. Фейгана, Э. Малвея, Л. Штейнберга и К. Оджерс, которые проанализировали взаимодействие правового нигилизма и законности в поведении подростков, совершивших тяжкие преступления [17].

Е. А. Певцовой при проведении исследований большое внимание уделялось и историческому анализу правового воспитания на территории нашего государства [18]. Следует отметить, что в истории нашей страны имеется практика правового воспитания, опыт которой возможно перенять на современном этапе. В рамках советского периода выделяется два основных направления: общее правовое воспитание и правовое воспитание несовершеннолетних, склонных к антиобщественному поведению. В рамках общего правового воспитания изучение основных положений первой советской Конституции, принятой в 1918 году, стало обязательным во всех школах и учебных заведениях, что сохранилось на протяжении всего советского периода, а формированию правовой культуры обучающихся и созданию в сознании образа законопослушного гражданина способствовали организованные преподавателями встречи с известными людьми, экскурсии на предприятия и заводы.

В своем диссертационном исследовании Е. А. Певцова более подробно анализирует правовое воспитание по второму направлению и проблемы, связанные с методиками преподавания правового воспитания, которые способствовали развитию преступности среди молодежи [19].

Е. Ю. Мазаковым рассматривались вопросы участия правоохранительных органов в правовом воспитании несовершеннолетних. Выделяя два рубежа правового воспитания, он указывает, что до 1975 года воспитание правовой культуры несовершеннолетних в целях сокращения преступности предусматривало проведение различных мероприятий в рамках дополнительного образования: проведение олимпиад, конкурсов на правовую тематику, организация встреч с сотрудниками правоохранительных органов, просмотры тематических фильмов [20]. После 1975 года в образовательную программу восьмых классов был включен учебный курс «Основы Советского государства и права», включающий изучение основ Конституции, семейного и гражданского права и приобретение знаний об ответственности за совершение как административных правонарушений, так и преступлений.

Опыт зарубежных стран в преподавании правового воспитания изучался А. Б. Гусейновым, который исследовал правовое воспитание в США [21]. Так, в городе Верджиния-Бич правоохранительными органами в целях профилактики преступности была разработана учебная программа для школьников, которая предполагает обучение в рамках трех модулей: начальных, средних и старших классов. Занятия в вопросно-ответной форме проводят сотрудники полиции, по их результатам предусмотрены контрольные мероприятия по проверке усвоения материала. Также разработано соответствующее пособие, которое используется не только школьниками, но и педагогами для организации учебного процесса.

Опыт правового воспитания в Германии был исследован А. А. Бакаевым и Н. И. Остапенко, где для профилактики преступности среди подростков создано подразделение по делам молодежи, одной из основных обязанностей которого является осуществление взаимодействия со школами и проведение профилактических бесед [22].

В России в отдельных регионах правовому воспитанию граждан и обучающихся уделяется особое внимание, однако данная тенденция прослеживается не на всей территории нашей страны. В связи с этим учеными осуществляется детальное изучение проблем, связанных с правовым воспитанием школьников, что позволит создать максимально эффективную систему правового воспитания обучающихся.

 

Методологическая база исследования

 

При разработке конкретных мероприятий программы правового образования мы опирались на Указ Президента от 4 мая 2011 года «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», в соответствии с которым разработаны меры государственной политики в области образования подрастающего поколения [23]. В их число наряду с другими вошли такие меры, как формирование и развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях, поддержка региональных моделей правового образования, создание учебных курсов правовой тематики, образовательных программ и соответствующих пособий, использование специальных программ правового просвещения подростков, склонных к совершению правонарушений и преступлений, а также повышение уровня юридической грамотности педагогов.

Для выявления подходов к правовому воспитанию были использованы следующие методы: анализ и синтез имеющихся точек зрения по данному вопросу, анализ статистических данных по вопросам преступности несовершеннолетних, анкетирование обучающихся, беседы с обучающимися и преподавателями в целях выявления имеющихся проблем.

 

Результаты исследования

 

В настоящее время представляется возможным выделить следующие направления правового воспитания в Российской Федерации.

В ряде образовательных организаций в регионах успешно разрабатываются и реализуются локальные программы по развитию правосознания обучающихся, формированию правового пространства в школе. Однако в настоящее время наблюдаются случаи, когда действующая система правового воспитания в школе либо подразумевает скоротечный процесс освоения норм права в рамках дисциплин «Обществознание», «Обществоведение», «Право» и т. п., либо предполагает факультативное изучение законодательства путем участия в различных кружках, конкурсах, олимпиадах. По нашему мнению, оба варианта изучения нормативной основы, которая должна быть известна каждому гражданину правового государства, неприемлемы, поскольку у каждого из них имеются свои недостатки.

При изучении законодательства Российской Федерации в рамках первого варианта ученики сталкиваются с проблемой формализации данного процесса, которая выражается не только в изучении вопросов и решении заданий, встречающихся на Едином государственном экзамене, но и зачастую в неправильном толковании законодательства самими преподавателями.

Несовершенство второго варианта заключается в том, что в данном процессе задействована лишь часть наиболее активных обучающихся, тогда как основная масса школьников не имеет и малейшего понятия о своих правах и обязанностях, об ответственности за свои деяния.

Для того чтобы оценить реальное положение дел в исследуемой сфере, нами был разработан анкетный опросный лист на основе имеющихся типовых тестов, в том числе с опорой на анкеты правовой грамотности подростков, разработанные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республики Калмыкия. Нами было проведено анкетирование обучающихся 8–11-х классов трех образовательных организаций Свердловской области. Выборка составила 732 человека.

Представим результаты анкетирования обучающихся с разбивкой по каждому вопросу.

  1. На вопрос о том, приходилось ли обучающемуся находиться в ситуации, когда ему не хватало правовых знаний, с возможным указанием самой ситуации 64% обучающихся ответили «да», 36% – «нет». Некоторые анкетируемые, утвердительно ответившие на вопрос, указали конкретные ситуации: получение государственных услуг, привлечение к административной ответственности и учебный процесс.
  2. Основным источником получения правовой информации являются средства массовой информации – 71%, 13% – учителя, преподаватели, 7% – родители, 5% – сверстники, 4% – интересуюсь самостоятельно.
  3. На вопрос «Как необходимо относиться к закону?» были предложены следующие варианты ответов:

а)   закон необходимо соблюдать всегда, невзирая на сверстников, которые им пренебрегают;

б)   закон необходимо соблюдать лишь в том случае, если это делают родители и/или сверстники;

в)        закон нужно соблюдать тогда, когда он не мешает собственным планам и интересам;

г)    закон можно не соблюдать.

Вариант ответа «а» выбрали 47% обучающихся, вариант ответа «в» выбрали 39% обучающихся, вариант ответа «б» был выбран 12% обучающихся, вариант ответа «г» – 2%.

  1. На вопрос относительно необходимости изучения правовых знаний в школе были получены следующие ответы: 54% – нет необходимости; 13% – для того, чтобы использовать знания в повседневной жизни, не обращаясь за помощью к юристам в бытовых вопросах; 27% – для того, чтобы узнать, какие действия будут противоречить закону, а какие нет; 6% – для того, чтобы поступить в вуз по направлению «Юриспруденция»; 0% – для того, чтобы разрабатывать преступные схемы.
  2. 27% обучающихся достаточно изучения отдельных вопросов права на обществознании; 56% испытывают необходимость во введении курса «Право» для того, чтобы ориентироваться в законодательстве; 10% считают, что знания лучше усваиваются во внеурочное время на тематических занятиях, конкурсах, кружках и олимпиадах; 7% считают, что изучение данной дисциплины бессмысленно, так как в реальной жизни законы не действуют.
  3. На вопрос об изучении права в настоящее время школьники ответили следующим образом:

а)        изучал (изучаю) право как отдельный предмет – 11%;

б)       изучал (изучаю) право на уроках обществознания – 77%;

в)        изучал (изучаю) право самостоятельно с репетитором – 3%;

г)        изучал (изучаю) право в правовых кружках, участвую в конкурсах и олимпиадах по данному направлению – 9%.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в отдельных образовательных организациях Свердловской области имеются курсы «Право», преподаваемые для всех учеников вне рамок учебной дисциплины «Обществознание», однако большинство школьников изучают вопросы права на данной дисциплине. Отмечается осознание обучающимися низкого уровня правовой грамотности в связи с попаданием в ситуации, связанные с применением норм права в реальной жизни. Наблюдается негативная тенденция получения правовой информации обучающимися преимущественно из средств массовой информации, достоверность которых не всегда обеспечена. Отмечается положительная тенденция к пониманию необходимости соблюдения закона, однако имеются обучающиеся, которые не считают необходимым соблюдать его.

По нашему мнению, в связи с вышеизложенным назрела необходимость не только в унификации правового просвещения школьников, но и в разработке Единой концепции правового образования, которая бы предусматривала включение в обязательную образовательную программу школьников учебных дисциплин, направленных на развитие нравственно-правовых качеств обучающихся, формирование правосознания и правовой культуры.

Анализ различных систем правового воспитания позволяет сделать однозначный вывод об их положительном влиянии на формирование правовой культуры несовершеннолетних не только в общеправовом плане, но и в направлении профилактики совершения неправомерных поступков несовершеннолетними.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о наличии следующих проблем:

  1. Пониженный интерес подростков к правовой сфере в связи с отсутствием либо минимальным количеством правовой информации.
  2. Неправильное либо неполное, узкое толкование законов преподавателями общеобразовательных учреждений, что препятствует формированию правосознания обучающихся.
  3. Отсутствие четкого механизма действий подростков при попадании в нестандартные ситуации, в том числе при принятии решения о совершении каких-либо действий при вовлечении в совершение преступления либо правонарушения.
  4. Совершение преступлений или правонарушений в связи с незнанием ответственности и запрещенности противоправных деяний законом.

Решением данных проблем может стать создание программы или модуля правового воспитания. Проведенный анализ позволяет выявить наиболее эффективные мероприятия, которые могут быть в него включены:

  1. Входной контроль – оценка уровня знаний обучающихся, выявление «пробелов» в знании основных нормативных актов: Конституции РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и т. п.
  2. Изучение Конституции, основных прав и обязанностей граждан.
  3. Изучение основ административной, уголовной, гражданской ответственности.
  4. Проведение бесед, направленных на разбор практических примеров правонарушений и преступлений несовершеннолетних, с привлечением сотрудников правоохранительных органов.
  5. Привлечение обучающихся к участию в правотворческой деятельности путем разработки правил поведения обучающихся в классе.
  6. Получение навыка поиска документов и нормативных правовых актов в сети Интернет, в системах «Гарант», «Консультант» и других, поскольку широкий перечень законодательных и нормативных актов в настоящее время требует способности уметь находить их и ориентироваться в них.
  7. Проведение викторин по изученному материалу, деловых игр, дискуссий, встреч с работниками в сфере права.
  8. Проигрывание различных ситуаций с описанием правильного и неправильного варианта действий и наступающих последствий.
  9. Осуществление исследовательской деятельности – создание проектов по различным направлениям права, сложным и дискуссионным вопросам.
  10. Посещение исправительных учреждений как превентивная мера совершения правонарушений.

Данные мероприятия, по нашему мнению, могут войти в модуль правового воспитания в общеобразовательных учреждениях и повысить уровень сформированности компетенций в области применения правовых знаний в различных жизненных ситуациях.

 

Заключение

 

Результаты анализа количества преступлений, совершенных молодыми людьми, и отсутствие явных тенденций к стабильному снижению на современном этапе говорят о необходимости системного подхода к организации правового обучения.

Анализ исторического опыта позволяет сделать вывод о том, что снижению числа преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних способствуют не разрозненные подходы к правовому воспитанию, будь то проведение олимпиад, конкурсов, создание кружков, а единая концепция правового воспитания в стране. По нашему мнению, концепция целостной системы правового воспитания школьников должна предусматривать образование по данному направлению начиная с начальной школы до выпускного класса. Данная система должна предусматривать изучение норм права как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.

Формирование Единой концепции правового образования обеспечит четкое формирование правового поля, будет способствовать развитию гражданственности.

Однако следует понимать, что правовое воспитание направлено не только на снижение числа преступлений среди несовершеннолетних, но и на формирование их правовой грамотности, способности ориентироваться в издаваемых нормативных актах, воспитание уважения к закону, понимание правового поля.

Результаты анкетирования обучающихся образовательных организаций Свердловской области показали, что внедрение правового образования молодежи необходимо, поскольку обучающиеся признают нехватку правовых знаний при попадании в нестандартные ситуации.

Считаем, что предложенные мероприятия модуля правового воспитания могут быть включены в Единую концепцию правового образования в России при создании таковой, что особо актуально на настоящем этапе.