Full text

Введение

 

Сегодня в обществе востребованы и актуальны творческие и самореализующиеся личности как субъекты деятельности и развития. Современное общество заинтересовано в развитии одаренных детей и талантливой студенческой молодежи, способной к самореализации и развитию интеллектуально-творческого потенциала как фактора инновационного развития общества. Роль образовательной школы является доминирующей, однако не стоит снижать и роль родительства в психолого-педагогическом сопровождении процесса «взращивания» одаренности ребенка и талантов студенческой молодежи. Нужны концепты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей различными социальными институтами, в том числе и родителями. Цель статьи – в выявлении концепта психолого-педагогического сопровождения одаренности детей и молодежи и его реализации в Республике Татарстан через совместную деятельность родителей с Университетом Талантов 2.0 в рамках государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». Основные результаты статьи отражают концепт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в совместной деятельности родителей с Университетом Талантов 2.0. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новым концептом развития интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования творческого опыта деятельности Университета Талантов 2.0 в работе с родителями как стратегического управления талантами в инновационном развитии Республики Татарстан и возможности его транслирования в другие регионы.

Актуальность исследования вопросов психолого-педагогического сопровождения и как процесса, и как результата работы с одаренными детьми различного возраста не теряет своей силы, напряжения и концептуальности. Потребность в актуализации концепта психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных детей обусловлена тем, что переход на федеральные государственные стандарты (ФГОС) нового поколения акцентуировал проблемы одаренности и талантов современных обучающихся в различных ракурсах и аспектах. Однако сегодня в науке и практике образования нет однозначного понимания психолого-педагогического сопровождения со стороны родителей одаренности детей, подростков и студенческой молодежи и концепта этого процесса. Это обстоятельство в некоторой степени и определяет трудности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей со стороны их родителей и разработки концепта данного процесса и явления.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Понятие концепта (лат. conceptus «понятие») не имеет однозначного определения, и мы понимаем его как инновационную идею, содержащую в себе созидательный смысл. Тот продукт, который демонстрирует эту идею, называют концепт-продукт, то есть выпускаемая производителем в единственном экземпляре модель, предназначенная для демонстрации общественности. Таким примером для осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой студенческой молодежи в Республике Татарстан как субъекте РФ является Университет Талантов 2.0. В определенном смысле его можно считать даже социальным концептом (социальный конструкт), так как он является порождением конкретной культуры в обществе, который существует исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто он есть, или согласны следовать определенным условным правилам.

Проблема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей их родителями сопряжена с введением в систему образования образовательных стандартов нового поколения. Как отмечает О. С. Акулова, в современной системе образования реализация ФГОС нового поколения сочетается с задачей развития универсальных учебных действий как психологической составляющей образования. В современной школе мы наблюдаем новую парадигму педагогического образования как психолого-педагогического сопровождения, ориентированного на развитие одаренных учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального, личностного и творческого потенциала [1]. И в этом процессе актуальна роль не только школы, но и, прежде всего, родителей одаренных детей. В связи с этим не только педагоги и психологи в школе, но и родители становятся полноценными участниками психолого-педагогического сопровождения одаренности как субъекты. Следовательно, сегодня в образовательном процессе актуальны и востребованы вопросы концептуализации феномена психолого-педагогического сопровождения родителями одаренных детей, подростков и творческой студенческой молодежи. Трудно не согласиться с тем, что одним из приоритетных направлений работы по внедрению ФГОС нового поколения является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, подростков и студенческой молодежи, а также их родителей [2]. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуально-личностного потенциала страны и ее духовно-нравственного возрождения и развития. Прогресс цивилизации и формирование духовности и нравственности субъектов государства зависят от одаренных и творческих людей. Это означает, что общество, а вслед за ним родители и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен, и для него должны быть созданы условия для самореализации во взаимодействии семьи и школы.

В педагогике и психологии нет однозначного понимания феномена одаренности. Так, Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова и другие одаренность рассматривают как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, которое определяет возможность достижения субъектом высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, поэтому в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности» [3].

В России под редакцией Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова разработана «Рабочая концепция одаренности», основные положения которой ориентированы на концепты одаренности [4]. Феномен одаренности человека по-разному проявляется у ребенка (дошкольника, школьник) и взрослого (студента, аспиранта и пр.). В психологии изучен феномен возрастной одаренности, заключающийся в том, что у ребенка в детском возрасте одаренность может быть результатом обученности, социализации и проявляться как социокультурный феномен, а также исчезать в другие возрастные периоды с характерными гетерохронностью, неравномерностью и диссонансом [5]. Например, одаренность подростка, в частности интеллектуальная одаренность, может сопровождаться элементами агрессивного поведения и доминированием локуса контроля в поведении [6].

В. С. Юркевич считает, что изучение феномена одаренного ребенка связано с иллюзиями и отрывом от реальности, поэтому следует говорить о детях с признаками возрастной одаренности [7]. Как любой феномен детства, одаренность и талантливость детей, подростков и студенческой молодежи нуждается в сопровождении этого явления и процесса со стороны социальных институтов обучения и воспитания (школа, психологи, родители). Однако феномен сопровождения в различных его контекстах сам, в свою очередь, требует изучения и выявления новых концептов.

 Сопровождение одаренности является специфическим видом деятельности человека и имеет длительную предысторию и короткую историю. Сопровождение возникло около 110 лет как тьюторское сопровождение в Кембриджском и Оксфордском университетах; тогда как в Великобритании оно стало альтернативной моделью школы или тьюторским колледжем, в США образование существует как неформальное тьюторство, опыт которого заимствуется другими европейскими странами, где оно рассматривается как альтернатива корпоративным обучающим программам [8]. В России история вопроса сопровождения связана с Царскосельским лицеем, в котором в 1868 году для цесаревича Николая ввели должность тьютора, осуществляющего индивидуальное воспитание лицеиста [9]. Также в дореволюционных гимназиях и лицеях, в том числе и мужской гимназии г. Казани, оказывалась поддержка во избежание стрессовых ситуаций. И в советской педагогике многими учителями-новаторами осуществлялось психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение отстающих и одаренных, талантливых обучающихся (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, С. Л. Лысенкова, В. А. Шаталов и др.).

Проблема сопровождения в практике образования возникла при изучении проблем барьеров в развитии одаренного ребенка. Ф. Л. Ратнер и Р. Н. Губайдуллина на основе изучения зарубежного опыта в данном направлении выделили проблемы и барьеры одаренных детей, вызывающие трудности в их обучении и развитии [10]. Е. И. Щебланова выявила трудности в учении российских одаренных школьников, среди которых – вопросы к процессу психолого-педагогического сопровождения [11].

 Анализ зарубежных источников позволил выявить ряд типологических особенностей и психолого-педагогических трудностей обучения, воспитания и социализации одаренных детей [12]. Среди них доминируют индивидуально-типологические особенности одаренных детей (темперамент, способности, склонности), которые зачастую и вызывают трудности и барьеры [13]. К трудностям относятся такие качества и свойства личности одаренного ребенка, как импульсивность, невнимательность из-за гиперактивности, чрезмерная возбудимость, особая чувствительность к запахам, предметам, звукам, цветам, раннее развитие локуса контроля [14].

Зарубежные исследователи выделяют ряд доминирующих синдромов творчески одаренных детей: синдром гиперактивности с дефицитом внимания; синдром нарушения обработки сенсорной информации, который проявляется в пяти видах возбудимости (интеллектуальная, эмоциональная, воображение, сенсорная, психомоторная [15]. Важными компонентами психолого-педагогического сопровождения являются сотрудничество учителей, в первую очередь с родителями одаренного ребенка, и разъяснение, какие цели ставятся перед ребенком [16]. В исследовании Г. В. Можаевой и других показаны современные тенденции в работе с одаренными школьниками на основе анализа опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии [17]. Например, одним из признанных лидеров по оценке образовательных достижений одаренных людей является Международная программа PISA, которая проводит исследования с трехлетними циклами начиная с 2000 года [18].

В США, Канаде используются особые программы сопровождения одаренных детей, включающие непрерывный мониторинг развития способностей в начальной и средней школе с участием психолога; профильные, дифференцированные классы; специализированные и дифференцированные школы (школы для одаренных детей, школы для особо одаренных детей; дополнительное образование за пределами школ) [19].

В указанных странах (США, Канада) для того, чтобы начали действовать перечисленные образовательные программы для одаренных детей, используется ряд действий по их выявлению. К ним, в частности, относятся, такие как оценка учителей в устной и письменной форме в процессе включенного и специального наблюдения; оценка родителей и их заменяющих субъектов; оценка психологов и экспертов психологических служб; стандартизированные тесты на основе типологических классификаторов; тесты для выявления видов одаренности и склонностей; сортировочные тесты для выявления области таланта; медицинские исследования мозга на основе разрешения родителей и ребенка [20]. Новозеландская Ассоциация для одаренных публикует для одаренных детей и их семей журнал, спонсирует и организует конференции, мастер-классы, библиотеки и др. [21]

В США и Канаде стараются выявить и развивать максимально большое количество маленьких гениев из разных социальных и этнических групп, предоставляя им социальные лифты. При этом методы выявления и взращивания одаренности детей и подростков схожи с методиками из Северной Америки и включают в себя: наблюдение, прежде всего со стороны родителей; собеседование в различных контекстах по проблемам одаренности; экспертные оценки независимых экспертов; самоидентификацию и аутентификацию; нейтральные в национальном и социокультурном отношении тесты умственного развития и успеваемости [22].

 

Методологическая база исследования

 

В отечественной педагогике и психологии методологическая база исследования феномена психолого-педагогического сопровождения одаренности выстроена на полипарадигмальном подходе. Ведущей теорией исследования является субьектно-деятельностная теория (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский). В основу психолого-педагогического сопровождения родителями одаренности положены также: идея педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили); идея педагогической фасилитации развивающегося субъекта как поддержки и облегчения этого процесса (К. Роджерс); идея педагогического сопровождения как специфического вида сопровождения, отражающего управляемую сторону процесса развития одаренного субъекта в социально-педагогическом взаимодействии как вид наставничества и контроля (Е. А. Александрова ); идея личностно ориентированного обучения (И. С. Якиманская); идеи и концепции психологического сопровождения (Г. Бардиер, М. Р. Битянова и др.); теория педагогической поддержки и заботы (О. С. Газман, Н. С. Юсфин и др.) [23]. Методом исследования стал теоретический анализ на основе историко-генетического, феноменологического подходов к изучаемой проблеме, средового, информационного и индивидуального подходов.

В теории и практике образования XXI столетия активно используется категория «психолого-педагогическое сопровождение». Однако его специфика в отношении одаренных детей в целом и родителей в частности изучена недостаточно. Анализ проблем сопровождения одаренности таким социальным институтом, как родительство, показал, что он относится к малоизученным явлениям.

История введения понятия сопровождения связана с зарубежными исследователями Г. Бардиер, И. Рамазан, Т. А. Чередниковой, которые использовали его в сочетании с понятием «развитие» или как сопровождение развития [24]. Понятие психологического сопровождения в российскую науку было введено и концептуально оформлено М. Р. Битяновой [25]. История введения в науку и практику образования понятия сопровождения в контексте гештальпсихологии связана с превращением его в фигуру на фоне образовательного процесса несмотря на то, что оно всегда именно сопровождало это процесс с момента возникновения. Концепция сопровождения как образовательная технология, разработанная Е. И. Казаковой, исходит из опыта инновационной деятельности по оказанию комплексной помощи детям и рассматривает сопровождение как метод, процесс и службу, которые должны осуществляться исходя из проблем ребенка при помощи ближайшего окружения (педагоги, воспитатели, психологи, родители) [26, 27]. И. В. Дубровина рассматривала психолого-педагогическое сопровождение с позиции сохранения психологического здоровья как совокупности всех психических свойств для гармоничного развития личности и возможности полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности ребенка [28].

Понятие «сопровождение» используется и как концепт, и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем или как действие, ориентированное на помощь, поддержку в решении задач обучения, воспитания и социализации [29].

Все концепции психолого-педагогического сопровождения одаренности можно разделить на три группы: на основе средового подхода, предполагающего максимальное приспособление школьной среды и родителей к нуждам и потребностям творческих детей; информационного подхода, заключающегося в изучении каждого одаренного ребенка по различным параметрам и отслеживании динамики продвижения по ним; личностного подхода, при котором внимание акцентируется на развитии конкретной личности, способностей и психических функций [30].

Ю. В. Слюсарев рассматривает сопровождение как недирективную форму оказания здоровым людям психологической помощи, направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи, активизирующей ресурсы и субъектность одаренности человека [31].

 Теория педагогической поддержки, исходя из практики педагогической заботы, была разработана и представлена в трудах О. С. Газмана, который считает её основой сопровождения одаренности и относит к культуре образования, базирующейся на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка [32]. Нам импонируют мысли этого автора в контексте понимания поддержки как составной части концепта психолого-педагогического сопровождения родителями одаренности детей.

 С. К. Турчак разработаны механизмы педагогического сопровождения развития креативности младших школьников в сотрудничестве учителей и родителей на основе принципов природосообразности, творческого подхода, жизнетворчества и сотрудничества [33]. Мы поддерживаем идею сотрудничества как важного компонента психолого-педагогического сопровождения одаренности детей.

А. Б. Галанов особо выделяет создание родителями условий для формирования готовности и потребности в исследовательской деятельности школьников как условия психолого-педагогического сопровождения самореализации одаренных детей [34]. Эти идеи особо поддерживаются в Республике Татарстан в работе с родителями одаренных детей начиная с младших классов. Не случайно А. П. Овчарова вводит в научный оборот такое понятие, как психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста, в контексте педагогической категории [35].

 При этом очень важны различные аспекты просветительской работы с родителями одаренных детей и подростков. В этом контексте Е. В. Соболевой и Е. А. Ищенко консультативно-просветительская работа с родителями одаренных детей рассматривается как фактор пиара в сфере образования; они считают, что одаренность представляет психический феномен, в котором неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены все сферы психики субъекта с различными признаками одаренности [36]. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать и как социально-психологическое. В психолого-педагогической литературе наряду с понятием «психолого-педагогическое сопровождение» встречается понятие «социально-педагогическое сопровождение» в структуре психологического сопровождения [37]. Не случайно Б. Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как систему мер профессиональной деятельности социального педагога, психолога, воспитателя, направленных на создание социальных условий для успешного развития ребенка, его адаптацию и социализацию [38].

Е. В. Зволейко считает сопровождение в любых контекстах (социально-психологическом, психологическом, педагогическом) основной стратегией деятельности социального педагога, педагога и педагога-психолога и выделяет его прежде всего как социально-педагогическое сопровождение [39].

Л. М. Шипицына сопровождение рассматривает как системное явление, осуществляемое независимыми центрами и службами в разных направлениях, среди которых социально-педагогическое сопровождение видится как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора и проблемных ситуаций [40].

Мы поддерживаем Н. В. Будылкину в том, что в современной модели образования психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как предоставление обучаемым возможностей развиваться в максимальном диапазоне их психологических, интеллектуальных и творческих ресурсов, что актуализирует деятельность образовательных структур по обучению, развитию и поддержке одаренных детей и подростков на основе муниципальной модели педагогической работы с одаренными детьми, в которую входят информационно-методическая, психолого-педагогическая служба, тьюторы, менторы [41].

 Г. В. Тереховой раскрыты вопросы обеспечения вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов одаренности на основе ТРИЗ-образования через авторский курс «Уроки творчества» [42].

 Мы считаем, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» является педагогической категорией и отражает систему выстраивания педагогом реального взаимодействия с ребенком в процессе обучения с учетом его интересов и с целью оказания ему психологической помощи по развитию ресурсов для преодоления возникающих на его пути трудностей и препятствий различного характера и успешного освоения образовательных и бытовых ситуаций в ходе процессов обучения и социализации как субъектов данного процесса [43]. Именно это положение и составляет основное содержание концепта психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренного ребенка, подростка и студенческой талантливой молодежи на основе реального взаимодействия с учетом их непосредственных интересов и потребностей и оказания им психолого-педагогической помощи или фасилитации в образовательном пространстве и среде.

 А. Г. Бердниковой изучена проблема психолого-педагогического сопровождения как составляющей образовательного процесса, целью которого является создание для ребенка объективной образовательной среды для оптимального личностного и интеллектуального развития с учетом обстоятельств и субъективных факторов [44].

А. В. Золотарева представила анализ информации из 62 регионов РФ, обосновав ряд проблем педагогов в этой системе, считая работу с одаренными детьми в модели опережающего индивидуализированного обучения, и представила варианты подготовки педагогов к работе с одаренными детьми в системе непрерывного образования [45].

Р. Д. Хунагов считает, что именно региональные университеты должны стать центрами развития интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи, выделив ведущие идеи рассмотрения региональной системы как образовательной среды полноценного развития каждого ребенка [46]. Мы полностью согласны с данным автором и считаем, что в Республике Татарстан моделью такого регионального университета можно считать АНО «Казанский открытый университет талантов» (дата основания – 2015 год).

 В. В. Полукаров разработал Концепцию поддержки развития педагогического образования в России в условиях региона, включающую следующие идеи:

-     внедрение педагогического бакалавриата с доминированием практического компонента; педагогическая подготовка студентов непедагогического компонента;

-     расширение и совершенствование педагогической практики на основе школьно-университетского партнерства;

-     усиление взаимосвязи предметных, психолого-педагогических и информационно-технических компонентов содержания образования [47].

 М. В. Груздев предложил подход к формированию региональной инфраструктуры поддержки молодых талантов на примере Ярославской области [48]. И. Г. Дьяков и О. С. Щербинина описали организацию работы с одаренными школьниками на базе Костромского университета как площадки для реализации проекта «Межпредметная школа для одаренных школьников», прошедших обучение в ОЦ «Сириус», для преемственности в их дальнейшем развитии, в том числе выделяя и роль родителей, отмечая, что работа в этом контексте проводилась в трех направлениях (работа в школе, дополнительное образование, конкурсно-олимпиадное движение) [49].

 Мы придерживаемся идеи концепта психолого-педагогического сопровождения одаренности в том, что если поддержка понимается как ситуативная акция, то психолого-педагогическое сопровождение – как продолжительное, непрерывное, систематическое действие многих субъектов одаренности и масштабное педагогическое явление, включающее помощь, поддержку, фасилитацию (недекларируемая помощь и поддержка) [50]. Мы склонны считать, что процесс психолого-педагогического сопровождения одаренности в целом и родителями в частности в отношении его как управления имеет специфические особенности и отличается по ряду моментов, так как сопровождение в большей степени, чем управление, учитывает индивидуальные интересы субъектов [51].

Мы согласны с точкой зрения Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой в том, что включение в состав управления психолого-педагогического сопровождения всех субъектов одаренности, в том числе и родителей, правомерно, так как в этом случае мягкий управленческий процесс проявляется в педагогической диагностике, прогнозировании, контроле, оценке и коррекции [52].

 Главная идея концепта психолого-педагогического сопровождения родителями одаренных детей, творческой студенческой молодежи заключается в выполнении четырех функций этого процесса:

-          диагностика сущности возникающих проблем субъектов одаренности и аспектов ее проявления;

-          информация о сущности проблемы субъекта одаренности и путях ее решения;

-                    консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

-          первичная помощь на этапе реализации плана [53].

 В содержании концепта психолого-педагогического сопровождения одаренности детей их родителями нам импонирует точка зрения Е. И. Казаковой о том, что его можно рассматривать как образовательную технологию, базирующуюся на системно ориентированном и субъектно ориентированном подходе с концентрацией внимания на развитии субъектности ребенка, а также как помощь (фасилитацию) субъекту в принятии решения в ситуации жизненного выбора, результатом которого будет прогресс в развитии одаренности и таланта человека [54].

 

Результаты исследования

 

Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка невозможно без активного участия в этом родителей. Весомый вклад в развитие и сохранение одаренности вносит семейная среда, которая задолго до всех социальных институтов закладывает в ребенка ресурсы его возможностей. Именно родители способны создать развивающую безопасную семейную среду, в которой ребенок сможет осуществлять свой путь к формированию и развитию потенциала одаренности [55]. Формирование ответственного и эффективного родительского сообщества – одно из основных направлений государственной социальной политики, закрепленное в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года» [56].

Приоритет семейного воспитания является основным в проекте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» [57]. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что участниками образовательных отношений являются в том числе и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся [58].

Особое внимание уделено теме взаимодействия с родителями одаренных детей и молодежи. Анализ содержания «Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан “Перспектива”» (разработанной в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов Российской Федерации) [59] и государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2021 гг.» позволил сделать вывод о том, что основные положения и направления работы с одаренными детьми базируются на популяризации возможностей развития в Республике Татарстан эффективных коммуникаций с молодежной и родительской аудиториями и ориентированы на воспитательный, обучающий и развивающий ресурсы современных родителей [60].

Однако анализ научно-практических исследований в области одаренности и изучение содержания ресурсов сопровождения родителей различных образовательных сообществ показали, что среди факторов развития одаренности возможности семейной среды, аспекты формирования успешного, эффективного родителя, способного управлять своими возможностями, ситуация психолого-педагогического сопровождения родительства в направлении поддержки таланта своего ребенка мало представлены в практико-ориентированном и научно-методическом сопровождении в контекстах педагогики/андрагогики и психологии развития/акмеологии.

В связи с этим теоретическая и практическая направленность обозначенной темы психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных детей является своевременной и актуальной.

Предложенная тема рассмотрена авторами в рамках государственной политики развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Татарстан и изучалась в научно-прикладном плане на примере деятельности лаборатории проектного творчества «Лаборатория родительского образования» (далее – Лаборатория) АНО «Казанский открытый университет талантов» (Университет Талантов).

АНО «Казанский открытый университет талантов» – это институт развития, который способствует раскрытию потенциала молодых людей, проявивших выдающиеся способности, развивает их компетенции, информирует о возможностях получения образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста, осуществляет последовательное сопровождение одаренных детей и молодежи.

Студенты Университета Талантов – молодые люди от 12 до 30 лет с выдающимися способностями в различных сферах: техника, предпринимательство, наука, спорт, культура и искусство, социальное творчество (информация с сайта Университет Талантов. Казань/ https://utalents.ru/).

Сегодня актуальной является задача психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных обучающихся, понимания процесса их личностного, интеллектуального, эмоционального развития, формирования модели «успешного родителя», на примере которой они могут помочь одаренному ребенку проектировать свое успешное будущее.

Роль семьи и родителей в развитии и сохранении потенциала одаренности ребенка очевидна. Выявление и развитие одаренности в современной детско-подростковой и молодежной популяции возможно, если в полной мере задействовать родительский ресурс по развитию и сохранению одаренности как результата взаимодействия ведущих факторов: наследственности, социальной среды (семья, школа, социум), деятельности (игровая, учебная, трудовая, творческая).

Для этого необходимо создать формирующие условия для самих родителей, ситуацию их психолого-педагогического сопровождения, через которую появится возможность развивать родительский интеллектуальный и субъектный потенциал «успешного родителя» [61].

 В процессе деятельности «Лаборатории родительского образования» Университета Талантов происходит трансформация подходов к работе с родительской общественностью.

Если на начальном этапе задача «Лаборатории родительского образования» состояла в необходимости привлечь внимание родителей к вопросам сопровождения одаренного ребенка, заинтересовать родителей проблемой его развития и помощи в планировании его карьеры, то сегодня речь идет о создании развивающей среды для формирования успешного, эффективного родителя, способного управлять своими возможностями, а следовательно, выявлять и поддерживать талант своего ребенка на протяжении его жизненного становления [62].

Это и есть основная цель «Лаборатории родительского образования»: сначала в рамках психолого-педагогического сопровождения создать ситуацию продолжающегося развития для родителя, сформировать и укрепить его интеллектуальный, психологический и воспитательный ресурсы, а потом перейти к ситуации управления родительским ресурсом в решении задач поддержки одаренного поколения.

Одновременно целью Лаборатории является формирование из активной группы продвинутых родителей «родительской группы наставников» для поддержки и навигации начинающих родителей Университета Талантов.

Механизм родительского наставничества позволит преодолеть многие трудности начинающих родителей: получить актуальную информацию и необходимые знания, определиться с верным направлением дальнейшего развития, найти эффективные способы решения насущных вопросов, которые способны быстрее привести к конечной цели, открыть новые стороны известных проблем и ситуаций, а главное, получить поддержку, увидеть и оценить собственные успехи и достижения.

Для реализации поставленной цели в «Лаборатории родительского образования» были разработаны следующие направления психолого-педагогического сопровождения родительства:

-          научно-исследовательские и методические разработки для родителей;

-          образовательные программы для родителей;

-          сопровождение индивидуальной траектории развития родителя.

В самом начале организационная работа Лаборатории строилась как последовательность событий: встреча с родителями, обучение их отдельным компетенциям, периодически, через цикл встреч, мотивирование на деятельность; родитель через предоставляемый виртуальный ресурс продолжал самообразовываться, и, таким образом, осуществлялось сопровождение родителя.

Понимая актуальность и необходимость решения задач совершенствования системы сопровождения одаренных и талантливых детей и молодежи, Университет Талантов занимается исследованием и разработкой современных методик и технологий работы с детьми и молодежью. Для этого в Университете Талантов действует временный научно-исследовательский коллектив «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» (ВНИК). ВНИК предлагает материалы по технологиям и методам выявления, развития и сопровождения талантов детей и молодежи в «Библиотеку для родителей» для подготовки наставников и работы с родителями.

Для решения этой задачи «Лаборатория родительского образования» АНО «Казанский открытый университет талантов» проводит специальные образовательные программы для родителей, основная задача которых – обеспечить оптимальную среду для развития родительского сообщества, повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей по обсуждаемой теме. Формат проведения образовательных программ различный: краткосрочные семинары-практикумы, фокус-группы, очные тренинговые программы, специальные образовательные модули для родителей и лидеров родительских сообществ, направленные на развитие у родителей компетенций, необходимых для создания благоприятной среды по формированию и развитию одаренности в семье, а также выявление в сфере родительского образования проблемных вопросов по воспитанию и развитию одаренных детей и молодежи для целевой аудитории (родители).

 Для этого разработано учебно-методическое пособие «Навигатор для родителей по развитию талантов в Республике Татарстан» (2015 год), посвященный актуальным вопросам психологии и педагогики одаренности, воспитания и эффективного родительского поведения, формирования ключевых компетенций. Данный навигатор включает диагностический блок по исследованию способностей, интеллектуальных и личностных качеств одаренного ребенка. В нем описана система профориентации, в том числе вопросы организации возможностей семейной среды для планирования карьеры, и представлена информация о программах государственной поддержки талантливой и одаренной молодежи в Республике Татарстан [63].

 «Навигатор для родителей» (2018 год) – это практическое пособие для тренинговой работы с родителями по вопросам формирования ключевых компетенций, навыков успешной самореализации и оценки достижений одаренного ребенка, формирования навыков саморегуляции и умений справляться с жизненными и профессиональными ориентациями [64].

Также в Университете Талантов разработана программа «Тренинг для родителей», которая включает 10 актуальных тем по проблеме формирования личностных, интеллектуальных и социальных умений у одаренных детей и подростков, каждая тема обязательно включает практическую часть и возможность обсуждения возникающих вопросов/затруднений участников тренинга. Программа может реализовываться полностью, но каждый из блоков программы может проводиться отдельно по конкретному запросу родителей.

Перспектива начатой работы по усилению развивающего эффекта образовательной и тренинговой работы видится нами в разработке и внедрении «Пропедевтического курса для эффективных родителей студентов Университета Талантов». Ведущая идея пропедевтического курса рассматривается как вводный курс в содержание деятельности по выявлению и сопровождению формирования таланта и одаренности ребенка в семье начиная с 7 лет (начало обучения в начальной школе), способствуя формированию готовности родителя к реализации сопровождающей, наставнической деятельности.

Основной пользователь ресурсов «Лаборатории родительского образования» Университета Талантов – родитель. Содержание и направления обучения, возможности сетевого сообщества, качество и содержание онлайн-курсов и мероприятий, дистанционные формы обучения, оценка проводимой Лабораторией работы с родителями и предложения по ее улучшению – все это нацелено именно на родителей.

Проектирование форм и методов работы с родителями, а также содержательная часть ориентированы в первую очередь на пользовательский интерес родителя, его потребность в знаниях, необходимость приобрести конкретные компетенции, включиться в общение с наставниками/педагогами Университета Талантов, активное участие в научных и практических мероприятиях. Именно это учитывается в планировании работы «Лаборатории родительского образования».

Одной из форм участия родителей в оценке работы по поддержке талантливых и одаренных детей является их участие в ежегодно проводимом с 2015 года социологическом исследовании в рамках «Мониторинга доступности мер господдержки и условий самореализации одаренных детей и талантливой молодежи Республики Татарстан».

Важными были ответы на вопросы о потребности одаренного ребенка и подростка в родительской поддержке, о необходимости выстраивания системы работы в триаде ребенок – родитель – наставник, в основе которой будет совместная работа (взаимодействие) по составлению индивидуальной программы развития ребенка, осведомления родителей о наличии различных форм и видов государственной поддержки талантливых детей и молодежи в их городе/населенном пункте, общего понимания личностных предикторов, вносящих весомый вклад в понятие «успешность и востребованность одаренного ребенка».

Основной акцент на вовлечение как можно большего количества родителей в сообщество поддержки одаренных детей сменяется на задачу помочь родителю сформировать свой целостный опыт успешного, эффективного родителя. Для этого нужно спроектировать развивающие условия для самого родителя, позволяющие формировать у него системное, критичное мышление, через систему открытого информирования предоставлять сведения о деятельности Лаборатории, привлекать к участию в мониторинговых исследованиях деятельности Университета Талантов. В этом поможет разработка «Карты индивидуальной траектории развития родителя».

Для формирования развитой личности одаренного ребенка применяется индивидуальный план развития, который является эффективной формой проектирования траектории развития и помогает в решении важных задач планирования траектории будущей карьеры.

Составление «Карты индивидуальной траектории развития родителя» поможет ему разобраться с родительскими мотивами, сформулировать цели и задачи своего развития, определить планы действий по достижению своих целей (что читать, где участвовать, что изменять, как определить свои ресурсы и дефициты, как планировать время), разобраться в многообразии предлагаемых ресурсов, определить желаемый результат и пр.

Таким образом, с момента начала взаимодействия с Лабораторией родитель начнет формировать свой интегрированный, целостный опыт собственной истории развития, а через его проживание – проектировать историю развития своего одаренного ребенка.

 

Заключение

 

Таким образом, феномен психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка родителями еще недостаточно изученное явление и требует разработки своего концепта. Психолого-педагогическое сопровождение одаренности в целом и родителями в частности характеризуется нами как взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности (обучения, воспитания, развития) в лице детей, педагогов, психологов, родителей и включает в себя помощь, поддержку и управление данным процессом как социально-педагогическим явлением.

Феномен психолого-педагогического сопровождения одаренности родителями проявляется в отсутствии необходимого концепта данного явления и процесса.

Нами была сделана попытка интерпретации теории и практики психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой студенческой молодежи на примере деятельности «Лаборатории родительского образования» АНО «Казанский открытый университет талантов» (Университет Талантов 2.0), концепцию и деятельность которой в определенном смысле можно считать социальным концептом данного процесса.

Особое внимание уделено теме взаимодействия с родителями одаренных детей и молодежи по реализации «Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан “Перспектива”» и государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2021 гг.», что позволило сделать вывод о том, что основные положения и направления работы с одаренными детьми базируются на популяризации возможностей развития в Республике Татарстан эффективных коммуникаций с молодежной и родительской аудиториями и ориентированы на воспитательный, обучающий и развивающий ресурсы современных родителей.

Значимость работы заключается в возможности использования концепта психолого-педагогического сопровождения одаренности детей их родителями и трансформации творческого опыта деятельности Университета Талантов 2.0 в работе с родителями как стратегического управления талантами в инновационном развитии Республики Татарстан как субъекта РФ.