Введение
Сегодня в условиях реформирования системы образования в России заметным трендом изменений выступает актуализация экспорта образовательных услуг. Участие России в Болонском процессе позволило выстраивать уровневую систему образования, которая за счет ее выравнивания и соотносимости с зарубежной системой позволяет активизировать академическую мобильность как отечественных, так и иностранных обучающихся. Данные направления сегодня являются ключевыми в управлении образованием. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [1] направлен на улучшение имиджа и повышение конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг. В проекте четко прослеживается необходимость создания системы сопровождения иностранных граждан как на этапе выбора российских образовательных программ, так и на этапе реализации программ профессиональной подготовки. Принятый в рамках национального проекта «Образование» [2] федеральный проект «Экспорт образования» направлен на формирование механизма продвижения российского образования за рубежом, на создание модели многофункциональных студгородков, содействующих повышению качества среды в образовательных организациях. При этом осуществление экспорта образовательных услуг подчиняется требованиям экспортного контроля, осуществление которого нуждается в организационном сопровождении.
Одновременно в российском образовании происходят процессы трансформации (введение новых ФГОС, сопряжение с профстандартами и проч.), которые в том числе требуют учета особенностей иностранных студентов как потребителей образовательных услуг. Все эти процессы актуализируют необходимость совершенствования организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Современный отечественный опыт исследования и реализации организационно-методического сопровождения иностранных студентов в вузе в значительной степени характеризуется сосредоточенностью на отдельных аспектах данного объекта. В частности, необходимо отметить значительное количество исследователей, которые концентрируют свой научный интерес на изучении особенностей социальной адаптации иностранных студентов, факторов, определяющих ее. Л. И. Бутенко [3] раскрывает влияние коммуникативной компетентности и степени поликультурности образовательной среды на особенности и результативность адаптации иностранных студентов. Данный автор говорит о том, что при организации процесса профессиональной подготовки обязательно необходимо учитывать этнокультурные особенности иностранных обучающихся. Е. Б. Попкова [4] анализирует процесс адаптации этой группы студентов в фокусе инкультурации, выявляет этапы этого процесса и его институциональные условия. Б. Б. Степанова [5] на основе анализа существующих проблем и особенностей адаптации иностранных студентов в отечественных вузах типологизирует различные направления процесса адаптации и выделяет несколько ее типов.
Отдельный блок исследований посвящен изучению языковой подготовки иностранных студентов. Например, внимание И. М. Субботиной и Е. Б. Назаренко [6] привлекает анализ принципов и методических особенностей обучения русскому языку. Особо необходимо выделить работы, в которых исследуется преподавание русского языка в рамках профессиональной подготовки по тем направлениям деятельности, центральным компонентом которых является знание русского языка: специалисты в сфере гостиничного бизнеса и туризма (С. Н. Озёрская [7]), филологии (Го Цзинюань [8]) и те, чья трудовая деятельность требует владения профессионально ориентированным языком технического и естественно-научного содержания (И. А. Пугачев [9]).
Исследование процесса профессиональной подготовки иностранных студентов А. А. Булков [10] выстраивает в аспекте выявления критериев и показателей эффективности процесса. Научная деятельность М. В. Журавлевой, О. П. Емельяновой, Н. З. Миличевич, Э. О. Алаводе [11] направлена на выявление и разработку инструментов повышения качества процесса профессиональной подготовки иностранных граждан в вузах. Научный интерес А. А. Масловской [12] вызывают сущность и особенности организации учебного процесса, особенности предметного обучения иностранных студентов.
В современной педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузах. Л. Н. Санникова и А. А. Сурма [13] проводят сравнительный и сущностный анализ понятий «методическое сопровождение» и «организационно-методическое сопровождение», выделяя в качестве признаков исследуемого нами понятия, позволяющих отличать организационно-методическое сопровождение от методического, непрерывность и спланированность, направленность на предотвращение трудностей или освоение нового. В. Г. Решетников [14] предлагает понимать организационно-методическое сопровождение как целостную, системно организованную деятельность, целью которой является создание условий для обеспечения и сопровождения базового педагогического процесса, а также как «управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования». А. С. Воронин [15] понимает под термином «организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки студентов» систему, состоящую из трех компонентов: нормативно-правовой базы, требований ФГОС и программно-методического обеспечения. М. В. Семенов [16] анализирует различные сущностные особенности организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки, отмечая, что одновременно данный феномен можно рассматривать в качестве процесса, системы и комплекса условий, а также как целую совокупность направлений деятельности, приводящих к запланированному образовательному результату.
Исследуемая нами тема не менее актуальна для западных стран – активных участников международного рынка образовательных услуг. Н. M. Мартиросян, Р. M. Бустамэнтианд и Д. П. Саксон [17] рассматривают вопрос сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в комплексе психологической, социально-культурной и педагогической поддержки. При этом исследование социальной адаптации иностранных студентов является дополняющим основной процесс – освоение образовательной программы. В этом ключе главной целью сопровождения выступает академическая адаптация иностранных студентов. Авторы статьи рассматривают некоторые организационные формы и действующие практики, содействующие поддержке профессионального обучения иностранных студентов. Среди таких практик выделяются программы по академической, языковой поддержке, развитию карьеры, профессиональному развитию и психологической поддержке. К. С. Викулло [18] концентрирует свое внимание на изучении процесса вовлеченности иностранных студентов в профессиональное обучение, анализирует существующие исследования в данной сфере. Она особо выделяет поведенческий аспект вовлечения иностранных студентов в образовательную деятельность, важную роль в котором играет процесс управления и организации деятельности иностранных студентов. Автор рассматривает методы и инструменты интеграции обучающихся из других стран в образовательную и внеучебную деятельность, подтверждает результативность их использования для профессионального становления обучающихся.
Сегодня Китай является одним из активных экспортеров образовательных услуг. Это свидетельствует о значительном опыте реализации образовательных программ профессионального образования для иностранных студентов и их сопровождения. Китайские исследователи отмечают, что сегодня высшие учебные заведения становятся активными участниками рыночных процессов и превращаются из «сообщества знаний» в «менеджеров знаний». Это актуализирует необходимость повышения качества образования и потребность адаптации образовательных услуг под социальные запросы общества [19]. Так, в работе коллектива авторов под руководством Цзян Сухуа [20] анализируются четыре исторически сложившиеся в Китае модели организационно-методического сопровождения профессионального образования иностранных студентов в вузах, выделяются структурные элементы систем сопровождения и их основные функции, выявляются достоинства и недостатки этих моделей. Вне зависимости от структуры существующих систем сопровождения иностранных студентов авторы выделяют основные направления организационно-методического сопровождения профессионального обучения иностранных студентов и сопутствующих процессов. К таковым они относят: сопровождение учебного процесса, управление процессом профессиональной подготовки иностранных студентов в целом, социально-культурную деятельность и социально-бытовую адаптацию. При этом исследователями отмечается актуальная потребность в изучении механизмов сопровождения профессиональной подготовки, условий адаптации иностранных студентов, законов и принципов развития системы сопровождения данной категории обучающихся.
У Лин и Лэй Вэй [21] анализируют «интегрированную» модель обучения иностранных студентов в Китае, реализуемую в рамках совместных образовательных программ с иностранными государствами, выделяют три ее разновидности в зависимости от степени владения иностранными студентами языком преподавания. Исследователи анализируют базовые принципы, реализация которых позволила преодолеть ограничения отечественной модели обучения и с большей, по мнению авторов, степенью результативности трансформироваться в направлении открытости профессионального обучения для иностранных студентов. В качестве элементов данной системы ученые анализируют особенности учебного плана и обучения, организации научно-исследовательской работы и практики, руководства наставника, микроклимата академической среды.
Таким образом, для зарубежных исследователей характерен комплексный подход к вопросу рассмотрения организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов, в то время как отечественные ученые концентрируют свой научный интерес на отдельных аспектах изучаемой нами проблематики. Несмотря на значительное количество научных работ, посвященных изучению тех или иных аспектов профессиональной подготовки иностранных студентов и ее организационно-методическому сопровождению, существует дефицит комплексных исследований, позволяющих устранить противоречие между усиливающимися процессами академической мобильности и интеграции отечественных вузов в мировое образовательное пространство и недостаточно сформированной системой организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов.
Методологическая база исследования
Для реализации организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в современных изменяющихся условиях необходима разработка нового системного подхода к изучению данного объекта. Значительный потенциал в научном исследовании педагогических феноменов имеет метод моделирования. С одной стороны, моделирование позволяет опосредованно проводить изучение объекта. Это становится возможным посредством анализа, осмысления отдельных элементов существующего процесса или явления и последующего упорядочивания в определенную систему, которая имитирует реальную, отражая весь комплекс присущих ей характеристик, принципов, внутренних связей и функций. Одновременно использование метода моделирования позволяет схематично и обобщенно воспроизвести структуру анализируемого объекта, совокупность его характеристик, взаимосвязей между его компонентами [22]. Модель предстает отражением наиболее существенных качеств, признаков, свойств и отношений моделируемого процесса или явления [23]. При этом создаваемые модели призваны адекватно отображать объект исследования и одновременно замещать его, позволяя при этом при изучении созданной модели получать новую информацию [24]. Среди сущностных особенностей педагогической модели Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева [25] отмечают ее системность, наличие сходства с оригиналом, наличие определенных отличий от оригинала, способность замещать оригинал в определенных отношениях в процессе исследования, возможность генерации нового знания об оригинале в процессе изучения. А. М. Новиков и Д. А. Новиков [26] в качестве основных требований к свойствам педагогической модели выделяют: ингерентность, то есть согласованность модели с образовательной средой, простоту, адекватность, обеспечивающую возможность достижения поставленной педагогической цели.
Моделирование выполняет не только дескриптивную функцию, реализация которой состоит в абстрагировании и объяснении существующих процессов и феноменов. Немаловажное значение для педагогических исследований имеет прогностическая функция, позволяющая предсказывать будущие качества и возможные состояния моделируемых объектов, и нормативная функция, которая заключается в построении нормативного образа существующего процесса или явления [27].
Одним из наиболее распространенных типов педагогических моделей является структурно-функциональная модель, которая позволяет анализировать и выявлять сущностные связи и отношения между компонентами системного целого [28]. Вслед за учеными Е. В. Мошкиной [29] и О. Е. Лебедевым [30] можно выделить следующие этапы построения модели: выбор методологической основы; определение дидактической цели моделирования; выделение основных структурных компонентов моделируемого феномена, выявление выполняемых ими функций и существующих связей; апробация модели путем опытно-экспериментального исследования, анализ результатов.
Особое значение имеет построение инвариантных моделей. Инвариантность модели обеспечивает ее большую стабильность и устойчивость. Во многом это достигается стереотипизацией, которая обусловливает определенную независимость от внешних воздействий [31]. Структура инвариантной модели направлена на сохранение существующих тенденций, стремится к порядку и преемственности, интегративности и конвергенции процессов.
Результаты исследования
При моделировании организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе мы подошли к структурно-функциональной модели, которая, с одной стороны, позволяет понимать профессиональную подготовку как совокупность последовательных этапов, с другой стороны, схематично представить исследуемый феномен как совокупность функционально связанных и взаимообусловленных компонентов.
Построение инвариантной модели организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе позволяет решить комплекс задач:
а) анализ, осмысление, систематизация, выявление компонентов организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе, наиболее емко отражающих его содержание;
б) оптимизация организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе;
в) разработка инструментального и технологического наполнения этапов организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.
При моделировании организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе мы опирались на следующие теоретико-методологические предпосылки:
– организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе является процессом, сопутствующим и создающим условия для более качественного и результативного протекания базового процесса профессиональной подготовки указанной группы обучающихся;
– организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе имеет многосубъектную и многофакторную природу, что требует учета специфических характеристик всех субъектов педагогического процесса и сущностных, нормативно-правовых, методических и средовых компонентов сопровождаемого процесса;
– организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе является динамическим и протяженным во времени процессом, постоянно нуждающимся в мониторинге и адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям;
– организационно-методическое сопровождение выступает отдельным структурным компонентом практики управления образованием.
Теоретическую основу моделирования организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе составили следующие концептуальные идеи.
Мы понимаем модель организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе как теоретически выстроенную совокупность представлений о структуре этой системы, о направлениях, формах и инструментах воздействия на субъект сопровождения, ее вариативность и изменчивость в зависимости от изменений внешней среды, о способах обеспечения достижения целей профессиональной подготовки, поддержания работоспособности системы и ее эффективности.
Создание инвариантной модели организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе имеет особое значение. Универсальность данной модели позволит реализовывать ее в условиях любой образовательной организации.
Создание инвариантной модели исследуемого процесса обусловлено наличествующими поисками и объективно существующими потребностями нахождения новых путей, способов и форм организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.
Использование метода моделирования при исследовании организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе обусловлено тем, что он позволяет учитывать системные требования к организации и реализации процесса профессиональной подготовки, а также индивидуальные особенности всех субъектов образовательного процесса: иностранных студентов, студентов принимающей страны, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административный персонал. Достоинство разработки инвариантной модели состоит в том, что она уникальна и действенна при реализации образовательных программ разного профиля и содержания и не зависит от национально-культурных и социально-психологических особенностей обучающихся.
Модель организационно-методического сопровождения
профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе
Наименование этапа профессиональной подготовки |
Цели этапа |
Содержание деятельности |
Инструменты, технологии |
|||
Довузовский этап |
Обеспечение количества контингента ИС |
Информирование, консультирование |
Сайт ОО, информационные буклеты |
|||
Обеспечение качества контингента ИС |
Диагностика, профориентация, консультирование, оценка готовности ИГ к освоению ОП |
Диагностические методики
|
||||
Этап приема ИС в вуз |
Обеспечение соблюдения Порядка приема и федерального законодательства в сфере регулирования пребывания ИГ в РФ |
Обеспечение экспортного контроля, прием документов, вступительные испытания
|
Правила приема, Положение об экспортном контроле, инструкции по приему ИГ на программы ВО |
|||
Профессиональная подготовка |
Основные процессы |
Учебная деятельность |
Аудиторная подготовка |
Создание и обеспечение условий для усвоения содержания ОП |
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, активизация учебного процесса, учет индивидуальных особенностей иностранных студентов |
Образовательная программа УМОД
|
Внеаудиторная подготовка |
Создание и обеспечение условий для реализации самостоятельной работы ИГ |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ИС |
||||
Практики (учебная, производственная, преддипломная) |
Содействие приобретению и закреплению практических навыков профессиональной деятельности |
Учебно-методическое обеспечение практики, НИРС и ГИА, методические рекомендации для руководителей практики, НИРС и ГИА |
||||
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) |
||||||
Государственная итоговая аттестация (выпускная квалификационная работа) |
||||||
Сопутствующие процессы |
Социальная адаптация |
Создание и обеспечение условий для комфортного пребывания |
Информирование, навигация, студенческое тьюторство |
Информационные материалы, адаптационные методики и тренинги |
||
Культурная адаптация |
Создание и обеспечение условий для интериоризации национальных и культурных ценностей |
Информирование, навигация, социокультурные тренинги, совместные мероприятия |
||||
Внеучебная деятельность |
Создание условий для всестороннего развития гармоничной личности |
Информирование, консультация, картирование, навигация, клубная (секционная) работа по интересам |
||||
Трудоустройство |
Создание условий для трудоустройства выпускников |
Мониторинг рынка услуг, организация стажировок, участие работодателей в проектировании ОП |
База данных вакансий и резюме |
Инвариантная структурно-функциональная модель организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе состоит из следующих компонентов:
– целевой компонент – триединство целей социального заказа, целей образовательной организации и индивидуального образовательного запроса иностранного студента;
– содержательно-процессуальный, отображающий совокупность видов деятельности, приоритетных ценностей, требований к реализации профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе;
– инструментально-технологический, конкретизирующий способы оптимальной реализации субъектно-деятельностных условий профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.
Эффективность реализации данной модели определяется следующими педагогическими условиями:
1) субъектно-деятельностные, направленные на формирование и повышение готовности иностранных студентов к освоению образовательной программы высшего образования и степени социальной, культурной, учебной и профессиональной адаптации;
2) организационно-средовые, призванные обеспечить готовность принимающей педагогической среды и ее субъектов к реализации процесса профессиональной подготовки иностранных студентов, сформировать систему организационных структур по обеспечению и сопровождению данного процесса и проработать инструменты и технологии сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе;
3) организационно-методические, нацеленные на сопровождение формирования компетенций всех субъектов педагогического процесса профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.
Заключение
Таким образом, профессиональная подготовка понимается нами как активный личностно ориентированный процесс формирования у потребителя образовательной услуги компетенций как комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, состоящий в личностном преобразовании и развитии в соответствии с требованиями осваиваемой профессиональной деятельности. Организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе – это организованный управленческий процесс по обеспечению качества и эффективности основного образовательного процесса, субъектами которого являются обучающиеся с разными национально-культурными особенностями.
Моделирование позволяет представить организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. При этом обеспечивает одновременный учет общесистемных требований, нормативно-правовой базы, индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса, внешних и внутренних факторов.
Достоинство разработанной модели – ее универсальность и действенность вне зависимости от профиля (направленности) образовательной программы, ее содержания. Кроме того, она позволяет учитывать национально-культурные и социально-психологические особенности разных групп иностранных студентов. Модель не фокусируется на отдельном этапе или структурном компоненте профессиональной подготовки, она комплексно и системно демонстрирует моделируемый педагогический феномен.