Full text

Введение

 

Сегодня в условиях реформирования системы образования в России заметным трендом изменений выступает актуализация экспорта образовательных услуг. Участие России в Болонском процессе позволило выстраивать уровневую систему образования, которая за счет ее выравнивания и соотносимости с зарубежной системой позволяет активизировать академическую мобильность как отечественных, так и иностранных обучающихся. Данные направления сегодня являются ключевыми в управлении образованием. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [1] направлен на улучшение имиджа и повышение конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг. В проекте четко прослеживается необходимость создания системы сопровождения иностранных граждан как на этапе выбора российских образовательных программ, так и на этапе реализации программ профессиональной подготовки. Принятый в рамках национального проекта «Образование» [2] федеральный проект «Экспорт образования» направлен на формирование механизма продвижения российского образования за рубежом, на создание модели многофункциональных студгородков, содействующих повышению качества среды в образовательных организациях. При этом осуществление экспорта образовательных услуг подчиняется требованиям экспортного контроля, осуществление которого нуждается в организационном сопровождении.

Одновременно в российском образовании происходят процессы трансформации (введение новых ФГОС, сопряжение с профстандартами и проч.), которые в том числе требуют учета особенностей иностранных студентов как потребителей образовательных услуг. Все эти процессы актуализируют необходимость совершенствования организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Современный отечественный опыт исследования и реализации организационно-методического сопровождения иностранных студентов в вузе в значительной степени характеризуется сосредоточенностью на отдельных аспектах данного объекта. В частности, необходимо отметить значительное количество исследователей, которые концентрируют свой научный интерес на изучении особенностей социальной адаптации иностранных студентов, факторов, определяющих ее. Л. И. Бутенко [3] раскрывает влияние коммуникативной компетентности и степени поликультурности образовательной среды на особенности и результативность адаптации иностранных студентов. Данный автор говорит о том, что при организации процесса профессиональной подготовки обязательно необходимо учитывать этнокультурные особенности иностранных обучающихся. Е. Б. Попкова [4] анализирует процесс адаптации этой группы студентов в фокусе инкультурации, выявляет этапы этого процесса и его институциональные условия. Б. Б. Степанова [5] на основе анализа существующих проблем и особенностей адаптации иностранных студентов в отечественных вузах типологизирует различные направления процесса адаптации и выделяет несколько ее типов.    

Отдельный блок исследований посвящен изучению языковой подготовки иностранных студентов. Например, внимание И. М. Субботиной и Е. Б. Назаренко [6] привлекает анализ принципов и методических особенностей обучения русскому языку. Особо необходимо выделить работы, в которых исследуется преподавание русского языка в рамках профессиональной подготовки по тем направлениям деятельности, центральным компонентом которых является знание русского языка: специалисты в сфере гостиничного бизнеса и туризма (С. Н. Озёрская [7]), филологии (Го Цзинюань [8]) и те, чья трудовая деятельность требует владения профессионально ориентированным языком технического и естественно-научного содержания (И. А. Пугачев [9]).

Исследование процесса профессиональной подготовки иностранных студентов А. А. Булков [10] выстраивает в аспекте выявления критериев и показателей эффективности процесса. Научная деятельность М. В. Журавлевой, О. П. Емельяновой, Н. З. Миличевич, Э. О. Алаводе [11] направлена на выявление и разработку инструментов повышения качества процесса профессиональной подготовки иностранных граждан в вузах. Научный интерес А. А. Масловской [12] вызывают сущность и особенности организации учебного процесса, особенности предметного обучения иностранных студентов. 

В современной педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузах. Л. Н. Санникова и А. А. Сурма [13] проводят сравнительный и сущностный анализ понятий «методическое сопровождение» и «организационно-методическое сопровождение», выделяя в качестве признаков исследуемого нами понятия, позволяющих отличать организационно-методическое сопровождение от методического,  непрерывность и спланированность, направленность на предотвращение трудностей или освоение нового. В. Г. Решетников [14] предлагает понимать организационно-методическое сопровождение как целостную, системно организованную деятельность, целью которой является создание условий для обеспечения и сопровождения базового педагогического процесса, а также как «управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования». А. С. Воронин [15] понимает под термином «организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки студентов» систему, состоящую из трех компонентов: нормативно-правовой базы, требований ФГОС и программно-методического обеспечения. М. В. Семенов [16] анализирует различные сущностные особенности организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки, отмечая, что одновременно данный феномен можно рассматривать в качестве процесса, системы и комплекса условий, а также как целую совокупность направлений деятельности, приводящих к запланированному образовательному результату. 

Исследуемая нами тема не менее актуальна для западных стран – активных участников международного рынка образовательных услуг. Н. M. Мартиросян, Р. M. Бустамэнтианд и Д. П. Саксон [17] рассматривают вопрос сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в комплексе психологической, социально-культурной и педагогической поддержки. При этом исследование социальной адаптации иностранных студентов является дополняющим основной процесс – освоение образовательной программы. В этом ключе главной целью сопровождения выступает академическая адаптация иностранных студентов. Авторы статьи рассматривают некоторые организационные формы и действующие практики, содействующие поддержке профессионального обучения иностранных студентов. Среди таких практик выделяются программы по академической, языковой поддержке, развитию карьеры, профессиональному развитию и психологической поддержке. К. С. Викулло [18] концентрирует свое внимание на изучении процесса вовлеченности иностранных студентов в профессиональное обучение, анализирует существующие исследования в данной сфере. Она особо выделяет поведенческий аспект вовлечения иностранных студентов в образовательную деятельность, важную роль в котором играет процесс управления и организации деятельности иностранных студентов. Автор рассматривает методы и инструменты интеграции обучающихся из других стран в образовательную и внеучебную деятельность, подтверждает результативность их использования для профессионального становления обучающихся. 

Сегодня Китай является одним из активных экспортеров образовательных услуг. Это свидетельствует о значительном опыте реализации образовательных программ профессионального образования для иностранных студентов и их сопровождения. Китайские исследователи отмечают, что сегодня высшие учебные заведения становятся активными участниками рыночных процессов и превращаются из «сообщества знаний» в «менеджеров знаний». Это актуализирует необходимость повышения качества образования и потребность адаптации образовательных услуг под социальные запросы общества [19]. Так, в работе коллектива авторов под руководством Цзян Сухуа [20] анализируются четыре исторически сложившиеся в Китае модели организационно-методического сопровождения профессионального образования иностранных студентов в вузах, выделяются структурные элементы систем сопровождения и их основные функции, выявляются достоинства и недостатки этих моделей. Вне зависимости от структуры существующих систем сопровождения иностранных студентов авторы выделяют основные направления организационно-методического сопровождения профессионального обучения иностранных студентов и сопутствующих процессов. К таковым они относят: сопровождение учебного процесса, управление процессом профессиональной подготовки иностранных студентов в целом, социально-культурную деятельность и социально-бытовую адаптацию. При этом исследователями отмечается актуальная потребность в изучении механизмов сопровождения профессиональной подготовки, условий адаптации иностранных студентов, законов и принципов развития системы сопровождения данной категории обучающихся.  

У Лин и Лэй Вэй [21] анализируют «интегрированную» модель обучения иностранных студентов в Китае, реализуемую в рамках совместных образовательных программ с иностранными государствами, выделяют три ее разновидности в зависимости от степени владения иностранными студентами языком преподавания. Исследователи анализируют базовые принципы, реализация которых позволила преодолеть ограничения отечественной модели обучения и с большей, по мнению авторов, степенью результативности трансформироваться в направлении открытости профессионального обучения для иностранных студентов. В качестве элементов данной системы ученые анализируют особенности учебного плана и обучения, организации научно-исследовательской работы и практики, руководства наставника, микроклимата академической среды.

Таким образом, для зарубежных исследователей характерен комплексный подход к вопросу рассмотрения организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов, в то время как отечественные ученые концентрируют свой научный интерес на отдельных аспектах изучаемой нами проблематики. Несмотря на значительное количество научных работ, посвященных изучению тех или иных аспектов профессиональной подготовки иностранных студентов и ее организационно-методическому сопровождению, существует дефицит комплексных исследований, позволяющих устранить противоречие между усиливающимися процессами академической мобильности и интеграции отечественных вузов в мировое образовательное пространство и недостаточно сформированной системой организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов.

 

Методологическая база исследования

 

Для реализации организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в современных изменяющихся условиях необходима разработка нового системного подхода к изучению данного объекта. Значительный потенциал в научном исследовании педагогических феноменов имеет метод моделирования. С одной стороны, моделирование позволяет опосредованно проводить изучение объекта. Это становится возможным посредством анализа, осмысления отдельных элементов существующего процесса или явления и последующего упорядочивания в определенную систему, которая имитирует реальную, отражая весь комплекс присущих ей характеристик, принципов, внутренних связей и функций. Одновременно использование метода моделирования позволяет схематично и обобщенно воспроизвести структуру анализируемого объекта, совокупность его характеристик, взаимосвязей между его компонентами [22]. Модель предстает отражением наиболее существенных качеств, признаков, свойств и отношений моделируемого процесса или явления [23]. При этом создаваемые модели призваны адекватно отображать объект исследования и одновременно замещать его, позволяя при этом при изучении созданной модели получать новую информацию [24]. Среди сущностных особенностей педагогической модели Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева [25] отмечают ее системность, наличие сходства с оригиналом, наличие определенных отличий от оригинала, способность замещать оригинал в определенных отношениях в процессе исследования, возможность генерации нового знания об оригинале в процессе изучения. А. М. Новиков и Д. А. Новиков [26] в качестве основных требований к свойствам педагогической модели выделяют: ингерентность, то есть согласованность модели с образовательной средой, простоту, адекватность, обеспечивающую возможность достижения поставленной педагогической цели.

Моделирование выполняет не только дескриптивную функцию, реализация которой состоит в абстрагировании и объяснении существующих процессов и феноменов. Немаловажное значение для педагогических исследований имеет прогностическая функция, позволяющая предсказывать будущие качества и возможные состояния моделируемых объектов, и нормативная функция, которая заключается в построении нормативного образа существующего процесса или явления [27].

Одним из наиболее распространенных типов педагогических моделей является структурно-функциональная модель, которая позволяет анализировать и выявлять сущностные связи и отношения между компонентами системного целого [28]. Вслед за учеными Е. В. Мошкиной [29] и О. Е. Лебедевым [30] можно выделить следующие этапы построения модели: выбор методологической основы; определение дидактической цели моделирования; выделение основных структурных компонентов моделируемого феномена, выявление выполняемых ими функций и существующих связей; апробация модели путем опытно-экспериментального исследования, анализ результатов.

Особое значение имеет построение инвариантных моделей. Инвариантность модели обеспечивает ее большую стабильность и устойчивость. Во многом это достигается стереотипизацией, которая обусловливает определенную независимость от внешних воздействий [31]. Структура инвариантной модели направлена на сохранение существующих тенденций, стремится к порядку и преемственности, интегративности и конвергенции процессов. 

 

Результаты исследования

 

При моделировании организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе мы подошли к структурно-функциональной модели, которая, с одной стороны, позволяет понимать профессиональную подготовку как совокупность последовательных этапов, с другой стороны, схематично представить исследуемый феномен как совокупность функционально связанных и взаимообусловленных компонентов.

Построение инвариантной модели организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе позволяет решить комплекс задач:

а) анализ, осмысление, систематизация, выявление компонентов организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе, наиболее емко отражающих его содержание;

б) оптимизация организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе;

в) разработка инструментального и технологического наполнения этапов организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.

При моделировании организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе мы опирались на следующие теоретико-методологические предпосылки:

– организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе является процессом, сопутствующим и создающим условия для более качественного и результативного протекания базового процесса профессиональной подготовки указанной группы обучающихся; 

– организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе имеет многосубъектную и многофакторную природу, что требует учета специфических характеристик всех субъектов педагогического процесса и сущностных, нормативно-правовых, методических и средовых компонентов сопровождаемого процесса;

– организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе является динамическим и протяженным во времени процессом, постоянно нуждающимся в мониторинге и адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям;

– организационно-методическое сопровождение выступает отдельным структурным компонентом практики управления образованием.

Теоретическую основу моделирования организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе составили следующие концептуальные идеи.

Мы понимаем модель организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе как теоретически выстроенную совокупность представлений о структуре этой системы, о направлениях, формах и инструментах воздействия на субъект сопровождения, ее вариативность и изменчивость в зависимости от изменений внешней среды, о способах обеспечения достижения целей профессиональной подготовки, поддержания работоспособности системы и ее эффективности.

Создание инвариантной модели организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе имеет особое значение. Универсальность данной модели позволит реализовывать ее в условиях любой образовательной организации.

Создание инвариантной модели исследуемого процесса обусловлено наличествующими поисками и объективно существующими потребностями нахождения новых путей, способов и форм организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.

Использование метода моделирования при исследовании организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе обусловлено тем, что он позволяет учитывать системные требования к организации и реализации процесса профессиональной подготовки, а также индивидуальные особенности всех субъектов образовательного процесса: иностранных студентов, студентов принимающей страны, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административный персонал. Достоинство разработки инвариантной модели состоит в том, что она уникальна и действенна при реализации образовательных программ разного профиля и содержания и не зависит от национально-культурных и социально-психологических особенностей обучающихся.

 

Модель организационно-методического сопровождения

профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе

 

Наименование этапа

профессиональной подготовки

Цели этапа

Содержание деятельности

Инструменты, технологии

Довузовский этап

Обеспечение количества контингента ИС

Информирование, консультирование

Сайт ОО, информационные буклеты

Обеспечение качества контингента ИС

Диагностика, профориентация, консультирование, оценка готовности ИГ к освоению ОП

Диагностические методики

 

 

Этап приема ИС в вуз

Обеспечение соблюдения Порядка приема и федерального законодательства в сфере регулирования пребывания ИГ в РФ

Обеспечение экспортного контроля, прием документов, вступительные испытания

 

Правила приема, Положение об экспортном контроле, инструкции по приему ИГ на программы ВО

Профессиональная подготовка

Основные процессы

Учебная деятельность

Аудиторная подготовка

Создание и обеспечение условий для усвоения содержания ОП

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, активизация учебного процесса, учет индивидуальных особенностей иностранных студентов

Образовательная программа

УМОД

 

Внеаудиторная подготовка

Создание и обеспечение условий для реализации самостоятельной работы ИГ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ИС

Практики (учебная, производственная, преддипломная)

Содействие приобретению и закреплению практических навыков профессиональной деятельности 

Учебно-методическое обеспечение практики, НИРС и ГИА, методические рекомендации для руководителей практики, НИРС и ГИА  

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

Государственная итоговая аттестация (выпускная квалификационная работа)

Сопутствующие процессы

Социальная адаптация

Создание и обеспечение условий для комфортного пребывания 

Информирование, навигация, студенческое тьюторство

Информационные материалы, адаптационные методики и тренинги

Культурная адаптация

Создание и обеспечение условий для интериоризации национальных и культурных ценностей

Информирование, навигация, социокультурные тренинги, совместные мероприятия

Внеучебная деятельность

Создание условий для всестороннего развития гармоничной личности

Информирование, консультация, картирование, навигация, клубная (секционная) работа по интересам

Трудоустройство

Создание условий для трудоустройства выпускников

Мониторинг рынка услуг, организация стажировок, участие работодателей в проектировании ОП

База данных вакансий и резюме

 

Инвариантная структурно-функциональная модель организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе состоит из следующих компонентов:

– целевой компонент – триединство целей социального заказа, целей образовательной организации и индивидуального образовательного запроса иностранного студента;

– содержательно-процессуальный, отображающий совокупность видов деятельности, приоритетных ценностей, требований к реализации профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе;

– инструментально-технологический, конкретизирующий способы оптимальной реализации субъектно-деятельностных условий профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе.

Эффективность реализации данной модели определяется следующими педагогическими условиями:

1) субъектно-деятельностные, направленные на формирование и повышение готовности иностранных студентов к освоению образовательной программы высшего образования и степени социальной, культурной, учебной и профессиональной адаптации;

2) организационно-средовые, призванные обеспечить готовность принимающей педагогической среды и ее субъектов к реализации процесса профессиональной подготовки иностранных студентов, сформировать систему организационных структур по обеспечению и сопровождению данного процесса и проработать инструменты и технологии сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе; 

3) организационно-методические, нацеленные на сопровождение формирования компетенций всех субъектов педагогического процесса профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. 

 

Заключение

 

Таким образом, профессиональная подготовка понимается нами как активный личностно ориентированный процесс формирования у потребителя образовательной услуги компетенций как комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, состоящий в личностном преобразовании и развитии в соответствии с требованиями осваиваемой профессиональной деятельности. Организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе – это организованный управленческий процесс по обеспечению качества и эффективности основного образовательного процесса, субъектами которого являются обучающиеся с разными национально-культурными особенностями.

Моделирование позволяет представить организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. При этом обеспечивает одновременный учет общесистемных требований, нормативно-правовой базы, индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса, внешних и внутренних факторов.

Достоинство разработанной модели – ее универсальность и действенность вне зависимости от профиля (направленности) образовательной программы, ее содержания. Кроме того, она позволяет учитывать национально-культурные и социально-психологические особенности разных групп иностранных студентов. Модель не фокусируется на отдельном этапе или структурном компоненте профессиональной подготовки, она комплексно и системно демонстрирует моделируемый педагогический феномен.