Речевое дыхание у детей с дизартрией развивается патологически, что объясняется органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. В процессе речи у детей со стертой дизартрией отмечаются такие особенности, как неконтролируемые задержки дыхания, чрезмерное напряжение мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи [1]. Произнесение отдельных слов может происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Фонационное дыхание при дизартрии характеризуется слабостью мускулатуры, участвующей в процессе дыхания и малым объемом легких [2]. У дошкольников этой категории превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч. Дети этой категории не умеют рационально расходовать речевой выдох и добирают в процессе речевого высказывания [3]. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. В момент речи оно часто учащено. При этом активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе [4]. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Таким образом, показана работа над развитием объема легких при дизартрии и формированием грудобрюшного типа дыхания, что даст основу для дальнейшего развития речевого дыхания [5].
Особенности речевого дыхания рассматривали в качестве особой системы психомоторных реакций, тесно связанных с развитием речи, Д. К. Вильсон, А. П. Зильбер, А. Г. Хрипкова и др.
Изучение нарушений фонематического слуха у детей со стертой формой дизартрии получило свою разработку в исследованиях Р. Е. Левиной. Также особенности развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией отмечала Л. В. Лопатина. Кроме того, отсутствие временных соотнесений фазы выдоха и выполнения артикуляторной программы устного высказывания исследовала Е. С. Алмазова.
Тем не менее изучение роли речевого дыхания в развитии и предупреждении нарушений звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии является недостаточным, несмотря на то что имеющиеся научные данные однозначно говорят о необходимости правильного речевого дыхания для речевого развития детей [6]. Так, в частности, ведущую роль речевого дыхания для формирования полноценного звукопроизношения и развития речевого слуха подчеркивает в своих трудах А. Г. Ипполитова. В то же время вопросами речевого выдоха занимались такие исследователи, как М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина и др.
Также концепцию гармоничного диалога с выделением характерных для него черт в виде рисунка речи, тембра и глубины, что напрямую зависит от речевого дыхания, выделяет К. Краун на основе исследований речевого поведения, которым занимался Элиот Чеппл. Он объяснял проблемы речевого дыхания в диалоге с позиции психологии, отмечая, что степень близости собеседников, а также их личностные качества открыто проявляются в особенностях такого психофизиологического процесса, как фонационное дыхание, которое корректируется только путем самоконтроля [7].
Однако имеющихся в настоящее время сведений по проблеме формирования у старших дошкольников со стертой формой дизартрии речевого дыхания посредством упражнений недостаточно. Следовательно, данная проблема является актуальной и значимой по сей день. Для формирования у старших дошкольников речевого дыхания требуется проведение регулярной логопедической работы. В структуру занятий надо включать различные упражнения как на речевом, так и на неречевом материале [8]. Важно включать в структуру занятия упражнения в статике и динамике. Нужно учить детей верно делать паузы между словами, экономно расходовать воздух.
Первоначальное обследование речевого дыхания у дошкольников с дизартрией и их сверстников с нормально развивающейся речью осуществляется по четырем диагностическим блокам, отмеченным в табл. 1.
Таблица 1
Направления работы на констатирующем этапе педагогического эксперимента
Номер |
Назначение блока |
Кол-во заданий |
1 |
Определение типа дыхания |
2 |
2 |
Определение умения дифференцировать ротовое и носовое дыхание |
4 |
3 |
Определение целенаправленности и силы воздушной струи |
3 |
4 |
Определение особенностей фонационного дыхания |
4 |
В первую очередь необходимо подготовить условия для проведения обследования. Эксперимент проводится в хорошо проветренном, теплом, чистом помещении. Дети должны быть одеты в свободную одежду, не стесняющую движений, и должен пройти минимум час после последнего приема пищи. Методом наблюдения определяются особенности дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяется характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом. Далее идет работа по исследованию способности дифференцировать ротовой и носовой выдох, силы и целенаправленности воздушной струи и определению особенностей фонационного дыхания.
Блок 1. Определение типа дыхания
Обследование детей по этому блоку проводится в кабинете логопеда с использованием кушетки, так как горизонтальное положение испытуемого позволяет сделать более точные выводы по типу его дыхания. Доминирующий тип дыхания определяется визуально и тактильно в процессе различных экспериментальных ситуаций: в положении лежа с мягкой игрушкой, положенной на живот, в положении сидя и стоя.
С каждым ребенком данное задание проводится трижды, и выбирается лучший результат.
Критерии оценок этого блока разделяются от 1 балла (поверхностное дыхание) до 4 баллов (грудобрюшное дыхание).
Блок 2. Исследование уровня сформированности у детей ротового выдоха
Задание № 2, направленное на исследование умения дифференцировать ротовое и носовое дыхание, показывает, насколько успешно дети различают виды дыхания, умеют ли быстро перестраиваться с одного дыхания на другое.
Оценки по этому блоку разделяются от 1 балла (не дифференцирует) до 4 баллов (без ошибок дифференцирует).
Блок 3. Исследование уровня сформированности у детей
дифференцированного вдоха и выдоха ртом и носом
Задание № 3, направленное на определение целенаправленности воздушной струи, показывает, насколько точно дети подбирают ту или иную артикуляционную позицию для определенной цели (задуй свечу, задуй шарик в ворота и т. д.).
Задание № 4, целью которого является определение силы воздушной струи у детей без речевой патологии и их сверстников с дизартрией, направлено на способность определения у ребенка способности регулировать силу выдыхаемой воздушной струи посредством таких заданий, как «надуй большой мыльный пузырь» или «задуй свечу».
Так же как и в предыдущих заданиях, результаты оцениваются по критериям от 1 (воздушная струя слабая, аритмичная) до 4 (воздушная струя сильная) баллов.
Блок 4. Исследование уровня сформированности у детей фонационного дыхания
Задание № 5, направленное на исследование особенностей фонационного дыхания у групп дошкольников без речевой патологии и с дизартрией, показывает, насколько целесообразно дети используют выдыхаемый воздух в устной речи. Используются упражнения на основе речевого материала с наращиванием слов. Сначала детям предлагается на одном выдохе протянуть слог, слово, короткое предложение. Потом, также на одном выдохе, пересчитать дни недели.
Критерии оценок по данному заданию такие же: от 1 (фонационное дыхание недостаточно сформировано) до 4 (фонационное дыхание сформировано в пределах возрастной нормы) баллов.
После проведения диагностики по четырем блокам делается общий вывод на основе средних показателей детей.
По результатам заданий детям присваиваются уровни сформированности речевого дыхания: высокий, хороший, средний и низкий.
Высокий уровень сформированности речевого дыхания. При вдохе не отмечается напряжения мышц шеи, рук, груди. Плечи и ключицы не поднимаются в момент вдоха, а при выдохе не опускаются. Дышат свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох длительный, плавный. На одном выдохе ребенок произносит 3–4 слова. Слова произносятся слитно. В длинных предложениях между смысловыми отрезками наблюдается остановка для добора воздуха, и продолжается фраза после вдоха.
Хороший уровень сформированности речевого дыхания. Дыхание поверхностное. Возможен дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Голосовые модуляции по высоте и силе доступны, но фонация быстро истощается. Преобладает ключичный тип дыхания, выдох слабый. Не всегда наблюдается дифференциация носового и ротового дыхания. Не всегда отмечается синхронность вдоха и выдоха. Периодически отмечаются нарушения слитности слов. В длинных предложениях между смысловыми отрезками не всегда наблюдается остановка для добора воздуха и продолжения фразы после вдоха.
Средний уровень сформированности речевого дыхания. Дыхание поверхностное. Дифференцированный вдох и выдох через рот и нос осложнены. Голосовые модуляции по высоте и силе не всегда доступны, фонация быстро истощается. Преобладает ключичный тип дыхания, выдох слабый.
Низкий уровень сформированности речевого дыхания. Наблюдается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе. Дыхание поверхностное. Могут отмечаться слишком большой вдох, учащенность дыхания. Отмечается очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Нет дифференциации носового и ротового дыхания. Имеет место неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неумелое распределение дыхания по словам. Прослеживается торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». Отмечается неравномерный толчкообразный выдох. Голосовые модуляции по высоте и силе недоступны. Фонация быстро истощается. Слова произносятся отрывисто. В длинных предложениях между смысловыми отрезками не отмечается остановки для добора воздуха.
Отдельно остановимся на результатах качественного и количественного анализа.
Обследование проходило на базе КОУ Омской области «Адаптивная школа – детский сад № 292» г. Омска. В обследовании принимали участие 15 дошкольников с нормально развивающейся речью и 16 дошкольников со стертой дизартрией.
Характер и качество речевого дыхания у детей со стертой дизартрией и их сверстников с нормальной речью определялись в процессе наблюдения за детьми в разных речевых ситуациях визуально, на слух и с помощью тактильных ощущений экспериментатора.
Блок 1. Исследование уровня сформированности у детей неречевого дыхания
По результатам определения типа дыхания у детей с дизартрией и их сверстников без речевой патологии получены следующие результаты, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Типы дыхания обследуемых
Тип дыхания Контингент |
Поверхностный тип дыхания |
Грудной тип дыхания |
Нижнереберный тип дыхания |
Дети с нормальной речью |
0 |
40% |
60% |
Дети с дизартрией |
81% |
19% |
0 |
При сравнении полученных результатов в наибольшем количестве наблюдений у детей без речевой патологии в спокойном состоянии выделяется нижнереберный тип дыхания. У детей с дизартрией преобладает поверхностный тип дыхания, при этом только 19% дошкольников из этой категории имеют приближенный к физиологической норме грудной тип. По результатам данного задания детям со стертой дизартрией присвоены низкий уровень – 85%, средний – 15%
Блок 2. Исследование уровня сформированности у детей ротового выдоха
Задание № 2, определяющее умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание, показывает, что в 100% случаев дети с дизартрией затрудняются перестраиваться с одного дыхания на другое, вдох и выдох осуществляют короткий и прерывистый. Дети без речевой патологии делают плавные вдохи и выдохи, верно дифференцируют ротовое и носовое дыхание. По результатам данного задания детям с дизартрией присвоены уровни: низкий – 80%, средний – 20%.
Блок 3. Исследование уровня сформированности у детей
дифференцированного вдоха и выдоха ртом и носом
Результаты проведенного задания № 3, определяющего целенаправленность воздушной струи, показывают, что дети с речевой патологией в 80% (13 детей) имеют малый объем выдоха и не способны дифференцировать ротовой и носовой выдох. Из этой категории детей только 20% (3 детей) справились со всеми заданиями с первого раза. Дети без речевой патологии показывают на 100% положительный результат, что свидетельствует о сформированности целенаправленной воздушной струи. Детям с дизартрией присвоены уровни: низкий – 85%, средний – 15%.
По результатам задания № 4, цель которого – определение силы воздушной струи у детей без речевой патологии и их сверстников с дизартрией, получены следующие величины, представленные в табл. 3.
Таблица 3
Результаты задания № 4
Критерии Контингент |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
Дети без речевой патологии |
53% |
40% |
7% |
0% |
0% |
Дети с дизартрией |
0% |
0% |
44% |
31% |
25% |
Таким образом, больше половины исследуемых детей без речевой патологии в ходе выполнения задания показывают диафрагмальный тип дыхания, умение дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох, сильную и целенаправленную воздушную струю. Положительный результат, но со сниженным объемом и силой выдоха, показывают 40% детей данной группы.
Отметим, что 44% детей с дизартрией в ходе выполнения задания показывают верхнеключичный (поверхностный) тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, его малый объем и силу, неспособность дифференцировать ротовой и носовой тип дыхания. 25% группы по разным причинам не справились с заданием. Аритмичность дыхания и недостаточную дифференциацию ротового и носового вдоха и выдоха при диафрагмальном типе дыхания показал 31% детей данной категории. По итогу данного задания детям присвоены уровни: низкий – 75%, средний – 25%.
Блок 4. Исследование уровня сформированности у детей фонационного дыхания
Результаты задания № 5 приведены ниже в табл. 4.
Таблица 4
Результаты задания № 5
Критерии Контингент |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
Дети без речевой патологии |
20% |
60% |
20% |
0 |
0 |
Дети с дизартрией |
0 |
0 |
37% |
50% |
13% |
Задание, целью которого является исследование особенностей фонационного дыхания, в частности установление объема речевого дыхания, показывает, что в группе детей без речевой патологии 60% дошкольников имеют слегка ограниченный объем речевого дыхания, но их речь происходит на выдохе. Хороший объем речевого дыхания имеют 20% испытуемых. Столько же детей по итогу выполненного задания имеют ослабленный речевой выдох. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного такого выдоха они способны произнести простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Усложнение речевой задачи в виде четырех-шестисловных фраз с новой лексикой приводит к некоторому сбою в использовании нижнереберного типа дыхания.
По итогам выполненного задания 50% испытуемых с дизартрией допускают дискоординацию дыхания и фонации, длинные высказывания произносят прерывисто, добирая воздух. Ослабленный речевой выдох имеют 38% детей данной группы. Не справились с заданием 13% дошкольников. Детям присвоены уровни: низкий – 90%, средний – 10%.
Более наглядно распределение уровней сформированности речевого дыхания у детей представлено на рис. 1.
Рис. 1. Результаты распределения уровней сформированности речевого дыхания
у детей с дизартрией на констатирующем этапе педагогического эксперимента
Исходя из представленного рисунка видно, что в меньшей степени у детей с дизартрией страдает неречевое дыхание. Сильнее всего нарушено фонационное дыхание.
На следующем ниже рис. 2 отражены данные об уровне сформированности у испытуемых с дизартрией речевого дыхания на основе средних показателей.
Рис. 2. Уровень сформированности у детей речевого дыхания
на констатирующем этапе педагогического эксперимента
Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования, позволяют сделать следующие выводы. Дошкольникам с дизартрией свойственна аритмичность дыхания, раскоординация вдоха и выдоха, слабая воздушная струя, в свою очередь, на фоне этих нарушений страдает плавность речи. Из-за частых пауз, требуемых для добора воздуха, теряется понимание сказанного. Иногда фразу они начинают произносить в момент полного выдоха и в процессе вдоха. В эти моменты теряется плавность речи.
Логопедические занятия, на которых происходит развитие у детей речевого дыхания, можно структурировать следующим образом:
- постановка нижнереберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха;
- дифференциация ротового и носового выдоха;
- собственно развитие полноценного речевого дыхания.
Таким образом, данное обследование позволяет выявить, что у дошкольников со стертой дизартрией относительно их сверстников без речевой патологии снижен объем воздуха в легких, что затрудняет развитие грудобрюшного типа дыхания, речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется нерациональным использованием выдоха, прерыванием речевого выдоха для дополнительного вдоха, отсутствием рационального соотнесения фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания.