В настоящее время вопрос готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость. В школе происходят существенные преобразования, вводятся новые программы, меняется её структура.
Проблема готовности дошкольников к школьному обучению обозначена в работах известных отечественных исследователей: Л. А. Венгера, Б. Г. Ананьева, Т. И. Бабаева, Л. С. Выготского, Н. В. Дуровой, Л. А. Григорович, Д. Б. Эльконина, В. И. Яшиной [1].
Важной задачей дошкольного периода является развитие индивидуальности ребенка и подготовка его к школе. При подготовке ребенка к школе родители в большей степени обращают внимание на интеллект будущего школьника, забывая о мотивационной готовности, которая представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, умению работать в коллективе, слушать и выполнять инструкции учителя, принимать роль ученика.
Определенные сложности при поступлении в школу испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким детям сложно вербализировать свои эмоции и состояния. При поступлении в школу у многих детей с ОВЗ будет накапливаться негативный опыт взаимодействия со сверстниками, с учителями, что будет препятствовать прямому и открытому переживанию своего настроения.
Проблема готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л. И. Божович, Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, У. В. Ульенкова, H. A. Менчинская, Э. И. Мещерякова, C. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) [2].
Психолого-педагогические исследования дошкольников с задержкой психического развития позволяют раскрыть особенности эмоционально-волевой, речевой и познавательной сфер, определить, в какой степени это оказывает влияние на формирование мотивационной и интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Анализ данных Е. С. Слепович, Н. Ю. Боряковой дает возможность утверждать, что дошкольники с задержкой психического развития к началу школьного обучения высокого уровня мотивационного и интеллектуального развития не достигают. У всех детей с задержкой психического развития готовность к обучению в школе не сформирована. Это выражается в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (затруднения в образовании сложных условных связей, слабость процессов торможения и возбуждения), в связи с чем дошкольники с большим трудом овладевают чтением, письмом, математическими представлениями. Вырабатывание большинства психических функций изменено или замедлено. Как правило, задержка психического развития проявляется в том, что интеллектуальные возможности не соответствуют возрасту ребенка [3, 4].
По мнению У. В. Ульенковой, существуют значительные различия в выполнении заданий по словесной инструкции и по образцу между дошкольниками с задержкой психического развития и детьми, не имеющими интеллектуальных нарушений. У дошкольников выявлена пониженная способность к обучению в школе (по сравнению с нормой). Дети не заинтересованы в занятиях, у них отсутствует контроль и саморегуляция, критическое отношение к результатам собственной деятельности. Кроме того, дошкольники с задержкой психического развития не имеют таких главных показателей готовности к школьному обучению, как речевая саморегуляция, достаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания, сформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности [5, 6].
Для исследования мотивации учения у старших дошкольников с задержкой психического развития мы провели эксперимент и использовали методики М. Р. Гинзбурга и Т. А. Нежновой [7].
В экспериментальную группу вошли шесть дошкольников с задержкой психического развития. Дошкольники, участвовавшие в эксперименте, посещали детские сады общеразвивающего и комбинированного вида, а также посещали дополнительные занятия с логопедом и психологом.
В соответствии с анамнезом, психолого-педагогическим заключением, речевой картой и по результатам наблюдения были отмечены следующие особенности детей. Физическое и интеллектуальное развитие детей в группе не соответствуют возрасту. Многие дети имеют хронические заболевания (ЛОР-заболевания, сердечные заболевания, нарушение слуха). Дошкольники соматически ослаблены, часто болеют, имеют повышенную утомляемость. Некоторые дети заторможены и малоэмоциональны. У дошкольников заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, недостаточная познавательная активность. В целом дети воспитываются в благополучных семьях. Родители уделяют должное внимание свои детям.
Для выявления преобладающих мотивов (М. Р. Гинзбург) детям был прочитан рассказ, в котором каждый из мотивов выступал в качестве личностной позиции одного из персонажей. В первую очередь нас интересовало наличие у детей познавательного интереса к школе как одного из компонентов мотивационной готовности ребенка к обучению. После прочтения каждого абзаца рассказа перед ребёнком выкладывался схематический, соответствующий содержанию рисунок, служащий внешней опорой для запоминания. Каждая картинка иллюстрировала определенный мотив: внешний, игровой, мотив отметки, позиционный, социальный, учебный (или познавательный) мотив. После прочтения ребенку задавались три вопроса. Ответ ребенка фиксировался в протоколе и закреплялся выбором картинки. Если содержание прочитанного рассказа недостаточно прослеживается в ответах дошкольника, ему задавался контрольный вопрос. Таким образом можно убедиться, что ребенок сделал свой выбор исходя из содержания рассказа, а не случайным образом.
В результате исследования нами были получены разнообразные ответы детей, которые позволили нам выявить ведущий мотив и отнести детей к различным уровням развития мотивации.
Беседа об отношении к школе и учению Т. А. Нежновой является модифицированным вариантом методики, целью которой была диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.
Ребенку предлагалось прослушать шесть разных историй, которые начинались со слов «представь себе», и закончить их, представляя себя главным героем. Все ответы детей протоколировались.
Показателем сформированности мотивационной готовности считались следующие ответы:
- отказ от предложения еще год посещать детский сад или побыть дома;
- направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;
- отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
- предпочтение школы с определенными правилами;
- ориентация на обучение в группе, в классе;
- выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Представим количественный и качественный анализ по каждой методике.
Исходя из данных протоколов методики М. Р. Гинзбурга, можно выявить ведущий мотив будущей учебной деятельности ребенка (табл. 1).
Таблица 1
Выявление ведущего мотива учения
Мотив |
Количество детей |
Внешний |
1 |
Учебный |
0 |
Игровой |
1 |
Позиционный |
0 |
Социальный |
2 |
Мотив отметки |
2 |
Мы видим, что учебной (познавательной) мотивации к обучению в школе не выявлено ни у одного из шести обследуемых дошкольников, что говорит об отсутствии очень высокого уровня мотивации.
У двоих детей (девочки) преобладает социальный мотив учения, что соответствует высокому уровню мотивации. Дети аргументировали свой выбор следующими ответами: «Я буду учиться с мальчиком, который будет врачом. Я тоже стану врачом. Это сложно. Я буду учиться», «Наверное, тот, кто хочет учиться. Когда вырасту, буду учительницей», «Когда пойду в школу, буду уже взрослой. Надо хорошо учиться» – данный ответ говорит о возможном присутствии позиционного мотива.
Позиционный мотив также не является ни у одного из детей ведущим мотивом к обучению в школе.
Мотив отметки доминирует у двоих детей. Дошкольники находятся на сниженном уровне мотивации. Приведем примеры ответов детей: «Буду играть с мальчиком. Он получает пятерки. Это хорошо. Мне тоже надо получать пятерки. А “два” – это плохо», «Прав мальчик этот. Он получает “пять”. Настя сказала, “четыре” тоже можно получать. Она уже в школу ходит». Также одной из выбранных картинок являлась та, которая соответствует игровому мотиву («А играть буду с этими мальчиками»).
У одного ребенка доминирует игровой мотив, что соответствует низкому уровню мотивации: «Буду играть с мальчиками. Только принесу своих роботов. Там будет много мальчиков, можно сделать гонки».
Внешний мотив как ведущий прослеживается у одного мальчика, что тоже соответствует низкому уровню мотивации. Дошкольник дал следующие ответы: «Вот этот мальчик. Я не хочу в садик. Мама заставляет. В школу тоже поведет. Там тоже скучно. Лучше буду дома играть».
Стоит обратить внимание на то, что у девочек уровень мотивации к обучению заметно выше, чем у мальчиков. Можно предположить, что девочки по своей природе более активны в процессе учебной деятельности. Они больше нацелены на познание нового или больше восприимчивы к той информации, что «нужно учиться», и сознательно к этому приходят. Мальчики, в свою очередь, воспринимают учение как должное.
Большинство детей не проявили познавательного интереса к школе, в своем выборе руководствовались лишь внешней стороной обучения, и собственно познавательный мотив у них отсутствует. Дети давали одинаковые ответы: «Прав тот мальчик. Говорил, что пойдет в школу и станет большой. А в садике только маленькие»; «Он прав, я тоже буду получать только 5»; «Там много ребят, мы будем играть. Мне будет весело в школе».
Некоторые дети не сразу понимали вопросы. Для них повторно читалась инструкция, задавались вопросы.
Для выявления показателей сформированности мотивационной готовности мы использовали беседу об отношении к школе Т. А. Нежновой и получили следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Выявление уровня мотивации старших дошкольников
с задержкой психического развития к обучению в школе
Уровень мотивации/количество положительных ответов |
Низкий |
Средний |
Высокий |
1–2 |
4 |
|
|
3–4 |
|
2 |
|
5–6 |
|
|
0 |
Двое детей дали три положительных ответа на истории. Такое количество соответствует среднему уровню мотивации.
У трех дошкольников было два положительных ответа. Это свидетельствует о низком уровне мотивации к обучению.
Один ребенок дал всего один положительный ответ на историю – низкий уровень мотивации.
Проанализируем ответы дошкольников по каждой истории.
На предложение посещать детский сад или остаться дома вместо школы дети (три человека) давали следующие положительные ответы: «Я со всеми в школу пойду», «А мне интересно посидеть в школе. Потерплю тогда».
Остальные дошкольники согласились на предложение, что является отрицательным показателем.
Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу, наблюдалась у двоих детей: «…буду читать, чтобы пойти в школу», «буду уроки учить». Данные ответы являются показателем положительной мотивации. Четыре ребенка отвечали отрицательно: «В роботов буду играть», «играть буду…»
В третьей истории четыре ребенка выбрали ту школу, где они будут учиться читать и писать, отказавшись от школы, где можно только петь, рисовать и танцевать.
Школу с определенными правилами в четвертой истории выбрал только один ребенок. Остальные дети давали ответы: «…где можно уйти домой, если не нравится». Это говорит о том, что дети не готовы к школьному режиму, правилам.
В пятой истории положительный ответ дал также только один ребенок. Он отказался от предложения обучаться дома с учительницей. Свой ответ он аргументировал тем, что в школе можно общаться с другими ребятами.
В последней истории положительно ответили трое дошкольников. Они сделали выбор в пользу отметки, отказавшись от игрушки или сладости в качестве поощрения.
Таким образом, высоким уровнем мотивации к обучению в школе не обладает ни один обследуемый дошкольник. Двое детей находятся на среднем уровне мотивации. Четверо дошкольников дали всего 1–2 положительных ответа, что говорит о низком уровне мотивации к школьному обучению.
Сопоставляя данные двух методик, сделаем выводы.
Дошкольники с задержкой психического развития находятся на низком уровне мотивации к обучению в школе.
У дошкольников с задержкой психического развития доминируют игровой, внешний и оценочный мотивы.
Таким образом, после теоретического и практического изучения особенностей мотивационной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению мы выявили, что большинство детей имеют фрагментарные представления о школе, в ответах используют ограниченный словарь из школьной лексики. Для таких детей характерен низкий уровень выполнения учебных и не учебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. Для дошкольников с задержкой психического развития характерны нежелание посещать школу, непонимание смысла учебной деятельности, недоразвитие практически всех мыслительных процессов.