Full text

Способность к самосознанию и самопознанию является исключительным достоянием человека, который осознает себя как субъект сознания, общения, а также действия. Продукт такого процесса самопознания – динамическая система представлений человека о самом себе, «Образ-Я», что является одной из составляющих «Я-концепции».

Самосознание – это не то, что дается человеку от рождения, это результат развития. Зачаток сознания тождественности появляется в младенческом возрасте, после того как ребенок начинает различать ощущения, которые вызваны внешними предметами, а также ощущения, которые вызваны собственным телом младенца.

Примерно с трех лет появляется сознание «Я», с тех пор, когда ребенок начинает употреблять личные местоимения, причем правильно.

Наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте приобретает не только осознание своих психических качеств, но и самооценка.

Изучение «Образа-Я», а также его становление в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этот период идет интенсивный процесс его формирования. Это в значительной степени определяет особенности личности и поведение подростка. 

«Я-концепция» – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [1]. Она состоит из «Образа-Я» (когнитивная составляющая) – представления индивида о самом себе, самооценки (оценочная составляющая) – аффективной оценки этого представления, способна обладать различной интенсивностью, потому что конкретные черты «Образа-Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением, потенциальной поведенческой реакцией (поведенческая составляющая), – конкретные действия, которые могут быть вызваны «Образом-Я» и самооценкой.

Подросток в свою очередь создает в своем сознании разнообразные «Образы-Я», которые отражают богатство его жизни.

Идеал личности подростка, то есть желательный «Образ-Я», формируется из качеств, которые являются ценными для него, и достоинств других людей. Идеалом подражания подростка может стать человек любого возраста, как взрослый, так и сверстник, что делает «Образ-Я» подростка противоречивым. Он может одновременно сочетать в себе черты характера и взрослого человека, и молодого, что не всегда совместимо, а кроме этого является поводом для переживаний [2].

«Физическое Я» подростка, то есть его представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях, силе характера, общительности, доброте и других качествах, – все это соединяется и образует большой пласт «Я-концепции» – «Реальное Я».

Помимо этого существуют еще два компонента – оценочный и поведенческий. Для подростка важно знать не только то, какой он есть на самом деле, но и то, насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка его качеств зависит от системы ценностей, которая сложилась благодаря влиянию семьи и сверстников, в связи с этим каждый подросток по-разному переживает отсутствие у себя красоты, высокого интеллекта или физической силы по сравнению с другими. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Было замечено, что девочка, которая считает себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Подросток еще не является сформировавшейся зрелой личностью. Его отдельные черты диссонируют, а сочетание разных образов «Я» негармонично. Порой случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании подростка. Когда «Образ-Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого для подростка человека или поступок самого подростка ему противоречат, часто включаются механизмы психологической защиты [3].

«Образы-Я» не связаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом, складывается идеальное представление о самом себе – «идеальное-Я». Представления подростка о себе только формируются, они динамичны и нестабильны, поэтому подростки чувствительны к словам, действиям и т. п.

При условии, что у подростка высокий уровень притязаний и недостаточное осознание своих возможностей, «идеальное-Я» может слишком сильно отличаться от «реального-Я».

В связи с этим переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве и агрессивности.

Начиная с младшего подросткового возраста содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения со сверстниками, а также на свои физические качества.

По причине увеличения критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной, то есть подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества, мнение окружающих оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

Вместе с тем снижается влияние родителей на самооценку подростка, а влияние сверстников как референтной группы повышается, что, в свою очередь, показывает преобладание «Рефлексивного Я» у подростка, а именно восприятие того, как к нему относятся сверстники.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют полноценную «Я-концепцию».

С целью изучения «Образа-Я» подростков было проведено исследование на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей информационных технологий № 28» города Кирова, которым были охвачены 25 учащихся 7–9-х классов. Возраст респондентов от 13 до 15 лет, что является завершающим этапом подросткового возраста. Именно в этом возрасте у подростков завершается формирование «Образа-Я». В качестве метода исследования была выбрана методика «Кто Я?», которая представляет собой нестандартизированное самоописание с открытой формой и неограниченным количеством ответов.

Респондентам предлагалось в течение 12 минут дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к ним самим: «Кто Я?» Респонденты отвечали так, как им хочется, фиксировали все ответы, которые приходят к ним в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

В эксперименте приняли участие 6 мальчиков и 19 девочек, ответы которых разнообразны и охватывают все показатели. Вместе с тем есть несколько совпадений в ответах.

Основываясь на полученных данных, мы вывели процентное соотношение показателей.

 

 

Распределение ответов респондентов по показателям

 

Ответы респондентов характеризуются высоким показателем по шкале «Рефлексивное Я», которое составляет 52,2% от числа всех ответов. В данном показателе были отмечены такие ответы респондентов, как «личность» (3,12%), «Алиса в Стране чудес» (0,52%) и «житель планеты Земля» (0,52%). Именно в подростковом возрасте происходит более активное развитие рефлексии.

Следующими по количеству процентов являются два показателя: «Деятельное Я» и «Физическое Я», которые составляют 12,8%. В этих показателях были такие ответы: «лидер» (2,13%), «книголюб» (4,26%) и «сериаломан» (2,13%) в «Деятельном Я», а также «веснушки» (2,13%), «подросток» (6,38%) и «сладкоежка» (2,13%) в «Физическом Я». Это объясняется тем, что важным содержанием самосознания подростка является его представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» или «женственности», а также тем, что в этом возрасте у подростков появляется стремление научиться чему-то новому или оценить свои навыки, умения и знания.

За ними следует «Социальное Я» – 10,6%. «Гражданка РФ» (5,13%), «член общества» (2,56%), «девушка» (20,51%) – ответы этого показателя. Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, подросток ориентируется на определенные правила, нормы и обычаи. Осознавая себя как социального индивида, ребенок отождествляет и сравнивает себя с определенной группой людей – возрастной, половой, этнической, семейной, профессиональной и др.

Низкими показателями являются «Коммуникативное Я» (2,7%), «Материальное Я» (1,1%), «Перспективное Я» (4,3%) и «Два самостоятельных показателя» (3,5%). У детей в подростковом возрасте возникает потребность в дружбе, а для этого подростки учатся строить отношения с взрослыми и со своими сверстниками и осознают свою принадлежность к группе друзей, что отражается на их «Коммуникативном Я». Несмотря на то что для современных подростков значимо материальное положение, так как их статус в группе сверстников во многом зависит от показателя достатка и материального благополучия, процент «Материального Я» является одним из низких, что в данном случае говорит о том, что у подростков другие ценности. Учеба в подростковом возрасте начинает определяться мотивами, которые направлены на реализацию будущего, осознание профессиональных намерений и жизненной перспективы, что представлено в «Перспективном Я».

Результаты анализа ответов по методике Куна «Кто я?» показали, что наибольшее количество ответов по шкале «Социальное Я» сводятся к обозначению своего пола («девушка»), а также своей учебной ролевой позиции («ученица/ученик», «школьница/школьник»). 32% респондентов обозначили свою семейную роль («дочь/сын», «сестра» и «внучка»). Большая часть данных социально-ролевых позиций подростка объясняется социальной ситуацией подросткового возраста. Ребенок продолжает жить в семье, учиться в школе, идентичность в данном возрасте по большей части строится на двух основных ролях: школьник и член семьи.

В «Коммуникативном Я» 24% подростков обозначили себя как «подруга/друг». Совпадение таких ответов обусловлено тем, что в подростковом возрасте общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности и дружба начинает занимать одно из главных мест в жизни ребенка.

Ответы, относящиеся к показателю «Физическое Я», присутствовали во всех анкетах респондентов. 40% респондентов оценили свою внешность. Стоит отметить, что большее число ответов о внешности дали девушки.

24% подростков оценили свои умственные способности, дав ответы «умная» и «глупая/глупый», относящиеся к шкале «Деятельное Я», а также отметили свои умения и достижения. Это говорит о довольно высоком развитии рефлексии у респондентов.

По шкале «Рефлексивное Я» 44% респондентов дали ответ «человек» и 24% – «личность». Подростки чаще всего отмечали качества своего характера, а также давали описания своего поведения.

В подростковом возрасте происходит интенсивный процесс формирования «Образа-Я», а также его становление, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка и в связи с этим имеет особую значимость.

Данный период отличается выходом подростков на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.

Анализируя результаты исследования методикой «Кто я?» М. Куна, мы пришли к следующим выводам. Половина ответов респондентов относится к «Рефлексивному Я». Подростки чаще всего отмечали свои личностные качества, особенности своего характера, а также описывали свой индивидуальный стиль поведения. В ответах были также и персональные характеристики, включающие эмоциональное отношение к себе.