Подготовка в школу – это предвестник завершения очередного этапа в развитии человека. В 7 лет ребенок достигает определенного уровня в психологическом отношении. Как считает Л. И. Божович [1], у ребенка в 7 лет начинается кризис – это период рождения социального «Я».
Действительно, в этот период у ребенка более или менее сформировалась речь, он может самостоятельно проанализировать ситуацию, сделать определенные выводы, ему приходится общаться с посторонними людьми, со сверстниками, взрослыми. При непосредственном контакте ему приходится принимать определенные решения. т. е. вся его предыдущая беспечная жизнь постепенно от него отдаляется, ему присваивается новый статус – «ученик». Такой переход, ознаменовавшийся «подготовкой к школе», сопровождается определенными проблемами психологического характера.
Дети до поступления в школу ходят в детские сады, подготовительные курсы или же занимаются под присмотром родителей. При этом, основная цель – сформировать в них определенную психологическую подготовленность к школе. В этом отношении при подготовке детей в школу большую роль играет психологический фактор.
С переходом к школьной жизни у ребенка начинаются проблемы психологического и социального характера. Если в детском саду малыш был больше занят игровой деятельностью, был более свободным в своих действиях, то в школе совсем наоборот, он загружен постоянными заданиями, определенными правилами, за рамки которых нельзя выходить, плюс интенсивные требования школы – все эти факторы с первых же дней могут отбить у ребенка желание учиться.
Часто встречаются ситуации, когда взрослые загружают детей обязанностями, отмечая, что он уже взрослый и что у него должны быть определенные взгляды на вещи. Но такие моменты не придают уверенности малышам, наоборот, еще больше усиливают страх перед неизведанным. Ш. А. Амонашвили говорил: «Ребенок маленький, но дела и заботы у него большие. …И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьезностью думать о своем будущем» [2]. Действительно, мы часто бросаемся из одной крайности в другую, т. е. дифференцированное отношение к формирующемуся мировоззрению малыша никоим образом не способствует развитию, напротив, порою даже оставляет негативный отпечаток в его сознании.
Игра – самая важная, даже основополагающая деятельность ребенка. «Играя, ребенок объявляет войну своему разуму» [3]. Действительно, во время игры ребенок познает окружающий мир. Например, он строит домик из конструктора. С первого раза у него не получается, но постепенно он постигает новые уровни конструирования.
Приведем еще один пример. У киргизского народа, как и других кочевых народов, есть игра в чюкё (альчики, или же астрагалы). Эти игры считаются самыми древними, так как средства игры – чюкё – получены из коленных косточек овец, коз, диких коз. Как известно, скотоводство является одним из первых видов деятельности человека, значит, игры в альчики являются одними из древних, соответственно, в них заложен тысячелетний опыт кочевых народов. Так вот, играя в чюкё, дети с малых лет учились ловкости, меткости, они также обучались таким образом считать, логически размышлять. Один из моментов подобных игр запечатлен в следующем аворском рисунке.
Мальчик с расстояния выбивает битой (сака) выстроенные в ряд чюкё (альчики)
Визуально измеряя расстояние между выстроенными альчиками и места, где он стоит, ребенок познает азы математики, физики, естествознания и т. д. Значит, подготовка к школе у ребенка начиналась задолго до того, как он пойдет в первый класс. Иными словами, все игры (подвижные, логические) положительным образом влияют на формирование личности ребенка.
Результаты игровой деятельности положительным образом отражаются на формировании психологического сознания. Поэтому психологическая подготовка среди других видов подготовки выступает как ведущий фактор, обеспечивающий готовность детей к школе. При этом нужно учитывать необходимость бережного отношения к психологическому состоянию ребенка при переходе от одной реальности к другой.
Готовность ребенка к школе выражается определенными мотивациями. Скажем, ребенок хочет идти школу, так как он считает это интересным. Также его может интересовать приобретение нового рюкзака, пенала и других школьных принадлежностей. Но в то же время его смущает требование готовности к повышенной умственной нагрузке, соблюдению правил поведения, концентрации внимания на учебе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию нового социального статуса – школьника. В связи с этим психологическая подготовленность к школе подразумевает определённый уровень сформированности у детей. Это:
- речевая готовность;
- эмоционально-волевая готовность;
- интеллектуальная готовность;
- физическая готовность;
- личностная готовность [4].
Речевая готовность. Одной из важных проблем у детей дошкольного возраста является формирование у них навыков правильного произношения звуков. Часто малыши вместо шипящих Ж, Ч, Ш, Щ употребляют свистящие. Например, вместо шашки – саски, жук – зук. Вместо Р произносят Л, например: рука – лука. Формирование правильной речи дает ребенку возможность непринужденного общения, ощутить чувство комфорта в новой среде. Если у ребенка хорошо развита речь, то он с легкостью может вступить в разговоры с незнакомыми людьми, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы. Если же при поступлении в школу у ребенка в речи сохраняются определенные дефекты, это затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на формирование его характера. Поэтому дошкольник, прежде чем стать школьником, должен научиться правильно, четко произносить звуки, уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова, правильно строить простые предложения, составлять предложения, рассказы по картинкам, уметь пересказывать текст, самостоятельно составлять (сочинять) небольшой рассказ или даже сказку. Любое отклонение в речевой деятельности может негативно отразиться на процессе обучения.
Поэтому необходимо проявить все усилия для правильного формирования речи дошкольника. Произведения устного народного творчества способствуют развитию речи ребенка, так как на протяжении тысячелетий они собирались, складывались из обобщений жизненного опыта многих поколений, т. е. произведения устного творчества проверены временем. Дети расширяют знания об окружающей среде, заучивая или просто произнося те или иные отдельные стишки, скороговорки, пословицы, которые способствуют целостному и всестороннему развитию ребенка, формируя тем самым связную, правильную речь. К примеру, одна из широко известных скороговорок:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!
Действительно, для дошкольника выговаривать подобного рода выстроенные звуки сложно. Постепенно, повторяя их, он исправляет дефекты своей речи, тем самым правильно формируя свою речевую деятельность.
Эмоционально-волевая готовность. Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли предусматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром [5].
Прилежный, демонстрирующий блестящие знания дома или в дошкольных учреждениях ребенок в школе становится учеником с совершенно противоположным поведением, ведь его ждет напряженный труд, от него требуется делать не только то, что ему нравится, но и то, что ему не по нраву. Требования учителя, школьный режим, учебная программа – все это без определенной психологической подготовленности может иметь негативные последствия для ребенка. В связи с такими переменами даже у прилежного, с хорошим интеллектом ребенка рассеивается внимание. Это лишний раз указывает на важность формирования волевых качеств у ребенка.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. Она определяется умением ребенка слагать, вычитать, решать логические задачи, читать, пересказывать, рассказывать и т. д. При этом очень важно, чтобы дошкольник был готов к интеллектуальному труду. Это значит, что помимо базовых, приобретенных навыков очень важно, чтобы малыш мог анализировать и обобщать информацию, формировать свои личные выводы и логические цепи, находить причинно-следственную связь между явлениями и действиями. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Выполнение учебных и трудовых заданий влияет на познавательную деятельность, это, в свою очередь, способствует формированию эстетических чувств, нравственных качеств. Развивается мышление, в результате которого у ребенка появляется возможность заранее обдумать ходы своих действий, чтобы получить положительный результат. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям.
Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Может использоваться повторное воспроизведение. Л. А. Венгер [6] приводит такие показатели механической памяти, характерные для 6–7-летнего возраста: с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3–4 прочтений воспроизводит 9–10 слов.
По методике А. Р. Лурии ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. Интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности. Размышляя, ребенок открывает для себя что-то новое, тем самым совершенствуя свои интеллектуальные способности.
Физическая готовность. Физическое развитие ребенка связано с выполнением определенных физических действий, характерных для каждого возраста. Как говорится, «в здоровом теле – здоровый дух»: психологическая подготовленность непосредственно связана с физическим развитием ребенка. Игры оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка. Еще с древних времен игры были популярны не только у детей, но и у взрослых. Как говорил Й. Хэйзинга, игры существовали еще до появления культуры [7], т. е. игра является одним из древних видов деятельности человека. Великие умы Греции также высказывались о пользе игр. Платон, например, говорил, что «только тогда, когда игры детей законны, образуются из них законные мужи». Спартанский царь Агесилай не стыдился ездить с детьми на палочках верхом. А философ Анаксагор просил как о великой чести, чтобы в день его смерти были устроены игры молодёжи [8]. Игра благотворно влияет на физиологический рост ребенка, формируются его двигательные навыки, развиваются мышцы, в психологическом плане он чувствует себя раскрепощенным, становится более общительным, игры также носят обучающий характер; наконец, дети получают от игр эмоциональное удовольствие, что позитивно влияет на формирование психологической готовности к новому этапу жизни. Физические движения, игры – основной вид деятельности дошкольника. Учитывая данный факт, после вступления в школу необходимо поощрять этот вид деятельности у учащихся младших классов. Несмотря на переход к новому этапу своей жизни, т. е. более ответственному, упорядоченному определенными правилами, систематизированный образ жизни, учащийся все еще остается ребенком. Поэтому предпочтение физического развития ребенка облегчит процесс адаптации детей к школе, в связи с чем физическое воспитание, подготовка к школе играют немаловажную роль в формировании будущих учащихся.
Личностная готовность. Перед ребенком стоят новые задачи, новые цели, осуществление которых требует соблюдения определенных правил поведения. Психологически он переходит на новый этап своего развития. Ребенок обретает новый статус – ученик. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.
Для ребенка, поступающего в школу, также необходимо приобрести навыки выстраивания отношений с учителями, со сверстниками. На уроках, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку, предполагается не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми.
Подготовка к школе – это формирование определенных качеств у будущего ученика, отвечающего требованиям современной школы. При этом необходимо учитывать возрастную особенность ребенка, т. е., «загоняя» дошкольника в рамки школьной дисциплины, в то же время необходимо учитывать его «игривую» натуру. Также «в процессе подготовки ребенка к школе важное значение имеет эстетическое воспитание», считают Т. А. Байтикова и Камчыбек уулу Мырзабек. Для этого необходимо развивать в них способность видеть красоту в искусстве, проделанной работе, природную красоту, творческую способность, умение распознавать естественную красоту, превращать среду в мир прекрасного [9].
Каждое событие, происходящее в жизни детей, оставляет неизгладимый отпечаток на психологии ребенка. Как губка он впитывает все, что происходит вокруг него, имеющее и не имеющее к нему отношения. Поэтому дошкольный период, подготовка к школе считается самым важным этапом в формировании будущей личности. Как говорится в народе, насколько правильно заложен фундамент, настолько будет прочным дом, который стоит на нем. Значит, формированию ребенка нужно уделять внимание не перед тем, как он пойдет в школу, а с самого его рождения [10].
Есть в народе такая притча. Молодой отец после рождения ребенка пошел к мудрецу спросить совета, о том, когда начать воспитывать ребенка. Тот спрашивает: «А сколько ему?» Молодой отец отвечает: «Всего неделя». Мудрец тогда ответил: «Ты опоздал на неделю». К чему все это?
Когда речь идет о психологической подготовленности детей к школе, как говорил Козьма Прутков, мы должны уметь «зрить в корень», т. е. процесс подготовки ребенка к школе, самостоятельной работе должен занимать время от рождения младенца. Тогда такая проблема, как психологическая подготовленность ребенка, перед обществом не стояла бы. Но, к сожалению, как мы говорили уже выше, в педагогической практике дошкольных, школьных учреждений много проблем, касающихся именно психологической готовности будущего учащегося.
Как видно, психологическая подготовленность к обучению – понятие многоаспектное. Ребенок, поступая в школу, должен быть подготовленным в психологическом, физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе зависит именно от этих факторов. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест как в педагогической, так и психологической науке.