В настоящее время проблема социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военного вуза является актуальной, так как негативные моменты адаптации к изменяющимся условиям могут обусловить дальнейшее асоциальное развитие личности. Высокая мобильность, непредсказуемость социальных процессов предъявляют новые требования к юношам, которым необходимо соответствовать запросам общества и сохранять психическое равновесие и внутреннюю стабильность.
Термин «социальная адаптация» можно рассматривать в двух смыслах: для обозначения результата и процесса. Адаптация – это целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой. Психологическая адаптация представляет собой сложный системный процесс, в котором активная перестройка ценностно-смысловой сферы является ведущим показателем развития личности и формирования оптимального способа жизнедеятельности в новых социально-психологических условиях.
Адаптивность – это врожденная и приобретенная способность к адаптации, возможность приспособиться ко всей многогранности жизни при любых условиях. Адаптивные возможности определяются психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности. Социально-психологическая адаптивность – это интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и самоконтроль, способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими [1].
Основным фактором, организующим процесс социально-психологической адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью. Критериями адаптивности можно считать общий уровень психологического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство самоуважения и осмысленность жизни.
Исследование адаптации курсантов военных вузов становится все более востребованным в наше время. С момента начала обучения курсант переживает сложный адаптационный период к новому социальному окружению, новой среде, к непривычным условиям труда и быта, специфическим требованиям режима проживания в казарме и общежитии. Успешная адаптация в высшем учебном заведении выступает условием оптимизации жизни и деятельности первокурсников. Неэффективная адаптация, напротив, приводит к ряду негативных явлений: возникновению у первокурсника отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива и др.
В связи с этим возникает вопрос: как же может повлиять на процесс адаптации курсанта нарушение его психологического пространства? Современные исследователи отмечают, что именно в юношеском возрасте происходит становление целостной идентичности личности, проявляется самостоятельность и обособление. Усиливается потребность как в социальной, так и в пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личностного пространства, суверенности. Стремление к обособлению – это желание оградить свой внутриличностный уникальный мир от вторжения сторонних и даже близких людей для того, чтобы укрепить свое «чувство личности», чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.
С этими существенными характеристиками личности тесно связано понятие «жизненное пространство личности». Приватность, или «психологическая (личностная) суверенность», – это способность человека контролировать, защищать и развивать свое жизненное пространство. Депривированность пространства как противоположная суверенности характеристика проявляется в переживании «подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни и характеризуется затруднениями в поиске объектов среды, с которыми человек себя идентифицирует».
Изменение интенсивности жизни в современном обществе предъявляет особые требования к наличию своего психологического пространства, к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека. Проблема депривации, нарушения суверенности психологического пространства является очень значимой, так как она затрагивает сразу две сферы человеческой жизни.
Первая сфера связана непосредственно с индивидуальностью личности. По мнению доктора психологических наук, доцента МПГУ С. К. Нартовой-Бочавер, у каждого человека на протяжении всей жизни формируется свое психологическое пространство. Оно может включать в себя различные компоненты: собственное тело, вещи, жилье, вкусы, точки зрения, ценности [2].
Вторая сфера связана с взаимодействиями личности в социуме. Нарушение границ психологического пространства, личной автономии человека, другими людьми может рассматриваться им во многих случаях агрессивно, враждебно. В процессе противостояния другим людям личность обретает четкие границы своего психологического пространства, защищающие ее от опасности, от разрушительного воздействия другого человека.
Таким образом, при изучении психологического пространства личности особое место занимает состояние его границ – физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого. Развитие психологического пространства подразумевает не только автономность, чёткость, но и проникаемость личностных границ. Формирование личности в пространстве, где уважают границы другого человека, считаются с иным мнением, является важным условием гармоничного развития личности.
Согласно определению термина, «суверенное психологическое пространство» – это пространство, находящееся вокруг субъекта, в котором он чувствует себя комфортно, т. е. в безопасности. У курсантов военного вуза особо усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личностного пространства, суверенности.
В зависимости от психологического состояния человека нарушение психологического пространства приводит к чувству тревоги, дискомфорту, в отдельных случаях вызывает агрессию, в таком состоянии принятие правильного решения для выполнения поставленных задач весьма затруднительно.
Особенное значение проблема суверенности психологического пространства приобретает в учреждениях закрытого типа, к которым относятся и военные училища. Опасность нежелательных личностных деформаций и проявления специфических, не всегда позитивных особенностей внутригрупповой жизни в закрытых заведениях особенно вероятна, с одной стороны, в связи с жестким отбором учащихся и ярко выраженной предметной специализацией, а с другой – по причине «закрытости» данного типа учреждений, обусловливающей насыщенность, а главное, неизбежность тесных контактов «всех со всеми».
Все вышесказанное определило цель нашего исследования: выявить особенности социально-психологической адаптивности курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства. Объектом исследования выступает социально-психологическая адаптивность курсантов военного вуза. Предмет исследования – особенности социально-психологической адаптивности курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Череповецкого высшего военного инженерного училища радиоэлектроники. В качестве испытуемых выступали курсанты первого курса в количестве 100 человек. В качестве методов исследования выступили: теоретический анализ литературы, тестирование, математико-статистические методы обработки исследования: критерий углового преобразования Фишера ( ), критерий Крускала – Уоллиса (Н).
В качестве общей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существуют особенности социально-психологической адаптивности курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства, а именно:
- Курсанты с высоким уровнем суверенности психологического пространства чаще испытывают эмоциональный дискомфорт в процессе адаптации, с трудом устанавливают контакты с окружающими.
- Курсанты со средним уровнем суверенности психологического пространства чаще имеют высокую социально-психологическую адаптивность и эмоциональную и психическую устойчивость.
- Курсанты с низким уровнем суверенности психологического пространства не всегда адекватно оценивают свое место и роль в коллективе, имеют низкую адаптивность.
Первым этапом в нашем эмпирическом исследовании стал сбор и обработка данных. В ходе исследования по методике «СПП Нартовой-Бочавер» вся выборка испытуемых была разделена на три группы: курсанты с высоким уровнем суверенности психологического пространства; курсанты со средним уровнем суверенности психологического пространства; курсанты с низким уровнем суверенности психологического пространства.
Обобщенные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень суверенности психологического пространства курсантов (%)
Уровень СПП |
Изучаемые параметры |
||||||
СФТ |
СТ |
СВ |
СП |
СС |
СЦ |
СПП |
|
Высокий |
26 |
40 |
40 |
50 |
54 |
56 |
52 |
Средний |
58 |
48 |
48 |
34 |
40 |
30 |
38 |
Низкий |
16 |
12 |
12 |
16 |
6 |
14 |
10 |
∑ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примечание. СФТ – суверенность физического тела; СТ – суверенность территории; СВ – суверенность мира вещей; СП – суверенность привычек; СС – суверенность социальных связей; СЦ – суверенность ценностей; СПП – суверенность психологического пространства.
Как видно из табл. 1, наиболее многочисленной является группа курсантов с высоким уровнем суверенности психологического пространства (52%). Испытуемые с высоким уровнем суверенности психологического пространства обладают сверхсуверенным психологическим пространством. Данный уровень суверенности характеризуется недостаточностью проницаемости границ. При данном уровне суверенности потребность в безопасности также минимальна, поскольку поступление информации благодаря недостаточной проницаемости строго ограничено.
Для среднего уровня суверенности психологического пространства (38%) характерно наличие проницаемых границ психологического пространства, что подразумевает сохранение постоянства пространства с возможностью обмена необходимой информацией извне.
Низкий уровень суверенности психологического пространства (10%) характерен для испытуемых с нестабильным депривированным личным пространством. При данном уровне суверенности границы психологического пространства сверхпроницаемы, поступающая информация не поддается анализу, уровень потребности в безопасности минимален. Личность, обладающая низкой суверенностью, зачастую может не учитывать возможность существования границ психологического пространства у других, поскольку собственные границы личного пространства нечетко определены.
Следующий этап эмпирического исследования – диагностика социально-психологической адаптивности курсантов.
Для диагностики социально-психологической адаптивности курсантов мы использовали серию методик: «Оценка уровня социально-психологической адаптации» (М. А. Дмитриева) и «Многоуровневый личностный опросник (МЛО) “Адаптивность”» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин).
Полученные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Проявление социально-психологической адаптивности курсантов (%)
Уровень СПА |
Изучаемые параметры |
||||
Оценка уровня СПА |
Методика МЛО «Адаптивность» |
||||
ЛАП |
НПУ |
КП |
МН |
||
Низкий |
14 |
14 |
14 |
38 |
24 |
Высокий |
86 |
86 |
86 |
62 |
76 |
∑ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примечание. СПА – социально-психологическая адаптивность; ЛАП – личностный адаптивный потенциал; НПУ – нервно-психическая устойчивость; КС – коммуникативные способности; МН – моральная нормативность.
Данные табл. 2 показывают, что большинство испытуемых (86%) имеет высокий уровень социально-психологической адаптивности. Испытуемые данной группы могут достаточно легко адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности, могут быстро налаживать контакты, входить в новый коллектив, адекватно ориентируются в ситуации, гибко меняют стратегии своего поведения в сложных ситуациях. Как правило, не конфликтны, обладают высокой психоэмоциональной устойчивостью.
Низкий уровень социально-психологической адаптивности (14%) характерен для испытуемых с признаками проявления различных акцентуаций характера, которые в обычных условиях частично скомпенсированы, но могут проявляться лишь в стрессовой ситуации и при смене деятельности. Поэтому успех адаптации этих курсантов зависит от внешних условий среды. Они, как правило, обладают пониженным уровнем нервно-психической устойчивости, у них возможны эмоциональные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Таким испытуемым требуется индивидуальный подход и особая поддержка.
Для высокого уровня нервно-психической устойчивости (86% испытуемых) характерна высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Для низкого уровня поведенческой регуляции (14%) характерна определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.
Испытуемые с высоким уровнем развития коммуникативных способностей (62%) не проявляют конфликтности к окружающим, легко устанавливают контакты с сослуживцами. Испытуемые с низким уровнем развития коммуникативных способностей (38%) чаще испытывают затруднения в построении контактов, могут проявлять соперничество, агрессивность и повышенную возбудимость.
Большая часть курсантов имеет высокий уровень моральной нормативности (76%); это говорит о том, что испытуемые реально оценивают свое место в коллективе, стараются соблюдать нормы поведения в обществе. Низкий уровень моральной нормативности (24%) свидетельствует о том, что курсанты не могут адекватно оценить свою роль в группе, не всегда соблюдают общепринятые нормы поведения.
Следующим этапом эмпирического исследования было выявление особенностей социально-психологической адаптивности курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства. Перейдём к проверке выдвинутых частных гипотез и полученных результатов.
Первая частная гипотеза: курсанты с высоким уровнем суверенности психологического пространства чаще испытывают эмоциональный дискомфорт в процессе адаптации, с трудом устанавливают контакты с окружающими.
Проверка гипотезы представлена в табл. 3.
Таблица 3
Выявление различий в социально-психологической адаптивности курсантов
с разным уровнем суверенности психологического пространства
Уровень СПП |
Параметры социально-психологической адаптивности |
||
СПА |
ЛАП |
КС |
|
Низкий |
157,5 |
106 |
93 |
Средний |
553,5 |
662,5 |
581 |
Высокий |
514 |
506,5 |
601 |
H |
– |
12,715 |
– |
Примечание. СПП – суверенность психологического пространства; СПА – социально-психологическая адаптивность; ЛАП – личностный адаптивный потенциал; КС – коммуникативные способности; «–» – отсутствие статистически значимых различий; жирным шрифтом обозначены значения Н при 0,01; обычным шрифтом обозначены значения Н при 0,05
Исследование показало, что курсанты с высоким уровнем суверенности психологического пространства имеют низкий личностный адаптивный потенциал. Это говорит о том, что малая проницаемость границ психологического пространства приводит к затруднениям в приспособлении к новому месту учёбы, и они нуждаются в компетентной помощи командиров или начальников курса. Полученные результаты показали, что различия в уровне коммуникативных способностей у курсантов с разным уровнем СПП статистически не значимы.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что курсанты с высоким уровнем суверенности психологического пространства чаще испытывают эмоциональный дискомфорт в процессе адаптации и с трудом устанавливают контакты с окружающими, частично подтвердилась.
В качестве второй частной гипотезы выступило предположение о том, что курсанты со средним уровнем суверенности психологического пространства чаще имеют высокую социально-психологическую адаптивность и эмоциональную и психическую устойчивость.
Проверка гипотезы представлена в табл. 4.
Таблица 4
Особенности проявления социально-психологической адаптивности курсантов с разными уровнями суверенности психологического пространства (%)
Шкалы |
Уровни суверенности психологического пространства |
|||||
Высокий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
|
Социально-психологическая адаптация |
77 |
85 |
77 |
80 |
95 |
80 |
φ* |
1,8 |
– |
– |
|||
Личностный адаптивный потенциал |
54 |
95 |
77 |
60 |
95 |
60 |
φ* |
3,4 |
– |
1,8 |
|||
Нервно-психическая устойчивость |
58 |
90 |
77 |
60 |
95 |
60 |
φ* |
2,5 |
– |
1,8 |
Примечание. «–» – отсутствие статистически значимых различий; жирным шрифтом обозначены значения при 0,01; обычным шрифтом обозначены значения при 0,05.
Анализируя табл. 4, мы видим, что у курсантов со средним уровнем суверенности психологического пространства наблюдается высокий уровень социально-психологической адаптивности. Это свидетельствует о том, что курсанты могут довольно легко приспособиться к вновь изменившимся условиям и редко испытывают в процессе адаптации эмоциональный дискомфорт и состояние фрустрации и стресса, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что курсанты со средним уровнем суверенности психологического пространства чаще имеют высокую социально-психологическую адаптивность и эмоциональную и психическую устойчивость, частично подтвердилась.
Третья частная гипотеза: курсанты с низким уровнем суверенности психологического пространства, не всегда адекватно оценивают свое место и роль в коллективе, имеют низкую адаптивность. Проверка гипотезы представлена в табл. 5.
Таблица 5
Выявление различий в социально-психологической адаптивности курсантов
с разным уровнем суверенности психологического пространства
Уровень СПП |
Параметры социально-психологической адаптивности |
||
СПА |
ЛАП |
МН |
|
Низкий |
157,5 |
106 |
102 |
Средний |
553,5 |
662,5 |
569,5 |
Высокий |
564 |
506,5 |
609,5 |
H |
– |
12,715 |
– |
Примечание. СПП – суверенность психологического пространства; СПА – социально-психологическая адаптивность; ЛАП – личностный адаптивный потенциал; МН – моральная нормативноть; «–» – отсутствие статистически значимых различий; жирным шрифтом обозначены значения Н при ρ ≤ 0,01; обычным шрифтом обозначены значения Н при 0,05.
Из табл. 5 видно, что группа курсантов с низким уровнем суверенности имеет низкую социально-психологическую адаптивность. Это говорит о том, что границы психологического пространства сверхпроницаемы, что приводит к возможным проявлениям агрессии и конфликтности. Такие курсанты требуют индивидуального подхода и постоянной поддержки со стороны психолога. Статистически значимых различий по параметру «моральная нормативность» у курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства не обнаружено.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что курсанты с низким уровнем суверенности психологического пространства не всегда адекватно оценивают свое место и роль в коллективе, имеют низкую адаптивность, частично подтвердилась.
Таким образом, выдвинутая нами общая гипотеза о том, что существуют особенности социально-психологической адаптивности курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства, подтвердилась частично.
Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили нам разработать методические рекомендации для психологов военного вуза, начальников курсов, командиров групп и курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства, направленные на обеспечение успешной социально-психологической адаптивности. Также по результатам исследования разработана программа тренинга на повышение уровня социально-психологической адаптивности курсантов – это новые основания взаимодействия психолога с начальниками курса, командирами группы и самими курсантами. Процесс совместного взаимодействия с начальниками курса и командирами группы способствует развитию курсанта как самостоятельной личности, умеющей быстро приспособиться к новому месту учёбы и преодолевать трудности. Задача коррекционных мероприятий состоит в создании стабильного личного пространства курсантов (средний уровень суверенности психологического пространства), а также формировании у курсантов успешной социально-психологической адаптивности.