Full text

В русском языке существует значительный круг лексических единиц, с помощью которых обеспечивается выражение количественных отношений. Данные лексемы представлены различными частями речи, а именно:

-           именами существительными: литр, день, год, месяц, килограмм, грамм и др.;

-           именами прилагательными: глубокий, обширный, просторный, тесный и др.;

-           наречиями: слишком, чуть-чуть и др.;

-           числительными: восьмой, семеро, тринадцать и др.;

-           местоимениями: ничто, нечего и др.

Несомненно, наиболее ярко и полно количественное значение реализуют числительные. В то же время слова всех частей речи, обеспечивающие выражение количества, обладают коммуникативной значимостью, активно употребляются человеком с целью передачи информации, выражения своих намерений.

Широко известно, что нормотипичные дети изначально овладевают названной категорией лексических единиц (равно как и словами иных семантических групп) спонтанно. Это позволяет точно обозначать количество предметов и явлений, порядок их следования, указывать на многие признаки субъектов и объектов, а также делать обобщения. По мере взросления и обогащения в связи с этим коммуникативных практик, а также благодаря обучению спектр лексики с количественным значением, которой оперирует здоровый ребёнок, заметно возрастает. Используя данную категорию слов, дети адекватно выражают свои мысли, корректно оформляют собственные суждения, дают оценку тому или иному явлению, событию, субъекту и т. д. Вербальная речь при этом приобретет образность, выразительность, эмоциональную окраску.

В отличие от своих здоровых сверстников, дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР), обладают крайне ограниченным словарным запасом. При отсутствии своевременного и пролонгированного коррекционно-педагогического воздействия это осложняет процесс развития коммуникативных умений, препятствует пониманию и передаче информации, затрудняет осмысление содержания произведений, предназначенных для детей, задерживая становление читательской компетентности [1].

Неполноценность лексической стороны речи в целом ограничивает познание ребёнком окружающей действительности, негативно отражаясь на его когнитивном развитии, что нашло обоснование в трудах многих отечественных учёных в области логопедии.

Так, Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной отмечено, что даже в старшем дошкольном возрасте ребёнок с ОНР использует, как правило, только наиболее распространенные в обиходно-разговорной речи лексемы, затрудняется оперировать синонимами и антонимами. В речевой продукции этих детей наблюдаются неадекватные замены одних слов другими, что приводит к распаду смысловой составляющей высказываний [2].

С. Н. Коновалова указывает, что частотной ошибкой при ОНР является неоправданный пропуск слов в составе фраз. Это в полной мере касается лексических единиц, относящихся к числу самостоятельных частей речи, в частности к предикатам. Ошибка указанного типа приводит к разрушению самого ядра используемых синтаксических конструкций, к утрате ими информационной нагрузки, без чего коммуникативное взаимодействие не может быть признано успешным, состоявшимся [3].

Кроме того, в материалах современных исследований имеются данные о том, что дети с ОНР искажают структуру слов, допуская пропуски и перестановки звуков, слогов, а также осуществляя неоправданные контаминации одних лексических единиц с другими. Это лишает речь ребёнка внятности, членораздельности, ясности [4].

В старшем дошкольном возрасте ребёнок с ОНР вполне способен осознать неполноценность собственной речи, поскольку нередко оказывается непонятым окружающими людьми: ровесниками и взрослыми. В результате возникают коммуникативные барьеры, проявляющиеся в стремлении избегать общения, особенно со сверстниками. Несомненно, это провоцирует формирование у ребёнка нежелательных моделей поведения и личностных качеств, что препятствует социальной и образовательной инклюзии, конструктивному взаимодействию с партнёрами по общению [5]. В такой ситуации явно прослеживается разрыв между паспортным (хронологическим) и психологическим возрастом ребёнка с речевой патологией, отмечается социокультурный инфантилизм, проявления которого заметно усиливаются при отсутствии своевременной коррекционной помощи со стороны квалифицированных специалистов.

Отметим, что современная наука располагает значительным количеством трудов, отражающих специфику развития у детей с ОНР словарного запаса. Одновременно с этим отсутствуют отдельные исследования, в которых подвергнуты анализу особенности овладения дошкольниками указанной нозологической группы лексикой с количественным значением. Это обусловливает необходимость целенаправленного изучения данной проблемы.

Нами было организовано и проведено исследование, участниками которого стали дошкольники 5,6–6 лет с ОНР (III уровень), обусловленным дизартрией. Экспериментальная выборка составила 42 человека.

Для обследования детей был подготовлен диагностический комплекс из трёх заданий. Отразим их содержание, а также результаты, полученные после реализации исследования.

Задание 1 – обозначение изображений на картинках при помощи слов с количественным значением.

Детям поочередно предъявлялись картинки, общее количество которых составило 40. После предъявления каждого изображения следовал вопрос, на который отвечает слово определённой части речи. Опора на вопрос (сколько, какой по счёту, кто? и т. п.) позволяла ребёнку верно выбрать и использовать лексему с количественным значением. Изображения на иллюстрациях соответствовали следующему речевому материалу (лексическим единицам):

-           двое, трое, четверо, пятеро, семеро;

-           первый, третий, пятый, шестой, девятый;

-           великан, лилипут, толпа, год, день, месяц;

-           большой, маленький, высокий, низкий, короткий, длинный, узкий, широкий, крошечный, огромный;

-                     глубоко, мелко, долго, мгновенно, тяжело, легко, просторно, тесно, много, мало.

В случае затруднения понимания инструкции осуществлялось её разъяснение. Детям на другом иллюстративном и речевом материале демонстрировалось, каким образом следует выполнить предложенное задание.

Согласно полученным данным, дошкольники с ОНР (100%) с удовольствием рассматривали изображения и старались обозначить их соответствующими лексическими единицами. Респонденты (100%) не отказывались от предложенной им деятельности. В ходе наблюдения за испытуемыми зафиксировано внимание большинства из них (76,2%) к содержанию вербальной инструкции, а также к способу выполнения задания. В то же время дети (100%) не смогли воспроизвести весь ожидаемый от них лексический материал. Результаты обследования старших дошкольников ОНР по этому заданию показали, что испытуемые, как правило, верно осуществляли выбор и использование лексем, наиболее часто употребляемых в быту и на занятиях. Данный факт может быть проиллюстрирован следующими примерами:

-          числительные: двое, трое (100% верных ответов);

-          имена существительные: год, день, месяц (95,2% верных ответов);

-          имена прилагательные: большой, маленький, высокий, низкий (97,6% верных ответов);

-          наречия: тяжело, легко, много, мало (88,1% верных ответов).

Одновременно с этим другие лексические единицы с количественным значением указанных выше частей речи старшие дошкольники с ОНР (100%) использовать затруднялись. Особую сложность у испытуемых (71,4%) вызывали порядковые числительные, например первый, пятый, шестой, девятый. Как правило, вместо порядковых числительных респонденты использовали количественные.

Обработка полученных данных позволила установить специфические типы ошибок, которые были допущены старшими дошкольниками с патологией речи при выполнении первого диагностического задания, а именно:

-          замена порядкового числительного количественным (в 92,9% случаев). Например, один вместо «первый», шесть вместо «шестой»;

-          замена числительного наречием, что не позволяло передать точную информацию о количестве. Такого рода информация воспроизводилась испытуемыми (78,6%) лишь приблизительно. Например, много вместо «пятеро», «семеро», «девятый», «одиннадцатый»;

-          неоправданная замена старшими дошкольниками с ОНР (64,3%) одних имён прилагательных другими. Например, маленький вместо «короткий»;

-          неоправданная замена испытуемыми (69%) одних наречий другими. Например, много вместо «глубоко», мало вместо «мелко».

Кроме того, старшие дошкольники с ОНР (100%) не смогли использовать следующие существительные с количественным значением: «великан», «лилипут», «толпа». Дети предлагали вместо этих слов более привычные им лексемы, а именно: «большой», «маленький», «много», не обращая внимания на поставленный вопрос, являвшийся для испытуемых своего рода подсказкой.

Задание 2 – подбор антонимов к заданным лексическим единицам с количественным значением.

Детей просили к каждой поочерёдно предъявляемой лексеме подбирать пару, «слово-неприятеля», т. е. антоним. Содержание данного диагностического задания разъяснялось старшим дошкольникам на 3–4 примерах. Благодаря предварительной подготовке к предстоящей деятельности обеспечивалось адекватное восприятие и осмысление испытуемыми вербальной инструкции.

Речевой материал составил 10 слов, являющихся именами прилагательными и наречиями. Представим их перечень вместе с соответствующими антонимами: глубоко – мелко, долго – быстро, высокий – низкий, просторно – тесно, много – мало, крошечный – огромный, широкий – узкий, быстрый – медленный, лёгкий – тяжелый, короткий – длинный.

В процессе исследования отмечено, что дети (95,2%) поняли суть задания после его детального разъяснения, предъявления образца. Старшие дошкольники с ОНР (100%) не отказывались от предложенной им деятельности. Однако все испытуемые допустили ошибки, затрудняясь в подборе антонимов к лексическим единицам с количественным значением.

Так, при выборе противоположного по значению слова респонденты (83,3%) использовали следующую тактику: называли эту же лексему, но только с приставкой «не». Например: «глубоко – неглубоко», «широкий – неширокий», «быстрый – небыстрый» и т. д.

Также полученные данные позволяют констатировать, что специфическим для словесной речи старших дошкольников с ОНР (100%) является недифференцированное указание на качества предметов. В частности, вместо использования антонима респонденты осуществляли выбор и использование лексемы из иной, смежной группы, относящейся к другому семантическому полю. Проиллюстрируем это следующими примерами высказываний испытуемых: «Сумка лёгкая, а мешок очень большой»; «Этот забор высокий, а этот только короткий» и т. д.

Очевидно, что у детей рассматриваемой нозологической группы страдает не только словарь антонимов. Наряду с этим отмечается незнание значения лексем, служащих для обозначения количества. Такие лексические единицы неоправданно смешиваются, отождествляются либо, напротив, между ними безосновательно не обнаруживается семантического сходства. Это не позволяет ребёнку точно описать предмет, указать на его свойства, обусловливает построение нелепых высказываний, включающих противоречащие друг другу утверждения.

Задание 3 – распространение предложений посредством использования лексики с количественным значением.

Данное диагностическое задание сопровождалось иллюстративным материалом в виде сюжетных картинок. Они предъявлялись поочерёдно параллельно с незавершённой фразой, тематически соответствующей изображению. Предварительно дошкольникам разъяснялась суть задания, предлагался образец его выполнения на ином вербальном и иллюстративном материале.

На этапе обследования детей просили закончить указанные ниже фразы.

-          В сказке у козы были дети-козлята, их было… (семеро).

-          На огороде поспели помидоры, они… (крупные, большие).

-          Строители построили дом, он… (высокий, большой, пятиэтажный).

-          Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф – это братья-поросята из сказки. Всего их было… (трое).

-          На двух руках пальцев… (десять).

-          В неделе дней… (семь).

-          Вторник по счёту день недели… (второй).

Результаты, полученные после обследования старших дошкольников с ОНР по данному диагностическому заданию, позволили установить, что у испытуемых возникали серьёзные трудности, связанные с употреблением лексики с количественным значением в структуре синтаксических конструкций. Дошкольникам (100%) требовались наводящие вопросы, подсказки, образцы включения слов, позволяющих указать на количество, в состав предложений.

Подвергнув полученные данные анализу в качественном аспекте, мы установили, что многие испытуемые (80,9%) употребляли одни и те же лексические единицы сразу в нескольких предложениях. Респонденты ориентировались на контекст, но недостаток речевых средств, ограниченность словаря обусловливали неоправданно частое использование одних и тех же лексем. Это лишало высказывания точности. Проиллюстрируем данный факт следующими примерами: «На двух руках пальцев вот столько» (использовался показ вместо употребления лексемы «десять»); «В неделе дней много» (вместо «семь»).

На основе систематизации и обобщения данных, полученных по трём диагностическим заданиям, были выделены специфические ошибки, отмечающиеся у старших дошкольников с речевой патологией при осмыслении семантики и самостоятельном использовании лексики с количественным значением:

-          явно выраженное и значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря с количественным значением. Небольшая часть слов употребляется детьми необоснованно часто. При этом остальные лексемы данной семантической группы имеют низкую частоту употребления. Ряд лексических единиц, помогающих дифференцированно обозначать количество, указать на свойства и качества предметов, в речи детей с речевой патологией отсутствуют. Семантика данных лексем старшим дошкольникам с ОНР неизвестна;

-          ограниченный словарь антонимов с количественным значением. Это, несомненно, обедняет вербальную речь детей, обусловливает оперирование дошкольниками шаблонными фразами, клише с типичным лексическим наполнением из числа широкоупотребительных слов бытовой тематики;

-          неточное, недифференцированное употребление имён существительных и прилагательных, а также числительных, местоимений, наречий с количественным значением. Не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам количественные понятия нередко обозначаются старшими дошкольниками с ОНР при помощи одной лексической единицы;

-          трудности включения лексики с количественным значением в структуру предложений. Это обусловливает нарушение смысловой организации высказываний;

-          наличие аграмматизмов при употреблении лексики с количественным значением в составе словосочетаний и предложений. Ошибка данного типа прослеживается и при использовании детьми лексем других семантических групп, проявляясь в том, что слово вводится в контекст без учёта его требований, в несоответствующих грамматических категориях и формах, что противоречит языковым нормам.

Подытоживая, отметим, что неполноценное владение лексикой с количественным значением, её резкая ограниченность, недифференцированное употребление обедняют вербальную речь ребёнка с ОНР. Результатом этого становится необоснованное расширение либо, напротив, сужение понятий, неправильное или неточное разграничение отвлечённых и конкретных понятий. Это снижает потенциал детей с речевой патологией к полноценному когнитивному развитию, осложняет освоение позитивного опыта социально-коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми.