Full text

Постановка проблемы. В настоящее время проблема психологической готовности широких масс населения к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации (далее – ЭС) рассматривается в качестве важного фактора общей безопасности. В связи с этим особое внимание уделяется разработке и реализации специальных программ, направленных на обучение целевой аудитории (не имеющей психологического образования) правилам, методам и приемам оказания помощи пострадавшим в экстремальной ситуации. Внедрение данных программ актуализирует проблему разработки специального диагностического инструментария, позволяющего выявить общие тенденции разных возрастных, социальных и профессиональных групп населения к оказанию такого рода помощи, определить ее уровень у конкретной целевой аудитории и оценить эффективность проведенных мероприятий по психологической подготовке.

Усилившийся в последнее время интерес к проблемам качества используемого диагностического инструментария акцентирует внимание психологов на процессе разработки таких диагностических методик, которые бы, отвечая современным практико-ориентированным задачам, соответствовали основным психометрическим требованиям и впоследствии систематически проходили проверку на качество их основных характеристик.

Теоретические предпосылки опросника «Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях» (ПГОПП-1). Любая психодиагностическая методика базируется на определенном теоретическом конструкте, отображающем на концептуальном уровне представления об измеряемом свойстве, конкретизирующем его ту или иную трактовку. Наша авторская методика в первую очередь базируется на теоретическом конструкте «психологическая готовность». Поэтому разработка диагностического инструментария велась с опорой на анализ современных исследований феномена готовности личности к деятельности вообще и психологической готовности в частности [1–3], а также специальной психометрической литературы, описывающей основные параметры разработки опросника [4‒9].

Исходный теоретический конструкт «психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в ЭС» с учетом характера предстоящей деятельности и общих структурных компонентов психологической готовности, выделенных на основе теоретического анализа, был определен нами как интегральная динамическая характеристика, предполагающая понимание специфики деятельности в ЭС, осознание ценности своевременного оказания оперативной помощи пострадавшим, наличие желания, определенных знаний, умений и навыков, а также эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно справляться с психологическими реакциями, возникающими в связи с переживаемым кризисом.

«Паспорт» опросника «Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях» (ПГОПП-1). При создании опросника мы придерживались смешанной стратегии, которая включает в себя дедуктивную (содержательную), индуктивную и экстремальную стратегии конструирования опросного инструментария [10]. Выбор смешанной стратегии обусловлен необходимостью создания такого инструмента, с помощью которого можно будет не просто оценивать психологическую готовность к оказанию помощи пострадавшим в ЭС и ее компоненты, но и выявлять их внутренние взаимосвязи, а также сравнивать контрастные группы, что также позволит четко представлять специфику данного вида психологической готовности как динамической характеристики.

Соблюдение основных параметров и реализация необходимых условий на разных этапах разработки (на этапе целеполагания, методологического обоснования шкал, определения области применения методики и ее структуры, планирования алгоритма доказательной базы, разработки текста опросника (так, в частности, не только сгенерированы утверждения опросника, но и проведен их когнитивный анализ), его апробации, проверки на валидность и надежность, верификации, стандартизации процедуры тестирования, метода обработки и интерпретации результатов) позволили получить узкоспециализированный компактный диагностический инструментарий.

Представленный «паспорт» авторского опросника отражает его назначение, область применения, структуру и соответствие современным психометрическим требованиям (табл. 1).

Таблица 1

«Паспорт» опросника «ПГОПП-1»

 

Показатели

 

 

 

Основное содержание

Назначение     

-      Определение индивидуальной меры выраженности психологической готовности личности к оказанию помощи пострадавшим в ЭС;

-      выявление общих тенденций психологической готовности разных возрастных и социальных групп взрослого населения к оказанию помощи пострадавшим в ЭС;

-      оценка эффективности мероприятий по психологической подготовке взрослых групп населения к оказанию помощи пострадавшим в ЭС

Область применения

-      Категория: взрослое население.

-      Возраст: от 18 до 60 лет.

-      Образование: не ниже среднего.

-      Психически здоровые люди

Структура методики

-      Объем методики: 32 утверждения.

-      Инструкция: развернутая.

-      Система ответов: 5-балльная шкала Ликерта.

-      Фиксация ответа: непосредственно в бланке опросника.

-      Время работы: 5–7 мин.

-      Шкалы: познавательно-оценочная, мотивационно-поведенческая, эмоционально-волевая, коммуникативная, интегральная.

-      Обработка данных: использование шкалы процентилей

Соответствие требованиям

1)    Надежность высокая:

-      по внутренней согласованности – высокая (коэффициент альфа Кронбаха равен 0,88);

-      ретестовая – высокая (наиболее устойчивым является показатель общей психологической готовности (p = 943), стабильными – познавательно-оценочный (p = 0,6777) и коммуникативный (p = 0,553), а наиболее изменчивыми – эмоционально-волевой (p =-,356) и мотивационный (p = 0,196).

2)    Валидность высокая:

-      содержательная – подтверждение экспертами (n = 24) соответствия закладываемого в опросник содержания изучаемому концепту;

-      конструктная – значимая и прямо пропорциональная корреляция со шкалами (n = 5) используемых в данном анализе методик (n = 6) (кроме шкалы способности к рефлексии).

3)    Дискриминативность высокая (коэффициент уровня корреляции по Пирсону, p < 0,01).

4)    Стандартизация – нормальное распределение по общему уровню ПГОПП (критерий согласия Колмогорова – Смирнова; объем выборки по полу, возрасту, образованию, профессии n = 1099)

Общий объем выборки

n = 1700 человек.

В исследовании приняли участие респонденты из 21 региона

 

Опросник «Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях» (авторы Т. Г. Харитонова, К. С. Ставская)

 

Инструкция. Перед Вами ряд утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Выбранный вариант отметьте в необходимой графе знаком «+» или «V».

Просим Вас не пропускать утверждений, сделать выбор по каждому из них и стараться избегать «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно.

Отвечая, помните, что не существует утверждений, на которые можно дать «правильный» или «неправильный» ответы, так как они отражают лишь разные особенности, присущие людям. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

Итак, Вы хорошо поняли инструкцию, которую только что прочитали:

□ да; □ не уверен (а); □ нет.

Вы готовы отвечать на каждое утверждение так искренне, как только возможно:

□ да; □ не уверен (а); □ нет.

 

 

 

 

Текст опросника

 

№ п/п

Утверждения

Нет

Пожалуй, нет

Затрудняюсь

Пожалуй, да

Да

1

Прежде чем приступить к решению задачи (ситуации), я обычно продумываю алгоритм своих действий

 

 

 

 

 

2

Я знаю приемы саморегуляции

 

 

 

 

 

3

Я стараюсь задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки

 

 

 

 

 

4

Я готов длительное время выполнять работу, связанную с большими нагрузками

 

 

 

 

 

5

Я умею адекватно оценивать свои силы по решению проблемы

 

 

 

 

 

6

Я владею знаниями об особенностях острых стрессовых реакций и способах работы с ними

 

 

 

 

 

7

У меня сильно развито чувство социальной ответственности

 

 

 

 

 

8

Моя работоспособность высокая на протяжении всего рабочего дня

 

 

 

 

 

9

Для меня важно в деталях представлять ход предстоящей работы

 

 

 

 

 

10

Я информирован об особенностях общения с пострадавшими в экстремальных ситуациях

 

 

 

 

 

11

Я могу внимательно, терпеливо, не перебивая выслушать человека, нуждающегося в помощи и поддержке

 

 

 

 

 

12

Я стремлюсь оказать помощь любому человеку, который оказался в трудной жизненной ситуации

 

 

 

 

 

13

При необходимости я могу скорректировать свою деятельность относительно складывающейся ситуации

 

 

 

 

 

14

Я уверен, что моих знаний достаточно для оказания необходимой помощи пострадавшим в экстремальной ситуации

 

 

 

 

 

15

Я умею сопереживать людям, понимать их проблемы и оказывать посильную помощь

 

 

 

 

 

16

Я часто испытываю желание помогать людям

 

 

 

 

 

17

Я эффективно действую в экстремальных условиях

 

 

 

 

 

18

Я уверен, что мои знания позволят мне адекватно проявить себя в экстремальной ситуации

 

 

 

 

 

19

Я спокойно отношусь, если незнакомый человек обращается ко мне на улице с какой-либо просьбой

 

 

 

 

 

20

Я готов жертвовать своими интересами в пользу других людей, несмотря на риск и отсутствие внешних благодарностей и наград

 

 

 

 

 

21

В сложный (критичный) момент я могу «взять себя в руки»

 

 

 

 

 

22

Я знаю, как взаимодействовать с пострадавшими в экстремальной ситуации

 

 

 

 

 

23

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы помочь другим людям избежать состояния напряженности

 

 

 

 

 

24

При виде человека, оказавшегося в беде, я обязательно протяну ему руку помощи

 

 

 

 

 

25

В нужный момент я могу мобилизовать все свои ресурсы для достижения цели

 

 

 

 

 

26

Я могу адекватно оценить психическое состояние пострадавшего в экстремальной ситуации

 

 

 

 

 

27

Я умею подчиняться правилам и нормам

 

 

 

 

 

28

Я без колебания помогу человеку, оказавшемуся в беде

 

 

 

 

 

29

Я всегда сосредоточен на процессе выполняемой деятельности

 

 

 

 

 

30

Я легко могу выступить перед большим количеством человек

 

 

 

 

 

31

Я умею работать в команде и согласовывать свои действия с другими

 

 

 

 

 

32*

Внешние отвлекающие факторы могут повлиять на качественное выполнение поставленных передо мной задач

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Шаг 1. Из 32 утверждений первые 31 являются прямыми (с 1 по 31). Последнее утверждение (32) является обратным. Это необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения сырых баллов прямым утверждениям с 1 по 31 (со словесными обозначениями по шкале Ликерта) присваиваются балльные выражения: «нет» – 1 балл; «пожалуй, нет» – 2 балла, «затрудняюсь ответить» – 3 балла, «пожалуй, да» – 4 балла, «да» – 5 баллов. Исключение составляет обратное утверждение 32 (отмеченное *), в котором значения заменяются на те, что получаются при инверсии шкалы ответов. Для удобства в бланке текста опросника в описании вариантов ответов есть свободная строка, куда необходимо вписать балльную шкалу оценки.

Шаг 2. Вначале в соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по каждому структурному компоненту психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации (табл. 2).

Таблица 2

Ключ к опроснику

 

Компоненты

№ утверждений

S баллов

Эмоционально-волевой

1

5

9

13

17

21

25

29

32*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-
оценочный

2

6

10

14

18

22

26

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативный

3

7

11

15

19

23

27

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационно-
поведенческий

4

8

12

16

20

24

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий уровень ПГОПП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 3. После вычисления суммы баллов по шкалам определяется общий уровень психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации.

Шаг 4. Сырые баллы с помощью табл. 3 переводятся в процентили.

Таблица 3

Таблица перевода сырых баллов в процентили

 

Компоненты

Сырые баллы

Эмоционально-волевой

9–32

33–35

36–38

39–45

Познавательно-оценочный

8–20

21–25

26–30

31–40

Коммуникативный

8–29

30–33

34–35

36–40

Мотивационно-поведенческий

7–23

24–26

27–29

30–35

Общий уровень ПГОПП

32–110

111–121

122–131

132–160

Процентили

Значение

1–25

26–50

51–74

75–100

Уровень ПГОПП

Низкий

Средний

Оптимальный

Высокий

Содержательная интерпретация шкал

Эмоционально-волевой компонент

Низкий уровень (9–32 балла): человек, имеющий низкие баллы по данному компоненту, часто действует спонтанно и импульсивно, заранее не обдумывает предстоящую деятельность, внешние посторонние воздействия могут приводить к повышенной отвлекаемости, в связи с чем ему бывает сложно решать поставленные задачи. В сложный (критический) момент теряется, не всегда может мобилизовать свои ресурсы для достижения цели, испытывает трудности при регуляции своего эмоционального состояния, не уверен в том, что может действовать эффективно в экстремальной ситуации.

Средний уровень (33–35 баллов):человек со средним уровнем эмоционально-волевого компонента демонстрирует сосредоточенность на задаче и наличие определенного уровня эмоциональной устойчивости. При необходимости может мобилизоваться для достижения цели. Готов оказывать посильную помощь пострадавшим, но внешние отвлекающие факторы могут повлиять на качественное выполнение поставленных перед ним задач. В большинстве случаев эффективно действует в экстремальных условиях.

Оптимальный уровень (36–38 баллов): человек с оптимальными показателями по эмоционально-волевому компоненту, включаясь в работу, анализирует ситуацию, адекватно оценивает свои силы, заранее продумывает алгоритм действий. Он сосредоточен на деятельности и корректирует ее в зависимости от складывающейся ситуации. Имеет развитый самоконтроль и саморегуляцию. В экстремальных условиях действует эффективно.

Высокий уровень (39–45 баллов): высокие баллы по данному компоненту свидетельствуют о выраженной потребности оказывать помощь пострадавшим в экстремальной ситуации. Такому человеку свойственна уверенность в своих силах, самоконтроль, самоорганизация, эмоциональная устойчивость и целеустремленность. Вместе с тем данные качества могут переоцениваться самой личностью и поэтому действия в условиях экстремальной ситуации могут быть не всегда эффективны.

Познавательно-оценочный компонент

Низкий уровень (8–20 баллов):человек с таким уровнем познавательно-оценочного компонента не обладает знаниями, достаточными для того, чтобы эффективно проявить себя в экстремальной ситуации и оказывать помощь пострадавшим. Ему сложно регулировать свое эмоциональное состояние. Знаний об особенностях острых стрессовых реакций и способах работы с ними не имеет. Он испытывает затруднения в оценке психического состояния пострадавших и слабо информирован об особенностях взаимодействия с ними.

Средний уровень (21–25 баллов):данный показатель указывает на наличие определенного уровня знаний об особенностях взаимодействия с пострадавшими в экстремальной ситуации, приемах саморегуляции, острых стрессовых реакциях и способах работы с ними. Человек может оценить и проанализировать сложившуюся ситуацию, имеет некоторые знания о специфике оказания необходимой помощи пострадавшим в экстремальной ситуации.

Оптимальный уровень (26–30 баллов): человек с оптимальными показателями по познавательно-оценочному компоненту имеет необходимые знания об особенностях взаимодействия с пострадавшими в экстремальной ситуации, приемах саморегуляции, острых стрессовых реакций и способах работы с ними. Он уверен в своих силах относительно оценки психического состояния пострадавших и оказания им необходимой помощи. Положительно оценивает свою способность контактировать с большим количеством человек.

Высокий уровень (31–40 баллов):человек с высокими показателями по данному компоненту уверен в себе, в своих силах, своей способности оказывать необходимую помощь пострадавшим так, как может быть в этом уверен профессионально подготовленный для данной деятельности специалист. Возможно, он несколько переоценивает свою информированность о специфике деятельности в экстремальной ситуации, особенностях общения с пострадавшими и принципах взаимодействия с ними. Если человек, набравший данное количество баллов, не проходил специального обучения оказанию первой помощи и психологической поддержке пострадавшим, а также если данная область знаний не входит в круг его непосредственных (например, профессиональных) интересов, то он, скорее всего, необъективно оценивает себя относительно знаний, умений и навыков оказания помощи пострадавшим в экстремальной ситуации.

Коммуникативный компонент

Низкий уровень (8–29 баллов): человек с низкими показателями по данному компоненту старается минимизировать свои взаимоотношения с другими людьми. Ему сложно взаимодействовать одновременно с большим количеством человек и работать в команде. Для него может быть неважно, какие чувства и мысли вызывают его слова и поступки у других людей. Ему сложно вникнуть в проблемы другого человека, встать на его место. Чувство социальной ответственности не развито.

Средний уровень (30–33 балла): средний показатель по данному компоненту указывает на определенный уровень развития чувства социальной ответственности и коммуникативных способностей. Такой человек общением не тяготится, при необходимости может работать в команде, подчиняясь правилам и нормам. При определенных условиях может сопереживать людям, понимать их проблемы и оказывать посильную помощь. Демонстрирует готовность взаимодействовать с профильными специалистами для того, чтобы совместными усилиями достичь эффективности в оказании необходимой помощи пострадавшим.

Оптимальный уровень (34–35 баллов): баллы, соответствующие оптимальному уровню по данному компоненту, свидетельствуют о развитых коммуникативных способностях: человек доброжелателен в общении, умеет слушать другого, сопереживает ему, старается сделать все необходимое, чтобы помочь другим людям избежать состояния напряженности. Развито чувство социальной ответственности, понимание необходимости соблюдения правил и норм взаимодействия с другими людьми. Нацелен на сотрудничество.

Высокий уровень (36–40 баллов):человек с высоким показателем по данному компоненту имеет сильно выраженную потребность в общении и, возможно, несколько переоценивает свои коммуникативные способности. Он общителен, ему свойственна большая мера включенности в социальную микросреду, основанную на сочетании способности и потребности к установлению межличностных контактов. Такой человек умеет работать в команде, согласовывать свои действия с другими, подчиняться правилам и нормам.

Мотивационно-поведенческий компонент

Низкий уровень (7–23 балла): данный уровень мотивационно-поведенческого компонента указывает на отсутствие желания оказывать помощь людям в трудной жизненной ситуации и жертвовать своими интересами в пользу других. Человек не готов к длительной работе с большими нагрузками, имеет низкую работоспособность. В экстремальных ситуациях может сомневаться в необходимости помочь пострадавшим.

Средний уровень (34–36 баллов): человек, имеющий средний балл по данному компоненту, может переживать состояние желания помогать людям. Он осознает ценность своевременного оказания оперативной помощи пострадавшим. При необходимости он готов оказывать помощь нуждающимся, жертвовать собственными интересами в пользу других людей, но без проявления собственной инициативы.

Оптимальный уровень (27–29 баллов): человек с оптимальными показателями по мотивационно-поведенческому компоненту имеет повышенную склонность помогать людям в трудных жизненных ситуациях. Он стремится ее реализовывать, даже несмотря на возможное ущемление собственных интересов. Видя, что другой человек находится в сложной для него ситуации, он обязательно поможет ему. Собственные силы оцениваются адекватно. Потребность помогать людям является личностной характеристикой и не зависит от внешних благодарностей и наград.

Высокий уровень (30–35 баллов): высокие баллы по данному компонентухарактеризуют ярко выраженную потребность человека оказывать помощь людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, готовность жертвовать собственными интересами в пользу других людей, несмотря на риск и отсутствие внешних благодарностей и наград. Такой человек готов к проявлению активности и инициативности в оказании помощи людям. Вместе с тем такое сильное желание помогать людям может быть результатом не столько адекватного понимания необходимости оказания помощи пострадавшим, сколько личностного стремления быть полезным и значимым для других людей.

Общий (интегральный) уровень психологической готовности к оказанию

помощи пострадавшим

Низкий уровень (32–110 баллов):человек с низким уровнем ПГОПП не обладает знаниями об острых стрессовых реакциях, способах работы с ними, особенностях общения с пострадавшими в экстремальных ситуациях. Ему сложно регулировать свое эмоциональное состояние, часто он действует спонтанно и импульсивно, в экстремальных ситуациях теряется и не всегда может мобилизовать свои ресурсы для достижения цели. У него не выражено желание оказывать помощь незнакомым людям в трудной жизненной ситуации и жертвовать своими интересами в пользу других. Человек не готов к длительной работе с большими нагрузками, имеет низкую работоспособность. Чувство социальной ответственности, потребность в общении и коммуникативные способности развиты слабо. Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации не сформирована.

Средний уровень (111–121 балл): данный показатель указывает на наличие определенного уровня знаний об особенностях общения и взаимодействия с пострадавшими в экстремальной ситуации, приемах саморегуляции, острых стрессовых реакциях и способах работы с ними. Человек может оценить и проанализировать сложившуюся ситуацию, имеет некоторые знания о специфике оказания необходимой помощи пострадавшим в экстремальной ситуации. При необходимости он готов оказывать помощь нуждающимся, жертвовать своими интересами в пользу других людей, но без проявления собственной инициативы. Мотивацию к оказанию помощи людям могут повышать внешние стимулы – ожидание благодарности и награды. При необходимости может мобилизовать свои ресурсы для достижения цели. Социальная ответственность и коммуникативные способности развиты. Может работать в команде, подчиняясь правилам и нормам. При определенных условиях сопереживает людям, может понимать их проблемы и оказывать посильную помощь. Демонстрирует готовность взаимодействовать с профильными специалистами для того, чтобы совместными усилиями достичь эффективности в оказании необходимой помощи пострадавшим. Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации сформирована не полностью.

Оптимальный уровень (122–131 балл): человек, находящийся на оптимальном уровне ПГОПП, имеет необходимые знания об особенностях острых стрессовых реакций и способах работы с ними, может оценить психическое состояние пострадавших в экстремальной ситуации, оказать им необходимую помощь, знает об особенностях взаимодействия и общения с ними, способен контактировать с большим количеством человек. Есть устойчивая потребность помогать людям, даже несмотря на возможное ущемление своих интересов. Включаясь в работу, анализирует ситуацию, адекватно оценивает свои силы, заранее продумывает алгоритм действий, сосредоточен на деятельности и корректирует ее в зависимости от складывающейся ситуации. Хорошо развиты самоконтроль и саморегуляция, коммуникативные способности, умение работать в команде, чувство социальной ответственности. Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации сформирована.

Высокий уровень (132–160 баллов): человек с высоким уровнем ПГОПП, возможно, несколько переоценивает свою информированность о специфике деятельности в экстремальной ситуации, особенностях общения с пострадавшими и принципах взаимодействия с ними. Он уверен в себе, считает себя эмоционально устойчивым и целеустремленным. Отличается повышенным желанием оказывать помощь людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, стремлением жертвовать своими интересами в пользу других людей, несмотря на риск и отсутствие внешних благодарностей и наград. Он очень общителен, ему свойственна большая мера включенности в социальную микросреду. Сильная выраженность данных характеристик может говорить о не совсем объективном восприятии себя или желании казаться таким в глазах окружающих. Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации сформирована, но есть вероятность того, что в реально сложной жизненной ситуации человек может проявить себя несколько иначе, чем при оценке себя в спокойной обстановке.

 

Данная версия опросника неоднократно использовалась для проведения пилотажных исследований [11–14], результаты которых позволяют констатировать наличие определенных тенденций и закономерностей в изучении феномена психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации.

Использование его в условиях психологической практики позволяет:

–          определить индивидуальную меру выраженности психологической готовности личности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации;

–          получить за достаточно короткий промежуток времени общие статистические данные об эффективности проведенных по психологической подготовке мероприятий в контексте данного направления работы;

–          проанализировать динамику (после реализации программ психологической подготовки) общего уровня психологической готовности определенной целевой аудитории к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации и ее структурных компонентов (познавательно-оценочного, мотивационно-поведенческого, эмоционально-волевого, коммуникативного);

–          объективизировать процедуру самооценки уровня психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации вообще и ее структурных компонентов в частности;

–          оптимизировать процесс реализации программ психологической подготовки населения за счет внесения в их содержание (на основе полученного эмпирического материала) приемов работы, направленных на развитие определенных структурных компонентов психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации.