Личность студентов, несомненно, оказывает влияние на методику преподаваемой дисциплины. Наше исследование посвящено диагностике и последующему анализу личностных и мотивационных характеристик студентов вышеуказанного направления подготовки.
Цель исследования – изучить личностные качества студентов направления подготовки «Мехатроника и робототехника» Уральского государственного университета путей сообщений.
Объект – личность студента.
Предмет – личностные особенности студентов направления подготовки «Мехатроника и робототехника».
В основу исследования легла следующая гипотеза: у студентов направления подготовки «Мехатроника и робототехника» вне зависимости от возраста имеются схожие ведущие характеристики личности.
С учетом цели, предмета и гипотезы исследования были выбрана методика, разработанная А. Г. Грецовым [1], под названием «Большая пятерка» личностных качеств. В основу положена модель личности Р. Мак-Края и П. Коста (1983–1985), а также «Сквозной биполярный перечень» Голдберга (1992).
Помимо указанной методики каждому студенту IV курса был предложен мотивационный тест. Он был составлен нами для определения ожиданий студентов от курса.
Выборка состоит из 61 студента-бакалавра от I до IV курса, из них 10 девушек и 51 юноша. 18 лет – 23%, 19 лет – 26%, 20 лет – 24%, 21 год – 16%, 22 года – 11%.
Современные психологи придерживаются мнения, что есть пять основных личностных черт и любая личность определяется прежде всего их соотношением. Качества были выявлены на основе обработки множества исследований. Тест состоит из 40 парных вопросов, на каждый из которых предлагают ответить, используя баллы от 0 до 2, где 0 свидетельствует о минимальной выраженности качества, а 2 – о максимальной.
Большое количество вариаций методик для диагностики «большой пятёрки» личностных особенностей на разных языках позволяет говорить о том, что «большая пятерка» действительно содержит универсальные ключевые характеристики, предоставляющие возможность «увидеть» личность и спрогнозировать ее поведение:
- Экстраверсия – интроверсия – уровень социализации личности.
- 2. Нейротизм – эмоциональная устойчивость.
- 3. Открытость – закрытость к новому опыту.
- 4. Сознательность – несобранность
- 5. Доброжелательность – враждебность.
Показатели степени выраженности: 0–3 – низкая; 4–6 – ниже среднего; 7–9 – средняя; 10–12 – выше среднего; 13–16 – высокая.
Первые две пары качеств – экстраверсия и интроверсия, нейротизм и эмоциональная устойчивость – позволяют судить о типе темперамента студента. В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны ее динамических качеств: интенсивности и скорости протекания психических процессов. Чтобы узнать эту характеристику, студент в системе координат по горизонтальной оси откладывал свои показатели по шкале «экстраверсия – интроверсия», а по вертикальной – по шкале «эмоциональная устойчивость» (минимум по каждой из этих осей – 0, максимум – 16, точка их пересечения – 8), см. рис. 1. Если координаты попали в правую верхнюю четверть, то студент холерик, в правую нижнюю – сангвиник, в левую верхнюю – меланхолик, в левую нижнюю – флегматик. Это названия основных типов темперамента.
Рассмотрим данные, полученные после анализа результатов теста «Большая пятерка». Интересно, что в качестве ведущих характеристик у студентов-мехатроников можно выделить две: это открытость к новому опыту и нейротизм. Таблица представляет распределение количества студентов по преобладанию у каждого из них определенной ведущей характеристики. Следует отметить, что результаты лишь одного студента III курса не позволяли определить ведущую характеристику, поскольку каждая из характеристик была оценена количеством баллов ниже среднего.
Процентное соотношение студентов по ведущей характеристике личности
теста «Большая пятерка»
Характеристики личности |
Студенты |
Экстраверсия – интроверсия |
8% (6 человек) |
Нейротизм |
29% (19 человек) |
Открытость – закрытость к новому опыту |
50% (31 человек) |
Сознательность – несобранность |
8% (6 человек) |
Доброжелательность – враждебность |
6% (1 человек) |
Интересен и анализ ведущей характеристики у каждого курса. Можно отметить, что, становясь старше, студенты становятся и более эмоционально устойчивыми. Рис. 1 показывает снижение такой характеристики, как нейротизм, но фиксирует и рост увеличения количества студентов с такой характеристикой, каксознательность. Данное качество описывает студентов как усердных, пунктуальных, целеустремленных. Открытость к новому опыту свойственна всем студентам данного направления подготовки. Они воспринимают с легкостью все новое, что появляется вокруг, демонстрируют любопытство, гибкость и готовность к изменениям, склонны к творчеству.
Такие студенты имеют тенденцию думать и действовать в соответствии со своими собственными потребностями и представлениями, а не пытаясь соответствовать кому-либо или чему-либо. Другой характерной особенностью является способность использовать в мышлении абстрактные символы, не связанные с конкретным опытом. В зависимости от конкретных интеллектуальных способностей человека это символическое познание может осуществляться в виде математического, логического мышления, художественного и метафорического употребления языка, музыкальной композиции или одного из многих видов визуального или исполнительского искусства [2].
Рис. 1. Ведущая характеристика «Большой пятерки» личностных качеств
студентов направления подготовки «Мехатроника и робототехника»
Нейротизм же характеризует эмоционально неустойчивых, неспособных эффективно контролировать собственные эмоции и импульсивные влечения людей. Внешне это может проявляться как слабый эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, капризность, уклонение от реальности. Их поведение во многом обусловлено ситуацией; они с тревогой ожидают неприятностей, а в случае неудачи легко впадают в отчаяние. Их самооценка, как правило, занижена, в своих неудачах они обвиняют в первую очередь себя. Испытывая психологическое напряжение, они плохо работают в стрессогенных ситуациях [3]. Обособленность и дистанционность ряда заданий в мультимедиа помогает бороться со стрессами при выполнении, например, контрольных работ и тестов во внеаудиторных условиях.
Необходимым для исследования представляется и определение наименее выраженной характеристики у данных студентов – той характеристики, которая получила наименьшее количество баллов при оценке вопросов у респондентов.
Представляет интерес и тот факт, что нейротизм, являющийся ведущий характеристикой у 29% студентов, у такого же количества студентов является наименее выраженной чертой, а значит, свидетельствует об эмоциональной устойчивости этой части студентов. Однако самым часто встречающимся наименее выраженным качеством личности является враждебность (импульсивность).Такие люди не бывают привередливыми, навязчиво аккуратными или раздражающе разборчивыми, риск стать трудоголиком у них стремится к нулю [4]. Низкие баллы по данному фактору говорят об импульсивности, непоследовательности, рассеянности. Импульсивность, по сути, не плоха, иногда временные ограничения требуют быстрых решений, и действие по первому импульсу может быть эффективным ответом. Кроме того, спонтанные действия могут восприниматься более интересными, красочными, живыми. Такое качество также мешает в работе, которая требует организованной последовательности шагов или этапов [5].
Рис. 2. Наименее выраженная характеристика «Большой пятерки» личностных качеств
студентов направления подготовки «Мехатроника и робототехника»
Если говорить о гендерной принадлежности студентов и влиянии гендера на определение ведущей характеристики, то необходимо отметить, что количество девушек, обучающихся на данном направлении подготовки, всегда невелико, и на 2019 г. на всех четырех курсах занималось 10 девушек, шесть из которых учились на четвертом курсе. Семь из десяти девушек определили своей ведущей характеристикой открытость к новому опыту. Соответственно, их результат не отличался от ответа большинства респондентов.
Таким образом, ведущая характеристика студентов-мехатроников – открытость к новому. Студент склонен к творчеству и стремится ко всему новому. С другой стороны, это качество может оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и интересов.
Учитывая результаты теста «Большая пятерка» личностных качеств, можно сделать вывод и о типе темперамента студентов (см. рис. 3).
Большая часть студентов – сангвиники, что характеризует их как людей общительных. Сравнительно легко переживают неприятности, «удары судьбы». Однако при отсутствии серьезных целей могут стать непостоянными. Сангвиники – экстраверты, что позволяет определить модель поведения преподавателя с этим типом студентов. Студент-сангвиник быстро включается в учебный процесс, быстро адаптируется к смене заданий и видов учебной деятельности, готов к взаимному диалогу. Однако общительного сангвиника нужно постоянно возвращать к теме занятия, контролировать его внимание.
Но при построении занятия следует учитывать и группу в 38%, которая относится к интровертному типу. Исходя из типа темперамента, флегматики – старательные студенты. Они спокойны и вдумчивы на занятиях, а также медлительны и зачастую достигают поставленной цели. Интровертам подходят индивидуальные занятия, они не любят публичные вступления. Именно флегматикам и меланхоликам проще осваивать дистанционные технологии.
Рис. 3. Типы темперамента студентов-мехатроников
Несмотря на то что большая часть студентов относятся к экстравертам (62%), нельзя забывать и о значительной доли интровертов (38%). Конечно, любая академическая группа будет состоять из студентов разного типа темперамента. Однако при построении занятий следует учитывать особенности группы и предлагать задания, ориентируясь на большинство. В построении методики поможет учет особенностей студентов, связанных с их профессиональной ориентацией и складом ума. Любые студенты при выборе заданий будут выбирать те, которые они сочтут наиболее легкими и доступными. Данное качество поможет и при определении системы заданий в рамках указанной методики: от простого к сложному. Большинство студентов направления подготовки «Мехатроника и робототехника» – сангвиники, поэтому при выборе заданий следует ориентироваться на этот тип темперамента. Предлагаемые задания следует разделить на два блока: задания, которые нейтрализовали бы препятствующие овладению формируемой компетенцией особенности студентов-сангвиников, и задания, которые учитывают особенности, способствующие овладению искомой компетенцией.
Одно из возможных решений – использование мультимедийных технологий на занятиях. Потенциал мультимедийных технологий удовлетворит потребность в новом у всех студентов данного направления подготовки. В частности, дистанционность и алгоритмичность подойдет флегматикам, а разнообразие мультимедиа и широкие возможности для создания презентаций придется по вкусу сангвиникам.