Изменения, происходящие в современном обществе, определяют его основные проблемы: увеличение информации и ее роли в жизни человека, расширение сфер взаимодействия, утрата контроля над большинством значимых социальных процессов, ослабление влияния нравственных норм, трансформацию жизненных ценностей, увеличение числа невротических реакций, возрастание неопределенности, незащищенности личности и ее эмоционального неблагополучия. Так или иначе обозначенные проблемы затрагивают вопросы коммуникации личности.
Как показывает анализ литературы, большинство работ дефектологов, посвященных лицам с нарушениями интеллекта, практически не затрагивает вопросов, связанных с развитием поликоммуникативных способностей у подростков с умственной отсталостью. Для них характерно общее возрастное стремление к общению со сверстниками в рамках ведущего вида деятельности. Однако в сравнении с нормально развивающимися сверстниками подростки с умственной отсталостью не готовы к адекватному общению в поликоммуникативной среде:
- стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра;
- одновременно стремятся получить внимание и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение;
- в конфликтной ситуации не умеют и не желают признать свою вину (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях);
- самостоятельно планировать и контролировать свои действия не умеют, т. е. вместо развития произвольного поведения и умения преодолевать коммуникативные трудности они ориентированы на внешний контроль.
По мнению Е. Л. Инденбаума [1], коммуникативные способности – важнейшая составляющая как социальной, так и аутопсихологической компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью. Описанные выше дефициты коммуникации обусловлены, как мы полагаем, недоразвитием у подростков с умственной отсталостью поликоммуникативных способностей (далее – ПКС). С учетом важности этих способностей для социализации, социальной адаптации и интеграции подростка с умственной отсталостью в общество проблема их изучения и развития научно актуальна и практически значима.
К. В. Савицкая [2] рассматривает характер проявления коммуникативных способностей личности как аутокоммуникации, диалогической коммуникации или поликоммуникации, имеющей два аспекта: а) как процесс коммуникации одновременно с несколькими субъектами; б) как способность к коммуникации с разными группами/категориями людей, обладающих различными особенностями (возрастными, ценностно-культурными, характерологическими и др.). В этом контексте ПКС как сложное образование включают три составляющие:
1) аффективную: поликоммуникативная эмпатия разного уровня;
2) регулятивную: эмоциональная устойчивость в поликоммуникативном пространстве разной степени;
3) поведенческую: коммуникативность и активность в поликоммуникативном пространстве.
В целом в научном поле преставления о ПКС организуются двояко: через описание их характеристик или структуры.
Так, в работах Л. А. Дубининой, А. Г. Самохваловой, Е. А. Смирновой [3–5] ПКС определяются как готовность человека вступить в акт коммуникации и с успехом достигнуть поставленных целей в общении ввиду каких-либо индивидуальных особенностей личности. Характеристиками ПКС выступают их индивидуально-личностный характер и динамичность коммуникации.
Согласно М. К. Кабардову [6], ПКС – индивидуально-психологические и психофизиологические особенности людей, обеспечивающие успешное взаимодействие партнеров и успешное решение коммуникативных задач: темп деятельности, динамика решения задач, качество и используемые коммуникативные средства, тип стратегии деятельности, общительность, коммуникативная активность.
Многие работы в поле исследований ПКС (как и приведенные выше данные К. В. Савицкой) акцентируют внимание на их структуре (табл. 1).
Таблица 1
Системно-структурный подход к пониманию ПКС
Авторы |
Определение ПКС |
Компоненты ПКС |
Э. А. Голубева [7] |
Комплексное новообразование психики, отвечающее за возможность и качество осуществления актов коммуникации в широком спектре жизненных ситуаций |
Когнитивный. Самооценочный. Деятельностный. Эмоциональный |
А. А. Леонтьев [8] |
Общая способность к поддержанию коммуникативного взаимодействия |
Информационно-коммуникативный. Аффективно-коммуникативный. Регулятивно-коммуникативный |
Н. В. Кузьмина [9] |
Подструктура личности, отвечающая требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающая ее успешное осуществление |
Гностические способности (понимать других). Экспрессивные способности (выразить себя и быть понятым). Интеракционные способности (адекватно влиять на других) |
Сопоставляя приведенные выше определения ПКС, мы приходим к выводам:
1) ПКС – это общие способности личности, определяющие готовность и умение вступать в акт коммуникации с представителями разных групп и категорий людей, обладающих различными особенностями (возрастными, ценностно-культурными, характерологическими и др.), и успешно достигать поставленных в коммуникации целей;
2) анализ индивидуально-личностного своеобразия проявлений и структуры ПКС не противоречат друг другу, но взаимодополняемы в описании феномена;
3) не зависящее от исходных теоретико-методологических моделей и концепций выделение в ряду ключевых характеристик ПКС их когнитивных (гностические способности, познавательное умение, когнитивный компонент, информационная составляющая и др.) и аффективных (различного рода экспрессивные, эмоциональные характеристики) аспектов является основанием для рассмотрения ментализации как ключевой характеристики поликоммуникации и необходимой составляющей поликоммуникативных способностей.
Категория ментализации (от англ. mental – умственный) родственна категории эмпатии, выступает одним из центральных понятий современной когнитивно-ориентированной психологии и психотерапии и изучается в разных аспектах (Е. Т. Соколова, П. Фонаги, Дж. С. Моран, М. Таргет и др. [10, 11]):
- как процесс, отвечающий за состояние наших репрезентаций – того, как происходящее с нами трансформируется в наши образы и когнитивные схемы;
- как когнитивная способность представлять, репрезентовать в сознании психическое состояние самого себя и других людей, с которыми личность вступает в какое-либо взаимодействие;
- как умение понимать внутреннее состояние (настроение, мотивы, желания, цели, потребности) другого человека, объясняющие и определяющие его поступки, и одновременно умение видеть себя глазами другого;
- как базовая эмоциональная восприимчивость;
- как специфическая форма социального познания, позволяющая личности воспринимать и интерпретировать человеческое поведение детерминированным не столько внешними причинами (материальными и социальными), сколько внутренними, интенциональными состояниями – потребностями, целями, желаниями, чувствами, представлениями.
Таблица 2
Уровневые проявления ментализации личности (по Е. Т. Соколовой [12])
Уровень |
Проявления ментализации |
Высший, развитая ментализация |
Ярко проявляющаяся способность к пониманию себя и Другого, к репрезентации целостных образов в сознании и выстраиванию на основании ментализации процесса поликоммуникации |
Низкий, способность репрезентировать Другого и самого себя нарушена |
Выходя за рамки конкретной ситуации, человек не может выстраивать предположения относительно поведения и специфики внутреннего мира Другого. Его понимание имеет потребностно обусловленный характер (на основании текущего состояния личности), вследствие чего связь между конкретной репрезентацией и реальностью становится жесткой, ригидной, нередко – сверхобобщенной. Вследствие этого коммуникация затрудняется, так как партнер по общению не может быть понят верно, или сам процесс коммуникации прерывается, так как никто из участников не может достичь своих целей |
Псевдоментализация/подмена реальности Другого предположениями о его психическом состоянии на основе своих убеждений и схем |
В отличие от низкого уровня ментализации, репрезентация образа Другого и его состояний, эмоций (иногда и репрезентация себя) абсолютно не связана с опытом взаимодействия и реальными наблюдаемыми личностью фактами, базируется только на собственных переживаниях, фантазиях. Характерна для лиц с пограничным расстройством личности: система репрезентаций реальности, внутреннего мира Я и Другого строится исключительно исходя из доминирующих желаний и потребностей. В итоге между мнимой реальностью человека и действительностью оказывается мало общего |
Итак, в общей способности к ментализации интегрированы аффективный (уровень поликоммуникативной эмпатии) и когнитивный (репрезентации в сознании Другого и самого себя, представления и понимания эмоций и чувств другого) источники и составляющие ПКС. Их нарушение или недоразвитие представляется нам важным источником и индикатором нарушений развития ПКС в целом. Поскольку наша работа посвящена подросткам с умственной отсталостью, в центре внимания оказывается нарушенная или недоразвитая ментализация (см. табл. 2). На несформированность ментализации у таких подростков указывают систематизированные И. А. Шаповал специфические особенности их коммуникаций и самой коммуникативной сферы [13]:
- подростки не понимают смысл целого ряда ситуаций межличностного взаимодействия и деловой коммуникации;
- типична недостаточная точность представлений о Другом, однако абсолютно неадекватных представлений нет;
- слабо дифференцировано восприятие мира, попытки упростить его под особенности своего понимания;
- подростки показывают недостаточную точность и дифференцированность не только представлений о Другом, его понимания, но и представлений о самом себе, понимании себя.
Сходные результаты приводятся и в других исследованиях. Так, О. В. Защиринской выявлено в контексте феноменологии нарушения общения подростков с умственной отсталостью формирование доминирующих стилей [14, 15]:
1) частично адаптированный реактивный (комфортность в формальных ситуациях педагогической коммуникации и нивелирование потребности к доминированию);
2) дезадаптированный реактивный (нарушение самоконтроля, повышенная реактивность и признаки эмоциональных расстройств);
3) дизъюнктивно-реактивный (признаки нарушения личности в сочетании со значительным снижением способности к социальной перцепции, высоким нонконформизмом, децентрированностью в коммуникативных ситуациях);
4) эгоцентрический (умеренно выраженное расстройство аутистического спектра, включая нарушение аффилиации, потребность в социальной изоляции).
По мнению С. Б. Башмаковой, А. Н. Граборова, В. Г. Печерского, Л. М. Шипицыной и других, в процессе социализации детей с общим недоразвитием и различными вариантами интеллектуальных нарушений основную проблему составляет дефицит коммуникации с нормально развивающимися сверстниками, а также с различными агентами «здоровой» социальной среды [16–19]. Данный дефицит возникает именно в силу специфики развития каждого из компонентов ПКС и ментализации. У подростков с умственной отсталостью не сформированы или нарушены:
- способность к адекватной, соответствующей реальности репрезентации в сознании представлений о Другом и о самом себе, к пониманию эмоций и чувств Другого и своих собственных;
- эмоциональная устойчивость: большинство эмоциональных проявлений спонтанны, импульсивны, а сами эмоции чаще квалифицируются как «простые» (без оттенков, нюансов);
- поликоммуникативная эмоциональная восприимчивость и эмпатия, прямо связанные с недоразвитием эмоциональной сферы при умственной отсталости.
Следствием нарушений ментализации является несовершенство в овладении поведенческой составляющей ПКС – необходимыми умениями и навыками, не формирующимися полноценно в отсутствие понимания и чувствования Другого и самого себя.
Обобщим проведенный нами анализ.
Специфика коммуникативного развития подростка при умственной отсталости во многом определяется сформированностью у него ПКС.
Основные трудности коммуникации связаны со стойким недоразвитием ментализации как значимого компонента поликоммуникативных способностей, прежде всего, в аспектах недоразвития аффективной (эмоциональная неустойчивость, низкая поликоммуникативная эмпатия) и когнитивной (дефицит социальных и личностных репрезентаций) составляющих ментализации и ПКС.
Нарушения ментализации, выступая важным источником нарушений развития ПКС в целом, приводят к нарушениям социальной адаптации и социализации подростков с умственной отсталостью. Изучение и развитие ПКС таких подростков требует учета специфики нарушений их способности к ментализации и психического развития в целом.