Full text

Изменения, происходящие в современном обществе, определяют его основные проблемы: увеличение информации и ее роли в жизни человека, расширение сфер взаимодействия, утрата контроля над большинством значимых социальных процессов, ослабление влияния нравственных норм, трансформацию жизненных ценностей, увеличение числа невротических реакций, возрастание неопределенности, незащищенности личности и ее эмоционального неблагополучия. Так или иначе обозначенные проблемы затрагивают вопросы коммуникации личности.

Как показывает анализ литературы, большинство работ дефектологов, посвященных лицам с нарушениями интеллекта, практически не затрагивает вопросов, связанных с развитием поликоммуникативных способностей у подростков с умственной отсталостью. Для них характерно общее возрастное стремление к общению со сверстниками в рамках ведущего вида деятельности. Однако в сравнении с нормально развивающимися сверстниками подростки с умственной отсталостью не готовы к адекватному общению в поликоммуникативной среде:

-          стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра;

-          одновременно стремятся получить внимание и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение;

-          в конфликтной ситуации не умеют и не желают признать свою вину (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях);

-          самостоятельно планировать и контролировать свои действия не умеют, т. е. вместо развития произвольного поведения и умения преодолевать коммуникативные трудности они ориентированы на внешний контроль.

По мнению Е. Л. Инденбаума [1], коммуникативные способности – важнейшая составляющая как социальной, так и аутопсихологической компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью. Описанные выше дефициты коммуникации обусловлены, как мы полагаем, недоразвитием у подростков с умственной отсталостью поликоммуникативных способностей (далее – ПКС).  С учетом важности этих способностей для социализации, социальной адаптации и интеграции подростка с умственной отсталостью в общество проблема их изучения и развития научно актуальна и практически значима.

К. В. Савицкая [2] рассматривает характер проявления коммуникативных способностей личности как аутокоммуникации, диалогической коммуникации или поликоммуникации, имеющей два аспекта: а) как процесс коммуникации одновременно с несколькими субъектами; б) как способность к коммуникации с разными группами/категориями людей, обладающих различными особенностями (возрастными, ценностно-культурными, характерологическими и др.). В этом контексте ПКС как сложное образование включают три составляющие:

1)     аффективную: поликоммуникативная эмпатия разного уровня;

2)     регулятивную: эмоциональная устойчивость в поликоммуникативном пространстве разной степени;

3)     поведенческую: коммуникативность и активность в поликоммуникативном пространстве.

В целом в научном поле преставления о ПКС организуются двояко: через описание их характеристик или структуры.

Так, в работах Л. А. Дубининой, А. Г. Самохваловой, Е. А. Смирновой [3–5] ПКС определяются как готовность человека вступить в акт коммуникации и с успехом достигнуть поставленных целей в общении ввиду каких-либо индивидуальных особенностей личности. Характеристиками ПКС выступают их индивидуально-личностный характер и динамичность коммуникации.

Согласно М. К. Кабардову [6], ПКС – индивидуально-психологические и психофизиологические особенности людей, обеспечивающие успешное взаимодействие партнеров и успешное решение коммуникативных задач: темп деятельности, динамика решения задач, качество и используемые коммуникативные средства, тип стратегии деятельности, общительность, коммуникативная активность.

Многие работы в поле исследований ПКС (как и приведенные выше данные К. В. Савицкой) акцентируют внимание на их структуре (табл. 1).

Таблица 1

Системно-структурный подход к пониманию ПКС

 

Авторы

Определение ПКС

Компоненты ПКС

Э. А. Голубева [7]

Комплексное новообразование психики, отвечающее за возможность и качество осуществления актов коммуникации в широком спектре жизненных ситуаций

Когнитивный.

Самооценочный.

Деятельностный.

Эмоциональный

А. А. Леонтьев [8]

Общая способность к поддержанию коммуникативного взаимодействия

Информационно-коммуникативный.

Аффективно-коммуникативный.

Регулятивно-коммуникативный

Н. В. Кузьмина [9]

Подструктура личности, отвечающая требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающая ее успешное осуществление

Гностические способности (понимать других).

Экспрессивные способности (выразить себя и быть понятым). Интеракционные способности (адекватно влиять на других)

 

Сопоставляя приведенные выше определения ПКС, мы приходим к выводам:

1)     ПКС – это общие способности личности, определяющие готовность и умение вступать в акт коммуникации с представителями разных групп и категорий людей, обладающих различными особенностями (возрастными, ценностно-культурными, характерологическими и др.), и успешно достигать поставленных в коммуникации целей;

2)     анализ индивидуально-личностного своеобразия проявлений и структуры ПКС не противоречат друг другу, но взаимодополняемы в описании феномена;

3)        не зависящее от исходных теоретико-методологических моделей и концепций выделение в ряду ключевых характеристик ПКС их когнитивных (гностические способности, познавательное умение, когнитивный компонент, информационная составляющая и др.) и аффективных (различного рода экспрессивные, эмоциональные характеристики) аспектов является основанием для рассмотрения ментализации как ключевой характеристики поликоммуникации и необходимой составляющей поликоммуникативных способностей.

Категория ментализации (от англ. mental – умственный) родственна категории эмпатии, выступает одним из центральных понятий современной когнитивно-ориентированной психологии и психотерапии и изучается в разных аспектах (Е. Т. Соколова, П. Фонаги, Дж. С. Моран, М. Таргет и др. [10, 11]):

-          как процесс, отвечающий за состояние наших репрезентаций – того, как происходящее с нами трансформируется в наши образы и когнитивные схемы;

-          как когнитивная способность представлять, репрезентовать в сознании психическое состояние самого себя и других людей, с которыми личность вступает в какое-либо взаимодействие;

-          как умение понимать внутреннее состояние (настроение, мотивы, желания, цели, потребности) другого человека, объясняющие и определяющие его поступки, и одновременно умение видеть себя глазами другого;

-          как базовая эмоциональная восприимчивость;

-          как специфическая форма социального познания, позволяющая личности воспринимать и интерпретировать человеческое поведение детерминированным не столько внешними причинами (материальными и социальными), сколько внутренними, интенциональными состояниями – потребностями, целями, желаниями, чувствами, представлениями.

Таблица 2

Уровневые проявления ментализации личности (по Е. Т. Соколовой [12])

 

Уровень

Проявления ментализации

Высший, развитая ментализация

Ярко проявляющаяся способность к пониманию себя и Другого, к репрезентации целостных образов в сознании и выстраиванию на основании ментализации процесса поликоммуникации

Низкий, способность репрезентировать Другого и самого себя нарушена

Выходя за рамки конкретной ситуации, человек не может выстраивать предположения относительно поведения и специфики внутреннего мира Другого. Его понимание имеет потребностно обусловленный характер (на основании текущего состояния личности), вследствие чего связь между конкретной репрезентацией и реальностью становится жесткой, ригидной, нередко – сверхобобщенной. Вследствие этого коммуникация затрудняется, так как партнер по общению не может быть понят верно, или сам процесс коммуникации прерывается, так как никто из участников не может достичь своих целей

Псевдоментализация/подмена реальности Другого предположениями о его психическом состоянии на основе своих убеждений и схем

В отличие от низкого уровня ментализации, репрезентация образа Другого и его состояний, эмоций (иногда и репрезентация себя) абсолютно не связана с опытом взаимодействия и реальными наблюдаемыми личностью фактами, базируется только на собственных переживаниях, фантазиях. Характерна для лиц с пограничным расстройством личности: система репрезентаций реальности, внутреннего мира Я и Другого строится исключительно исходя из доминирующих желаний и потребностей. В итоге между мнимой реальностью человека и действительностью оказывается мало общего

 

Итак, в общей способности к ментализации интегрированы аффективный (уровень поликоммуникативной эмпатии) и когнитивный (репрезентации в сознании Другого и самого себя, представления и понимания эмоций и чувств другого) источники и составляющие ПКС. Их нарушение или недоразвитие представляется нам важным источником и индикатором нарушений развития ПКС в целом. Поскольку наша работа посвящена подросткам с умственной отсталостью, в центре внимания оказывается нарушенная или недоразвитая ментализация (см. табл. 2). На несформированность ментализации у таких подростков указывают систематизированные И. А. Шаповал специфические особенности их коммуникаций и самой коммуникативной сферы [13]:

-          подростки не понимают смысл целого ряда ситуаций межличностного взаимодействия и деловой коммуникации;

-          типична недостаточная точность представлений о Другом, однако абсолютно неадекватных представлений нет;

-          слабо дифференцировано восприятие мира, попытки упростить его под особенности своего понимания;

-          подростки показывают недостаточную точность и дифференцированность не только представлений о Другом, его понимания, но и представлений о самом себе, понимании себя.

Сходные результаты приводятся и в других исследованиях. Так, О. В. Защиринской выявлено в контексте феноменологии нарушения общения подростков с умственной отсталостью формирование доминирующих стилей [14, 15]:

1)     частично адаптированный реактивный (комфортность в формальных ситуациях педагогической коммуникации и нивелирование потребности к доминированию);

2)     дезадаптированный реактивный (нарушение самоконтроля, повышенная реактивность и признаки эмоциональных расстройств);

3)     дизъюнктивно-реактивный (признаки нарушения личности в сочетании со значительным снижением способности к социальной перцепции, высоким нонконформизмом, децентрированностью в коммуникативных ситуациях);

4)     эгоцентрический (умеренно выраженное расстройство аутистического спектра, включая нарушение аффилиации, потребность в социальной изоляции).

По мнению С. Б. Башмаковой, А. Н. Граборова, В. Г. Печерского, Л. М. Шипицыной и других, в процессе социализации детей с общим недоразвитием и различными вариантами интеллектуальных нарушений основную проблему составляет дефицит коммуникации с нормально развивающимися сверстниками, а также с различными агентами «здоровой» социальной среды [16–19]. Данный дефицит возникает именно в силу специфики развития каждого из компонентов ПКС и ментализации. У подростков с умственной отсталостью не сформированы или нарушены:

-          способность к адекватной, соответствующей реальности репрезентации в сознании представлений о Другом и о самом себе, к пониманию эмоций и чувств Другого и своих собственных;

-          эмоциональная устойчивость: большинство эмоциональных проявлений спонтанны, импульсивны, а сами эмоции чаще квалифицируются как «простые» (без оттенков, нюансов);

-          поликоммуникативная эмоциональная восприимчивость и эмпатия, прямо связанные с недоразвитием эмоциональной сферы при умственной отсталости.

Следствием нарушений ментализации является несовершенство в овладении поведенческой составляющей ПКС – необходимыми умениями и навыками, не формирующимися полноценно в отсутствие понимания и чувствования Другого и самого себя.

Обобщим проведенный нами анализ.

Специфика коммуникативного развития подростка при умственной отсталости во многом определяется сформированностью у него ПКС.

Основные трудности коммуникации связаны со стойким недоразвитием ментализации как значимого компонента поликоммуникативных способностей, прежде всего, в аспектах недоразвития аффективной (эмоциональная неустойчивость, низкая поликоммуникативная эмпатия) и когнитивной (дефицит социальных и личностных репрезентаций) составляющих ментализации и ПКС.

Нарушения ментализации, выступая важным источником нарушений развития ПКС в целом, приводят к нарушениям социальной адаптации и социализации подростков с умственной отсталостью. Изучение и развитие ПКС таких подростков требует учета специфики нарушений их способности к ментализации и психического развития в целом.