Full text

Личностно ориентированный подход в современной системе образования является его важной и неотъемлемой частью. Формирование индивидуальных компетенций у учеников предполагает усвоение знаний, приобретение умений и навыков, взаимосвязанных друг с другом, с необходимостью овладевать ими в целостном виде с возможностью дальнейшего совершенствования [1, 2].

Одной из немаловажных проблем физического воспитания в школе является уровень здоровья учеников и пути его укрепления и сохранения. К сожалению, с каждым годом наблюдается тенденция увеличения процента школьников с отклонениями в состоянии здоровья и, соответственно, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее – СМГ). Данный факт, в свою очередь, требует от учителей физического воспитания особого внимания и контроля за состоянием здоровья детей на занятиях, а также учета индивидуальных особенностей школьников при составлении плана занятий. Трудности организации процесса физического воспитания для данных групп детей связаны с тем, что педагогам по физической культуре необходимо регулярно вносить коррективы в содержание учебной программы, так как школьникам СМГ рекомендовано постепенное освоение двигательных умений и навыков в связи с предъявляемыми требованиями к состоянию организма детей [3–5].

Особое значение для организации занятий по адаптивной физической культуре имеет положение о врачебном контроле за физическим воспитанием населения, где все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.

Комплектование СМГ у школьников целесообразно проводить с учетом состояния их здоровья, что является необходимым и важным условием качественной организации учебного процесса по физическому воспитанию. Именно поэтому распределение школьников СМГ осуществляется на основании результатов углубленного медицинского осмотра врачебной комиссии [6, 7].

В соответствии с этим к основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и невысокий уровень физической подготовленности.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, что требует существенного ограничения физических нагрузок.

С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов для детей, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять их на две подгруппы – «А» и «Б».

К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем организма (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, функций печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). Фактически подгруппа «Б» составляет основу группы лечебной физической культуры, если таковая имеет место в общеобразовательной школе. Дети таких групп, как правило, не принимают участия в выполнении физических упражнений с двигательной активностью [8–11].

Основными задачами в организации процесса физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:

-                      укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

-           развитие компенсаторных физических способностей;

-           улучшение протекания психических процессов, повышение положительного эмоционального тонуса организма;

-           расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

-           освоение основных двигательных умений и навыков;

-           воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

-           разъяснение учащимся значения здорового образа жизни, соблюдения правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, правильного питания (последнее особенно важно для детей, имеющих избыточный вес), пребывания на воздухе (прогулки, внеклассные занятия физической культурой) [12–14].

Физическое воспитание для учащихся СМГ является обязательной учебной дисциплиной и составляет важную часть образовательного процесса, направленного на решение оздоровительных и воспитательных задач. В особенности нужно учитывать необходимость реализации личностно-компетентностного подхода к формированию необходимых умений и навыков у школьников СМГ на уроках физической культуры.

При этом обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, стоит избегать искусственных «скачков» развивающего эффекта от выполнения физических упражнений [15, 16].

В ходе многолетних психолого-педагогических исследований подтверждено предположение об однонаправленности взаимосвязей развития физических качеств и психических процессов. При этом имеющиеся научные результаты свидетельствуют о том, что изменения в развитии одних физических качеств могут происходить сопряженно (одновременно) с изменением ряда психических процессов и разнонаправленно с изменением других [17, 18].

Говоря об особенностях физического и психического развития детей, выделяют следующие закономерности:

  1. Темпы психического и физического развития детей отличаются неравномерностью – в разные возрастные периоды проходят ускоренно или замедленно.
  2. Созревание психических функций происходит поэтапно (циклично), в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование; физическое развитие подростков имеет «скачки», связанные с пубертатным периодом созревания организма.
  3. Физическое и психическое развитие ребенка зависит от его задатков, способностей к обучаемости, воспитания и круга общения.
  4. Лучшему формированию и развитию психики способствуют регулярные занятия физической культурой [19, 20].

На примере организации процесса физического воспитания школьников СМГ с применением личностно ориентированного компетентностного подхода в виде дифференциации средств и методов физического и психического развития детей следует отметить, что критериями оценки стали улучшение показателей физической подготовленности и эмоционального состояния детей, повышение уровня сформированности умений и навыков.

В этом случае уместно предположить, что система сопряженного развития физических и психических способностей школьников СМГ может способствовать компетентностно ориентированному формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков учеников, закаливанию их характера через дозированную физическую и психическую нагрузку.

Реализация задач в ходе занятий на уроках физического воспитания школьников СМГ осуществлялась с соблюдением ряда методических принципов физической культуры и принципов развития физических способностей, таких как

-          принцип дифференциации, суть которого заключалась в компетентностном подходе к подбору физических упражнений и их дозировке по компонентам физической нагрузки в содержании экспериментальных блоков;

-          принцип сопряженного воздействия, который предполагал сопряженно-последовательное применение физических упражнений, что отражалось в структурных особенностях основных двигательных действий школьников;

-          принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера, который предполагал использование комплексно-компетентностного подхода к заданиям, что обеспечивалось последовательным и параллельным развитием физических способностей, улучшением протекания психических процессов и формированием двигательных умений и навыков школьников СМГ.

Именно такая организация процесса физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, и обусловила необходимость дифференциации личностно ориентированных средств и методов в содержании обучающего, развивающего и игрового блоков урока физической культуры.

Основные виды компетентностно ориентированных заданий в содержании экспериментальных блоков для школьников СМГ:

  1. Обучающий блок – формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в соответствии с требованиями существующей образовательной программы.
  2. Развивающий блок – дифференцированное развитие основных физических способностей и психических процессов с учетом индивидуальных особенностей и двигательных возможностей детей.
  3. Игровой блок – подвижные и неподвижные игры (низкой интенсивности), направленные на сопряженное формирование двигательных умений и навыков, развитие физических способностей и психических процессов школьников СМГ и, как следствие, улучшение их личностных показателей и увеличение набора компетенций.

Основные задачи экспериментальных блоков представлены в табл. 1.

Таблица 1

Задачи экспериментальных блоков в содержании занятий

по физическому воспитанию школьников СМГ

 

Экспериментальные блоки

Задачи

Обучающий

1. Приобретать знания о теории, технике и культуре движений.

2. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

3. Воспитывать познавательную активность, объясняя ожидаемый эффект от используемых физических упражнений

Развивающий

1. Развивать кондиционные и координационные способности.

2. Сопряженно воздействовать на улучшение основных психических процессов.

3. Воспитывать морально-волевые качества на фоне минимального психического напряжения, необходимого в достижении развивающего эффекта

Игровой

1. Совершенствовать двигательные навыки в игровом режиме.

2. Формировать интерес к систематическим занятиям.

3. Способствовать снятию излишней психической напряженности

 

Из табл. 1 видно, что основными отличиями в постановке задач экспериментальных блоков являются наличие минимального психического напряжения при развитии тех или иных способностей и отсутствие излишней напряженности при обучении – формировании и совершенствовании двигательных умений и навыков.

В качестве примера в табл. 2 представлены основные средства и методы в содержании экспериментальных блоков для школьников СМГ.

Из табл. 2 видно, что в зависимости от индивидуальных особенностей и двигательных возможностей учеников СМГ в обучающем и игровом блоках применялись различные личностно ориентированные средства и методы. При этом процесс обучения детей неизменно проходил в комфортных, благоприятных психолого-педагогических условиях.

Компетентностный подход к выбору средств и методов в содержании развивающего блока также имел различия для детей с различным уровнем физической подготовленности. На примере решения задач развития координации движений предпочтительнее использовать вариативный и стандартно-повторный методы, предполагающие применение упражнений, вызывающих умеренное и минимальное психическое напряжение: с частой сменой заданий и перестроением двигательных действий, а также необходимостью быстрого реагирования и дифференцирования временных параметров движений. В решении задач развития кондиционных способностей рекомендовано использовать стандартно-повторный и последовательный методы с применением разнообразных упражнений, требующих чуть более длительного выполнения заданий, упражнений на развитие динамического равновесия и гибкости.

 

 

Таблица 2

Средства и методы в содержании экспериментальных блоков занятий

по физическому воспитанию школьников СМГ

 

Блоки

Средства

Методы

Обучающий

Согласно учебному плану образовательной программы:

1) рассказ, показ, начальное ознакомление, объяснение;

2) обучение технике выполнения двигательных действий;

3) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков

1. Словесные.

2. Наглядные.

3. Метод разучивания движений в целом и по частям

Развивающий

Упражнения для развития координационных способностей:

1) разной координационной сложности;

2) с изменением способов выполнения задания;

3) с чередованием контрастных заданий;

4) зеркальное выполнение упражнений.

Упражнения для развития кондиционных способностей:

1. Ходьба, бег.

2. Сгибание-разгибание рук в упоре на шведской стенке.

3. Приседания, прыжки.

4. «Планка».

5. Упражнения на растягивание

1. Вариативный.

2. Стандартно-повторный

 

Игровой

1. Подвижные игры сопряженного воздействия на развитие физических способностей, психических процессов, совершенствование двигательных навыков.

2. Неподвижные игры низкой интенсивности сопряженного воздействия на развитие психических процессов

Игровой

 

В связи с этим можно констатировать, что ведущим подходом к реализации цели данной научной статьи должен быть постоянный поиск педагогами компетентностно ориентированных средств и методов формирования умений и навыков у школьников СМГ, развитие у них компенсаторных физических способностей и улучшение психических процессов.

Надеемся, что приведенные выше практические рекомендации будут полезны педагогам по физическому воспитанию, специалистам физкультурно-спортивной направленности, инструкторам по адаптивной физической культуре.

Таким образом, анализ эффективных взаимосвязей особенностей физического и психического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, показал, что изучение и учет особенностей развития детей данной категории имеют особую важность при планировании и проведении занятий по физическому и адаптивному физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

Личностно ориентированный компетентностный подход в виде дифференциации средств и методов физического воспитания школьников специальных медицинских групп способствует снятию излишней напряженности при обучении и формировании двигательных умений и навыков учеников, повышению эффективности процесса физического и психического развития школьников.