Full text

На современном этапе реализации компетентностного подхода в высшем образовании компетентность полагают результатом образования, основанном на личном опыте студента и осознанных им мотивах профессионального саморазвития [1]. Существующие же подходы к реализации практического компонента образовательных программ вузов недостаточно полно стимулируют индивидуальный опыт студентов в освоении профессии. Касается это и программ учебной и производственной практики, используемых в системе практико-ориентированной подготовки будущих юристов.

Рассматривая обозначенное противоречие применительно к юридическим клиникам, мы говорим о проблеме использования соответствующих средств в процессе разработки и реализации программ учебной и производственной практики будущих юристов.

Категорию «средства» мы используем, основываясь на понимании средства как приема, способа действий для достижения чего-либо [2], что позволяет усилить акценты на обучающих функциях юридической клиники и рассмотреть их в логике достижения будущими юристами компетентностного формата результатов обучения в вузе.

Считая средством некую контекстно заданную совокупность инструментов достижения цели, к средствам юридической клиники мы вправе относить:

-          локальные нормы и правила (порядок участия студентов в юридической клинике, должностные обязанности кураторов учебной практики, требования к выполнению проектов и исследований на базе юридической клиники и др.);

-          программно-методические продукты (программы учебной практики, методические рекомендации по проведению консультаций для клиентов клиники и т. п., рекомендации для сбора, обработки и использования результатов исследования на базе клиники и др.);

-          педагогические технологии и методы (методы стимулирования профессионального саморазвития студентов, методы обучения в процессе квазипрофессиональной деятельности студентов, технологии средового подхода в обучении; групповое обучение и др.);

-          информационные ресурсы (доступ к интернет-сайтам, справочно-энциклопедические издания, профессиональная литература, специализированные каталоги и навигаторы, возможность обмена информацией с участниками других клиник и др.);

-          реальные ситуации, имитирующие профессиональную деятельность (консультирование клиентов клиники, подготовка правовых документов, обсуждение юридических казусов и др.).

К обозначенному перечню можно применить понятие «средства», если сослать-ся на определение средств обучения, закрепленное статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ. Пункт 26 статьи 2 относит к средствам обучения и воспитания «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности» [3].

Отметим, что приведенный перечень средств осуществления практико-ориентированной подготовки будущих юристов на базе юридической клиники можно рассматривать как потенциальный. Чтобы перечисленные средства имели целостный инструментальный характер, необходима их должная систематизация на уровне подходов к организации клинического обучения, его локальной нормативной регламентации и методического обеспечения, а также разработка и интеграция специализированных программ практики по юридическому консультированию в учебные планы ООП по направлению подготовки.

Ключевым в этой совокупности средств мы считаем программно-методические документы и продукты, которые обеспечивают деятельность юридических клиник, прежде всего – программы учебной и производственной практики. Будучи неотъемлемым элементом основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки, эти программы обладают ресурсами, открытыми для адаптации под цели и задачи, связанные с использованием средств юридической клиники.

Проецируя сущность юридических клиник на особенности практико-ориентированных образовательных программ подготовки будущих юристов, мы выделяем два основных аспекта рассмотрения:

-                    методологию практики как концептуальную основу обозначенной группы программ;

-          структурно-содержательные элементы программ практик, адаптируемые к средствам юридической клиники.

В рамках первого аспекта мы берем за основу определения практики, закрепленные в справочно-энциклопедических изданиях:

-          (греч. praktike, от praktikos – деятельный, активный) – материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности [4];

-          (от др.-греч. πράξις – деятельность) – разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека) [5];

-          (греч. praktike, от praktikos – деятельный, активный) – материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. П. обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность, как соединение такого рода деятельности многих индивидов [6].

Приведенные определения показывают, что практика близка к деятельности: их объединяет наличие цели, предмета, средств и планируемого результата. Само определение практики выводится через понятие деятельности и основывается на методологии деятельности, которая, в свою очередь, опосредуется той или иной практикой.

Сужая круг рассмотрения субъектов практики до будущих юристов, мы приходим к вопросу их сензитивности для достижения компетентностного формата результатов подготовки в вузе.

Аспект сензитивности принципиален для нас в том смысле, что подчеркивает значимость индивидуального, субъективно ценностного опыта студентов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе. Кроме того, в этом аспекте мы находим один из аргументов актуализации индивидуального подхода к практической подготовке будущих юристов как условия и цели использования средств юридической клиники. В нашем понимании, программно-методическое обеспечение юридической клиники может и должно представлять собой самостоятельный модуль практико-ориентированной подготовки будущих юристов, который сочетает в себе общие цели обучения будущих юристов в вузе и частные задачи индивидуализации их опыта в процессе профессионально ориентированной деятельности.

В требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования акцентирована целесообразность индивидуального подхода в организации учебной и производственной практики студентов.

Если сравнить действующие федеральные стандарты с предшествующими им государственными стандартами, то мы увидим очевидную динамику в развитии практического компонента содержания высшего образования, ее прямую связь с положениями компетентностного подхода.

С целью повышения эффективности юридической клиники как средства практико-ориентированной подготовки будущих юристов могут разрабатываться специализированные программы клинического обучения. Специфика программ клинического обучения заключается сочетании статичной части (вводные курсы и обучающие практические семинары) и динамичной части. Содержание динамичной части мобильно, ситуативно и открыто для наполнения обучающими примерами фактов, проходящих через юридическую клинику. Программа клинического обучения может быть интегрирована в ООП ВО по направлению подготовки в рамках вариативной части профессионального цикла дисциплин.

На современном этапе реализации компетентностного подхода в высшем образовании компетентность мыслится результатом образования, основанном на личном опыте студента и осознанных им мотивах профессионального саморазвития.

Эффективность практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники обеспечивается согласованностью разнородных функций юридической клиники; реализацией специальных программ клинического обучения; педагогическим сопровождением индивидуального профессионального опыта будущих юристов; компетентностным подходом к планированию и оценке результатов клинического обучения.

В процессе изучения данной темы нами было проведено экспериментальное исследование, в результате которого мы получили, что коррективы локального регулирования деятельности юридической клиники и меры педагогического сопровождения индивидуального профессионального опыта студентов в ходе освоения программы дают весьма заметную динамику сформированности практических навыков у студентов экспериментальной группы.

 

Сводные результаты практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники

 

Формируемый навык

Показатели сформированности, %

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Э. г.

К. г.

Э. г.

К. г.

Интервьюирование

13

13

67

39

Выработка позиции по делу

49

49

84

73

Консультирование

30

23

84 

65

Подготовка юридических документов

19

16

84

65

Среднее значение

28

25

80

60

 

Как следует из таблицы, студенты экспериментальной группы показали более высокие результаты сформированности по каждому из навыков. На 28% выше, чем в контрольной группе, был показатель по интервьюированию. Этот навык, в сравнении с прочими, предусмотренными содержанием опытно-экспериментальной работы, нуждался в отработке в условиях реального контакта с клиентом. Но не меньшее значение для формирования навыка имела педагогическая поддержка первичного опыта студента-клинициста и его последующее сопровождение в ходе участия в деятельности клиники. Разница между контрольной и экспериментальной группами объяснялась именно тем, что каждый студент экспериментальной группы получил своевременные разъяснения в части недочетов или грубых ошибок проведения интервью, а затем был включен в интерактивный диалог в формате разбора кейсов.

По второму из навыков студенты экспериментальной группы превысили показатели студентов контрольной группы на 11%. В отличие от предыдущего навыка, навык выработки позиции по делу аккумулировал не столько опыт участия в юридической клинике, сколько владение студентом системой правовых норм и умением связывать между собой различные отрасли права. Невысокая дельта значений здесь вполне оправданна, поскольку и в контрольной, и в экспериментальной группах к участию в юридической клинике привлекались академически успешные студенты.

По третьему навыку разница между экспериментальной и контрольной группами составила 19%. Как уже было сказано выше, студенты экспериментальной группы по-иному (комплексно, с опорой на собственный опыт проживания образа «Я-профессионал» во взаимодействии с реальным клиентом) подходили к оказанию консультационных услуг. Работа с клиентом у студентов экспериментальной группы отличалась большей адаптивностью к психотипу клиента. В общении со студентами экспериментальной группы клиенты быстрее раскрепощались и находили общий язык с консультантом.

По четвертому был получен тот же показатель – 19% – преимущественно за счет того, что условием зачета результатов освоения Программы было успешное выполнение индивидуального задания, включавшего подготовку искового заявления и одного из видов гражданско-правового договора. Индивидуальное задание формировалось таким образом, что оба документа были отосланы к одной и той же правоприменительной ситуации. Наиболее грамотно подготовленные документы использовались кураторами в качестве образца в комментарии отдельных недочетов и ошибок, допущенных прочими студентами экспериментальной группы.

Средний показатель эффективности практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники в части результатов освоения Программы составил 17%.

На основании итогов эксперимента мы вправе были сделать вывод, что юридическая клиника должна рассматриваться прежде всего как технология практико-ориентированной подготовки будущих юристов, обеспеченная специальной программой клинического обучения. Результаты программ учебной и производственной практики, планируемых для реализации на базе юридической клиники, должны проектироваться таким образом, чтобы они детализировали закрепленные ФГОС ВПО возможности индивидуальных образовательных траекторий будущих юристов. Именно в этом ключе фактор средств юридической клиники имеет наибольшее значение для практико-ориентированной подготовки будущих юристов. Будучи опосредованными в технологиях деятельностного типа, средства юридической клиники получают роль инструмента обеспечения индивидуального профессионального опыта будущих юристов.