На современном этапе реализации компетентностного подхода в высшем образовании компетентность полагают результатом образования, основанном на личном опыте студента и осознанных им мотивах профессионального саморазвития [1]. Существующие же подходы к реализации практического компонента образовательных программ вузов недостаточно полно стимулируют индивидуальный опыт студентов в освоении профессии. Касается это и программ учебной и производственной практики, используемых в системе практико-ориентированной подготовки будущих юристов.
Рассматривая обозначенное противоречие применительно к юридическим клиникам, мы говорим о проблеме использования соответствующих средств в процессе разработки и реализации программ учебной и производственной практики будущих юристов.
Категорию «средства» мы используем, основываясь на понимании средства как приема, способа действий для достижения чего-либо [2], что позволяет усилить акценты на обучающих функциях юридической клиники и рассмотреть их в логике достижения будущими юристами компетентностного формата результатов обучения в вузе.
Считая средством некую контекстно заданную совокупность инструментов достижения цели, к средствам юридической клиники мы вправе относить:
- локальные нормы и правила (порядок участия студентов в юридической клинике, должностные обязанности кураторов учебной практики, требования к выполнению проектов и исследований на базе юридической клиники и др.);
- программно-методические продукты (программы учебной практики, методические рекомендации по проведению консультаций для клиентов клиники и т. п., рекомендации для сбора, обработки и использования результатов исследования на базе клиники и др.);
- педагогические технологии и методы (методы стимулирования профессионального саморазвития студентов, методы обучения в процессе квазипрофессиональной деятельности студентов, технологии средового подхода в обучении; групповое обучение и др.);
- информационные ресурсы (доступ к интернет-сайтам, справочно-энциклопедические издания, профессиональная литература, специализированные каталоги и навигаторы, возможность обмена информацией с участниками других клиник и др.);
- реальные ситуации, имитирующие профессиональную деятельность (консультирование клиентов клиники, подготовка правовых документов, обсуждение юридических казусов и др.).
К обозначенному перечню можно применить понятие «средства», если сослать-ся на определение средств обучения, закрепленное статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ. Пункт 26 статьи 2 относит к средствам обучения и воспитания «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности» [3].
Отметим, что приведенный перечень средств осуществления практико-ориентированной подготовки будущих юристов на базе юридической клиники можно рассматривать как потенциальный. Чтобы перечисленные средства имели целостный инструментальный характер, необходима их должная систематизация на уровне подходов к организации клинического обучения, его локальной нормативной регламентации и методического обеспечения, а также разработка и интеграция специализированных программ практики по юридическому консультированию в учебные планы ООП по направлению подготовки.
Ключевым в этой совокупности средств мы считаем программно-методические документы и продукты, которые обеспечивают деятельность юридических клиник, прежде всего – программы учебной и производственной практики. Будучи неотъемлемым элементом основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки, эти программы обладают ресурсами, открытыми для адаптации под цели и задачи, связанные с использованием средств юридической клиники.
Проецируя сущность юридических клиник на особенности практико-ориентированных образовательных программ подготовки будущих юристов, мы выделяем два основных аспекта рассмотрения:
- методологию практики как концептуальную основу обозначенной группы программ;
- структурно-содержательные элементы программ практик, адаптируемые к средствам юридической клиники.
В рамках первого аспекта мы берем за основу определения практики, закрепленные в справочно-энциклопедических изданиях:
- (греч. praktike, от praktikos – деятельный, активный) – материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности [4];
- (от др.-греч. πράξις – деятельность) – разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека) [5];
- (греч. praktike, от praktikos – деятельный, активный) – материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. П. обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность, как соединение такого рода деятельности многих индивидов [6].
Приведенные определения показывают, что практика близка к деятельности: их объединяет наличие цели, предмета, средств и планируемого результата. Само определение практики выводится через понятие деятельности и основывается на методологии деятельности, которая, в свою очередь, опосредуется той или иной практикой.
Сужая круг рассмотрения субъектов практики до будущих юристов, мы приходим к вопросу их сензитивности для достижения компетентностного формата результатов подготовки в вузе.
Аспект сензитивности принципиален для нас в том смысле, что подчеркивает значимость индивидуального, субъективно ценностного опыта студентов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе. Кроме того, в этом аспекте мы находим один из аргументов актуализации индивидуального подхода к практической подготовке будущих юристов как условия и цели использования средств юридической клиники. В нашем понимании, программно-методическое обеспечение юридической клиники может и должно представлять собой самостоятельный модуль практико-ориентированной подготовки будущих юристов, который сочетает в себе общие цели обучения будущих юристов в вузе и частные задачи индивидуализации их опыта в процессе профессионально ориентированной деятельности.
В требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования акцентирована целесообразность индивидуального подхода в организации учебной и производственной практики студентов.
Если сравнить действующие федеральные стандарты с предшествующими им государственными стандартами, то мы увидим очевидную динамику в развитии практического компонента содержания высшего образования, ее прямую связь с положениями компетентностного подхода.
С целью повышения эффективности юридической клиники как средства практико-ориентированной подготовки будущих юристов могут разрабатываться специализированные программы клинического обучения. Специфика программ клинического обучения заключается сочетании статичной части (вводные курсы и обучающие практические семинары) и динамичной части. Содержание динамичной части мобильно, ситуативно и открыто для наполнения обучающими примерами фактов, проходящих через юридическую клинику. Программа клинического обучения может быть интегрирована в ООП ВО по направлению подготовки в рамках вариативной части профессионального цикла дисциплин.
На современном этапе реализации компетентностного подхода в высшем образовании компетентность мыслится результатом образования, основанном на личном опыте студента и осознанных им мотивах профессионального саморазвития.
Эффективность практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники обеспечивается согласованностью разнородных функций юридической клиники; реализацией специальных программ клинического обучения; педагогическим сопровождением индивидуального профессионального опыта будущих юристов; компетентностным подходом к планированию и оценке результатов клинического обучения.
В процессе изучения данной темы нами было проведено экспериментальное исследование, в результате которого мы получили, что коррективы локального регулирования деятельности юридической клиники и меры педагогического сопровождения индивидуального профессионального опыта студентов в ходе освоения программы дают весьма заметную динамику сформированности практических навыков у студентов экспериментальной группы.
Сводные результаты практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники
Формируемый навык |
Показатели сформированности, % |
|||
Начало эксперимента |
Конец эксперимента |
|||
Э. г. |
К. г. |
Э. г. |
К. г. |
|
Интервьюирование |
13 |
13 |
67 |
39 |
Выработка позиции по делу |
49 |
49 |
84 |
73 |
Консультирование |
30 |
23 |
84 |
65 |
Подготовка юридических документов |
19 |
16 |
84 |
65 |
Среднее значение |
28 |
25 |
80 |
60 |
Как следует из таблицы, студенты экспериментальной группы показали более высокие результаты сформированности по каждому из навыков. На 28% выше, чем в контрольной группе, был показатель по интервьюированию. Этот навык, в сравнении с прочими, предусмотренными содержанием опытно-экспериментальной работы, нуждался в отработке в условиях реального контакта с клиентом. Но не меньшее значение для формирования навыка имела педагогическая поддержка первичного опыта студента-клинициста и его последующее сопровождение в ходе участия в деятельности клиники. Разница между контрольной и экспериментальной группами объяснялась именно тем, что каждый студент экспериментальной группы получил своевременные разъяснения в части недочетов или грубых ошибок проведения интервью, а затем был включен в интерактивный диалог в формате разбора кейсов.
По второму из навыков студенты экспериментальной группы превысили показатели студентов контрольной группы на 11%. В отличие от предыдущего навыка, навык выработки позиции по делу аккумулировал не столько опыт участия в юридической клинике, сколько владение студентом системой правовых норм и умением связывать между собой различные отрасли права. Невысокая дельта значений здесь вполне оправданна, поскольку и в контрольной, и в экспериментальной группах к участию в юридической клинике привлекались академически успешные студенты.
По третьему навыку разница между экспериментальной и контрольной группами составила 19%. Как уже было сказано выше, студенты экспериментальной группы по-иному (комплексно, с опорой на собственный опыт проживания образа «Я-профессионал» во взаимодействии с реальным клиентом) подходили к оказанию консультационных услуг. Работа с клиентом у студентов экспериментальной группы отличалась большей адаптивностью к психотипу клиента. В общении со студентами экспериментальной группы клиенты быстрее раскрепощались и находили общий язык с консультантом.
По четвертому был получен тот же показатель – 19% – преимущественно за счет того, что условием зачета результатов освоения Программы было успешное выполнение индивидуального задания, включавшего подготовку искового заявления и одного из видов гражданско-правового договора. Индивидуальное задание формировалось таким образом, что оба документа были отосланы к одной и той же правоприменительной ситуации. Наиболее грамотно подготовленные документы использовались кураторами в качестве образца в комментарии отдельных недочетов и ошибок, допущенных прочими студентами экспериментальной группы.
Средний показатель эффективности практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники в части результатов освоения Программы составил 17%.
На основании итогов эксперимента мы вправе были сделать вывод, что юридическая клиника должна рассматриваться прежде всего как технология практико-ориентированной подготовки будущих юристов, обеспеченная специальной программой клинического обучения. Результаты программ учебной и производственной практики, планируемых для реализации на базе юридической клиники, должны проектироваться таким образом, чтобы они детализировали закрепленные ФГОС ВПО возможности индивидуальных образовательных траекторий будущих юристов. Именно в этом ключе фактор средств юридической клиники имеет наибольшее значение для практико-ориентированной подготовки будущих юристов. Будучи опосредованными в технологиях деятельностного типа, средства юридической клиники получают роль инструмента обеспечения индивидуального профессионального опыта будущих юристов.