Full text

Проектная деятельность в дошкольном образовании – это средство, с помощью которого дошкольники могут развивать свои творческие, коммуникативные, интеллектуальные способности, применять свои умения в учебном и воспитательном процессе. Также метод проектов является инструментом комплексного и последовательного развития ребенка, который реализует взаимосвязь всего педагогического процесса со средой ребенка. По мнению Н. Е. Вераксы и А. Н. Вераксы, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности [1]. Метод проектов выражается в комплексе практических приемов, подробной разработке проблемы для достижения цели проекта всеми участниками проекта. Решение поставленной проблемы должно иметь в итоге практический, материальный, оформленный продукт деятельности, актуальный для дальнейшего развития детей.

Проблема исследования: какова эффективность развития представлений у детей старших дошкольников о мире деревьев в процессе проектной деятельности?

Цель исследования – выявить эффективность развития представлений у детей старших дошкольников о мире деревьев в процессе проектной деятельности.

Объект исследования – процесс развития представлений у детей старших дошкольников о мире деревьев.

Предмет исследования – эффективность развития представлений у детей старших дошкольников о мире деревьев в процессе проектной деятельности.

Гипотеза исследования: проектная деятельность будет способствовать развитию представлений о мире деревьев у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

-          если реализация проектов будет проходить в разных видах деятельности (прогулка, экспериментирование, наблюдения, НОД, экскурсии, элементарный труд, творческая деятельность);

-          дети будут активно и самостоятельно участвовать в разработке и реализации проектов.

При написании работы были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); беседа; качественный и количественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость исследования: раскрыт процесс развития представлений о мире деревьев у старших дошкольников; охарактеризована проектная деятельность как эффективный способ развития представлений детей старшего дошкольного возраста о мире деревьев.

Практическая ценность: исследования заключается в том, что нами разработаны и апробированы проекты «Золотая осень» и «Деревья вокруг детского сада», направленные на развитие представлений старших дошкольников о мире деревьев.

Теоретическую основу исследования составляют труды следующих ученых:

-                    по развитию у дошкольников представлений о мире деревьев (Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева, Е. В. Гончарова, П. Г. Саморукова, Л. М. Маневцева, В. В. Смирнова и др.);

-          организации проектной деятельности дошкольников (А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, Л. И. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова и др.).

Эффективным методом уточнения и закрепления представлений детей старшего дошкольного возраста о мире деревьев могут выступать экологические проекты. Экологический проект – это проект, способствующий решению задач экологической направленности в процессе разнообразных видов деятельности. Темы проектов могут самыми разнообразными, главное условие – заинтересованность детей данной проблемой и мотивация на ее решение.

Е. В. Гончарова указывает, что использование проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным благодаря «совокупности интересов всех участников педагогического процесса» [2]. Проектная деятельность в экологическом воспитании – это способ организации работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников, родителей с окружающей средой, по достижению поставленной цели и задач экологического характера, имеющий определенную структуру.

Л. И. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и М. Б. Зуйкова считают, что детско-родительский проект включает три основных этапа [3].

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов и приемов работы. В этот этап также входит предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, которые будут участвовать в реализации проекта.

2-й – основной. Здесь происходит поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Следует заметить, что дошкольникам еще сложно самостоятельно выполнить эту работу, поэтому на данном этапе педагог проводит разнообразные мероприятия, ориентированные на поиск ответов на поставленные вопросы, родители также активно включаются в работу и помогают детям найти интересную и разнообразную информацию, изготовить какие-либо поделки.

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в различной форме, анализ, закрепление полученных представлений, формулировка выводов. Именно на этом этапе дети представляют результаты проектной деятельности, защищают свои проекты.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей. В старшем дошкольном возрасте дети активно участвуют и в разработке, и в реализации проектов.

На протяжении долгого времени люди живут рядом с необыкновенными живыми существами – деревьями. Мы так привыкли к их существованию, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Опыт исследований Н. А. Рыжовой показывает, что дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения, как у животных [4]. Согласно программе «От рождения до школы» в старшем дошкольном возрасте детям доступны представления о необходимых характеристиках деревьев: для жизни, роста и развития деревья нуждаются в свете, воде, питании. Дети учатся различать части деревья (крона, ствол, кора). На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления об изменениях состояния деревьев в разные времена года: пробуждение, рост листьев в теплое время года созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети были знакомы с деревьями родного края: знали их названия, особенности роста, понимали пользу для человека. Процесс воспитания и обучения развивается, в педагогике появляются все новые методы и технологии, которые заслуживают внимания. Одним из таких методов развития и воспитания дошкольников является проектная деятельность. Для выявления эффективности развития представлений у детей старших дошкольников о мире деревьев студентами факультета педагогики и психологии ВятГУ были разработаны и реализованы два проекта: «Золотая осень» и «Деревья вокруг детского сада».

Нами был разработан и реализован проект «Золотая осень» по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире деревьев и определена его эффективность. Образовательной целью данного проекта выступала потребность расширить представления детей подготовительной группы об изменениях в природе (о мире деревьев). Проектная цель заключалась в изготовлении макета осеннего леса, а также в подготовке сообщений про деревья Кировской области для презентации другим детям и родителям. Задачи проекта были направлены на уточнение и систематизацию представлений детей о видах, листьях и плодах деревьев Кировской области; формирование навыков исследовательской деятельности и содействие познавательной активности; закрепление навыков моделирования в процессе создания макета осеннего леса; активизацию природоведческого словаря детей; воспитание бережного отношения в природе в парках и лесах; продолжение воспитания целесообразности действий и умений доводить начатое дело до конца. Работа по реализации проекта осуществлялась в организованной, совместной и самостоятельной деятельности. Педагогический эксперимент проводился на базе подготовительной группы.

С целью определения исходного уровня представлений о мире деревьев у детей 6–7 лет был проведен констатирующий эксперимент, были разработаны диагностирующие задания и проведено педагогическое обследование детей. Контрольная и экспериментальная группы были созданы с целью определения уровня представлений о мире деревьев у детей 6–7 лет и для последующего сравнения полученных результатов на этапе контрольного эксперимента. Это явилось основным способом получения данных об эффективности экспериментальной работы в нашем исследовании.

Для этого были использованы следующие методики: беседа «Деревья – наши друзья» и методика, за основу которой были взяты критерии методики П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцевой и комплексная методика В. В. Смирновой «Тропинка в природу». Диагностическое обследование проводилось во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком.

На основе полученных данных по двум методикам стало очевидно, что в подгруппе преобладают в основном низкий и средний уровни развития представлений о мире деревьев. Уровни сформированности представлений в обеих группах почти не отличаются (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Первоначальный уровень развития представлений детей 6–7 лет
о мире деревьев в экспериментальной и контрольной группах
(констатирующий этап эксперимента)

 

По итогам эксперимента было определено, что в контрольной группе: на высоком уровне 24%, на среднем – 44%, на низком – 32%. В экспериментальной группе: на высоком уровне – 24%, на среднем –36%, на низком – 40%.

Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне развития представлений о мире деревьев у детей 6–7 лет. Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию данных представлений. Необходимо проведение формирующего эксперимента по развитию представлений о мире деревьев у детей 6–7 лет в процессе проектной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента вся работа была направлена на развитие у детей 6–7 лет представлений о мире деревьев; о многообразии видов деревьев, названии деревьев, о плодах и листьях, об особенностях роста и развития деревьев в разные времена года. Проект реализовывался поэтапно (подготовительный, основной, заключительный этапы).

На подготовительном этапе проекта в рамках детского круга дошкольники высказывали идеи для предстоящего экологического проекта по проблемной ситуации – желание сохранить часть осенней природы в группе на зиму в группе детского сада, и было высказано предложение сделать макет осенней природы, частички осеннего леса.

На основном этапе реализации проекта в процессе организованной образовательной деятельности педагогами были проведены разнообразные мероприятия, направленные на уточнение представлений детей о деревьях родного края:

-          первый аспект реализации проекта – наблюдение за изменениями в осенней природе в процессе экскурсии в Кочуровский парк, в ходе которой детьми были выявлены деревья, растущие в окружении дошкольного учреждения (дуб, осина, клен, береза, ива, сосна), был организован сбор опавших листьев для последующей творческой работы. Также дошкольники упражнялись в определении названий этих деревьев по их внешнему виду и уточнении примет и признаков осени;

-          следующим моментом работы являлся элементарный труд детей на участке детского сада: дети дошкольного возраста оказывали помощь в уборке листьев на территории игровой площадки. В рамках этой деятельности с детьми была проведена познавательная беседа о листьях разнообразных видов деревьев, их внешних отличиях и значении;

-          далее было проведено НОД по созданию детьми макета осеннего леса для сохранения частички осенней природы в группе детского сада. Макет осеннего леса, один из продуктов проекта «Золотая осень», является средством закрепления представления детей о деревьях, растущих в лесах Кировской области, и о животном мире этих лесов; также моделирование – вид деятельности, являющийся средством развития креативности, воображения, самостоятельности детей.

В процессе совместной образовательной деятельности педагогами была проведена работа по систематизации представлений детей о деревьях родного края:

-          дидактические игры «С какого дерева лист», «Желуди», «Грибы» и многие другие, направленные на развитие математических представлений, элементарное обучение грамоте, художественно-эстетическое развитие;

-          ознакомление детей с художественной литературой («И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», В. Сутеев «Под грибом» и другие);

-          для развития двигательной активности были организованы подвижные игры с детьми как в группе детского сада, так и на улице в процессе прогулок. Корме того, дети самостоятельно организовывали уже знакомые им игры в свободное время;

-          викторина для детей «Осень», в ходе которой с дошкольниками была проведена работа по закреплению представлений о явлениях живой и неживой природы в осенний период.

Для самостоятельной работы детей педагогами с помощью родителей было предусмотрено обогащение центров развития. В центре речевого развития были помещены карточки с заданиями, схемы для речевой и артикуляционной гимнастики, «Назови древо на звук» и др.; в центре математического развития – «Желуди», «Раскрась дерево по цифрам»; в центре экологии – «Лист и дерево», «Назови дерево», «Угадай дерево по тени», «Плоды и семена»; в центре изодеятельности – раскраски, материалы для аппликаций, трафареты листьев; в центре игры – атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Дети на протяжении всей недели активно занимались во всех центрах развития в свободное время. Самостоятельная деятельность детей проявлялась в организованных детьми играх на основе полученных представлений, решении дидактических игр, не требующих руководства педагога, рассматривании книг на осеннюю тематику в книжном уголке, прослушивании музыкальных произведений в свободной деятельности, использовании макета осеннего леса в сюжетно-ролевых играх и экспериментировании. Также дети готовили сообщения про разные виды деревьев для представления в группе на заключительном этапе проекта, а родители оказывали информационную помощь детям в данной подготовке.

На заключительном этапе проекта была проведена игра «Путешествие в осенний лес», в рамках которой была проведена работа по налаживанию взаимодействия между детьми в процессе игровых действий, развития чувства коллектива и коммуникативных навыков общения. Также в ходе образовательной ситуации дети закрепили представления о признаках осени и деятельности людей в лесу в игровой форме.

Для оценки эффективности работы, проведенной нами на формирующем этапе, мы осуществили повторную диагностику представлений детей о мире деревьев в контрольной и экспериментальной группах. Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление динамики уровня развития у детей 6–7 лет представлений о мире деревьев в процессе проектной деятельности. По результатам контрольной диагностики мы определили уровень имеющихся представлений детей 6–7 лет о мире деревьев (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Динамика уровней развития представлений детей 6–7 лет
о мире деревьев в экспериментальной и контрольной группах
(контрольный этап эксперимента)

 

По итогам контрольного эксперимента было определено, что результаты в контрольной группе остались без изменений: на высоком уровне – 24%, на среднем – 44%, на низком – 32%. В экспериментальной группе результаты детей значительно изменились: на высоком уровне –72%, на среднем –16%, на низком – 12%.

С целью определения динамики развития представлений о мире деревьев в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента мы использовали расчет по критерию Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Для расчет данного критерия нами выбраны показатели по каждому ребенку на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. С помощью данного критерия сопоставили показатели измеренных на одной и той же выборке в двух разных условиях.

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается.

Контрольный эксперимент дал возможность увидеть динамику развития у детей 6–7 лет представлений о мире деревьев в процессе проектной деятельности. Было выявлено, что дети, с которыми проводилась работа, показали хороший результат. Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказали, что формирующий эксперимент эффективен.

Таблица 1

Результаты автоматического расчет по критерию Фишера
(проект «Золотая осень»)

 

Этапы эксперимента

«Есть эффект»: задача решена

«Нет эффекта»: задача не решена

Суммы

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Констатирующий

15 (60%)

10 (40%)

25 (100%)

Контрольный

22 (88%)

3 (12%)

25 (100%)

 

 

Рис. 3. Результат эффективности работы по развитию представлений о мире деревьев

у детей 6–7 лет по расчету критерия Фишера

 

Результатом проекта «Золотая осень» стало закрепление представлений детей о видах деревьев Кировской области в ходе практической деятельности (экскурсия, наблюдение, труд), создание макета осеннего леса, подготовка сообщений о видах деревьев и презентация продуктов проекта перед детьми и родителями.

Еще одним проектом, направленным на развитие представлений детей о деревьях, стал проект «Деревья вокруг детского сада». Образовательная цель проекта – развивать у детей представление о деревьях как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе. Проектная цель заключалась в создании карты территории детского сада. Задачи проекта были направлены на уточнение и систематизацию представлений детей о видах, листьях и плодах деревьев территории детского сада; формирование навыков исследовательской деятельности и содействие познавательной активности; активизацию природоведческого словаря детей; воспитание бережного отношения в природе в парках и лесах; продолжение воспитания целесообразности действий и умений доводить начатое дело до конца. Работа по реализации проекта осуществлялась в организованной, совместной и самостоятельной деятельности. Педагогический эксперимент проводился на базе старшей группы.

Констатирующий этап исследования был направлен на выявление первоначального уровня развития представлений детей 5–-6 лет о мире деревьев в экспериментальной и контрольной группах. За основу также были взяты методики П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцевой, комплексная методика В. В. Смирновой «Тропинка в природу» и индивидуальная беседа. Диагностическое обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, во второй половине дня.

По итогам констатирующего этапа у детей контрольной и экспериментальной групп получились разные результаты.

 

 

 

Рис. 4. Первоначальный уровень развития представлений детей 5–6 лет

о мире деревьев в экспериментальной и контрольной группах
(констатирующий этап эксперимента)

 

Контрольная группа: низкий уровень – 36%, средний уровень – 40% и высокий уровень – 24%. Экспериментальная группа: низкий уровень – 44%, средний уровень – 40%, высокий уровень – 16%.

Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне развития представлений о мире деревьев у детей 5–6 лет. Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию данных представлений. Необходимо проведение формирующего эксперимента по развитию представлений о мире деревьев у детей 5–6 лет в процессе проектной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента вся работа была направлена на развитие у детей 5–6 лет представлений о мире деревьев; о многообразии видов деревьев, названиях деревьев, о плодах и листьях, об особенностях роста и развития деревьев в разные времена года. Проект реализовывался поэтапно (подготовительный, основной, заключительный этапы). На первом этапе во время прогулки детьми был поставлен проблемный вопрос: «Кто знает, какие деревья растут на всей территории детского сада? Или везде растут только березы, как и на площадке нашей группы?» Так как этот проблемный вопрос, заданный самими детьми, соответствовал тематическому плану и интересам детей, было принято решение перенести данную ситуацию в экологический проект «Деревья вокруг детского сада». Продолжением этой прогулки стал детский круг, в процессе которого дети определили, что для того, чтобы узнать, какие деревья растут на территории детского сада, можно сделать карту участка учреждения, на которой будут отражены все деревья. Также дошкольники обсудили, какие деревья они уже видели на территории и что нужно сделать для создания карты. Первый этап проекта закончился формулировкой темы и определением целей проекта. Дети сами придумали название проекта «Деревья вокруг нас», вместе с педагогом поставили цель: создать карту территории детского сада, чтобы знать, какие деревья растут на участке, представить свой проект другой группе, родителям и сотрудникам детского сада.

Второй этап проекта начался с прогулки-фиксации, в ходе которой дети установили, какие деревья растут на территории. Дети вместе с педагогом гуляли по участку и на черновом варианте карты отмечали, где какое дерево растет. После прогулки-фиксации дошкольники организовали самостоятельную деятельность, создали аппликацию «Дерево осенью», после готовых работ дети рассказывали друг другу о своих деревьях, каждый ребенок уточнял, растет ли его дерево на территории детского сада. Также на прогулках дети устанавливали причинно-следственные связи, как деревья меняются при погодных явлениях, при ветре, дожде, снеге, играли в подвижные игры, которые были подобраны детьми и их родителями. В пределах организованной образовательной деятельности были проведены беседы о деревьях, как деревья помогают человеку и почему нужно их беречь, где дети уточнили свои представления о деревьях ближайшего окружения. Дети вместе с родителями приготовили гербарий «Листочки наших деревьев», каждый из детей принес по листу (плоду) дерева территории детского сада, что в конце было оформлено в один общий гербарий. Педагог познакомил детей с стихотворениями И. Семенова «Березка», А. Прокофьева «Наш лесок». Основной аспект второго этапа осуществления проекта – создание детьми карты «Деревья вокруг детского сада». Дошкольники на протяжении двух дней создавали карту. Ребята самостоятельно распределили обязанности методом жеребьевки, которая проводилась оба дня. Дошкольники совместно нарисовали эскиз здания детского сада. Затем по результатам жеребьевки дети создавали карту, Матвей К. и Виктория Ч. подбирали нужные картинки, Мария Н., Игорь Н. и Богдан Б. зарисовывали деревья, Анастасия Е., Семен Р. и Олег С. распределяли все по карте в соответствии с результатами прогулки-фиксации, а Елисей В. подписывал каждое дерево. На карте дети отобразили здание детского сада, детские площадки всех групп детского сада, отметили деревья (береза, тополь, дуб, сирень, ель). Также дети отметили плоды этих деревьев, их листья. Вокруг детского сада есть и клумбы, которые дети тоже отметили на карте. По окончании работы над картой дети выбрали место, чтобы карту было удобно продемонстрировать на защите проекта.

Для развития самостоятельной деятельности детей педагог вместе с родителями обогатил предметно развивающую среду по разным областям развития. В центре речевого развития были помещены карточки с заданиями «Составь слово из разбросанных букв», схемы речевой и артикуляционной гимнастики, «Назови древо на букву» и др.; в центре математического развития – «Сосчитай, сколько листочков», «Раскрась по цифрам», «Сосчитай, сколько деревьев, а сколько кустарников»; в центре экологии – «От какого дерева лист», «Назови дерево», «Найди тень дерева», «Найди плод дерева»; в центре изодеятельности – раскраски, материалы для аппликаций, трафареты листьев; в центре игры – атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Дети на протяжении всей недели активно занимались во всех центрах развития в свободное время.

Активное участие в работе над проектом принимали родители, которые не только помогали детям найти необходимую информацию и оказывали помощь в обогащении центров развития группы детского сада, но и придумали вместе с детьми несколько дидактических игр, составили гербарий.

Третий этап проекта – защита. На презентацию проекта была приглашена параллельная старшая группа, старший воспитатель, родители. Дети по очереди рассказывали о каждом дереве, которое растет на территории детского сада, представили карту «Деревья вокруг детского сада», объяснили, как по ней можно ориентироваться. А в конце дети представили дидактические игры, в которые можно поиграть на карте «Деревья вокруг детского сада». Дидактические игры, разработанные родителями и детьми, можно применять как в самостоятельной деятельности детей, так и в организованной образовательной деятельности:

-          «Найди свое дерево». Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.

-          «Защитим наши деревья». Цель: придумать знаки охраны деревьев.

-          «Столовая для птиц». Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц.

-          «Ароматное дерево». Цель: найти на карте черемуху, сирень, распространяющие во время цветения особые запахи.

Для оценки эффективности работы, проведенной нами на формирующем этапе, мы провели повторную диагностику представлений детей о мире деревьев в контрольной и экспериментальной группах. Контрольный этап был направлен на выявление динамики уровня развития у детей у 5–6 лет представлений о мире деревьев в процессе проектной деятельности. По результатам контрольной диагностики мы определили уровень имеющихся представлений детей 5–6 лет о мире деревьев.

 

 

 

Рис. 5. Динамика уровней развития представлений детей 5–6 лет о мире деревьев

в экспериментальной и контрольной группах
(контрольный этап эксперимента)

 

Из рис. 5 видно, что уровень развития представлений о мире деревьев у детей экспериментальной и контрольной групп разный. В экспериментальной группе 12% – с низким уровнем развития, 12% – со средним уровнем развития, 76% – с высоким уровнем развития представлений о погодных явлениях. А в контрольной группе 30% – с низким уровнем развития, 40% – со средним и 30% – с высоким уровнем развития представлений о мире деревьев.

С целью определения динамики развития представлений о мире деревьев в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента мы использовали расчет по критерию Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Для расчет данного критерия нами выбраны показатели по каждому ребенку на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. С помощью данного критерия сопоставили показатели измеренных на одной и той же выборке в двух разных условиях.

Таблица 2

Результаты автоматического расчет по критерию Фишера
(проект «Деревья вокруг детского сада»)

 

Этапы эксперимента

«Есть эффект»:

задача решена

«Нет эффекта»:

задача не решена

Суммы

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Констатирующий

14 (56%)

11 (44%)

25 (100%)

Контрольный

22 (88%)

3 (12%)

25 (100%)

 

 

Рис. 6. Результат эффективности работы по развитию представлений
о мире деревьев у детей 5–6 лет по расчету критерия Фишера

 

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается.

Контрольный эксперимент дал возможность увидеть динамику развития у детей 5–6 лет представлений о мире деревьев в процессе проектной деятельности. Было выявлено, что дети, с которыми проводилась работа, показали хороший результат. Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказали, что формирующий эксперимент эффективен.

Результатом проекта «Деревья вокруг детского сада» является закрепление представлений детей о деревьях территории детского сада и ближайшего окружения, создание карты «Деревья вокруг детского сада», гербария «Листочки наших деревьев», презентация продукта проекта перед детьми старшей группы, старшим воспитателем, родителями.

Такие творческо-информационные проекты, как «Золотая осень» и «Деревья вокруг детского сада», позволяют обогащать и систематизировать представления детей о деревьях в разнообразных видах деятельности (наблюдение, экскурсии, прогулки, элементарный труд, познавательная беседа, творческая деятельность, самостоятельная деятельность детей), у детей закрепляются:

-          представления о мире деревьев ближайшего окружения;

-          навыки поисково-исследовательской деятельности (поиск информации в разных источниках);

-          навыки моделирования;

-          умение доводить начатое дело до конца и др.

Следовательно, поставленная перед нами цель достигнута, задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.

Ввиду вышеперечисленного следует сделать вывод об эффективности применения метода проектов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Можно говорить о результативности реализации метода проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, основанного на их интересах и при активном участии детей в решении поставленных целей и задач на всех этапах реализации проекта. Специально организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения и воспитания максимально эффективным и удовлетворить естественную любознательность дошкольников.