Full text

По мнению А. Б. Чаблина, «политический миф является одной из форм взаимодействия политического процесса, к которой обращаются политические лидеры и политические организации России в поисках инструментов формирования политического имиджа и политической коммуникации». Учёный отметил, что «сам термин “политические мифы” впервые использовал в конце XVIII в. философ И. Буле, который рассматривал их как одну из форм дофилософского сознания наряду с религиозными и моральными мифами» [1].

Авторам очевидно, что «политический миф» так же стар, как и сама политика, которую неизбежно и постоянно сопровождают мифы о политическом совершенстве самого государства и его моральности, о вселенской натуре государственной власти, о справедливом монархе и т. д.

Чрезвычайно богата и сама история политического мифа. Нам известен древний миф «о принадлежности власти и права народу», распространенный в Европе в Средние века виднейшими авторами той эпохи – Ф. Аквинским, М. Падуанским, Дж. Фортескью и др.

Примечательно, но каждая новая эпоха истории человечества добавляла новые или обновленные политические мифы: «о монархе – носителе воли народа, наместнике Бога на земле» (Р. Филмер), «о единственном суверене» (Ж. Боден), «об олицетворении абсолютного духа» (Г. В. Ф. Гегель) и т. д.

Представляется, что сами политические мифы могут наполняться как положительным, так и отрицательным содержанием. В первом случае – взывая к жизни необходимые ей процессы и события – правительственные, избирательные или партийные программы, вселять в людей веру в успех, в реальность планов, активизируя их. Во втором случае политические мифы могут иметь и крайне негативные последствия, вводить современное общество в заблуждение, пропитывать его суевериями и предрассудками, склонять его к самому крайнему экстремизму. В этом варианте политический миф используется как «обезболивающее» средство: суеверия и предрассудки легитимируют различные формы экстремизма (например, миф о расовой исключительности санкционирует расизм и парализует возможный протест против него).

Вызывает интерес вывод В. Л. Римского, утверждавшего: «Миф не выдумка или вымысел. Миф, внедрённый в общественное сознание, не может быть совокупностью каких-то абстрактных категорий. Как правило, мифы – это совокупность конкретных явлений, переживаемых каждым человеком по-своему, но на основе признаваемых в обществе представлений об истинности и достоверности. Некоторые наиболее глубоко внедрённые в человеческое сознание мифы фактически становятся реальностью, ощущаемой, в частности, через воздействие мифов на эту реальность, через средства регуляции жизни и деятельности, которые обосновываются этими мифами. С древнейших времён миф был одной из форм освоения действительности». Главный вывод В. Л. Римского: «Пока не проведён объективный анализ этого режима и роли Сталина в истории нашей страны и пока в результате такого анализа не произойдёт рационализация этих мифов, наше общество невозможно будет консолидировать для выполнения реальной стратегии успешного развития страны». В. Л. Римский считает, что, «пока российские граждане и элита не разберутся в мифе о Сталине, не осмыслят, что на самом деле стоит за его образом, в нашей стране не появится реальная стратегия её развития, обеспечивающая конкурентоспособность и экономики, и человеческого капитала России… невозможно будет консолидировать общество для выполнения такой стратегии, неосознанно будет выполняться стратегия снижения конкурентоспособности России в современном мире» [2].

Именно на современном этапе, когда необычайно активны и антироссийская риторика, и русофобия, и желание «порвать нашу экономику в клочья», и открытое стремление Запада поменять существующий политический режим в России, устранив неугодных ему физических лиц, проведение подобных «рационализаций политических мифов о И. В. Сталине» авторам представляется крайне нежелательным по целому ряду причин. Одна из них – необходимость постоянного ведения патриотической работы среди современной российской молодёжи [3].

Общеизвестен один из выводов, к которому приходит Сунь-Цзы в своём знаменитом трактате «Искусство войны»: «Хочешь победить своего врага, тогда воспитай его детей!» Китай на протяжении всего своего существования завоёвывался неоднократно, но вскоре, как правило, уже через одно-два поколения завоеватели сами превращались в китайцев! Китаю это помогало сохранять свою цивилизацию многие тысячелетия.

Нечто подобное использует сейчас и Запад, делая себя привлекательным для нашей молодёжи, а порой и для более зрелых граждан России. Ресурсов и каналов для этого у него множество. Мифы о США, ЕС и Западе вообще как месте, где существует некий «волшебный» мир, в котором «исполняются все человеческие желания», «можно достичь любых целей», где «никто и никому не мешает» и «все счастливы», уже созданы. К сожалению, часть наших детей уже охвачена ими и готова стать американцами или жителями иных стран Запада.

Цель работы с нашей молодёжью, проводимой западными странами, авторам очевидна: они рассчитывают на то, что после этого молодой гражданин РФ станет презирать прошлое России, а главное – не сможет уважительно относиться к своему настоящему, а значит, в перспективе не сумеет самостоятельно построить и своё будущее.

Наиболее распространёнными обвинениями Запада против России являются: нарушение прав человека в нашем отечестве; несоблюдение принципа разделения властей; нарушение избирательного права; отсутствие демократии; воспрепятствование процессам формирования сильной системной оппозиции; жёсткий контроль за деятельностью НКО, особенно иностранных.

Наряду с указанными обвинениями страны Запада активно используют тему исторических фальсификаций, делая собственные, не соответствующие действительности выводы по истории России. Например, активно используются проблемы голода, коллективизации и сталинских репрессий. К сожалению, часть этих выводов уже были признаны советской (в 1985–1991 гг.) и российской наукой (в 90-е гг. ХХ в.).

Например, странами Запада нам с упорством, достойным лучшего применения, навязывается вывод о том, что коллективизация и все драматические события, связанные с нею, произошли только из-за И. В. Сталина, и наши вузовские и школьные учебники его принимают.

Действительно, великий взрыв насилия начался одновременно с коллективизацией. Однако террор был лишь средством выживания самого советского государства, а его свирепость соответствовала напряженности всех социальных отношений в СССР. Террор был необходим тогда советскому государству, чтобы провести великие перемены в деревне. По-другому нельзя было бы заставить крестьянина, уже имеющего свою землю, средства её обработки и иные средства к самостоятельной жизни, отказаться от них и вместо этого изо дня в день выходить на теперь уже чужое поле для обеспечения там круглогодичных земледельческих циклов. Только карательные меры и в стране, и в деревне могли не допустить возврата крестьян к частному сельскому хозяйству. Жестокая сила обеспечивала жизнеспособность колхозов. Необходимость употреблять эту силу в отношении подавляющего большинства народа (крестьянство составляло в тридцатые годы 60–70% населения) и применять её в течение каждого сезона привела к оправданности террора в глазах тех, у кого была тогда власть. Первоначальное социалистическое накопление оказалось объективно кровавым. Взяв курс на индустриализацию, советские руководители быстро поняли, что им нужна и успешная коллективизация: только она позволяла советской стране подготовить к грядущей новой войне необходимые собственные производства винтовок, пушек, пулемётов, самолетов, танков, кораблей и т. п.

Трагедия советских людей состоит в том, что, кто бы ни победил тогда, он вынужден был бы прибегнуть к террору для обеспечения срочной индустриализации аграрной страны, так как только внеэкономическое принуждение делало её возможной в кратчайшие сроки.

И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский и другие вожди рангом поменьше это понимали. Они лишь спорили о способах принуждения крестьянина к труду и изъятия его результатов.

Таким образом, коллективизация лишь выполнила роль первоначального накопления, позволившего превратить «Россию лапотную, Россию с сохой, в Россию – вторую супердержаву мира, оснащённую атомным оружием». Выигранная Великая Отечественная война 1941–1945 гг. подтвердила необходимость непопулярных мер. Представляется, именно за это и советский народ, и современные россияне в основной своей массе простили И. В. Сталина и советскую власть.

«Голодомор» – другой пример исторических фальсификаций. Создатели этого мифа по понятным причинам даже не ставят вопрос о том, как получилось, что после страшного «голодомора», который был на Восточной Украине, вся эта Восточная Украина воевала потом за советскую власть, породила много героев, а немцам не удалось сформировать ни одной дивизии из восточных украинцев (например, на Западной Украине, где «голодомора» не было, всё происходило по-другому). Никто не задаётся вопросом: почему фашисты в своей пропаганде не использовали, казалось бы, такой беспроигрышный пропагандистский сюжет?! Почему наш враг – П. Й. Геббельс – не хотел украинцам напоминать про «голодомор»? И почему, только когда умерло поколение, знавшее правду, для Запада стало возможным успешно сочинять для нового поколения новую историю?

Представляется, что именно метод историзма и историческое знание профессиональных историков помогут преодолеть многие фальсификации отечественной истории, ловушки, заготовленные странами Запада для нашей молодёжи. Запад был силён последние тридцать лет именно своей социальной моделью, которая строилась главным образом за счёт ограбления других народов. Именно ради неё европейцы в основной своей массе отказались от традиций своих предков, суверенитета, религии, семьи.

Кризис 2009 г. и последовавшие за ним события наглядно показывают нам, что эта западная социальная модель рушится сейчас на наших глазах. Прогноз неутешителен для Запада: его ждёт новая эпоха – жизнь после полезных ископаемых. России этот планетарный кризис сейчас не грозит. Её собственные ресурсы позволяют избежать дефицита питьевой воды, энергии и прочего. Россия не нуждается в Западе, но Запад нуждается в российских ресурсах, поэтому и желает расколоть Россию на отдельные, враждующие между собой части, чтобы «качать» наши ресурсы. Это позволит правящим элитам Запада обеспечить собственным гражданам по-прежнему высокий уровень потребления, существенно замедлив его снижение.

Фактически уже сейчас идёт война – политическая, экономическая, финансовая, информационная, виртуальная между возрождающейся Россией и терпящими крах своей социальной модели странами Запада. Главным в этой ситуации представляется, что будущее России не должно больше писаться на американском континенте.

Другой важной причиной, почему нельзя сейчас без вреда для самого российского общества и государства «развенчать» мифы о И. В. Сталине, – отсутствие примирения между нами в оценках тех лет. «Белые» и «красные» в нашем сознании до сих пор воюют между собой и реально лежат в разных могилах. Общество расколото по этому вопросу, и принятие позиции одной из сторон сомнительно. Это может окончательно разрушить наше гражданское общество и хрупкое подобие единства, привести к новому насилию.

Поэтому оценки нашей либеральной элиты, дискредитация И. В. Сталина и советской власти могут закончиться плачевно и окончательно разделить граждан нашей страны. Никакого единения, никакого примирения не получится с помощью осквернения могил, принадлежащих «красным» или «белым». Борьба с мертвецами никогда и никого не сделала лучше!

Президент США Д. Трамп, выступая 28 сентября 2018 г. на 73-й сессии ООН, пафосно сказал: «Социализм и коммунизм везде приносят страдания, коррупцию и упадок…» Эти слова вызывают возражения у авторов этих строк.

Во-первых, что такое коммунизм, никто и тогда, да и ныне среди живущих и в глаза не видел. А во-вторых, память подсказывает нам, что если мы и страдали при социализме в нашей стране, то только от неразделённой любви к лицам противоположного пола! Вокруг нас реально были стабильность, общественная безопасность и академический интеллектуализм.

Третья причина, которая требует отложить рассмотрение политических мифов о И. В. Сталине, – это реставрация капитализма в нашем отечестве. Большая часть населения России не из учебников знают, что такое всеобщая грамотность, бесплатные образование и медицина, отсутствие безработицы, социальные лифты, которые давали шанс, например, городскому или сельскому труженику с самого низа пробиться наверх. Советское государство сломало складывавшийся веками в России порядок, а западным странам пришлось многое перенимать у советского государства, например право на труд, отдых и т. п., чтобы предотвратить революции у себя.

Историческая память россиян хранит в себе образцы и другой этики, и другой экономики, которые не были озабочены ни эффективностью, ни результативностью или прибылью, а идеей того, что человек – это звучит гордо! Наша память всё ещё хранит информацию о том, когда хозяйственная система должна была обслуживать человека, а не наоборот. Россияне в основной своей массе будут теперь всегда оглядываться на советское прошлое, которое по мере удаления будет казаться им всё более восхитительным и успешным. По всей вероятности, возврат к нему уже невозможен, но осмысление очевидных успехов прошлого идёт в умах большинства россиян – в формате утраченной ими социальной справедливости.

Таким образом, можно сколько угодно говорить о прививках России от революции, но социальная революция теоретически может повториться. Поэтому отечественный капитал должен осознавать, что у нас было великое прошлое! В 1921–1940 гг. мы сделали такие индустриальные изменения в своей аграрной стране, что Запад этого не может ни понять, ни простить нам даже сейчас, ввиду чего их элиты испытывают к нам ненависть и страх, готовы нас уничтожить, но не могут этого сделать по объективным причинам.

Представляется, что отечественный капитал должен выбрать себе в качестве ограничителей достижения социальной политики СССР и продуцировать справедливость. В противном случае правда жизни снова заявит о своих правах сама.

Необходимо также учитывать и те корреляции, которые произошли со сменой политической системы. Теперь нет идеологии либо государственных установок, требующих признания И. В. Сталина «отцом», «учителем», «гением всех времён и народов», «величайшим полководцем человечества». Уже советская элита после его смерти в марте 1953 г. стала от них отказываться. Согласно Конституции РФ (ст. 13), «в России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [4].

Фактически же можно признать, что государственная идеология у нас всё же есть. Это либерализм. Либерализм как идеология к И. В. Сталину относится крайне негативно. По сути, настроенные либерально исследователи сейчас заменяют одни политические мифы о нём на другие. В них И. В. Сталин выступает уже как «обычный уголовник, грабивший банки», или «психически больной, кровожадный деспот», или «никудышней полководец», или «сексуально неудовлетворённый человек» и т. п. Отрицательными политическими мифами создаётся также не соответствующий реальности образ советского вождя.

Представляется, что для российского государства и его граждан было бы полезнее рассматривать политические мифы о И. В. Сталине лет этак через пятьдесят. За это время кипящие страсти уступят место холодному, взвешенному анализу.