В последнее время в современном мире быстрыми темпами идёт осознание угроз не только национальной, но и международной безопасности.
Международная безопасность - система международных отношений, которая основана на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, она исключает решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы и предусматривает мирные и невооружённые пути урегулирования.
Международная безопасность предусматривает ряд принципов:
•мирное сосуществование (это универсальный принцип межгосударственных отношений);
•обеспечение равной безопасности для всех государств;
•создание гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях;
•недопущение гонки вооружений;
•прекращение испытаний и полная ликвидация всех видов ядерного оружия;
•уважение суверенных прав каждого народа;
•справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов;
•укрепление доверия между государствами;
•борьба с международным терроризмом;
•искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма;
•исключение из международной практики всех форм дискриминации
•отказ от экономических блокад и санкций;
•установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств;
• роспуск военных группировок. [1]
Термин «санкции» стал употребляться политиками, государственными деятелями, журналистами СМИ примерно с момента основания Организации Объединённых Наций. Под санкциями понимаются меры, применяемые в качестве наказания за совершённое правонарушение и отказ правонарушителя понести ответственность и возместить нанесённый ущерб. Санкционные меры осуществляются невоенными способами.
Несмотря на то, что выше упомянут пункт об отказе от экономических блокад и санкций, в ряде в ряде случаев одним из способов обеспечения международной безопасности является именно применение санкций.
Международные санкции – принудительные действия, управляемые международными организациями, а также двусторонними или односторонними мерами государств, Данные принудительные меры применяются к государству-нарушителю норм международного права. [2]
Применение международных санкций – очень важный, значимый и труднорешаемый вопрос сегодня. Сложность этого вопроса заключается в ряде проблем, сопутствующих его решению. Наиболее значимые из них: нанесение ущерба гражданскому населению страны-правонарушителя, которое не является объектом санкций; материальный ущерб, наносимый третьим государствам, как следствие прерывания экономических, политических, культурных и др. связей с государством, против которого были применены санкции. Учитывая вышеупомянутые проблемы, а так же ряд других, вопрос о том, как сделать санкционные меры более гибкими, а их применение более нацеленным, стал изучаться во всём мире.
Санкции, применяемые с помощью международных организаций, называются коллективными. Действия потерпевшего государства в одностороннем порядке называются контрмерами и применяются в ответ на международные правонарушения. Санкции вводятся в том случае, когда государство-правонарушитель не восстановило нарушенное право и не возместило причинённый материальный и моральный ущерб [3].
Организация Объединённых Наций, а конкретно Совет Безопасности, является важнейшим «обеспечителем» международной безопасности. Cовет Безопасности состоит из пятнадцати членов, пять из которых являются постоянными: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Франция. Генеральная Ассамблея избирает десять других Членов Организации в качестве непостоянных членов Совета Безопасности, уделяя внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира. Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. Каждый член Совета Безопасности имеет только одного представителя [4].
Решения о введении санкционных мер принимаются в том же порядке, что и резолюции — девятью голосами, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета Безопасности ООН. Из положений глав 6 и 7 Устава ООН следует, что прежде чем прибегнуть к применению санкций, органы ООН, в частности Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, уполномочиваются использовать все возможные средства мирного урегулирования. После принятия резолюции, которая должна в обязательно ссылаться на раздел VII Устава ООН, санкции должны быть приведены в действие всеми государствами членами и даже не членами ООН. Кроме того, Советом Безопасности ООН принимается решение о создании специального комитета по санкциям в отношении страны-объекта санкций вместе с принятием решения о введении санкций. Данные комитеты стали использоваться не так давно и, надо сказать, они значительно повышают эффективность санкций, принятых Советом Безопасности.
Совет Безопасности на основании статьи 39 главы VII Устава ООН определяет «существование любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии», он может устанавливать ситуацию, возникшую на территории какого-либо государства (то есть, решать, является данная ситуация конфликтом международного или немеждународного масштаба). Если существует угроза миру, порядку и безопасности других государств, ситуация перестаёт быть внутренним делом государства, и действия Совета Безопасности не будут рассматриваться, как вмешательство в его внутренние дела или нарушающими всеобщее суверенное равенство.
Невыполнение государством-правонарушителем резолюции Совета Безопасности даёт ему право на основании статьи 41 главы VII Устава ООН делать рекомендации или решать, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, будь то вооружённые (миротворческие операции) или невооружённые (санкции).
В соответствии со статьей 41 санкционные меры включают широкий ряд вариантов принуждения, не связанных с использованием вооруженных сил. Совет Безопасности может потребовать остановить военные действия на суше, воде или в воздухе и незамедлительно отвести войска воюющих сторон к их международно признанным границам. Совет безопасности так же в праве потребовать от всех заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдёт необходимыми или желательными (прекратить огонь или провести переговоры). Все государства-члены ООН в соответствии со статьёй 25 Устава ООН обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Надо упомянуть, что Совет Безопасности вводит санкции только после того, как все другие мирные средства и меры по урегулированию конфликта были исчерпаны и оказались безрезультативными [5].
В резолюциях Совета Безопасности содержится ряд условий и критериев осуществления санкционных мер: в первую очередь, это осторожное и взвешенное отношение к введению санкций; у санкций должны быть гуманитарные предел; прежде, чем вводить санкции с государством, являющимся объектом их применения должны быть проведены переговоры; введённые санкции должны контролироваться независимым органом; в случае возмещения ущерба государством-правонарушителем и установления мира и безопасности режим введённых международных санкций смягчается и в конечном счёте снимается.
Безусловно, виды и объём санкций зависят от вида международно-правовой ответственности, характера совершённого правонарушения и объёма ущерба, нанесённого государством-правонарушителем. Санкции должны быть адекватны, пропорциональны и соразмерны совершённому международному нарушению.
Совет Безопасности уполномочен самостоятельно решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений. Санкции Совета Безопасности могут принимать различные формы, в зависимости от их целей. Совет Безопасности вводит санкции в целях обеспечения мирных переходных процессов, предупреждения антиконституционных преобразований, сдерживания терроризма, защиты прав человека и поощрения режима нераспространения [6].
За более чем полувековую историю Совет Безопасности сформировал механизм применении санкций. Поэтому, их можно систематизировать и классифицировать по следующим критериям:
1. Коммерческие:
• полное или частичное эмбарго;
• прекращение технического обслуживания;
2. Финансовые:
• прекращении предоставления финансовой помощи;
• блокирование иностранных активов правительства;
• ограничение доступа на финансовые рынки;
3. Санкции касательно передвижения:
• запрет на перемещение за границу своего государства для определённых лиц или групп лиц;
• запрет на перемещение любых средств сообщения;
4. Дипломатические:
• полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций;
• аннулирования дипломатических виз;
5. Спортивные и культурные:
• запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций;
• прекращение научного, технического и культурного и д.р. сотрудничества путём обмена и поездок с участием лиц или группы лиц, представляющих страну-объект санкций;
6. Процессуальные санкции:
• прекращение или лишение права голоса;
• лишение права на представительство в выборных органах ООН;
• неприятие или исключения из членства в ООН;
На сегодняшний день наиболее распространенными из всех этих видов являются: запреты на поездки, замораживание активов и эмбарго на поставку вооружения.
Если Совет Безопасности сочтет, что вышеупомянутые меры неэффективны, он в праве предпринять необходимые для поддержания или восстановления международного мира и безопасности действия, которые могут включать демонстрации, блокаду и ряд других операций.
Каждый из режимов санкций осуществляется под руководством определенного комитета, возглавляемого одним из непостоянных членов Совета Безопасности. В поддержку 11 из 14 комитетов действуют 10 разнообразных групп по наблюдению. Комитеты сгруппированы по регионам или районам (Африка, Северная и Южная Америка, Азия, Европа, Ближний Восток) и представлены в хронологическом порядке начиная с комитетов, учрежденных в последнее время.
В последние годы Совет Безопасности ООН перешёл к практике применения санкционных мер в отношении конкретных лиц, группировок, организаций, а не целых государств, которые непосредственно виноваты в принятии решения от имени государства или способствующие реализации данного решения. В обязанности комитетов по санкциям входит составлять данные «чёрные списки», куда вносятся имена вышеописанных лиц. Комитеты по санкциям получают информацию об этих лицах, от других государств, различных международных организаций (например, Интерпол). В последнее время списки стали включаться даже в саму резолюцию, регулирующую санкционные режимы [7].
Санкции долго изменялись и адаптировались к различным историческим периодам развития международных отношений. Долгое время они назывались репрессалиями, а затем распространился термин «санкции».
Начать следует с создания Организации Объединенных Наций в 1945 году. Основатели ООН внесли в Устав ООН ряд положений, касательно обеспечения, сохранения и поддержания международного мира и безопасности. Совет Безопасности получил право «определять наличие любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии». Это обеспечило централизованное реагирование государств на международные правонарушения, что было существенно отличало Устав ООН от Устава Лиги Наций, где у государств не было подобной возможности. Всё это прописано в 41 ст. Устава ООН, не раз упомянутой выше.
Впервые Совет Безопасности сослался на статью 41 Устава ООН в декабре 1966 года, когда обязал государства осуществить ряд принудительных мер против Южной Родезии (в настоящее время Зимбабве), где вспыхнули мятежи, в своей Резолюции № 232 [8]. До 1990 года Советом Безопасности санкции применялись лишь дважды — к Южной Родезии и ЮАР, Резолюцией 418 (1977 г.) от 4 ноября 1977 года когда было введено эмбарго на поставки оружия [9]. Санкционные меры были приняты по причине закупки ЮАР большого количества оружия и военной техники, что Совет Безопасности посчитал угрозой мировому порядку.
После крушения биполярной системы мира деятельность Совета Безопасности касательно политики ведения санкций резко усилилась. С 1990 по 1998 гг., Советом Безопасности ООН проводились всеобъемлющие санкции. Всё началось со 2 августа 1990 г., когда Ирак аннексировал территорию Кувейта. 6 августа 1990 года Совет Безопасности ООН принял ряд Резолюций 660-662, 664-667, 669-671, 674, 677, 678 (1990), она предусматривала применение санкционных мер без использования оружия против Ирака и Кувейта. Под действие санкций попали любые товары, исключение составляли только поставки, предназначенные для медицинских целей, и поставки продуктов питания в рамках гуманитарной помощи [10]. Однако эти всеобъемлющие санкционные меры вызвали существенное ухудшение экономического и социального положения в Ираке, курс иракского динара сильно понизился (более чем в 20 раз) по отношению к доллару.
В 1994 г. против Гаити были применены принудительные меры [11]. На Гаити в 1991 г. через несколько месяцев после президентских выборов при участии военных произошёл переворот и возник серьёзный политический кризис, началась борьба за власть. Оттуда хлынул огромный поток беженцев. Совет Безопасности ввёл эмбарго на поставки на Гаити нефти и оружия.
30 мая 1992 года Совет Безопасности ввёл всеобъемлющие санкций в отношении Югославии, это оказало ощутимые негативные последствия для населения [12]. На территории республики Босия и Герцеговина произошёл межэтнический национальный конфликт, в котором принимала учасия армия Югославии. Данный конфликт принял глобальный и опасный для мира характер, в дальнейшем в нём приняли участие армия Хорвании, войска НАТО и другие вооружённые силы. Последствия такого эмбарго для Югославии были плачевными, они нанесли значительный вред по экономике страны и по незащищенным слоям населения.
В 1992 г. Советом Безопасности ООН против Ливии, где были уничтожены самолёт авиакомпании Pan American World Airways, рейс №103 и самолёта авиакомпании Union de Transports Aériens, рейс №772, в результате чего погибли сотни людей. Оба крушения были признаны мировым сообществом как следствия действий террористов. Ливийское правительство долгое время не давало ответа на просьбы других государств о сотрудничестве, в деле по установлению сотрудничества за ответственность в вышеуказанных катастрофах, поэтому Совет Безопасности осуществил ряд всеобъемлющих санкций, предусматривающих эмбарго на воздушные перевозки и оружие, запрет любых технических консультаций Ливийской стороне, отзыв всех иностранных должностных лиц и сокращение всех дипломатических лиц, находящихся в Ливии [13]. В Доклады Миссии ООН по установлению фактов в Ливии отмечено, что санкции вызывают «всеобъемлющие, неблагоприятные последствия для условий жизни населения и экономики страны». Уровень безработицы в Ливии в тот период вырос с 1 до 12 процентов, ускорились темпы инфляции, цены на большинство товаров выросли более чем на 200 процентов.
Совет Безопасности ООН в своей деятельности по применению принудительных мер долгое время придерживался концепции, суть которой сводится к тому, что последствия, вызванные применением всеобъемлющих санкций, безусловно, окажутся негативными для населения, что, в свою очередь, поможет надавить на правительства и побудить их к действиям, которые обеспечат снятие режима санкций с государства.
Однако данная концепция несовершенна. При авторитарных режимах правления, у населения отсутствуют средства влияния на государственную власть. Это отметил Генеральный секретарь ООН в XXI веке Кофи Аннан в своём докладе:
«Когда жёсткие и всеобъемлющие экономические санкции применяются против авторитарных режимов возникает другая проблема. В этом случае обычно страдают простые люди, а не политическая элита, поведение которой спровоцировало введение санкций.» [14]
Постепенно Совет Безопасности стал искать более эффективную альтернативу. Основываясь на рекомендациях семинаров ООН, посвящённых проблемам всеобъемлющих санкций, а также на предложениях, сделанных комитетами по санкциям, Совет Безопасности ООН начал переходить к практике применения так называемых «точечных санкций», которые направленные на лиц, непосредственно осуществляющих неправомерную политику. В рамках данного давления могут применяться наложение ареста на финансовые активы за рубежом, ограничения доступа на иностранные финансовые рынки, эмбарго на поставки оружия, запрет на посещения зарубежных стран и так далее. Они осуществляются в отношении как частных физических лиц, имеющих отношение к международным правонарушениям, так и предприятий или любых объектов, принадлежащих правительству. Кроме того, к ним можно отнести разного рода эмбарго на поставку объектов, которые не используются населением в повседневных или любых других мирных целях. Эти санкции предусматривают влияние на членов правительства, правящую элиту или военнослужащих.
С 1966 года СБ ООН ввёл ряд режимов санкций в отношении следующих стран: Южная Родезия, Южная Африка, бывшая Югославия, Гаити, Ирак, Ангола, Руанда, Сьерра-Леоне, Сомали и Эритрея, Эритрея и Эфиопия, Либерия, Демократическая Республика Конго, Кот‑д’Ивуар, Судан, Ливан, КНДР, Иран, Ливия, Гвинея-Бисау, Центральноафриканская Республика, Йемен, и Южный Судан и Мали, а также в отношении организации ИГИЛ и «Аль-Каида» и движения «Талибан» [15].
Сейчас в процессе применения санкций Совет стал все больше внимания уделять соблюдению прав тех, против кого они применяются. В декларации Всемирного саммита 2005 года Генеральная Ассамблея призвала Совет Безопасности обеспечить, принятие справедливых и четких процедур введения и отмены санкционных мер.
Реализация резолюций Совета Безопасности по санкциям на национальном уровне должна соблюдать нормы национального законодательства государств-членов ООН. Все эти резолюции в являются внутригосударственными проводниками согласованной воли государств-членов ООН. Так же, следует помнить о том, что санкционные меры внутри каждого государства обеспечиваются только с помощью взаимодействия всех трех ветвей власти (исполнительная, законодательная, судебная) [16].
Следует упомянуть, что в работе членов Совета Безопасности касательно ведения санкций не всегда имеет место коллективность. В большом количестве случаев государства не своевременно выполняют или не выполняют вообще решения, принятые СБ ООН. Они чаще готовы предоставить гуманитарную помощь либо увеличить донорские взносы в какой-либо проект, чем вводить санкционные режимы. По этим причинам в последние годы эффективность санкций Совета Безопасности ставится под сомнение. Отметим, что сами по себе санкции никогда не действуют успешно или безуспешно, данные меры являются наиболее эффективными случаях, когда они осуществляются в рамках всеобъемлющей стратегии, в осуществлении которой принимает участие всё или большая часть мирового сообщества. А результат санкционных мер должен оцениваться по тому, как он влияет на обстановку, помогает восстановить мир и порядок или же нет.