Full text

Финансово-экономическую политику МАБРа в отношении стран Америки обусловливает устройство самого банка, которое формулирует действия финансового учреждения в отношении стран-заёмщиков. Еще в год основания было утверждено, что Ассамблея Управляющих выступает высшим руководящим органом Межамериканского банка, президент которого избирается каждые 5 лет [1]. На этот же срок представителем страны-участницы становится министр финансов или глава центрального банка. Исполнительный директорат является высшим исполнительным органом банка, назначаемым Ассамблеей. Штаб-квартира учреждения находится в Вашингтоне. Основной функцией Межамериканского банка является кредитование, за которым в банк обращаются правительства государств-участников, центральные банки этих стран, государственные корпорации и предприятия; помимо того, заёмщиками могут выступать негосударственные компании, однако в таком случае обязательным условием является предоставление правительством гарантий банку по выплате кредита [2].

Как правило, до середины 90-х годов кредитование МАБР осуществлял из Фонда обычных ресурсов на срок от 15 до 30 лет. Также существовало несколько видов кредитования, среди которых – мультивалютный. Займы по нему выдавались под правительственную гарантию по фиксированной ставке из введённой банком для минимизации рисков «Валютной корзины», которая на 50% состояла из долларов США, 25% приходилось на японские йены и ещё 25 – швейцарские франки и евро [3]. Существует также вид кредитования, при котором займы выдаются в одной из четырёх вышеперечисленных валют, однако они уже не зависят от «Валютной корзины», а процентную ставку назначают, ориентируясь на крупнейший в мире рынок ссудных капиталов – London interbank offered rate (LIBOR) [4]. Другим видом займов в МАБРе являются кредиты, которые выдаются и погашаются исключительно в долларах США. Как правило, кредиты такого вида выдаются на срок, не превышающий 25 лет, а процентная ставка выбирается страной-заёмщиком и может быть фиксированной или переменной, в таком случае должна быть ориентирована на LIBOR. Гарантом при этом кредитовании, как и при другом виде займов – в национальных валютах государств-членов Межамериканского банка, выступает правительство государств-заёмщиков. Таким образом, три из четырех видов кредитования МАБРа связаны с выдачей займов в мировых валютах, имеющих, тем не менее, национальную принадлежность его наиболее развитых стран-участниц. Сравнительно пониженная процентная ставка именно по этим видам кредитования стимулировала заёмщиков в выборе этих программ, выступающих инструментом финансово-экономической политики финансового учреждения, форма влияния которого приводила к зависимости от курса этих валют, а значит, зависимости от развития экономик этих стран.

Существует у МАБРа также Фонд специальных операций, условия кредитования которого более специфичны: срок возврата денежных средств при таком кредитовании возрастает до 40 лет, однако заёмщиками ФСО могут выступать только центральные банки, правительства, межгосударственные и государственные организации, наиболее отсталые страны Латинской Америки и Карибского бассейна [5]. Стоит отметить, что в первое десятилетие большинство кредитов выдавалось именно из этого Фонда. Тем не менее МАБР является всё-таки не обычным банком, в котором доход во многом формируется за счёт выплаты заёмщиком ежегодных огромных процентов. Здесь процентная политика выступает инструментом воздействия на страны Латинской Америки и Карибского бассейна. При кредитовании из Фонда специальных средств кредиты выдаются под сниженные процентные ставки. В случае выдачи займов в одной из мировых конвертируемых валют, процентная ставка первые десять лет составляет 1% годовых, последующие годы – 2%. В случае кредитования в национальных валютах процентная ставка не превышала 4% годовых и зависела от сферы направленности и условий проекта, на который выдаётся кредит, а также от уровня развития страны, обратившейся за кредитованием [6]. Низкая процентная ставка, безусловно, являлась привлекательным ориентиром для выбора заёмщика именно в пользу МАБРа, а выгодные и максимально смягчённые кредитные условия выступали формой финансово-экономического воздействия банка, поскольку не только вводили государства, обращающиеся за кредитованием, в зависимость от кредитора, но и формировали неравноправные межгосударственные отношения между этими странами.

Согласно Публичному закону США от 1959 года, в момент основания МАБРа его бюджет составлял 350 млн долл., из которых 100 млн долл. вкладывают США в качестве членского взноса. В дальнейшем крупные суммы взносов США не просто продолжались, а росли: так, согласно Публичному закону США от 22 января 1964 года, размер взноса в Фонд обычных ресурсов составил 411 760 млн долл., а в Фонд специальных операций – 50 000 млн долл. [7]. Членство других участников Межамериканского банка также подразумевало ежегодную выплату взносов, однако суммы этих взносов зависели от уровня ВВП государства-участника, а следовательно, были гораздо меньше, чем вклады США. Так, например, при вступлении в декабре 1969 года в состав МАБРа Ямайки её членский взнос составил 18 520 млн долл. в Фонд обычных ресурсов и 6159 млн долл. в Фонд специальных операций [8]. Однако не только взносы формировали бюджет банка. Финансовыми ресурсами выступали ещё и доверительные фонды, инвестировали в которые промышленно развитые государства-участники. Таким образом, несмотря на то что в сумме страны-участники Межамериканского банка формально владеют большинством акций и решения принимаются только путём их консолидированного сотрудничества по какому-либо вопросу, все же сложно предположить, чтобы эти государства выступали против воли США – основного донора учреждения.

Согласно Уставу МАБРа, 30,01% акций принадлежат США, что делает их крупнейшим акционером банка, однако государства ЛАКБ, выступающие членами-заемщиками, владеют 50,02% акций, а следовательно, вместе имеют контрольный пакет голосов [9]. В момент создания банка членство в нём было ограничено региональным критерием. Однако новой вехой в истории развития Межамериканского банка и очередным инструментом его финансово-экономического воздействия на страны ЛАКБ стало подписание соглашения 17 декабря 1974 года в Мадриде с двенадцатью индустриально развитыми государствами Восточного полушария, которыми выступили Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Великобритания, Швейцария, Югославия и Япония [10]. Возглавлявший на тот момент МАБР Антонио Ортис Мена назвал это событие «экстраординарным в жизни Межамериканского Банка и в финансово-экономических отношениях стран Латинской Америки с развитыми странами мира». Двенадцать вышеперечисленных государств, к которым присоединилась ещё не подписавшая на тот момент договор Португалия, в качестве членского взноса выплатили в фонд банка 755 млн долл. Позднее членами МАБРа стали Китай, Хорватия, Финляндия, Франция, Норвегия, Республика Корея, Словения и Швеция, вступление которых расширило число нерегиональных участников до 20 стран, на которые пришлось около 16% акций Межамериканского банка из 48 стран-участниц в общем [11]. Действительно, событие масштабное: ведущие экономически развитые государства становятся членами регионального банка, цель которого формулируется как содействие развитию стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Условия участия этих государств в МАБРе заключаются том, что они обязаны ежегодно выплачивать членский взнос, но при этом могут выступать лишь кредиторами, без возможности занимать денежные средства в банке. Для ответа на возникший в ходе исследования вопрос о целесообразности участия этих государств в работе Межамериканского банка необходимо также обратиться к уставу этого финансового учреждения. Согласно ему, МАБР обязан предпринимать все возможные и необходимые меры для максимально эффективного и рационального расхода предоставляемых кредитов [12].В связи с этой статьей устава выделяется специфика банка, заключающаяся в том, что сам МАБР контролирует многие детали, связанные с реализацией проекта, среди которых: контроль фирм, выступающих поставщиками, а также проверка того, где, у кого и на каких условиях закупаются товары и услуги. В связи с этим за годы существования МАБРа сформировалась специфическая регламентирующая порядок и условия закупок система, условия которой обязательно указываются при заключении соглашения с заёмщиком. Основной формой закупок при кредитовании МАБРом проектов выступают открытые международные торги, в которых предпочтение отдавалось представителям стран-кредиторов. Таким образом, нерегиональные государства-участники, являясь членами банка, открывают дорогу для собственных предпринимателей, предоставляя им возможность осуществить инвестиционные проекты, выступив в роли поставщиков оборудования, сырья, услуг и технической поддержки. Выгоду от участия этих государств в МАБРе можно вычислить, анализируя ежегодные отчёты исследуемого периода, путём соотношения оплаченных взносов нерегиональных стран-участников с суммами контрактов, заключённых компаниями этих государств по проектам финансируемым Межамериканским банком. Так, сумма всех взносов США с 1959 по 2000 год составила 1 303 млрд долл. США, а сумма осуществлённых американскими компаниями проектов составляет 15 265, 6 млрд долл. США [13].

Развитые нерегиональные страны-участницы рассматривают своё участие в МАБРе как форму и инструмент экономического и политического влияния на государства Латинской Америки, а также как канал продвижения своих национальных интересов. Для таких акционеров банка, как Испания и Португалия, членство обусловливается общим историческим прошлым, и, как следствие, получается большой процент эмигрантов в страны ЛАКБ из этих стран.

После окончания холодной войны в 1995 году рассматривалась перспектива включения России в состав участников МАБРа. Переговоры по продвижению этого вопроса велись во время визита в Москву главы банка Энрике Инглесиаса с премьер-министром России В. С. Черномырдиным [14]. Позже эти переговоры были заморожены, вследствие чего можно предположить, что изначально перспектив членства РФ в Межамериканском банке не было. Вероятно, данные переговоры носили символический характер, ведь отсутствие среди членов МАБРа Республики Кубы было продиктовано развитием этого государства по социалистическому пути и дружественными отношениями с СССР во время Карибского кризиса.

Одним из основных условий, выдвигаемых МАБРом заёмщикам, является то, что при финансировании того или иного проекта банк выделяет деньги не на весь проект, а только на его часть. Как правило, эта сумма составляет 6–7 млрд долл. Так, общая сумма кредитования с года основания банка до 2001 года составила 198,9 млрд долл. США. Проанализировав имеющуюся информацию с официального сайта Межамериканского банка, было выявлено, что преимущественно банк финансировал инфраструктурные проекты и отросли производства, такие проекты в сумме составляют около 51%, социально-экономические, а также проекты по развитию образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна в сумме с программами по защите окружающей среды и устойчивого развития насчитывают почти 32%, особое место среди всех проектов занимают программы по содействию реформам в государствах-участниках, общее кредитование которых за исследуемый период составило более 16% [15]. Стоит отметить, что приоритеты в финансируемых отраслях на протяжении XX века не были однообразны, они менялись соответственно действительному положению в странах региона, а также наиболее острым проблемам, волнующим участников МАБРа. Действительно, деятельность и инструменты финансово-экономического воздействия МАБРа подстраивались под происходящие в государствах Латинской Америки экономические и политические события. Так, само создание МАБРа в 1959 году стало ответом Соединённых Штатов на распространение коммунизма в ЛАКБ и укрепление связей стран региона с СССР. Таким образом, именно политическая ситуация обусловливала то, что изначально большинство программ и особое внимание банка были посвящены сокращению масштабов нищеты и социальным программам в регионе, дабы продемонстрировать мощь и достоинства капиталистической системы, способной решить животрепещущие проблемы, беспокоящие как правительства, так и граждан [16]. Согласно отчёту о работе МАБРа к 1973 году, за 13 лет своей деятельности Банк выделил почти 6 млрд долл. на финансирование развития более чем 750 проектов, помог профинансировать программы развития региона общей стоимостью более 17 млрд долл. в таких различных отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, электроэнергетика, транспорт, связь, городское развитие, образование, экспортное финансирование и развитие туризма [17]. Во время второго десятилетия функционирования МАБРа, которое пришлось на 70-е годы XX века, банк включил в свою компетенцию инфраструктурные проекты, а следующая декада ознаменовалась кризисом в регионе ЛАКБ, связанным с наличием масштабного внешнего долга у стран-участниц финансового учреждения. Именно этими событиями было продиктовано то, что деятельность банка была направлена на облегчение долговых проблем государств. События 90-х годов прошлого столетия продиктовали направленность проектов Межамериканского банка на развитие и стимулирование экономических реформ, а также на искоренение социальных проблем, обострившихся на тот момент в регионе. В этот же период МАБР инвестирует в проекты, направленные на укрепление частного предпринимательства, а конкретно – предприятия среднего и малого бизнеса [18].

Таким образом, особенности деятельности Межамериканского банка развития с момента основания продиктованы Уставом этого финансового учреждения, в котором основной целью функционирования является оказание помощи и содействия развитию стран-участниц. Эта цель получила воплощение в финансировании дорогостоящих масштабных проектов, значимых для экономической, социальной и политической сфер государства-заёмщика. Оказывать влияние на политические и экономические преобразования в регионе МАБРу помогают: инструменты, которые включают в себя виды программ кредитования в разной валюте с низкими процентными ставками; формы воздействия, проявляющиеся в наличии крупного донора; участие нерегиональных государств, которые своим входом в Межамериканский банк продвигают свой государственный интерес и способствуют развитию собственных национальных экономик в кооперации с лавированием банка и умением подстроиться под актуальные проблемы региона.

Создание Межамериканского банка развития было приурочено к началу недовольств в странах Латинской Америки и Карибского бассейна экономическим и политическим давлением со стороны США в рамках Организации американских государств [19]. И таким образом, сам МАБР стал инструментом влияния на развитие стран ЛАКБ в рамках политической региональной организации.

Деятельность МАБРа можно связать с понятием “Soft power”, впервые предложенным Джозефом Наем в 90-е годы XX века. Согласно Наю, применение «Мягкой силы» не допускает навязывания, пропаганды, а также ориентировано на долгосрочный диалог обеих сторон, но при этом воздействие на экономическую сферу другого государства является «Жесткой силой». Привлекательная модель деятельности Межамериканского банка развития и соответствие вышеуказанным критериям позволяют сделать вывод, что появление МАБРа стало новым инструментом именно «Мягкой силы» в руках Вашингтона [20].

Согласно Уставу ОАГ, её главные функции заключаются в укреплении демократии, развитии межгосударственного сотрудничества, достижении мира, а также в защите суверенитета и независимости каждой из стран-участниц. Организация работает над обеспечением мирного урегулирования споров, искоренением нищеты и решением экономических или политических проблем [21]. По сути, это финансовое учреждение переняло на себя полуторавековой опыт США по экономической и политической интеграции в страны Центральной Америки.

Статья 19 Устава ОАГ гласит, что ни одно из государств-членов не имеет право применять те или иные экономические или политические меры в роли давления на другое суверенное государство с целью реализации собственной выгоды. Однако несмотря на то, что официальное финансирование Соединёнными Штатами Организации Американских государств было прекращено в годы холодной войны, до сих пор США является крупнейшим донором ОАГ. Дабы избежать прямого финансирования организации, Вашингтоном были учреждены специализированные многосторонние фонды, занимающиеся реализацией социально-экономических программ в регионе. Среди них особое место занимает Межамериканский банк развития, инвестирующий проекты, направленные на развитие инфраструктуры и социального сектора региона.

Так как с момента основания МАБРа одной из его функций было финансирование ОАГ, то в рамках именно этой организации реализовывались инструменты и формы влияния МАБРа на политическое развитие стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Помимо того, финансирование Банком определённых отраслей влияло на политическое развитие ЛАКБ. Так, в 1968 году МАБР впервые утвердил кредиты, способствующие повышению имиджа стран-участниц и развитию туризма в Латинской Америке. Согласно отчёту Банка за 1968 год, было предоставлено 11,5 млн долл., часть которых была направлена на строительства отелей в Эквадоре и Парагвае [22].

Летом 1970 года президент Межамериканского банка Фелипе Эррера настоятельно призвал предоставить молодежи Латинской Америки более широкие возможности для участия в экономической, политической и культурной жизни своего континента [23]. Он заметил, что 43% населения Латинской Америки моложе 15 лет, это говорит о том, что регион является чрезвычайно «молодым» и его будущее «в значительной степени зависит от будущего его молодежи». Не случайно последующие годы многие проекты были посвящены реформированию системы образования стран Латинской Америки и Карибского бассейна, известно, что именно во время получения образования в сознании человека складывается общее представление об идеологии его государства и отношение к странам-соседям их родины. Таким образом, одним из инструментов политического влияния МАБРа является взаимодействие с молодёжью региона, а следовательно, и формирование в обществе благоприятного имиджа основных доноров Банка.

Президенты МАБРа делали заявления, так или иначе влияющие на политическое устройство ЛАКБ. Так, в сентябре 1973 года президент Межамериканского банка развития Антонио Ортис Мен заявил, что богатые страны мира должны в рамках своей же безопасности найти способ сделать бедные страны более процветающими [24]. Он добавил, что промышленно развитые страны мира должны предоставить развивающимся странам возможность более активно участвовать в реформации мировой экономической системы. Г-н Ортис Мена отметил особую роль МАБРа, который способствует устранению экономического неравенства государств. Спустя два года после этого заявления официальными участниками МАБРа стали 12 нерегиональных экономически развитых государств. Действительно, своими вкладами в банк эти страны формировали его фонды, из которых впоследствии выдавались кредиты странам-заёмщикам. Экономически эта схема была выгодна и для стороны кредитора, и для стороны заёмщика. Однако, посмотрев на эту ситуацию с точки зрения формы политического влияния, получалось, что на срок кредитования, который, как правило, составлял 20–40 лет, заёмщик оказывался под давлением стран-кредиторов.

Таким образом, к концу XX века МАБР сумел выработать ряд мер, целью которых было влияние на политическое развитие ЛАКБ. Среди них: содействие странам Латинской Америки в проведении социальных, экономических и политических реформ, в выработке и планировании методов по их эффективному проведению; воздействие на внутриполитическую систему путём воспроизведения социальных программ и проектов по облегчению последствий, проводимых в регионе процессов приватизации и модернизации; содействие в развитии предпринимательства малого и среднего звена.