Эффективность деятельности любого государственного института во многом зависит от уровня его финансового обеспечения. Это в полной мере нам может подтвердить история деятельности органов отечественной прокуратуры. В наиболее тяжелые периоды развития нашей страны (становление советского государства, преодоление последствий Великой Отечественной войны, распад СССР) финансирование прокуратуры зачастую осуществлялось по остаточному принципу, что негативно влияло на качество работы сотрудников данной структуры.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать особенности финансового обеспечения органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1970-х – 1980‑х гг.: период кризиса социалистической системы в СССР.
В современной российской научной литературе к проблеме финансового обеспечения региональных прокуратур РСФСР в 1970-е – 1980-е гг. никто из исследователей ещё не обращался.
Представленная статья написана на основе ранее не опубликованных документов и материалов Государственного архива Псковской области (ГАПО), в первую очередь смет административно-хозяйственных расходов органов прокуратуры Псковской области и отчётов об исполнении сметы расходов по органам государственного управления, суда и прокуратуры. Данная группа документов содержит подробный статистический материал, представленный главным образом в таблицах, который позволяет достаточно полно исследовать финансовое обеспечение этой региональной прокуратуры в исследуемый период.
При решении исследовательских задач в работе нами были использованы системный и сравнительно-исторический методы. Первый метод позволил рассмотреть и проанализировать финансирование прокуратуры Псковской области как сложноорганизованной системы, состоящей из отдельных взаимосвязанных элементов (центрального аппарата и местных прокуратур). Второй метод, заключающийся в обосновании выводов и положений, которые достигаются на основе сравнения и раскрытия сущности изучаемых явлений в хронологической последовательности, помог выявить общие закономерности и характерные особенности финансового обеспечения органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1970-х – 1980-х гг.
Согласно «Смете по центральному аппарату административно-хозяйственных расходов прокуратуры Псковской области», в 1975 г. финансовый отдел Прокуратуры РСФСР выделил центральному аппарату прокуратуры Псковской области 133 430 руб. Из данной суммы 81 550 руб. были направлены на заработную плату сотрудников прокуратуры, 900 руб. – на заработную плату нештатных сотрудников, 5000 руб. – на канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы, 5500 руб. – на наём и содержание помещений, включая их ремонт и отопление, 1400 руб. – на содержание и наём транспорта, 5280 руб. – на прочие хозяйственные расходы, включая ремонт инвентаря и оборудования, содержание охраны, 5500 руб. – на командировочные и служебные расходы, 1000 руб. – на приобретение специализированного оборудования и инвентаря, 9700 руб. – на капитальный ремонт зданий и сооружений [1].
Местные органы прокуратуры Псковской области (две городские и 24 районные прокуратуры) в общей сложности получили от вышестоящих инстанций 27 8510 руб. При этом из данной суммы 23 7610 руб. было выделено на заработную плату работников прокуратур, 1000 руб. – на заработную плату нештатных сотрудников, 9000 руб. – на канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы, 9400 руб. – на наём и содержание помещений, включая их ремонт и отопление, 10 400 руб. – на содержание и наём транспорта, 400 руб. – на прочие хозяйственные расходы, включая ремонт инвентаря и оборудования, содержание охраны, 9200 руб. – на командировочные и служебные расходы, 1500 руб. – на приобретение специализированного оборудования и инвентаря [2].
Соотнося вышеприведенные данные со сведениями, представленными в «Отчёте об исполнении сметы расходов по органам государственного управления, суда и прокуратуры» за 1972 г. [3], следует отметить, что за три года уровень финансирования органов центрального аппарата Псковской области уменьшился в два раза, а городских и районных прокуратур региона остался на прежнем уровне. При этом размер финансовых расходов на заработную плату сотрудникам центрального аппарата прокуратуры области увеличился на 7%, а сумма финансов, выделяемых на заработную плату работникам городских и районных прокуратур, не подверглась серьезным изменениям. Финансирование центрального аппарата региональной прокуратуры уменьшилось за счет резкого сокращения расходов на капитальные вложения по строительству и ремонту (– 154 700 руб.). Уменьшение размеров финансирования, выделяемого на капитальный ремонт зданий и сооружений, выглядело логичным, так как на протяжении второй половины 1960-х – начала 1970-х гг. на данную статью расходов прокуратуры Псковской области Прокуратурой РСФСР выделялись солидные финансовые средства.
В 1980 г. на финансирование центрального аппарата прокуратуры Псковской области было перечислено 209 100 руб. Из данной суммы 118 800 руб. были направлены на заработную плату сотрудников прокуратуры, 24 100 руб. – на начисления на заработную плату (отчисления в пенсионный фонд, отчисления в фонд социального страхования и т. п.), 500 руб. – на заработную плату нештатных сотрудников, 25 600 руб. – на канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы, 4500 руб. – на наём и содержание помещений, включая их ремонт и отопление, 1800 руб. – на содержание и наём транспорта, 6300 руб. – на содержание милицейской вневедомственной охраны, 7300 руб. – на прочие хозяйственные расходы, включая хозяйственное обслуживание съездов и совещаний, 6000 руб. – на командировочные и служебные расходы, 600 руб. – на приобретение специализированного оборудования и инвентаря, 2400 руб. – на расходы на содержание служебных помещений и автомобилей, 40000 руб. – на государственные капитальные вложения по плану [4].
Две городские, межрайонная и 23 районные прокуратуры Псковской области на этот год получили 378 300 руб. Из данной суммы 318 600 руб. было выделено на заработную плату сотрудников прокуратуры, 1500 руб. – на заработную плату нештатных сотрудников, 12 000 руб. – на канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы, 31 200 руб. – на наём и содержание помещений, включая их ремонт и отопление, 14 900 руб. – на содержание и наём транспорта, 1900 руб. – на расходы на гражданскую оборону, 8300 руб. – на командировочные и служебные расходы, 2000 руб. – на приобретение специализированного оборудования и инвентаря, 48 900 руб. – на расходы на содержание служебных автомобилей, 1500 руб. – на другие расходы [5].
Таким образом, мы видим, что за пять лет (с 1975 по 1980 г.) финансирование центрального аппарата областной прокуратуры увеличилось на 75 670 руб. (56%), а местных прокуратур области – на 99 590 руб. (35,8%). При этом размер финансовых расходов на заработную плату сотрудникам центрального аппарата прокуратуры области увеличился на 45%, а работникам местных органов прокуратуры – на 34%.
Сведения о финансировании прокуратуры Псковской области во второй половине 1980-х гг., представленные в «Отчетах об исполнении сметы расходов по органам государственного управления, судам и прокуратуре», содержат только общую информацию о размере финансовых средств (без деления на центральный аппарат и местные органы прокуратуры. – Авт.), которые ежегодно выделяла Прокуратура РСФСР интересующей нас региональной прокуратуре.
В 1985 г. финансовый отдел Прокуратуры РСФСР перечислил прокуратуре Псковской области 704 200 руб. Из этой суммы 462 600 руб. были направлены на заработную плату работникам прокуратуры, 32 300 руб. – на начисления на заработную плату (отчисления в пенсионный фонд, отчисления в фонд социального страхования и т. п.), 25 000 руб. – на канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы, 28 500 руб. – на наём и содержание помещений, включая их ремонт и отопление, 30 400 руб. – на содержание и наём транспорта, 8900 руб. – на прочие хозяйственные расходы, включая хозяйственное обслуживание съездов и совещаний, 17 500 руб. – на командировочные и служебные расходы, 6000 руб. – на приобретение специализированного оборудования и инвентаря, 93 000 руб. – на государственные капитальные вложения по плану [6].
В результате мы видим, что за пять лет (с 1980 по 1985 г.) размер финансирования прокуратуры Псковской области увеличился на 116 800 руб. (20%), а городских и районных прокуратур региона – на 42 123 руб. (20%). Финансовые расходы на заработную плату сотрудникам областной прокуратуры возросли на 25 200 руб. (6%)
В 1989 г. на финансирование органов прокуратуры Псковской области было перечислено 877 300 руб. Из данной суммы 475 800 руб. были направлены на заработную плату сотрудников прокуратуры, 33 000 руб. – на начисления на заработную плату (отчисления в пенсионный фонд, отчисления в фонд социального страхования и т. п.), 30 000 руб. – на канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы, 44 000 руб. – на наём и содержание помещений, включая их ремонт и отопление, 30 500 руб. – на содержание и наём транспорта, 9900 руб. – на прочие хозяйственные расходы, включая хозяйственное обслуживание съездов и совещаний, 20 000 руб. – на командировочные и служебные расходы, 4100 руб. – на приобретение специализированного оборудования и инвентаря, 230 000 руб. – на государственные капитальные вложения по плану [5, л. 37].
Таким образом, мы видим, что за пять лет (с 1985 по 1989 г.) финансирование центрального аппарата областной прокуратуры увеличилось на 173 100 руб. (24,5%). Финансовые расходы на заработную плату сотрудникам областной прокуратуры возросли незначительно: на 13 200 руб. (3%). На 147% были увеличены расходы на государственные капитальные вложения по плану.
Финансовые расходы прокуратуры Псковской области во второй половине 1970-х – 1980-х гг. (руб.)
Основные статьи финансирования |
1975 г. |
1980 г. |
1985 г. |
1989 г. |
Заработная плата сотрудников прокуратуры |
319 160 |
437 400 |
462 600 |
475 800 |
Начисления на заработную плату |
– |
24 100 |
32 300 |
33 000 |
На канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы |
14 000 |
37 600 |
25 000 |
30 000 |
На наём и содержание помещений, включая их ремонт и отопление |
14 900 |
35 700 |
28 500 |
44 000 |
На содержание и наём транспорта |
11 800 |
16 700 |
30 400 |
30 500 |
На прочие хозяйственные расходы, включая хозяйственное обслуживание съездов и совещаний |
5680 |
7300 |
8900 |
9900 |
На командировочные и служебные расходы |
14 700 |
14 300 |
17 500 |
20 000 |
На приобретение специализированного оборудования и инвентаря |
2500 |
2600 |
6000 |
4100 |
На государственные капитальные вложения по плану |
– |
40 000 |
93 000 |
230 000 |
Всего |
411 940 |
587 400 |
704 200 |
877 300 |
Рассматривая особенности финансового обеспечения органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1970-х – 1980-х гг., отдельное внимание следует уделить транспортной инфраструктуре прокуратуры Псковской области. В конце 1980-х гг. автопарк центрального аппарата областной прокуратуры состоял из трех автомобилей: «ГАЗ-3102» (выпуск 1986 г.), «ГАЗ-24» (выпуск 1982 г.), «УАЗ-469» (выпуск 1982 г.). В распоряжении прокуратуры г. Пскова находился автомобиль «ГАЗ-24» (выпуск 1979 г.), а на балансе прокуратуры г. Великие Луки числился автомобиль «ВАЗ-2106» (выпуск 1987 г.). Каждая районная прокуратура Псковской области также имела свой автомобиль. При этом у 12 районных прокуратур региона в распоряжении находился автомобиль «М-2140» [8].
В заключение следует отметить, что во второй половине 1970-х – 1980-х гг. продолжает увеличиваться объем финансирования региональных прокуратур РСФСР (данная тенденция обнаружилась еще с начала 1950-х гг. – Авт.), особенно возрастают траты на заработную плату, на наём и содержание помещений, включая их ремонт и отопление, а также на государственные капитальные вложения по плану. Всё это свидетельствует о том, что в исследуемый нами период прокуратура являлась одним из системообразующих государственных институтов советского государства, значение и авторитет которого только возрастали со временем.