Full text

Ч. Беккариа является одним из известнейших итальянских мыслителей, общественных деятелей, правоведов. Родился мыслитель в Милане, который в то время был под властью Австрии, в богатой семье миланских патрициев, по праву первородства унаследовал титул маркиза Бенесано, учился в иезуитском колледже в Парме, в университете в Павии, где окончил юридический факультет и в 1758 г. получил степень доктора прав. Увлекался математикой и экономикой. Читал лекции по экономике и праву.

Широкую мировую известность он приобрел благодаря одной из своих работ, а именно трактату «О преступлениях и наказаниях». Впервые он был издан в 1764 г. В этот же период трактат перевели на многие европейские языки, а перевод на русский был сделан в 1803 г.

В своей работе итальянец рассуждал о необходимости предуп­реждения преступлений, предложил классификацию преступлений по степени тяжести, критиковал смертную казнь и пытки, выдвинул идею суда присяжных и т. д.

Беккариа рассматривал закон как хранилище свобод, условие, на основании которого люди жертвовали частью своей свободы в это хранилище ради общего блага. Но это хранилище необходимо было также защитить, исключить расхищение, так как люди стремились не только забрать обратно часть пожертвованных ими свобод, но и присягнуть на чужие.

Общество не может усвоить правил поведения и избежать разложения не иначе как при помощи побуждений: «Ни доводы разума, ни красноречие, ни даже величайшие истины не в силах удержать от взрыва страсти, возбужденные живыми впечатлениями окружающего мира».

Общая польза требует, что6ы преступления не совершались вовсе, и в особенности чтобы не совершались преступления наиболее вредные для общества. Поэтому препятствия, сдерживающие людей от преступлений, должны быть тем сильнее, чем важнее нарушаемое благо и чем сильнее побуждения к совершению преступлений.

Когда работа была издана в первый раз, она подверглась достаточно серьезным нападкам со стороны церковников, но также была признана и просвещенными людьми. Одним из этих людей стала Мария Тереза. Императрица претендовала на просвещенный абсолютизм и, следовательно, начала оказывать помощь Ч. Беккариа, например, сначала предоставила ему кафедру в Милане, а уже позже и ряд определенных государственных должностей.

Беккариа признают основателем классической школы в теории уголовного права.

Если проводить сравнение между Ч. Беккариа и Дж. Вико, то можно говорить о том, что Беккариа признают последователем естественно-правовой доктрины при объяснении природы как государства, так и права.

Изучая разработанную им теорию, можно проследить идеи двух известнейших мыслителей [1]: Томаса Гоббса, который является английским философом, а также одним из основателей теории государственного суверенитета и общественного договора; Гуго Гроция, государственного деятеля, философа и юриста из Голландии, который были заложил основы международного права, базируясь при этом на естественном праве.

Однако самое сильное влияние на итальянского мыслителя оказало французское Просвещение.

Беккариа говорил и об идеях других мыслителей, которые, по его мнению, заслуживали особого внимания: Дидро, Монтескье, Даламбере, Гельвеции, Руссо, Вольтере. Эти люди также поддерживали его идеи, в том числе они достаточно высоко оценивали трактат «О преступлениях и наказаниях».

Можно сказать, что этот трактат был, в духе просветительства, проникнут:

-          идеями гуманизма;

-          свободолюбием;

-          идеями законности;

-          а также верой в человеческий разум.

Объяснение естественного состояния, а также причин, которые заставили людей перейти к политическому общежитию, у него практически не отличалось от идей Т. Гоббса. Он считал, что при естественном состоянии люди жили в одиночку. А поскольку происходили достаточно часто различные столкновения между этими людьми, такая свобода делалась бесполезной. Для того чтобы создать гармонию, люди объединились и пожертвовали своей частью свободы для того, чтобы обезопаситься и обеспечить уже оставшуюся свободу у них (здесь его взгляды очень схожи с идеями Г. Гроция).

Именно из той свободы, которая была пожертвована, была образована верховная власть государства.

Суверена начали признавать ее хранителем, а также представителем всего народа. На него возлагалась важнейшая обязанность, которая заключалась в сохранении общественного блага. Общественное благо включало в себя две составляющие: справедливость и безопасность.

Итальянский мыслитель делит справедливость на три вида:

1)     божественная;

2)     естественная;

3)     человеческая.

По его мнению, божественная и естественная справедливость основываются, соответственно, на божественных, а также естественных законах.

Если говорить о человеческой справедливости, то за ее основу берется общественный договор, который устанавливает пределы государственной власти.

Человеческая справедливость достаточно изменчива. Беккариа говорил о том, что ее важным критерием должно быть общественное благо. Государственные законы, которые основываются на ней, должны подразумевать как можно большее счастье для как можно большего числа людей.

Неправильные представления о том, что такое справедливость, приводят к тому, что законы, которые создаются государством, становятся оружием в руках лиц, находящихся у власти. Эти законы совершенно несправедливы. Они содержат в себе сословные привилегии; закрепляют право сильного, а также связанные с этим правом насилие и произвол; в них нет равенства всех перед уголовным законом.

Ч. Беккариа критиковал юриспруденцию, поскольку в период его жизни законами считались изречения различных римских и средневековых юристов, а уголовное законодательство брало за основу вековые предрассудки. Он говорил о том, что законодательство, которое действовало на тот момент, было создано лишь для того, чтобы прикрыть насилие, а также с целью подчинить народ ненасытному идолу деспотизма.

Причину такого положения итальянский мыслитель видел в частной собственности. По его мнению, частная собственность давала возможность одним жить благополучно, тогда как другие находились в бесправии и нищете. Он считал, что нет необходимости в установлении права собственности. Но, кроме указанного утверждения, далее какие-либо идеи по этому вопросу не были сформулированы.

Беккариа не говорил о том, что необходимо ее уничтожение, довольствуясь пожеланиями постепенного уравнения положения людей в материальном плане. Также он не говорил о том, что есть необходимость в радикальном переустройстве общества.

Отмечается, что абсолютно все его надежды были связаны с просвещенным монархом, который достаточно хорошо заботился бы именно о своих подданных, пытался бы искоренить в обществе неравенство, нищету, необразованность.

Мыслитель писал о том, что именно такой правитель смог бы создать справедливые законы, которые будут соблюдаться и поставят всех в равное положение.

Говоря об идее законности в работах философа, стоит отметить, что свобода гражданина заключается в том, что человек имеет право делать все, что он захочет, но только в том случае, если это не противоречит установленным законам. Также у власти имеется обязанность по соблюдению этих законов.

При отсутствии указанного положения невозможно существование законного общества. Именно по этой причине посягательство на безопасность, а также свободу гражданина признается одним из тяжких преступлений.

В своих работах Беккариа говорит, что исключительно законами может устанавливаться наказание, а право издавать законы принадлежит только суверену в качестве представителя всего общества.

Однако сувереном могут издаваться только общие законы. У него отсутствует право судить за нарушение закона. Эта функция отведена только суду.

Наказание, которое устанавливается судом, не должно выходить за установленные законом пределы, поскольку, если суд выйдет за пределы в своем решении, оно будет признаваться несправедливым и не соответствующим условиям общественного договора.

Опираясь на теоретические идеи, описанные в трактате «О преступлениях и наказаниях», итальянский мыслитель объясняет тезисы, которые положены в основу классической теории уголовного права.

По его мнению, причины преступности следует искать именно в социальных условиях, например в столкновении интересов людей, их низком материальном положении [2].

Следует отличать преступления действительные от произвольных и мнимых.

Целью наказания должно быть именно предупреждение совершения новых преступлений, а также исправление тех лиц, которые уже их совершили. По этой причине наказание должно быть:

-          публичным;

-          наименьшим из возможных в каждом конкретном случае;

-          соизмеримо с совершенным преступлением;

а также закреплено действующим законодательством.

По этой причине итальянский мыслитель был против применения пыток, различных мучительных наказаний, а также считал, что необходимо ограничить применение такого наказания, как смертная казнь. В своих работах он говорил, что необходимо равенство всех перед законом, а также указывал на возможность наказания лица только лишь за те действия, которые определены законодательством в качестве преступных.

С легкостью можно заметить, что указанные положения были отражены во многих исторически важных документах, таких, например, как Декларация прав человека и гражданина конца XVIII в., в уголовно-процессуальном законодательстве Франции начала XIX в.

Аргументы, которые были сказаны мыслителем в пользу отмены смертной казни, заслуживают внимания, поскольку, по сути, они являются первыми теоретически убедительными.

Однако нужно принять во внимание и то обстоятельство, что Беккариа рассматривал возможность применения такого наказания, как смертная казнь, однако только в чрезвычайных обстоятельствах. например, когда необходимо сохранить существующее правление или когда нация борется за свободу. Что касается остальных случаев, то применение смертной казни недопустимо [3].

Теоретически по естественному праву недопустимо, чтобы человек желал лишить себя жизни, и, следовательно, он не может предоставить это право другим.

Смертная казнь – «война нации с гражданином», то есть возврат в естественное состояние. Практически же многовековой опыт показывает, что угроза смертной казни не останавливает преступника и более эффективно пожизненное лишение свободы. А то обстоятельство, что она веками существовала почти у всех народов, не оправдывает смертную казнь, как не могут быть оправданны существовавшие когда-то человеческие жертвоприношения.

Смертная казнь неоправданна и с моральной точки зрения, так как способствует распространению в народе ожесточенности и безнравственности.

Неоправданна она, доказывал Беккариа несколько позже, и с точки зрения юридической – ее применение может быть результатом ошибки судей, которая становится уже непоправимой.

В настоящее время трактат Беккариа «О преступлениях и наказаниях» переведен более чем на двадцать два языка мира.

Екатерина II (1729–1796) проявила живой интерес к личности Беккариа и его книге. Она приглашает Беккариа в Россию и предлагает ему заняться тем, «что он сам себе выбрал, опубликовав свой труд». Приезд Беккариа в Россию не состоялся, но Екатерина II внимательно ознакомилась с его книгой и в 1767 г. созвала специальную комиссию из представителей разных сословий для составления нового уложения, передав ей «Наказ», которым комиссии следовало руководствоваться в своей работе.

«Наказ», как известно, был собственноручно написан императрицей и заслуживает особого рассмотрения.

При написании «Наказа» Екатерина II руководствовалась прежде всего идеями западноевропейских мыслителей в области общественной и правовой мысли.  Наибольшее влияние на «Наказ» оказали труд Монтескье «О духе законов» и книга Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», из которых императрица делала прямые заимствования. Она признавалась, что «обобрала» на пользу своей империи Монтескье и надеется, что он простит ей эту литературную кражу во благо 20 миллионов людей.

Аналогичное признание в отношении Беккариа Екатерина II сделала в письме к Фридриху II. «Наказ» включал в себя 655 статей, разбитых на 22 главы. Более половины из них – прямой перевод или компиляция из упомянутых книг Монтескье и Беккариа.

В современном российском уголовном законодательстве можно четко проследить идеи, которые были отражены в работах Беккариа. Например, уголовные законы построены на принципах законности и гуманности. Гуманизм заключается в следующем:

1)     провозглашена презумпция невиновности;

2)     установлен мораторий на смертную казнь;

3)     установлен запрет пыток и допросов с пристрастием;

4)     наказание соизмеримо совершенному преступлению и т. д.

Так же как и в работах Ч. Беккариа, уголовный закон понимает наказание не в качестве инструмента устрашения, а как средство исправления преступника с целью удержать его и остальных лиц от совершения преступлений в дальнейшем.

Придается исключительное значение принципам гуманности, их процессуальной форме, что выражается в предоставлении обвиняемому различного рода прав. Например, уголовно-процессуальный закон РФ предусматривает:

1)     право на рассмотрение уголовного дела судом присяжных;

2)     обеспечение обвиняемому права на отвод судьи;

3)     гласность судебного разбирательства;

4)     право справедливого вынесения судом решения и другие.