Основными тенденциями современной экономики являются глобализация и информатизация деловых отношений. Первая из них заключается в увеличении внешнеэкономических сделок в наиболее развитых в экономическом плане странах. Международные контракты позволяют предпринимателям удовлетворять потребности, которые нельзя реализовать с помощью отечественных ресурсов, или делать это с наименьшими затратами. Для осуществления данной тенденции необходимы средства другого направления – информатизации. Одним из таких средств являются электронные сделки. Наиболее распространены такие договоры в сферах купли-продажи и поставок. Заключаемые между субъектами, находящимися в разных странах, эти контракты упрощают предпринимательскую деятельность, позволяют развивать бизнес.
Вопросы международных перевозок, купли-продажи и поставок имеют важное значение для развития российского рынка, но слишком часто эти отношения усложняются и даже рушатся из-за споров сторон. Налаженные бизнес-связи распадаются, предпринимателям приходится искать новых контрагентов, заключать новые договоры. При этом очень много материальных и временных затрат уходит на разрешение возникших конфликтов, да и новые связи не являются гарантированно надежными. Для предотвращения возможных споров и обращений в суд и должна служить предлагаемая система электронных сделок.
Однако достоинства этих процедур не могут существовать без недостатков. Одним из них является высокая вероятность судебных споров, возникающих по различным вопросам. Это могут быть вопросы изменения положений заключенного договора, проблемы неисполнения договоров, споры о праве собственности на определенные объекты, о взыскании компенсаций и убытков.
Споры эти осложняются географической удаленностью контрагентов друг от друга. Этот фактор вызывает такие проблемы, как необходимость верификации противоположной стороны договора, сложная процедура обмена документами и заключения договора отсутствующими лицами. Все это требует дополнительного контроля за исполнением обязательств. Для решения проблем, вызванных информатизацией экономических отношений, необходимы средства, также созданные с помощью высоких технологий. Многие ученые отмечают перспективы технологии блокчейн и смарт-контрактов для упрощения указанных споров и минимизации негативных для бизнеса последствий.
В докладе Всемирного экономического форума 2015 г. технология блокчейн определяется как технологический протокол, позволяющий совершать обмен данными непосредственно между заинтересованными сторонами внутри сети без помощи посредников. Технология является инновационным способом хранения данных, основанным на программных шифрах и цифровых записях, и представляет собой непрерывную цепь блоков, выстроенных по строгим правилам. Преимуществом использования блокчейна является то, что специальные криптографические средства служат целостности конструируемой субъектами цепи информационных блоков, то есть невозможно вмешательство в цепь извне, а также невозможно произвольное изменение цепи ее участниками. Однократно зарегистрированные факты невозможно исключить из цепи или изменить их содержание.
В конце февраля 2019 г. одним из первых мировых автопроизводителей, включивших блокчейн в свою цепочку поставок, стала немецкая компания Mercedes-Benz. Фирма запустила прототип своей новой блокчейн-системы, в создании которой участвовали Daimler AG (внутренние службы корпорации) и Icetris (платформа управления корпоративными контрактами из США). Система построена на платформе Icertis Blockchain Framework и использует смарт-контракты, формирующие прозрачный распределенный реестр. Это должно способствовать соблюдению поставщиками стандартов, установленных Mercedes-Benz, и упрощению сложной цепочки поставок автопроизводителя. В деятельности Mercedes-Benz преобладают сложные цепочки поставок, которыми сложно управлять и которые сложно контролировать. В блокчейне хранятся закупочные документы и контракты. Компания посчитала, что это позволит прозрачно преобразовать передачу контрактов по всей цепочке поставок. Прототип новой системы основывается на том, что невыполнение субпоставщиком договорных обязательств на любом этапе отражается в блокчейне. В настоящее время блокчейн применяется компанией в отношении нескольких отобранных поставщиков в качестве эксперимента, и пока компания нарабатывает информационную базу о работе системы и ее перспективах. Но уже сейчас ведутся переговоры со всеми поставщиками для продвижения технологии. Блокчейн позволяет всем партнерам в цепочке поставок беспрепятственно отслеживать сырье и компоненты. Кроме того, эта система может помочь в предотвращении проникновения в поставки поддельных автозапчастей посредством идентификации для каждой аппаратной части и назначения временных ограничений для их поступления. Бирки на отдельных деталях также могут помочь владельцу транспортного средства узнать, какие детали были изменены, а сервисным центрам – определить срок службы детали.
Блокчейн в свое производство начали внедрять и другие автомобильные компании, например BMW, Porshe. GM, BMW, Renault и Ford создали блокчейн-консорциум MOBI, который занимается исследованием возможностей применения распределенного реестра в автопроизводстве. Систему планируется применять различными способами: в платежах, сборе данных, поставках, финансах и т. д.
Также в 2019 г. было объявлено о планировании Министерства транспорта внедрить блокчейн-платформу в российские морские перевозки. Используемая платформа Maersk предусматривает создание сети, объединяющей логистические, торговые компании, порты и государственные органы. Таможенная служба России отметила, что платформа может быть внедрена, но только после изменений в законодательстве, так как на данный момент соответствующие правовые нормы отсутствуют.
Система удаленного контроля поставки через блокчейн уже зарекомендовала себя на практике. Международная компания экспресс-доставки грузов и документов DHL в сотрудничестве с консалтинговой компанией Accenture разработала механизм отслеживания процесса поставки лекарств. Грузу присваивается персональный неповторимый номер, по которому и происходит регистрация продвижения товара вплоть от его производства до получения назначенным лицом. В распределенной базе можно отследить все действия, производимые с грузом, именно так подтверждается происхождение груза и его качество. Этот опыт мог бы стать довольно полезным в развитии правовых отношений между поставщиком и грузополучателем. Особенно острыми могут стать противоречия между сторонами таких договоров с участием иностранного элемента.
Международные экономические сделки неизбежно связаны с транспортировкой грузов, которая, в свою очередь, влечет различные сложности и возможные споры относительно нарушенных прав сторон. Дополнительной сложностью является многообразие возможностей и вариантов осуществления международных грузоперевозок. Они могут осуществляться прямыми и непрямыми перевозками, различными видами транспорта, каждый из которых имеет свои особенности правового регулирования. Кроме того, международные перевозки регулируются коллизионными нормами, предусматривающими применение права различных стран в зависимости от обстоятельств конфликта. Однако, несмотря на наличие международных правил, которые могут помочь в разрешении судебных споров с иностранным элементом, таких как Венская конвенция 1980 г., Принципы международных коммерческих договоров, одобренные УНИДРУА, ИНКОТЕРМС и т. п., стороны договоров редко включают указания на них в документы, что вызывает дополнительные сложности при возникновении противоречий.
Эффективность современной экономики во многом зависит от взаимодоверия сторон друг к другу. Также важна степень надежности и их посредников, так как внешнеторговые сделки требуют банковского, транспортного, правового сопровождения. Этот аспект усложняется пространственной отдаленностью контрагентов. Сторона, получившая товар ненадлежащего качества, меньше количества, установленного договором, или несогласованного ассортимента, не может оперативно воздействовать на нарушителя. О ненадлежащем исполнении или неисполнении договора потерпевшая сторона узнает только в момент получения груза или при пропуске этого срока исполнителем. Это ведет к многочисленным, долговременным и затратным судебным тяжбам.
Помочь в таких усложненных отношениях может модернизация внешнеэкономических сделок, заключающаяся в сочетании электронно-цифровой формы договора между сторонами и отметки товаров встраиваемыми цифровыми микрочипами.
Так, зарубежными учеными предлагается система, обеспечивающая права собственности и качество товаров. Данное решение объединяет блокчейн и криптографию для создания аппаратной цифровой идентификации всех подключенных физических объектов. Связь и транзакции между устройствами выполняются автономно и безопасно благодаря блокчейну. Крипто-чип с повышенной степенью защищенности позволяет каждому устройству стать блок-цепочкой. Чип предлагается изготавливать в виде клейкой несъемной метки NFC (технологии беспроводной передачи данных малого радиуса действия), а приложение Android используется для выполнения транзакции блокчейна при регистрации уникальной информации о чипе [1].
Применение такой системы возможно и в России. Микрочипирование товаров позволит оформлять транспортируемые через таможню грузы в режиме сплошной электронно-цифровой регистрации. Такой режим позволяет отслеживать движение чипированных товаров, а именно прохождение ими определенных электронных пунктов пропуска, и фиксировать данные в распределенном реестре. Последний, в свою очередь, предоставляет необходимую информацию о движении, количестве и качестве товара заинтересованным лицам.
Основой данной системы регистрации движения грузов является электронно-цифровой смарт-контракт, представляющий собой закодированную последовательность установленных действий.
Предлагаемая система регистрации в электронных системах распределенных реестров юридических фактов позволит контролировать все проходимые грузом этапы вплоть с выхода с конвейера, при каждой погрузке и разгрузке, на складе и в пункте получения. В базе реестра также можно фиксировать юридически значимые действия сторон при отгрузке и получении груза, а также расчеты по договору. Например, момент отгрузки товара фиксируется и по электронным каналам передается в массив базы данных, откуда покупатель может получить информацию о времени отправки, количестве и качестве товара. Таким же образом отслеживается факт пересечения таможенной границы. Доставленный товар проверяется на соответствие требованиям и условиям договора по микрочипам на каждой дискретной единице товара. Подтверждение получения товара передается в реестр, что служит основанием для исполнения встречного обязательства оплаты товара.
Для регистрации юридически значимых действий хозяйствующих субъектов при международной транспортировке грузов, на наш взгляд, больше подходит закрытый блокчейн. Он обеспечивает сохранность данных, оперативную работу системы, требует меньшего финансирования.
Учеными предлагается полисубъектный юрисдикционный блокчейн, представляющий собой технологию электронной регистрации юридических фактов и условий взаимодействия субъектов договора и контролирующих органов. Он осуществляет поэтапную регистрацию указанных фактов, их юридическое подтверждение и правовые последствия, предусмотренные договором, в распределенном реестре электронной базы данных на территории национального правопорядка [2].
Кроме применения технологии блокчейн, для оптимизации международных торговых сделок следует обратить внимание на смарт-контракты, которые могут содействовать упрощению документооборота и модернизации правового инструментария в условиях современной внешнеэкономической деятельности (ускоренный рост объемов товарооборота, рост цифровых банковских транзакций, особенности инвестиционных проектов и т. п.).
Смарт-контракты (так называемые «умные контракты») – это компьютерные протоколы транзакций, которые самостоятельно выполняют условия контракта. Умные контракты, как правило, прозрачны по своей природе, что гарантирует повышение коммерческой эффективности, снижение операционных и юридических издержек [3].
Инновационные возможности смарт-контрактов дают шанс сделать документооборот электронным, перевести его из бумажной формы в компьютерную среду. Один из первых шагов для этого в России – признание информации в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью, документом, равнозначным бумажному аналогу [4]. Такой электронный документ может быть использован в любых правоотношениях, если это не противоречит законодательству РФ.
Одним из главных достоинств смарт-контрактов является их возможность упростить вопросы, связанные с дистанционной удаленностью контрагентов, позволяя сторонам обмениваться информацией, проверять юридические факты и реализовать свои права и обязанности, не покидая офиса. Также информационно-коммуникационная сеть позволяет корректировать условия договора при необходимости и взаимном соглашении сторон. При внесении в распределенный реестр информации об обмене сторонами данными юридический факт считается зарегистрированным и исключает последующее оспаривание.
Проверка полномочий лица будет заключаться в электронно-цифровой регистрации участников правовых отношений. Это позволит, особенно с учетом участия иностранного элемента, исключить неправомерные и недобросовестные действия уже на этапе доступа в цифровую систему. Такие действия повышают уровень доверия субъектов договора, что, как было указано раньше, очень важно в современных экономических отношениях и сопряжено с результативностью экономической деятельности. В базу данных может быть внесена любая информация о сторонах, которую они посчитают необходимой для обеспечения собственной безопасности. Это позволит избежать многих спорных моментов в будущем или упростить их решение посредством внесудебной процедуры.
Смарт-контракты также могут участвовать в процедуре оплаты поставки. По внешнеэкономическим сделкам очень часто применяется такая форма оплаты, как аккредитив. В смарт-контрактах зарегистрированный юридический факт служит основанием для перечисления денежных средств. Это расширяет возможности денежных расчетов сторон, упрощает оформление и осуществление трансграничного аккредитива.
Электронная регистрация в цифровой системе фактов имущественного оборота исключает недобросовестные действия на этапе преддоговорных отношений, обеспечивает надежный обмен информацией и согласование воли сторон. Это повышает уровень взаимного доверия контрагентов и защиты конфиденциальных сведений. Действия сторон, прошедшие регистрацию в реестре, считаются тождественно понятыми, доказанными и оспорены быть не могут. Такие правила предотвращают необоснованные судебные споры сторон.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что применение технологии блокчейн и смарт-контрактов может быть полезным для внешнеэкономической деятельности предпринимателей. Сплошная регистрация юридических фактов договорных отношений в электронно-цифровой системе распределенного реестра, основанная на применении сочетания систем блокчейн и смарт-контрактов, имеет потенциал для модернизации правового регулирования внешнеэкономической деятельности и защиты прав и интересов сторон договоров международной купли-продажи.