Образование юридического лица в качестве самостоятельного субъекта гражданского права исходит еще из истоков римского права, но отмечается, что в самом Риме указанная форма разрабатывалась достаточно медленно и практически на всем протяжении существования римской истории.
В правовой литературе достаточно часто высказываются разные точки зрения относительно появления института юридического лица.
Одни, например О. С. Иоффе, говорят о том, что в Риме не было известно о данном институте, поскольку он появился именно в средневековый период, следовательно, в римском законодательстве не было и процедур регистрации.
Другие, к примеру И. Б. Новицкий, утверждают, что понятие юридического лица было известно римской науке, однако немного в другом аспекте, нежели на современном этапе. Ученые говорят о том, что в римский период был известен специальный механизм признания юридических лиц как самостоятельных субъектов гражданского права, а также в тот период были сформированы некоторые критерии, дающие возможность предполагать, что объединения, существовавшие в Древнем Риме, нужно считать прообразом юридического лица.
Можно предположить, что первые попытки установить государственный контроль в виде государственной регистрации относятся к I в. до нашей эры.
В тот период в Риме возник политический и социальный кризис, который коренным образом изменил отношение государства к институту юридического лица и моменту его возникновения.
Среди исследователей нет единого мнения о том, какой именно фактор стал причиной для того, что со стороны государства был введен контроль над процессом возникновения субъектов частного права.
По этому вопросу в правовых исследованиях имеются различные точки зрения, обобщив которые мы можем выявить основные группы.
Одна группа исследователей считает, что изменения, которые происходили в этот период, были результатом социального фактора, так как «образовывались даже общества для всяких преступных целей, не исключая грабежа и разбоя».
Иные авторы, к числу которых можно относить И. Б. Новицкого, отмечали проблему политического характера, в соответствии с которой все происходившие изменения были основаны на интересах правящей элиты.
Касательно этого вопроса И. Б. Новицкий отмечал, что свободное образование коллегий вызывало подозрение со стороны принцепсов, а также в итоге стало политически неприемлемым, что вместе с наличием ряда злоупотреблений, которые имели место из-за свободного образования коллегий, и привело к тому, что свободное создание этих объединений запретили.
По этой причине мы обращаем внимание на закон императора Августа Lex julia de collegiis, который закреплял, по мнению некоторых ученых, исследовавших это вопрос, в себе правовое положение возникновения юридического лица, так как в законе, который мы указали, говорилось о необходимости получить разрешение сената, а также санкции императора для того, чтобы создать определенную корпорацию или коллегию.
Древнеримский ученый Марциан во второй книге «Публичных судов» указывал: «Если (кто-то) не по соизволению сенатусконсульта или Цезаря соберет коллегию или какой бы то ни было подобный союз, он заключает товарищество вопреки сенатусконсульту, мандатам и конституциям».
В данном случае разрешение сената и санкция императора представляют собой правовое закрепление процедуры государственной регистрации юридического лица.
Закон также указывает на взаимосвязь между юридическими лицами и государством:
1) происходит публичное признание юридического лица как нового субъекта гражданского права со стороны сената и императора;
2) разрешение сената и санкция императора есть не что иное, как прямое проявление контроля над лицами, образовывающими юридическое лицо (причем особое внимание уделялось целям и функциям, которые будет выполнять организация);
3) происходит формирование юридического механизма, применяемого к процедуре регистрации.
Регистрация юридических лиц происходит каждый день, следовательно, в этом аспекте интересна и их ликвидация.
Рассматривая ликвидацию юридических лиц в судебном порядке, укажем сначала, что под юридическим лицом понимается организация, имеющая на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или праве собственности имущество, которым и отвечает по возникающим обязательствам.
Юридическое лицо вправе от своего имени приобрести и осуществить имущественные, а также личные неимущественные права.
Юридические лица могут быть истцами и ответчиками в судах.
У юридических лиц обязательно должно быть:
1) обособленное имя;
2) юридический адрес;
3) органы управления;
4) бухгалтерский учет.
Юридические лица по цели можно разделить на виды:
1) коммерческие;
2) некоммерческие.
Коммерческие подразумевают извлечение прибыли из осуществляемой деятельности. У некоммерческих главной целью прибыль не является.
Юридические лица, которые являются коммерческими, в соответствии с законодательством должны создаваться в следующих формах [1]:
1) хозяйственные товарищества и общества;
2) хозяйственные партнерства;
3) крестьянские хозяйства;
4) государственные, муниципальные унитарные предприятия;
5) производственные кооперативы.
Юридические лица, которые являются некоммерческими, также должны создаваться в установленных формах, например:
1) адвокатская палата;
2) адвокатское образование;
3) публично-правовая компания;
4) потребительский кооператив;
5) общественные организации;
6) фонды;
7) государственные корпорации;
8) религиозные организации;
9) казачьи общества;
10) общественные движения;
11) ассоциации;
12) общины коренных малочисленных народов в РФ;
13) товарищества собственников недвижимости;
14) автономная некоммерческая организация;
15) нотариальная палата.
Указанный список является исчерпывающим.
Создание юридических лиц в формах, которые не закреплены законодательством, запрещено.
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление такого иска предоставлено законом. Как мы видим, в данной норме даны лишь общие положения относительно субъектов, имеющих право предъявлять такое требование в суд.
Однако, анализируя положения других законов, можно определить круг субъектов, имеющих это право.
Это право имеют:
- Центральный банк России (п. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности») [2].
- Федеральная налоговая служба России (п. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») [3].
- Орган страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации») [4].
- Прокуратура (п. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») [5].
- иные публичные образования.
Вместе с тем в п. 3 ст. 61 ГК РФ законодатель указал основания применения процедуры ликвидации организаций в судебном порядке.
Перечень таких оснований, как и перечень оснований добровольной ликвидации, является открытым, поскольку гражданско-правовые отношения достаточно разнообразны.
Анализируя основания применения процедуры ликвидации в судебном порядке, предусмотренные ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами, можно выявить их общие и отличительные черты.
Так, одни основания применяются в отношении всех юридических лиц, а другие – в отношении тех, которые отвечают специальным условиям. Следовательно, основания принудительной ликвидации юридических лиц можно классифицировать на виды: общие и специальные.
По общим основаниям принудительная ликвидация применяется в отношении организации независимо от ее организационно-правовой формы, а по специальным основаниям принудительная ликвидация применяется в отношении организаций отдельных организационно-правовых форм или организаций, обладающих специальной правоспособностью.
В подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ к общим обстоятельствам применения принудительной ликвидации законодатель относит недействительность государственной регистрации, а также грубые и неустранимые нарушения, допущенные при государственной регистрации организации.
Осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, сопряженной с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, является общим основанием для применения в отношении такого юридического лица процедуры принудительной ликвидации (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
В практической деятельности возникают проблемы с оценочными правовыми понятиями. В данном случае не совсем ясно, что следует понимать под неоднократностью нарушений закона, а от того, как правоприменитель поймет данную дефиницию, зависит дальнейшее существование организации.
В целях единообразного понимания сути неоднократности Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П дал толкование этому понятию в контексте подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ.
Согласно легальному толкованию, данному Конституционным судом РФ, неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, – принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Из этого следует, что отсутствие в подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ перечня положений, нарушение которых может привести к принудительной ликвидации организации, не дает суду право применять данную меру наказания по одному лишь формальному основанию – в связи неоднократным нарушением юридическим лицом законов и нормативно-правовых актов.
Решая вопрос о применении принудительной ликвидации по данному основанию, суд должен исследовать характер нарушений, их продолжительность и деятельность юридического лица после совершения им правонарушения [6].
В тех случаях, когда совершенные юридическим лицом правонарушения не являются грубыми и носят устранимый характер, суд предлагает такому юридическому лицу принять меры по их устранению в определенный срок.
Если организация в данный срок не смогла устранить негативные последствия, которые произошли в результате совершенного правонарушения, то суд может ликвидировать эту организацию на основании подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ.
В качестве еще одного общего основания можно выделить основание, предусмотренное подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ.
Так, при невозможности достижения целей, ради которых создавалось юридическое лицо, при невозможности и нецелесообразности продолжения деятельности юридического лица его учредитель (участник) может обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации.
Особенностью данного положения является то, что только в нем законодатель предоставил возможность учредителю (участнику) юридического лица обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации. Во всех остальных случаях это право закреплено за государственными органами и органами местного самоуправления [7].
Представляется, что учредитель (участник) при наступлении обстоятельств, указанных в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, должен привести доказательства, подтверждающие необходимость ликвидации юридического лица в судебном порядке.
- Учредитель (участник) должен доказать невозможность осуществить добровольную ликвидацию, к примеру, если учредитель (участник) или орган юридического лица, уполномоченный принимать решение о ликвидации, не принял соответствующее решение.
- Необходимо доказать наличие фактических обстоятельств, закрепленных в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, которые свидетельствуют о необходимости применения процедуры ликвидации.
- Следует доказать, что бездействие в вопросе обращения в суд с соответствующим иском о ликвидации юридического лица в судебном порядке может послужить причиной наступления последствий негативного характера для истца, его контрагентов и других.
В таком случае ликвидация юридического лица по данному основанию будет целесообразна, а не хаотично осуществляться судом в тех случаях, когда это выгодно и удобно для учредителя (участника) организации.
Для общественных организаций, общественных движений, благотворительных и иных фондов, религиозных организаций подп. 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ предусматривает еще одно основание принудительной ликвидации по решению суда – систематическое нарушение деятельности, противоречащей уставным целям организаций.
Перечисленные организации являются некоммерческими, то есть извлечение прибыли для них – вторичная цель, однако они могут заниматься коммерческой деятельностью для достижения уставных целей.
Так как указанные организации обладают специальной правоспособностью, то данное основание следует рассматривать в качестве специального основания принудительной ликвидации юридических лиц.
К числу специальных оснований принудительной ликвидации юридических лиц относится основание, предусмотренное подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ.
Данная статья гласит, что в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией, юридическое лицо ликвидируется по решению суда.
Следует отметить, что указанная норма носит общий характер.
Фактические обстоятельства, которые могут послужить основанием применения процедуры принудительной ликвидации, предусмотрены специальными законами. Например, отзыв лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций и последующая ликвидация такой организации регулируются главой второй ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Следовательно, в связи с важной ролью юридических лиц в функционировании и развитии гражданского оборота обращение в суд с иском о ликвидации юридического лица в данной ситуации должно быть единственной мерой ответственности, когда остальные способы привлечения к ответственности и пресечения правонарушения не дали желаемого результата.