Германская правовая группа представляет собой одну из правовых групп романо-германской правовой семьи, помимо романской правовой группы, которая базируется на праве Франции. Обе правовые группы характеризуются достаточной полнотой и развитостью, которые позволяют учёным выделять их в качестве самостоятельных правовых групп. Как заметил Х. Бехруз, украинский специалист по сравнительному правоведению, романская и германская правовые семьи имеют между собой гораздо больше общего, чем каждая из них в отдельности с какой-либо правовой семьей системы общего права [1].
При характеристике германской правовой группы особое внимание следует остановить на праве Германии. Нередко в юридической науке именно немецкое право называют «моделью германской правовой группы». Это обусловлено тем, что именно право Германии в ходе историко-правового развития в Европе послужило основой для формирования правовых систем ряда других стран (некоторые из них были указаны выше), своего рода критерием выделения германской правовой группы внутри романо-германской правовой семьи [2]. В связи с этим наше внимание будет сосредоточено на изучении законодательства Германии. Так, в данной работе предлагается изучить систему наказаний по Уголовному кодексу ФРГ и сравнить её с аналогичным правовым институтом по Уголовному кодексу РФ.
В качестве целей работы выступают:
1) изучение понятия наказания и его целей по Уголовному кодексу ФРГ и Уголовному кодексу РФ;
2) изучение системы и видов наказаний по Уголовному кодексу ФРГ и Уголовному кодексу РФ;
3) выявление сходств и различий между системой наказаний в ФРГ и системой наказаний в России.
Первое различие, которое бросается в глаза, заключается в том, что в немецком уголовном праве отсутствует законодательное определение наказания [3]. Понятие наказания раскрывается лишь немецкой уголовно-правовой доктриной, в которой рассматриваются, в частности, такие критерии, как легитимность наказания, его природа, цели, обозначенные в различных теориях наказания [4]. В науке немецкого уголовного права понятие наказания дается чрезвычайно редко, «в общем виде его можно сформулировать как регулярное правовое последствие виновно совершённого преступного деяния» [5]. Аналогично в Уголовном кодексе ФРГ отсутствуют законодательно определённые цели наказания.
Вообще, относительно понятия наказания в зарубежном уголовном праве известный компаративист А. А. Малиновский, доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО (Университет) МИД РФ, сделал следующее замечание (характерное не только для немецкого уголовного права): для большинства зарубежных уголовных кодексов отсутствие законодательного определения наказания является их характерной чертой, в то время как Уголовный кодекс РФ особенно выделяется на их фоне наличием прописанного в федеральном законе определения наказания, а также его целей [6].
Как писали Н. Ф. Кузнецова и Л. Вельцель в своей совместной работе, посвящённой изучению уголовного права ФРГ, наказание в теории немецкого уголовного права является комплексным понятием: «Смысл его [понятия наказания] иррационален, его можно усмотреть в символическом восстановлении правопорядка, нарушенного в результате преступления. В этом смысле наказание представляет собой искупление вины, воздаяние, которое должно быть произведено преступником. Конституционный суд говорит о “расплате за совершенное нарушение закона”. Но посредством наказания могут преследоваться и рациональные цели, прежде всего предупреждение последствий уголовных деяний. Эта цель может быть достигнута: а) путем внушения страха преступникам (негативная специальная превенция), б) путем воспитания преступника с целью его ресоциализации (позитивная превенция) и в) путем внушения страха неизвестному третьему лицу (общая превенция)» [7].
Если говорить о российском уголовном праве, то, согласно части 1 статьи 43 Уголовного кодекса РФ, наказание определяется как «мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица» [8].
Таким образом, наказание по УК РФ от других мер государственного принуждения отличают следующие признаки:
1) наказание – это особая мера государственного воздействия, являющаяся более репрессивной, чем любые другие меры;
2) наказание носит строго личный характер, т. е. применяется только в отношении лица, которое совершило преступление, и не может быть распространено на других лиц;
3) наказание связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, вызывающим у него страдания, способствующим осознанию вреда, который он причинил потерпевшему, обществу и государству;
4) наказание может быть назначено только за совершение лицом деяния, которое на основании уголовного закона относится к числу преступных;
5) наказание назначается только по приговору суда, также от имени государства. Это означает, что таким правом наделены только суды, созданные по решению органов государственной власти и действующие от имени государства. Любые другие органы, именуемые судами, такие как, например, общественные суды, товарищеские суды, суды офицерской чести, таким правом не обладают;
6) наказание является единственной мерой, которая впоследствии влечет специфическое последствие, присущее только уголовной ответственности, а именно судимость виновного [9].
Кроме того, часть 2 статьи 43 Уголовного кодекса РФ устанавливает и цели наказания, к которым законодатель отнёс три цели, «взаимосвязанные между собой» [10]:
- восстановление социальной справедливости. Как писали Л. В. Иногамова-Хегай, А. И. Рарог и А. И. Чучаев в курсе по общей части уголовного права, «наказание должно не только соответствовать содеянному и личности виновного, но и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов, а также общества справедливость» [11]. Также эти авторы, давая характеристику рассматриваемой цели наказания, ссылались на трактовку понятия справедливости, данного в части 1 статьи 6 Уголовного кодекса РФ;
- исправление осужденного. Для его определения мы обратимся к статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которой исправление осужденного представляет собой «формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» [12];
- предупреждение совершения новых преступлений. В теории уголовного права известны такие формы предупреждения, как общее предупреждение (направленное на предупреждение совершения преступлений иными лицами, кроме осуждённых) и специальное предупреждение (направленное на предупреждение совершения преступлений лицами, отбывающими уголовное наказание) [13].
При рассмотрении системы и видов наказаний мы начнём с Уголовного кодекса ФРГ. При этом, учитывая неизбежную специфику зарубежных правовых институтов, более подробно охарактеризуем виды наказаний в уголовном праве Германии.
Уголовный кодекс ФРГ предусматривает такие виды уголовных наказаний, как основные и дополнительные. Кроме того, уголовное право Германии предусматривает такой правовой институт, неизвестный уголовному праву России, как дополнительные последствия.
Так, к числу основных наказаний по Уголовному кодексу ФРГ относятся:
1) пожизненное лишение свободы;
2) срочное лишение свободы. Минимальный срок лишения свободы составляет 1 месяц, максимальный – 15 лет (часть 2 § 38 Уголовного кодекса ФРГ).
Кроме того, часть 1 § 38 УК ФРГ уточняет, что «лишение свободы временно, если законом не предусмотрено пожизненное лишение свободы» [14], из чего следует вывод, что применение пожизненного лишения свободы как максимальной меры наказания применяется за совершение исчерпывающего числа преступлений;
3) денежный штраф. Примечательной особенностью этого вида наказания отличает его порядок исчисления. Так, согласно Уголовному кодексу ФРГ, денежный штраф измеряется в дневных ставках. Минимальный размер денежного штрафа как уголовного наказания составляет 5 ставок, максимальный размер достигает 360 ставок, если закон не предусматривает иного (часть 1 § 40 Уголовного кодекса ФРГ).
Размер дневных ставок не фиксирован и определяется судом в зависимости от чистого дохода, который имеет или могло бы иметь лицо в среднем в день [15].
Уголовный кодекс ФРГ ограничивает, что минимальная сумма дневной ставки по немецкому уголовному законодательству составляет 2 тысячи немецких марок, максимальная – 10 тысяч немецких марок. Для определения размера дневной ставки суд может учитывать доходы лица, его имущество и другие источники существования. В решении суд указывает количество и размер дневных ставок, назначенных виновному (§ 40 Уголовного кодекса ФРГ);
4) имущественный штраф. В научных работах, посвящённых уголовному праву Германии, отмечается, что данный вид наказания характерен лишь для уголовного законодательства Германии [16].
Так, имущественный штраф выражается в том, что «если закон отсылает к этому предписанию, то суд наряду с пожизненным лишением свободы или временным лишением свободы на срок более двух лет может приговорить лицо, совершившее деяние, к уплате денежной суммы, размер которой ограничен стоимостью имущества этого лица» (часть 1 § 43А Уголовного кодекса ФРГ) [17].
Ключевое отличие имущественного штрафа от денежного штрафа выражается в том, что если имущественный штраф исчисляется путем расчета величины дневной ставки и их числа, то имущественный штраф заключается в выплате фиксированной денежной суммы, назначаемой судом [18].
В соответствии с Уголовным кодексом ФРГ денежный и имущественный штрафы относятся к наказаниям, которые могут быть назначены вместе с лишением свободы (§ 41 и § 43а Уголовного кодекса ФРГ соответственно).
Что касается дополнительных наказаний, то в Уголовном кодексе ФРГ указывается лишь один его вид – это запрещение управлять транспортным средством. Согласно § 44 Уголовного кодекса ФРГ, запрет на управление транспортным средством может быть назначен судом, если лицу было назначено лишение свободы или денежный штраф за преступление, «которое он совершил, управляя автотранспортным средством или в связи с управлением автотранспортным средством, или нарушая обязанности водителя автотранспортного средства» (часть 1 § 44 Уголовного кодекса ФРГ).
Запрещение на управление транспортным средством устанавливается на срок от 1 до 3 месяцев. Данный запрет распространяется на автотранспортные средства любого или определенного вида в условиях уличного движения [19].
По поводу этого вида наказания А. М. Жуков, аспирант кафедры уголовного права и процесса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, в своей научной работе, посвящённой анализу условий наступления уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения по законодательству зарубежных стран, отмечал, что немецкий законодатель «использует либеральный подход в вопросе назначения дополнительного наказания: формулировка “суд может запретить” в § 44 УК ФРГ сама по себе не предполагает обязательного характера данного вида наказания, весьма мягким является и срок лишения управления транспортным средством» [20].
Дополнительные последствия представляют специальные меры, которые могут быть применены в случаях, когда лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее года, и носят превентивный характер.
В соответствии с § 45 Уголовного кодекса ФРГ к числу дополнительных последствий относятся:
1) лишение права занимать определенные должности;
2) лишение права избирать и быть избранным.
Если судом лицу назначено наказание в виде лишения свободы на срок не менее года, то оно «лишается правовой способности в течение пяти лет занимать публичные должности и обретать права, вытекающие из публичных выборов» [21]. При этом в случаях, если «закон предусматривает это особо» [22], суд может лишить осужденного указанной выше правовой способности на более короткий срок – от двух до пяти лет.
С утратой правовой способности занимать публичные должности осужденный одновременно лишается соответствующего правового статуса и прав, которые он имел. С утратой правовой способности обретать права, вытекающие из публичных выборов, осужденный одновременно лишается соответствующего правового статуса и прав, которые он имел, если закон не определяет ничего иного. Суд может лишить осужденного на срок от двух до пяти лет права публично избирать или голосовать, если закон предусматривает это особо [23].
Теперь перейдём к характеристике системы наказаний по уголовному праву России.
Так, первое, что хотелось бы особо отметить, – это то, что российская система уголовных наказаний выглядит гораздо обширнее, чем немецкая.
В соответствии со статьёй 44 Уголовного кодекса РФ система уголовных наказаний включает в себя следующие их виды:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- ограничение по военной службе;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
Отсюда следует вывод, что система наказаний в уголовном праве РФ построена на основе градации «по восходящей», т. е. перечень наказаний начинается с самого лёгкого вида наказания (штраф), а завершается исключительным видом наказания – смертной казнью. Это обусловлено положениями части 1 статьи 60 Уголовного кодекса РФ об общих началах назначения наказания: «Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания» [24].
Однако следует учесть тот факт, что на смертную казнь в Российской Федерации наложен мораторий в соответствии с международно-правовыми договорами, к которым присоединилась Россия в 90-х гг. XX в., фактически перечень уголовных наказаний завершается пожизненным лишением свободы.
Следует отметить, что смертная казнь не единственный вид наказания, который, несмотря на своё законодательное закрепление, не применяется в Российской Федерации; к числу таких наказаний также относится арест [25].
Немецкая же система наказаний, напротив, построена на основе градации «по нисходящей», т. е. характеристика уголовных наказаний в Уголовном кодексе ФРГ начинается с наиболее тяжкого (лишение свободы) и завершается наиболее лёгким (запрет на управление транспортным средством).
Уголовный кодекс РФ, так же как и Уголовный кодекс ФРГ, делит наказания на основные и дополнительные.
Так, к первой группе, согласно части 1 статьи 45 Уголовного кодекса РФ, относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь в силу императивного указания законодателя.
Во вторую группу входит только лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (часть 3 статьи 45 УК РФ). Это единственный вид наказания по Уголовному кодексу РФ, который не может быть назначен сам по себе [26].
Кроме того, такие виды наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы, являются, по замечанию А. В. Наумова, «смешанными» [27], так как, согласно части 2 статьи 45 Уголовного кодекса РФ, могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
При сравнении видов наказаний по немецкому и российскому обращает на себя особое внимание количество наказаний, которые по законодательству обеих стран могут применяться в качестве основных. Так, по Уголовному кодексу ФРГ их всего два, а по Уголовному кодексу РФ – 9 (или 7, если учесть особенности применения смертной казни и ареста, описанные выше). На это различие также обращала внимание И. А. Подройкина в ходе написания своей диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, помимо всего прочего также указывая на тот факт, что «ни в одной стране бывшего СССР не обнаружено такого количества основных наказаний, как в России» [28].
Уголовному законодательству Германии неизвестны наказания, предназначенные исключительно для военнослужащих (ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части). Уголовный кодекс ФРГ также не содержит таких (или похожих) видов наказаний, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, арест.
Таким образом, на основе анализа норм уголовного права Германии и России, а также научной литературы, посвященной исследованию системы уголовных наказаний и их сущности по законодательству Германии и России, мы можем сделать следующие выводы.
К числу общих черт можно отнести то, что законодательству обеих стран известны такие виды наказаний, как лишение свободы и штраф. Кроме того, уголовное законодательство Германии и России предусматривает как основные, так и дополнительные виды наказаний, а также «смешанные» виды наказаний, которые могут выступать как в качестве основных, так и дополнительных.
В то же самое время система уголовных наказаний по законодательству Германии и России обладает гораздо большим числом различий. К числу наиболее важных хотелось бы отнести следующие:
1) немецкий законодатель не посчитал нужным фиксировать в уголовном законе понятие наказания, а также его цели. Российский же законодатель, напротив, в процессе составления Уголовного кодекса РФ 1996 г. придал этому особое значение, посвятив раскрытию этих категорий статью 43 Уголовного кодекса РФ;
2) российское уголовное право по своему характеру видится более жестким, так как содержит гораздо более широкий перечень наказаний, чем немецкое. Значительная их часть неизвестна уголовному праву Германии, а именно: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, смертная казнь;
3) в то же самое время российскому уголовному праву неизвестен такой вид наказания, как имущественный штраф, а также институт дополнительных последствий. Однако если проводить аналогию с российским законодательством, то такое дополнительное последствие, как лишение права занимать определенные должности (параграф 45 Уголовного кодекса ФРГ), схоже с видом наказания, закрепленным в пункте «б» части 1 статьи 44 Уголовного кодекса РФ, а такое дополнительное последствие, как лишение права избирать и быть избранным, согласно российскому законодательству, больше относится к последствиям судимости;
4) сравнение количества уголовных наказаний наталкивает на мысль о том, что система наказаний по уголовному праву России отличается всё же большей жёсткостью, чем система наказаний по законодательству Германии;
5) в то же самое время нельзя пренебречь тем фактом, что российской системе уголовных наказаний присуща такая черта, как детализированность. Это проявляется в наличии в уголовном праве РФ особых видов наказаний, которые могут применяться, например, исключительно по отношению к военнослужащим.