Full text

Гибель СССР и последовавшее за ней создание однополярного мира способствовало убеждённости американского истеблишмента и его адептов в других странах в том, что теперь-то история уже навсегда остановилась, западная цивилизация – последняя в истории человечества, а сами США – вершина развития всех цивилизаций, их максимально достижимая точка и, собственно, конец человеческой истории [1].

Однако события уже начала XXI в. показали нам, что это не так. Однополярный мир вызвал возражение у многих стран и наций. Роль США в поддержании уже сложившегося нового миропорядка стала медленно, но неуклонно сокращаться. Приобретённый Соединёнными Штатами в начале 90-х гг. прошлого века фактический статус мирового шерифа (полицейского, жандарма) стал непосильным бременем для самой экономики этой страны, ВС США уже не могли принести очевидную победу над экономическими, геополитическими конкурентами, а сама американская мечта начала стремительно разрушаться в самих США и перестала быть уже мечтой для большинства людей нашей планеты [2].

Означают ли все эти процессы и явления сегодняшней реальности, что у России нет больше реальных угроз и проблем? Конечно же, нет. Вызовы, угрозы России как государству и её гражданам, к большому сожалению, существуют, и они способны нанести невосполнимый урон, разрушить само российское государство и общество, не только существенно снизить уровень потребления и качество жизни россиян, но и превратить большинство из них в этноматериал для других цивилизаций.

Авторы формально разделяют существующие вызовы и угрозы России на внутренние и внешние. Прежде всего, потому, что они так переплетены между собой, что нет уже и необходимости тратить научный поиск именно на это. Например, терроризм в России – внутренняя или внешняя угроза? На Гайдаровских чтениях, проводимых РАНХиГС при Президенте РФ, регулярно ищут причины терроризма в нашем Отечестве. Удивляются, что везде большинство населения в российской глубинке живёт небогато, но только на Северном Кавказе оно активно. Отсюда и до научно-вульгарных споров рукой подать: «Стоит или всё же не стоит кормить Кавказ?» Какие причины только не называют: высокий уровень безработицы, большая рождаемость, демографическая ситуация, выражающаяся в большом количестве именно молодых жителей, а они активны и т. п. и т. д.

Однако никто из участников Гайдаровских чтений так и не пытается осмыслить тот факт, что, например, известные полевые командиры получали от неких внешних сил крупные суммы денег. Например, Ш. Басаев получал в середине 90-х гг. ХХ в. на проведение только одной своей «операции» 30–40 млн долларов, в то время как бюджет Российской Федерации был тогда где-то в пределах 25 млрд долларов, средняя зарплата по стране 12 долларов в месяц, а среднестатистический офицер из системы МВД получал 40–70 долларов. Так терроризм в России – это внутренняя или внешняя угроза? Для авторов очевидно, что эти споры вторичны, а на первое место выходит необходимость нейтрализации самой террористической угрозы на территории России.

Анализируя вызовы и угрозы России, авторы пришли к выводу о том, что они, к большому сожалению, образуют некое множество, то есть не являются единичными. Среди них есть и внешние, и внутренние. К внешним вызовам и угрозам Российской Федерации относятся: длящиеся десятилетиями попытки лишить Россию право вето в Совете Безопасности ООН (далее – СБ ООН); геополитические амбиции США; глобализация и вестернизация России; международный терроризм; дальнейшее расширение НАТО на восток и окружение России сетью военных баз; радикальный ислам; нарастающий экономический кризис в Китае; непрекращающиеся попытки финансовых институтов ведущих стран Запада поставить под свой контроль банковскую систему России, ослабление рубля; попытки Китая перехватить сферу влияния у России в Иране, Египте, Йемене и ряде стран Африки и Азии. К внутренним вызовам и угрозам авторы относят: явный спад экономики и вытекающее из него существенное снижение качества жизни, усиливающиеся демографические вызовы, постоянный количественный рост незанятых граждан РФ, начавшийся демонтаж социального государства; коррупцию.

Авторы считают, что далеко не все из перечисленных выше вызовов и угроз имеют только правовое решение, но для их успешного преодоления должно иметь место и соответствующее правовое сопровождение.

Названными выше вызовами и угрозами для России в настоящее время занимаются многие отечественные политики и учёные-исследователи данной темы. Часть из них считает виновницей этих угроз саму Россию или её имперскую политику либо самого президента РФ В. В. Путина.

С такими выводами авторы никак не могут согласиться. Сложившаяся геополитическая ситуация скорее подводит нас к другому печальному выводу: мы виноваты уже тем, что Соединённым Штатам хочется кушать!

Как-то действующий президент Сирии Б. Асад отметил, что лишь президент США Д. Трамп отличается от других глав этого государства своей искренностью и прямотой. Он, как и другие американские президенты, хочет забрать для США как можно побольше чужих богатств: территории, золото и иные благородные металлы, нефть, газ, иные природные ресурсы, уже сложившиеся предприятия. Однако до Д. Трампа другие президенты США всегда искали душеспасительные доводы и поводы: мол, им нужна не нефть, но спасение несчастных курдов, или евреев, или суннитов; не заводы, но защита демократии, прав человека и т. п. Теперь Д. Трамп открыто заявляет: «Хочу сирийскую нефть!» Конечно же, сирийская нефть стоит каких-то денег и будет, бесспорно, приносить прибыль, именно поэтому США и не хотят, чтобы она досталась своим законным владельцам, а то ещё на доходы от нефти сирийцы смогут отстроить свою разрушенную гражданской войной и западной интервенцией страну, наладить в ней мир и процветание [3].

Авторы считают, что именно организованные Соединёнными Штатами острые политические, военные, социально-экономические кризисы на Украине, и в Сирии, и во многих других местах нашей планеты являются в своей сущности современной формой тривиального грабежа среди белого дня. Именно они разрушают международное право, порождают многочисленные «двойные стандарты», о которых так любят писать, говорить, но лишь применительно к России.

Однополярность мира не могла продлиться долго. Очевидно, что «виновата» в этом не одна Россия. Многие страны мира – Германия, Франция, Япония, Китай, Индия, вытолкнутые во второй половине ХХ в. на периферию мировой политики с разной степенью осторожности и откровенности, теперь ведут уже и собственную борьбу за передел сфер влияния с началом XXI в.

Однако сегодня только Россия, по оценкам самих США, имеет столько собственного ядерного оружия и средств его доставки, что может гарантированно уничтожить США. «Доля России в планетарном масштабе – 2,6% от населения нашей Земли; её территория – 14% от общей поверхности суши, а находящиеся на этой поверхности и в её недрах различные природных ресурсы составляют внушительную долю от мировых – 35%» [4].

После же появления у России нового вооружения США стали воспринимать отношения с Россией через призму слабости и поражения. Объективно США в период своей эйфории 90-х гг. распылили свои возможности, истратив деньги не на модернизацию качественного оружия, а на создание сети из сотен военных баз по всему миру; на ведение войн в Афганистане, Ираке, Сирии. Как заявил президент США Д. Трамп, эти конфликты обошлись Соединённым Штатам в 8 трлн долларов. Именно поэтому они считают, что за это время они отчасти отстали, несмотря на огромный военный бюджет [5].

Представляется, что ничего по отношению к нашему Отечеству не изменилось со времён холодной войны: Россия по-прежнему для США приоритетный враг, как ранее им был СССР.

В этих условиях многочисленные обвинения и президента РФ В. В. Путина в авторитаризме и нелегитимности его власти, и самой России в отсутствии у неё демократии, в нарушении ею прав человека лишь придуманный в США повод, который они используют для вмешательства во внутренние дела России [6].

США постоянно пробуют найти у России слабые места. Одним из вызовов современной России является организованная США кампания по лишению России права вето в Совете Безопасности ООН. Авторы считают, что эта кампания имеет своей конечной целью пересмотреть окончательно результаты Второй мировой войны и международную систему безопасности, сложившуюся после 1945 г.

Однако ряд стран мира в ходе этой главной цели пытаются удовлетворить и собственные потребности. Например, Япония и Германия, проигравшие эту войну, благодаря послевоенной помощи США достигли высоких результатов в сфере экономики, но в СБ ООН их роль не значительна, постоянными членами данного совета они не являются и правом вето не обладают.

Отдельные страны третьего мира – Бразилия, Индия, Мексика – также не прочь стать постоянными членами СБ ООН. Египет, ЮАР также их поддерживают, настаивая на справедливом географическом распределении, и хотели бы постоянно, но каждый из них по отдельности представлять всю Африку как континент в ООН. Однако на пути их желания стоит п. 1 ст. 23, согласно которому Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединённые Штаты Америки являются постоянными членами СБ ООН.

Сами США, Великобритания и Франция последнее десятилетие активно предупреждают весь мир, что постоянное использование Россией своего права вето уже поставило под удар и легитимность ООН, и лишает возможности преследовать диктаторов за их кровавые преступления против человечества. Одновременно с этим США не отказываются от собственного права вето, но желали бы, чтобы оно было изъято у России.

Однако очевидно, что без права вето, которое есть у России, сама ООН, её СБ давно бы работали по указке США. Считаем, что без российского права вето СБ ООН превратился бы в бюрократический инструмент, конвейер, штампующий выгодные лишь США решения.

Примечательно, но Устав ООН ни при создании этой организации, ни сейчас о каком-либо праве вето упоминания не содержит. Ст. 27 Устава ООН установила следующий порядок, согласно которому «каждый член Совета Безопасности имеет один голос, а его решения по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов» [7].

Глава XVIII «Поправки» Устава ООН содержит ст. 108, согласно которой «поправки к настоящему Уставу вступают в силу для всех Членов Организации, после того как они были приняты двумя третями голосов членов Генеральной ассамблеи и ратифицированы, в соответствии с их конституционной процедурой, двумя третями Членов Организации, включая всех постоянных членов СБ». В этой ключевой процедуре, как мы видим, очередной раз требуется их единодушное согласие для внесения в Устав ООН каких-либо изменений или дополнений либо отмены каких-либо положений Устава. Ст. 109 Устава ООН закрепила правило, согласно которому «любое изменение настоящего Устава, рекомендованное двумя третями голосов участников конференции, вступит в силу по ратификации, в соответствии с их конституционной процедурой, двумя третями Членов Организации, включая всех постоянных членов СБ ООН» [8].

Авторы считают, что все рассмотренные выше процедуры, предусмотренные Уставом ООН, являются непреодолимым препятствием на пути лишения России права вето. Автором трудно представить, чтобы Россия при президенте РФ В. В. Путине или современный Китай при председателе КНР Си Цзиньпине проголосовали бы за лишение самих себя права вето в СБ ООН. Требование консенсуса постоянных членов при принятии решений в СБ ООН рационально и сейчас, даже спустя 75 лет после того, как оно было юридически оформлено.

Полагаем, что в условиях современной конфронтации России со странами Запада к продавливанию в ООН Соединёнными Штатами, Великобританией, Францией и рядом других государств мира (среди них особо выделяются Украина, Польша, Литва, Латвия и Эстония) вопроса о лишении нашей страны права вето в СБ ООН следует относиться так же, как если бы кто-либо предлагал в ООН рассмотреть вопрос (конечно же, в интересах мирового сообщества) об отказе России от принадлежащего ей права обладать ядерным оружием или применять его по своему усмотрению. Однако целесообразно было бы принять и свой нормативный правовой акт, навсегда запрещающий России отказ от принадлежащего ей права вето в СБ ООН, по примеру другого акта, который уже давно принят и запрещает России первой применять принадлежащее ей ядерное оружие.

Другим вызовом России является международный терроризм. Его цель – подорвать Россию на её же территории, посеять панику среди населения, подавить волю чиновников, помешать государственному и муниципальному управлению реализовывать свои многочисленные функции и полномочия. Это цель первичная, по реализации которой террористы надеются осуществить и иные цели, вытекающие и из их собственной идеологии, и из решений их заокеанских хозяев.

Авторы считают необходимым внесение изменений в уже действующие акты России на предмет ограничения официальной информации о совершённых террористических актах, так как тогда собственно запугивания населения в целях подрыва существующей российской власти, инициируемого геополитическими противниками России, так и не произойдет. И наоборот, процедура доведения официальной информации до населения об уже сорванных террористических атаках обязательно должна быть сохранена. Она обнадёживает население; например, 16 октября 2019 г. Национальный антитеррористический комитет довёл до общего сведения краткую, обезличенную, но, несомненно, позитивную информацию о том, что «в России с начала 2019 г. удалось предотвратить 39 террористических актов, были нейтрализованы 32 боевика, 679 задержаны, из них 22 склонены к отказу от террористической деятельности, ликвидированы 49 террористических ячеек, планировавших террористические атаки в различных регионах страны» [9].

Страны Запада, даже находясь теперь в условиях военных преимуществ, сложившихся после гибели СССР, ликвидации Организации Варшавского Договора и Советской армии и флота, всё ещё не могут позволить себе открыто воевать с Россией, но они используют международный терроризм в своих постоянных попытках смены политического режима в нашей стране, устранения неугодных Западу политиков, например президента РФ В. В. Путина. Уже давно есть в России печальная статистика, подтверждающая, что именно в эти периоды активность террористов в России возрастает. Почему имеет место рост экстремизма, терроризма именно радикального исламского толка среди мусульман Северного Кавказа, Поволжья и Сибири? Виноват ислам? Авторы считают, что нет. Ислам бы никогда не стал мировой религией, если бы он не давал людям различных национальностей надежду и путь к ней. Но именно находящиеся на территории России радикальные исламские группировки получают огромное финансирование своей деятельности из-за рубежа. Они активны, потому что им платят, а заказчик оплачивает лишь определённые виды их деятельности, включая и террористические акты. Необходимо разорвать этот порочный круг: радикальные исламские группировки, находящиеся на территории России, – радикальные исламские группировки, находящиеся за пределами России (именно через них идёт основное финансирование террористической деятельности в России), – специальные службы стран Запада и Залива (они выполняют роль кураторов). Разорвём этот круг, и будет у нас всё хорошо в вопросах противодействия терроризму. Нет – тогда радикальный исламский экстремизм и терроризм будет в России достаточно долго.

Однако исламский радикализм лишь часть угрозы терроризма. Нельзя забывать об угрозах этнического (националистического) и революционного толка. В случае успешного финансирования в России из-за рубежа русских или иных националистов либо российских революционеров угроза терроризма приобретёт возможности для того, чтобы усилиться в разы, а эффективность противодействия, возможно, уменьшится.

Обособленно стоит угроза идеологии терроризма. Можно назвать множество причин, которые уже стали или могут стать основой для её продвижения: люди, доведённые до отчаяния обыденностями российской жизни; имеющее место в нашем обществе насилие и многочисленные проявления жестокости; нарушения закона и коррупция; деятельность спецслужб иностранных государств, направленная на разрушение России; тривиальная борьба за власть в отдельных регионах страны; борьба этнических групп; религиозный фанатизм и приверженность части людей к крайним взглядам; нетерпимость или стремление сделать этот мир лучше; устрашение населения политическими противниками существующего режима; даже просто неуравновешенные люди, способные внести в терроризм свой вклад. Авторам не хотелось бы делать легковесных заявлений и утверждений по поводу идеологии терроризма, но Россия уже однажды в своей одиннадцативековой истории проиграла идеологии революционных террористов; не хотелось бы, чтобы идеология терроризма победила снова в нашем Отечестве.

К большому сожалению, одного лишь правового решения здесь быть не может, нужен целый комплекс социально-экономических мер и широкое бюджетное финансирование деятельности по противодействию идеологии терроризма.

Одним из сильных внешних вызовов является созданная самими же Соединёнными Штатами ситуация на Украине. Украинский кризис имеет определённое векторное движение, связанное с выдавливанием России из европейского пространства и международной политики, он сопровождается колоссальным прессингом нашей страны, для того чтобы она стала ещё слабее и была бы доведена до того состояния, когда Россия уже безропотно брела бы в хвосте внешнеполитических решений и интересов США. Именно поэтому США и их союзниками, преследующими собственные геоэкономические и геополитические интересы, и был организован военный конфликт на востоке Украины, а непонятно кем и как сбитый малазийский боинг поставлен России в вину, именно поэтому США и их приспешники, реально уже нарушив международное право, в том числе и право ВТО, наказывают Россию политическими и экономическими санкциями.

Авторы считают, что экономические и политические санкции, инспирированные в основном Соединёнными Штатами, направлены и на ослабление рубля, и на разрушение отечественной экономики, и на дестабилизацию внутриполитической и социальной сфер России с тем, чтобы при помощи недовольства и искусственно возникшего народного гнева сместить нынешнее руководство страны во главе с президентом России В. В. Путиным и заменить его на новое руководство России, уже послушное воле Запада.

Представляется, что Украина в настоящее время полностью попала под внешнее управление США, а участие России в противодействии и нейтрализации возникших от этого кризиса различных вредных последствий уже сопровождается огромными материальными затратами (сколько стоит только строительство двух новых газопроводов по Балтийскому и Чёрному морям), которые у нас в России не всем понятны. Зачем нам Крым, почему надо помогать Донбассу?

Однако для авторов очевидно, что можно сколько угодно спорить по этому поводу и говорить о том, что это всё проблемы самих украинцев, что они сами во всём виноваты, что это всё плоды украинизации населения и встраивания украинских политических и экономических элит в сферу западных интересов. Но всё это утрачивает какой-либо смысл, если посмотреть на ситуацию под другим углом, с точки зрения существования внешних вызовов России и того, какие угрозы они несут России и новому мировому порядку. Тогда становится понятным главное в украинских событиях: сейчас на Украине Соединёнными Штатами оттачиваются технологии свержения легитимной власти и установления внешнего управления над любой страной. И эти же технологии уже пытаются использовать и у нас в России (Болотная и Манежная площади, например).

Авторы не разделяют взгляды ряда политиков, учёных о том, что санкции не наносят России вреда, или о том, что вред от них незначительный. Представляется, что с 2014 г. социально-экономическая обстановка в стране ухудшается: произошла девальвация рубля (если накануне кризиса за один доллар США давали примерно тридцать рублей, то сейчас эта ситуация изменилась не в пользу рубля, который как минимум «подешевел» в два раза, притом что за последние пять лет цены на товары и услуги постоянно росли); целенаправленный удар посредством санкций вызвал стагнацию экономики и существенное снижение уровня жизни россиян и их доходов.

С целью нейтрализации вредных последствий внешних вызовов и угроз России считаем необходимым внести в действующие нормативные правовые акты изменения либо принять новые, в которых должны быть следующие положения:

  1. В конституционном праве в институте гражданства РФ должны появиться наконец-то нормы об упрощённом приёме в гражданство РФ всех бывших граждан СССР, а также их прямых потомков; на последних это правило должно распространяться лишь в том случае, если в стране их нынешней гражданской принадлежности они уже подверглись насилию, опасному для их жизни или жизни членов их семей, либо у них есть реальные основания, что они могут подвергнуться подобному насилию, а также если было уничтожено их имущество, либо реальна угроза такого уничтожения их имущества по мотивам их расы, национальности, используемого ими языка, отношения их к религии, их политических взглядов или деятельности, но последнее основание должно действовать лишь в случае, если эта политическая деятельность и политические убеждения в самой России не считаются преступлением.
  2. В гражданском праве должны появиться нормы, разрешающие российским судам применять реторсию к иностранным государствам и их должностным лицам и гражданам в качестве ответной меры, например, за различного рода санкции против России, её субъектов, муниципальных образований, их должностных лиц и граждан РФ и юридических лиц с российским участием. Также должны появиться нормы, запрещающие либо существенно ограничивающие частную собственность для иностранцев на недра России, а в перспективе на земли сельскохозяйственного назначения.
  3. В уголовном праве должны появиться такие субъекты, как юридические лица, например транснациональные корпорации, тогда по отношению к ним станет возможным применение гигантских штрафов и конфискация их денежных средств, имущества и иных активов, находящихся на территории России. В уголовном праве должна быть восстановленная высшая мера наказания – смертная казнь, прежде всего для террористов, коррупционеров, лиц, совершивших государственную измену, тем более что суд с участием присяжных заседателей (формально именно из-за его отсутствия в ряде регионов России и было приостановлено применение смертной казни) реально есть теперь в любом субъекте РФ.
  4. В финансовом законодательстве должны быть проведены меры по поддержке рубля, он должен быть не привязан к доллару, как сейчас. Последнее создаёт абсурдную ситуацию, когда денежная эмиссия рубля напрямую зависит не от реально имеющихся у России различных производств, ресурсов и иных богатств, а только от количества долларов, находящихся в распоряжении Центрального Банка РФ. Это объективно делает его аффилированной структурой Федеральной резервной системы США, хотя он наделён полномочиями федерального органа государственной власти.
  5. В трудовом законодательстве должен измениться подход от равенства работника и работодателя (это, скорее всего, недостижимая в природе трудовых отношений цель) в сторону гарантированности трудовых прав именно работника. Работник должен быть прежде всего человеком, а не дешёвой рабочей силой (сейчас набирает популярность термин «человеческий капитал», превращающий работодателя по отношению к своему работнику в нечто похожее на рабовладельца) для небольшого количества олигархов.
  6. В налоговом законодательстве должен быть введён прогрессивный налог на доходы, взымаемые с физических лиц. Часть населения, имеющая доход ниже установленного федеральным законом уровня, то есть признаваемая по федеральному закону бедными, должна быть от его уплаты полностью освобождена.

Таким образом, вызовы и угрозы России требуют правового решения там, где оно допустимо, однако полный ответ на рассмотренные выше угрозы и вызовы Современной России должен быть комплексным, и он должен включать в себя и военные (представляется, что лучше воевать где-то за пределами России, чем на её территории), и экономические, и политические, и социальные меры.