Full text

Овцеводство является древнейшей отраслью животноводства. Неоспоримое преимущество отрасли овцеводства заключается не только в разносторонней продуктивности овец и их биологических особенностях [1], но и в том, что наличие пастбищ – это единственное условие, благоприятствующее разведению овец в различных природно-климатических условиях.

До 90-х гг. прошлого столетия эффективному развитию овцеводства способствовал гарантированный государственный заказ на продукцию овцеводства и стабильная государственная поддержка.

При высоких закупочных ценах на шерсть мощная шерстеперерабатывающая промышленность в то время была обеспечена одним из главных продуктов отрасли овцеводства – высококачественной шерстью.

В 1990 г. в Российской Федерации 1785 сельскохозяйственных предприятий специализировались на производстве продукции овцеводства, из которых 883 были племенными. Рентабельность производства продукции овцеводства в сельскохозяйственных предприятиях достигала 60% [2].

Общее поголовье овец насчитывало в то время 55,2 млн голов (рис. 1), производство баранины составляло 878 тыс. тонн, а годовое производство шерсти – 227 тыс. тонн [3].

 

Рис. 1. Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий, тыс. голов

 

Проведение экономических реформ негативно отразилось на состоянии отечественного сельского хозяйства. До 82% сельскохозяйственных предприятий в 1990‑е гг. были убыточными. Ухудшение финансового положения предприятий напрямую связано с лишением их осуществляемой на протяжении десятилетий государственной поддержки.

Принятое решение о дотировании животноводческой продукции на уровне первичных производителей на практике показало, что эти дотации доходили до сельскохозяйственных производителей с большими проблемами.

В 1993 г. животноводческие дотации, в том числе дотации на шерсть, реализуемые в государственные ресурсы, были переданы на региональный уровень, что не имело ожидаемой эффективности. С 1997 г. дотации, касающиеся отрасли овцеводства, предусматривались уже не на шерсть, а на овцематку.

В целом проводимые мероприятия были непостоянными и недостаточными для сельского хозяйства. Только в 2000-х гг. были разработаны и приняты к реализации целевые государственные программы поддержки АПК.

В 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Общая сумма расходов на реализацию Программы была запланирована в размере 178,7 млрд. руб. [4]

В 2005 г. был принят приоритетный национальный проект «Развитие АПК на 2006–2007 гг.», включающий ускоренное развитие животноводства [5].

На финансирование приоритетного национального проекта на 2006–2007 гг. было запланировано израсходовать 47,826 млрд руб., в том числе на ускоренное развитие животноводства – 29,276 млрд руб.

Рост поголовья овец к уровню 2005 г. был запланирован в размере 3%. Субсидирование расходов бюджетов субъектов РФ на поддержку овцеводства по проекту составляло: в 2006 г. – 0,3 млрд руб., а в 2007 г. – 0,3092 млрд руб.

Это позволило увеличить поголовье овец в 2007 г. на 17,5% по сравнению с 2005 г.

В 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который позволял рассчитывать сельскохозяйственным производителям на государственную поддержку [6].

Но первой федеральной программой, направленной на комплексное развитие АПК, стала Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., на реализацию которой было запланировано израсходовать 551,3 млрд руб. [7]

Фактическое финансирование в 2008–2012 гг. мероприятий Государственной программы по всем подпрограммам в целом было выполнено на 118,5%.

На мероприятия по развитию отрасли овцеводства было запланировано израсходовать в 2008 г. 610 млн руб., в 2009 г. – 624 млн руб., в 2010 г. – 638 млн руб., в 2011 г. – 653 млн руб., а в 2012 г. – 670 млн руб.

Улучшение финансирования приоритетных подотраслей обеспечило прирост маточного поголовья овец и коз по сравнению с предусмотренным Госпрограммой в 2008 г. на 21,2%, в 2009 г. – на 24,1%, в 2010 г. – на 19,1%, в 2011 г. – на 28,3%, в 2012 г. – на 37% [8].

В целях реализации Государственной программы на 2008–2012 гг. в 2011 г. была утверждена отраслевая целевая программа «Развитие овцеводства и козоводства в России на 2012–2014 гг. и на плановый период до 2020 г.» [9].

Общая сумма расходов на реализацию отраслевой целевой программы была запланирована в размере 9,6 млрд руб. из средств федерального и 2,9 млрд руб. из региональных бюджетов.

Целью отраслевой программы явилось развитие овцеводства и козоводства, включающее рост объема производства высококачественной баранины, шерсти, овчин, молока, обеспечивающих минимальные нормы потребления.

Реализация отраслевой целевой программы предполагает увеличение численности овец во всех категориях хозяйств Российской Федерации до 28,0 млн голов в 2020 г., в том чисел овцематок – до 16,8 млн голов, объема производства шерсти – до 84 тыс. тонн.

С 2013 г. началась реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., для реализации которой из федерального бюджета предполагалось выделить 1509,7 млрд руб. (в текущих ценах) [10].

68% от общей суммы ресурсного обеспечения Государственной программы на 2013–2020 гг. намечалось направить на развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, в том числе 37,41% – на развитие животноводства (подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»).

Развитие овцеводства и козоводства является одним из основных мероприятий государственной поддержки для достижения целей и решения задач подпрограммы развития животноводства.

Ожидаемый результат в рамках реализации мероприятий по развитию овцеводства и козоводства – наращивание маточного поголовья овец и коз на территориях их традиционного содержания, повышение занятости, доходов и уровня жизни населения этих регионов, обеспечение бараниной и козьим молоком населения страны в полном объеме их потребности.

Объем государственной поддержки, направленный на развитие овцеводства и козоводства, должен увеличиться на 49,1% (рис. 2) [10].

 

 

 

Рис. 2. Объемы государственной поддержки на развитие овцеводства и козоводства

за 2013–2020 гг., млн руб.

 

Удельный вес ассигнований на развитие овцеводства и козоводства в общем объеме государственной поддержки подотрасли животноводства колеблется от 1,13% в 2013 г. до 1,67% в 2020 г.

В целом на развитие овцеводства и козоводства запланировано направить 6,6 млрд руб., что составляет 1,31% от объема ресурсного обеспечения реализации Подпрограммы отрасли животноводства и 0,43% от всего объема ресурсного обеспечения реализации Государственной программы на 2013–2020 гг.

На племенную поддержку отрасли овцеводства, по оценочным данным, всего запланировано направить 3,2 млрд руб., увеличивая финансирование с 279 млн руб. в 2013 г. до 465,8 млн руб. в 2020 г.

Это способствует развитию племенной базы овцеводства и козоводства путем создания высокопродуктивного поголовья. Племенное овцеводство и козоводство является одним из наиболее трудоемких, но и одновременно социальных значимых подотраслей животноводства нашей страны.

Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий в России на конец 2017 г. составило 24 489,8 тыс. голов, в том числе овец – 22 401,4 тыс. голов. Это на 0,6% выше поголовья овец и коз в 2013 г. и на 63,7%, или 9527,9 тыс. голов, больше, чем в 2000 г. Увеличение численности овец во всех категориях хозяйств благодаря государственной поддержке говорит о наличии положительной тенденции развития отрасли овцеводства.

Происходит рост объемов производства продукции овцеводства, основной из которой является шерсть высокого качества.

В 2015 г. в государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.», подпрограмму «Развитие подотрасли животноводства, переработка и реализация продукции животноводства» был внесен новый целевой показатель – производство тонкой и полутонкой шерсти, в частности, субсидирование производства и сбыта шерсти [10].

Это обусловлено необходимостью обеспечения текстильных предприятий нашей страны высококачественным сырьем отечественного производства. Увеличение поголовья овец ведет к росту продуктивности животных, влияющей на объемы производства шерсти.

Объемы производства шерсти в физическом весе во всех категориях хозяйств Российской Федерации к 2000 г. были минимальными – 40 088 тонн. В последующие годы наблюдается положительная динамика роста производства шерсти до 56 954 тонн в 2017 г. (рис. 3) [3].

 

 

 

Рис. 3. Производство шерсти в хозяйствах всех категорий, тонн

 

Высокая себестоимость 1 ц реализованной шерсти в сравнении с низкими закупочными ценами снижает рентабельность отрасли овцеводства, несмотря на дополнительные мероприятия по поддержке ее развития.

Повышение рентабельности отрасли возможно только при одновременном производстве шерсти и баранины, поскольку мясо является вторым важным продуктом овцеводства.

Производство овец и коз на убой в 2001 г. находилось на минимальном уровне: 134,2 тыс. тонн по сравнению с 395 тыс. тонн в 1990 г. (см. рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Динамика производства баранины и козлятины в хозяйствах всех категорий

в убойном весе, тыс. тонн

В дальнейшем наблюдается стабильное повышение объема производства овец и коз на убой до 221,8 тыс. тонн в 2017 г., что является максимальным значением за последние 20 лет. В общем объеме выпуска мяса за 2017 г. доля баранины и козлятины составила по 0,3%.

Производство баранины и козлятины в сельскохозяйственных организациях России по итогам января – июля 2018 г. составило 5,5 тыс. тонн в убойном весе (12,3 тыс. тонн в живом весе), что на 11,7% (на 0,6 тыс. тонн в убойном весе) больше, чем было произведено в январе – июле 2017 г.

Введение в 2014 г. продуктовых санкций повлияло на увеличение спроса на продукцию отечественного производства, в частности на некоторые виды сыров, изготовление которых невозможно без использования овечьего молока.

Вследствие этого развитие молочного овцеводства имеет вполне реальные перспективы в будущем, и в России уже появились первые фермы по разведению молочных овец.

Полученные положительные результаты по увеличению поголовья овец и повышению их продуктивности были достигнуты только благодаря государственной поддержке. Значительное влияние оказывает и региональное субсидирование, привлечение инвесторов, что позволяет решать многие проблемы отрасли овцеводства, особенно для районов традиционного разведения овец и коз, обеспечивая занятость населения и более выгодное использование обширных кормовых ресурсов страны.

В будущем эффективное развитие отрасли овцеводства полностью зависит от четкого выполнения государственных и региональных программ, направленных на стабильное дальнейшее увеличение поголовья овец и коз и производство высококачественной отечественной продукции.