В процессе рыночных преобразований страны появились так называемые «проблемные регионы», у которых имеются отклонения в таких среднестатистических показателях, как повышенный уровень безработицы, низкие показатели по уровню ВРП, малый среднедушевой денежный доход населения, зависимость от субсидий и трансфертов из федерального бюджета и т. д. В число этих регионов попала значительная часть субъектов Российской Федерации, и у них существует острая необходимость в поиске путей развития и решения своих социально-экономических проблем.
На многообразие этих проблем влияют следующие основные местные особенности:
- инфраструктура региона и её развитость;
- ресурсное обеспечение региона (водные и лесные ресурсы, минерально-сырьевая база, плотность и количество населения и т. д.);
- природно-климатические особенности региона;
- региональная роль в обеспечении экономической безопасности страны;
- состояние экологии региона;
- удаленность от федерального центра, столицы субъекта Федерации и центров муниципальных образований;
- социально-этнические особенности региона (традиции местного населения и т. д.) [1].
У Республики Тыва, которая входит в состав Сибирского федерального округа и расположена на юге Восточной Сибири, все перечисленные особенности ярко выражены. Например, расстояние от столицы региона до Москвы по прямой составляет 3659 км, не развиты транспортная, энергетическая и другие инфраструктуры, суровые климатические условия, наличие разнообразных видов полезных ископаемых с их труднодоступностью, малая плотность населения, относительно благополучная экологическая обстановка, незначительная доля региона в экономике страны, этнические и социальные особенности региона.
В общероссийском рейтинге по величине ВРП на душу населения и другим показателям Республика Тыва находится на одном из последних мест среди регионов Российской Федерации. Но главной особенностью является то, что большая часть территории республики относится к сельским территориям – 17 сельских районов и два города регионального подчинения [2].
Целью данной статьи является рассмотрение вопроса развития сельских территорий региона как одного из основных направлений государственной политики Республики Тыва.
Теоретической базой исследования выступили труды российских ученых в области развития проблемных регионов, устойчивого развития сельских территорий и развития сельских территорий проблемных регионов, различные периодические издания и информационные базы сети Интернет, в том числе электронные библиотеки. Методологической базой являются общенаучные методы, включая абстрактно-логические и аналитические.
Развитию проблемных регионов, таких как Республика Тыва, и решению их социально-экономических проблем посвящены труды многих исследователей. Среди них можно отметить Г. Ф. Балакину, Г. И. Поподько, О. С. Нагаеву, Э. Н. Гимадееву, Н. И. Антонова, П. М. Мансурова, Н. Ж. Номшиеву и многих других авторов.
Вопросам устойчивого развития сельских территорий посвящены работы многих российских научных коллективов и отдельных ученых, таких как Д. А. Баландин, К. Н. Ларичева, В. В. Коокуева, В. И. Меньщикова, М. А. Пахомов, Е. С. Пахомова и др.
Специфика развития и особенности модернизации сельских территорий проблемных регионов рассмотрены в работах некоторых отечественных ученых (И. Ш. Магомедов, Х. У. Абасова, А. А. Орлянская и др.), и объектами их исследований являлись в большей степени регионы Северного Кавказа.
Несмотря на наличие трудов множества исследователей по развитию проблемных регионов и по устойчивому развитию сельских территорий, методологический подход к управлению развитием сельских территорий проблемных регионов оформился не совсем, что актуализирует необходимость исследований в данной области и затрудняет реализацию эффективной региональной политики.
Развитие сельских территорий проблемных регионов должно рассматриваться государством как одно из основных направлений современной политики. Диверсификация сельских территорий может дать только положительный импульс в развитии экономики страны и её регионов.
В социально-экономическом положении российских сел в настоящее время преобладают кризисные явления, которые были вызваны продолжительной недооценкой значительной роли сельской местности [3].
Д. А. Баландин отмечает, что сельская территория является сложной многомерной общественной системой, и управление её устойчивым развитием должно находиться вне рамок агропромышленного производства [4].
Такого же мнения придерживается и К. Н. Ларичева, отмечая, что современные условия требуют совершенствования путей развития сельских территорий, которые охватывают не только агропроизводство, но и другие виды деятельности, куда входят водное и лесное хозяйства, социальная инфраструктура, туризм, промыслы и подсобные производства, от развития которых зависит улучшение условий проживания в сельской местности и эффективность сельской экономики [5].
Отстающие темпы строительства жилья и объектов социального обеспечения в сельских территориях по сравнению с городскими поселениями, слаборазвитые транспортные и инженерные инфраструктуры и сложная социально-экономическая ситуация, обострившаяся в годы рыночных преобразований, а также потребность государства в обеспечении своей продовольственной безопасности определяют значимость совершенствования государственной политики развития сельских территорий [6].
В настоящее время из существующих семнадцати сельских муниципальных районов Республики Тыва три из них, Монгун-Тайгинский, Тоджинский и Тере-Хольский районы, не подключены к электрическим сетям региона и электроснабжение своих населенных пунктов осуществляют через дизельные электростанции советского производства. Также эти районы не имеют автомобильных дорог с твердым покрытием для сообщения с региональным центром и другими муниципальными образованиями. Кроме этого производственные подразделения большинства предприятий добывающей промышленности региона находятся в труднодоступной местности, в том числе этих муниципальных районов. Отсутствие соответствующей инфраструктуры является одним из факторов невостребованности инвесторами многих разведанных месторождений минерально-сырьевых ресурсов республики, которые выставляются Федеральным агентством по недропользованию на торги для разработки и освоения.
Современные геополитические факторы, связанные с ограничением Российской Федерации во многих областях, не позволяют в полной мере развивать инфраструктурные проекты развития, главным образом связанные с освоением запасов полезных ископаемых. К их числу можно отнести строительство ветки железной дороги Кызыл-Курагино, соединяющую Республику Тыва с сетью железных дорог страны.
Принимая во внимание данный фактор, проблемному региону необходимо определить концептуальные направления развития своей экономики, учитывая промышленный комплекс, выявив при этом источники экономического роста, положение в региональном и национальном пространстве Российской Федерации [7].
Таким направлением для Республики Тыва, на наш взгляд, является сельское хозяйство, поскольку его доля в ВРП выше на фоне слабости других секторов экономики и имеет потенциал развития в сложившихся условиях. Г. И. Поподько и Э. Н. Гимадеева при оценке потенциала развития Республики Тыва как проблемного региона России отмечают, что «самой развитой отраслью экономики Тывы является сельское хозяйство. Республика полностью обеспечивает потребность населения в зерне – на 121%; картофеле – на 180%; овощах – на 157%. При этом основной объем продукции производится в частном секторе. Так, доля личных хозяйств населения составляет 84%; сельхозпредприятий – 9,7%; крестьянских (фермерских) хозяйств – 6,3%. За последние годы наблюдается стабилизация развития отраслей сельского хозяйства региона». При этом в отраслевой структуре ВРП Республики Тыва на долю сельского хозяйства, которое развито слабо, приходится 5,5%, что выше показателя в среднем по России (3,7%). Основной причиной проблемного характера развития Республики Тыва является то, что отсутствует особая (селективная) региональная политика стимулирующего характера с учетом преимуществ республики, к которым относятся:
- благоприятные возможности для развития на промышленной основе животноводства и других отраслей сельского хозяйства;
- уникальные возможности для развития спортивного, лечебного, делового и других видов туризма;
- богатые запасы полезных ископаемых;
- приграничное расположение региона, имеющее возможности установления кооперационных связей как с зарубежными странами (Монголия, Китай и пр.), так и с другими субъектами Российской Федерации (Красноярский край, Хакасия и т. д.) [8].
Нельзя не согласиться с тем, что существующие ограничения движения товарных потоков через государственную границу, в том числе продуктов сельского хозяйства, актуализируют поиск новых механизмов увеличения эффективности аграрной политики государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов [9].
Мнения многих авторов работ по развитию проблемных регионов, на наш взгляд, сводятся к предложениям, не учитывающим того, что большинство из них являются аграрными, где объектом управления выступают сельские территории в комплексе. Поэтому устойчивому развитию сельских территорий, решению социальных проблем сельского населения должно уделяться внимание государства, поскольку это одно из основных условий, которым обеспечивается бесконфликтное, демократическое развитие российского общества, его экономическое и социальное благополучие [10].
С целью развития российского села была принята государственная стратегия устойчивого развития сельских территорий с учетом не только общечеловеческих, но и этнических особенностей сельского образа жизни, его особой роли в социальной и экономической сферах российского общества и реализации российских геополитических интересов.
В Стратегии устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 г. субъекты Российской Федерации подразделяются на четыре типа.
Первый тип – регионы с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями ее развития.
Второй тип – регионы с полифункциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сельской местности.
Третий тип – регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии.
Четвертый тип – регионы со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями ее развития [11].
Республика Тыва относится к третьему типу субъектов как регион с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности. Сельское хозяйство преимущественно состоит из характерного для местного населения традиционного отгонного животноводства, которое имеет огромный потенциал развития, где на конец сентября 2018 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составляет 179,6 тыс. голов (на 1,7% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) [12].
Основными направлениями, способствующими решению задач социально-экономического развития АПК на период 2014–2020 гг., региональными органами управления определены ускоренное развитие приоритетных отраслей АПК, устойчивое сельхозпроизводство, формирование общих условий функционирования АПК, развитие малых форм хозяйствования в АПК, кадровое и консалтинговое обеспечение, научно-исследовательская работа в АПК [13].
В настоящее время региональными органами власти разработан проект Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Тыва до 2030 г. на основе методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 132.
Основными целями Стратегии до 2030 г. являются:
- Создание социально-экономических условий, направленных на устойчивое развитие сельских территорий для обеспечения занятости, повышения уровня и качества жизни сельского населения республики.
- Повышение эффективности агропромышленного комплекса, его вклада в социально-экономическое развитие Республики Тыва.
Республиканскими органами власти также принято множество программных мер по развитию сельских территорий, по поддержке сельских товаропроизводителей. Тем не менее несогласованность и несистемность принятых решений являются факторами сдерживания поступательного движения к развитию региона.
Так, например, некоторые участники губернаторского проекта «Кыштаг (зимняя стоянка кочевого животноводства) для молодой семьи» отмечают проблемы в организации обучения в дошкольных и школьных учебных заведениях своих детей, поскольку стоянки животноводов, как правило, находятся в значительном удалении от населенных пунктов. Такие же проблемы в медицинском обслуживании семей молодых специалистов на селе, остро стоят вопросы по обеспечению данных стоянок электроэнергией и водоснабжением.
Поэтому требуется провести ряд социальных преобразований, направленных на формирование комфортной среды проживания специалистов в сельской местности, за счет развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села [14].
Существует необходимость адаптации существующей системы государственного управления к современным требованиям и условиям, следования общепринятым принципам устойчивого развития, основанным на балансе институциональных, социальных, экономических и экологических целей.
Г. Ф. Балакина, Г. И. Поподько, О. С. Нагаева такие регионы, как Республика Тыва, предлагают развивать, используя механизм формирования целевых экономических зон – зон с особым социоэкологическим режимом природопользования на основе каркасно-кластерного подхода. При таком подходе создается инфраструктурный каркас (энергетический, транспортный, логистический, сервисный, социальный) и опорные зоны развития территории [15].
Основой развития проблемных регионов сегодня должны стать сельские территории, поскольку их развитие может стать первоначальным импульсом для возникновения мультипликативного эффекта в региональной экономике проблемных субъектов Российской Федерации, таких как Республика Тыва.
А источники такого импульса находятся внутри самого региона – современное состояние сельского хозяйства, которое имеет мощный потенциал развития. При соответствующей государственной политике развития сельских территорий Тыва и другие проблемные регионы смогут не только решить свои социально-экономические проблемы, но и стать серьезными субъектами обеспечения продовольственной безопасности страны.