На сегодняшний день одним из способов начать свое дело является покупка готовой модели компании. Но почему люди хотят получить в свою собственность бизнес? Для этого необходимо понять, что лежит в основе данного решения. Во-первых, это деньги. Это желание их заработать, а также во что-нибудь вложить. Во-вторых, это статус и карьера. Когда ты работаешь в компании, то продвижение по карьерной лестнице занимает годы, а вот в собственном бизнесе Вы сразу становитесь главой компании, кроме того, с ростом компании пропорционально повышается ваш социальный статус. В-третьих, покупка готового бизнеса, это раскрытие творческого потенциала. Успех ведения бизнеса – отличная возможность для самореализации, так это отражает ваши цели и интересы. [1].
Поэтому, наиболее эффективный инструмент для достаточно быстрого развития бизнеса является франчайзинг.
Что такое франчайзинг? Франчайзинг – это такой вид взаимоотношений между экономическими субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (паушальный взнос и/или роялти, а возможно, и при отсутствии таковых) исключительное право ведения определенного вида бизнеса с использованием разработанной бизнес-модели, а также бренда.
Франчайзи – тот, кто покупает франшизу, – приобретает у франчайзера набор идей, как наладить бизнес-процессы, право именоваться брендом, логотип, интерьер, принципы обучения персонала.
Франчайзер – соответственно, тот человек, который продает франшизу. Сделка по франшизе приносит выгоды каждому ее участнику.
Простыми словами, франшиза – это право пользования брендом, технологиями, внутренними документами и нормами, секретами компании, которые уже проверены другими собственниками.
Для аналогичной системы существует франчайзинговый пакет», который включает в себя:
- право использования бренда
- обучения персонала;
- технология
- оборудование и сырье;
- бренд-бук;
- бизнес-бук.
Паушальный взнос — это стартовый единоразовый платеж, который вносится сразу при покупке. Составляет от 5 до 10% от общей суммы инвестиций в открытие бизнеса.
Роялти —это регулярные, ежемесячные платежи (процент от дохода).от условий договора, роялти могут установить фиксированным. Но есть такие франшизы, в которых отсутствуют роялти, но это может отразиться на другой статье расходов, в части закупки товаров.
Существует 3 вида роялти:
1. Процент с выручки (удерживается от 5% до 30% ежемесячно);
2. Процент наценки товаров;
3. Фиксированный роялти.
Франшиза – это хороший способ заработать. Например, У Вас есть пекарня в одном городе, потом открываете еще 4 пекарни в разных городах. В каждой точке (пекарне) есть человек, который купил права на бренд, и он же управляет, отвечает за работу. А Вы, в первую очередь, следите за процессом работы дистанционно, и получаете прибыль: чем больше представителей, тем выше доход.
По такой схеме работают многие. Первая пиццерия «Додо Пицца» открылась в 2011 году. Франчайзинг запустился в 2013 году, на сегодняшний день открыто 330 франшизных предприятий, собственных предприятий 16. Ивестиционные вложения во франшизу составляют от трех миллионов рублей в зависимости от выбранного формата. Рентабельность бизнеса — от 10% до 25%. Окупаемость — от одного года. Доходность пиццерии составляет 17-20% от оборота. Окупаемость достигается за 1-2 года [2].
Начинающий предприниматель, при покупке франшизы быстрее выходит на рынок и получает прибыль. При этом, он не задумывается о закупках, маркетинге, об этом уже позаботилась готовая модель бизнеса.
Выбор франшизы – это долгий и сложный процесс. Начинающих предпринимателей обычно беспокоит вопрос о подходящей сфере франчайзинга. Необходимо оценить свои возможности, потенциал рынка, а также проверить франчайзера.
Разберем, какие типы франшиз бывают. Выделяют три основных типа:
1. Бизнес-франшиза. Наиболее популярный способ франчайзинга. Франчайзер предоставляет начинающему предпринимателю технологии ведения дела, торговую марку, знания, готовый маркетинг. Примеры франшиз Додо пицца, Subwey/
2. Товарная. Франчайзи имеет право на продажу товаров бренда, который изготавливает франчайзер. Известные товарные франшизы –Audi или дрйгой автомобильной компании, марки одежды: Ostin, Brittel.
3. Производственная. Франчайзер предоставляет право на производство и продажу товаров с использованием его бренда и товарного знака. А также, франшиза позволяет франчайзи создавать уникальный товар, развивать торговые отношения. Производственная франшиза хорошо известна в производстве безалкогольных напитков – Coca Cola.
На франчайзинговом ранке сегодня представлено 3000 франшиз, которые активно развиваются в разных отраслях.
Самые популярные сферы деятельности по франшизе: в торговой сфере (сетевые магазины, брендовые бутики одежды и обуви) доля на рынке 45%, в области услуг (агенства недвижимости, турагенства, медицинские центры, салоны красоты), и сфере общественного питания.
Итак, как же правильно выбрать франшизу?
1. При выборе франшизы, необходимо определить, инвестиционные вложения.
Паушальный взнос – это только часть затрат для развития и ведения бизнеса. Необходимо вложить средства в оборудование, разрешительную документацию, подготовку помещения, в первую закупку, зарплаты. В ряде франшиз - расходы на оформление, обучение, дизайн-проекты.
В таблице 1 представлены некоторые популярные бренды пиццерий – мини-каталог франшиз по инвестициям и сроком окупаемости.
Таблица 1
Стоимость и окупаемость франшизы
Название франшизы |
Паушальный взнос, |
Роялти |
Суммарные инвестиции |
Срок окупаемости |
Додо Пицца |
350 000 |
3-5% |
3 000 000 |
1 год |
Pizza Celentano |
400 000 - |
2% |
2 000 000 |
1 год |
Papa Johns |
1 000 000 |
6% |
10 000 000 |
2 года |
Domino`s Pizza |
2 000 000 |
7% |
15 000 000 |
2 года |
2. Определитесь, кто будет управлять бизнесом. Вы сами, или просто вложите деньги?
3. Проанализируйте местный рынок, а именно [3]:
- численность населения (потенциальная аудитория).
- спрос на товар или услугу;
- особенности поведения потребителей на данном конкретном рынке [4, 5].
- конкуренция;
- торговая марка. Основная причина покупки франшизы – это право выступать под хорошо известной и уже зарекомендовавшим себя брендом. Чем известнее бренд, тем больше клиентов можно привлечь.
4. Оценка франчайзинговой системы:
Выбрав франчайзера, необходимо проверить:
Юридические аспекты. В Российском законодательстве есть определение коммерческая концессия – то же самое, что и франчайзинг. Для заключения договора коммерческой концессии необходимо убедиться, что товарный знак зарегистрирован. Договор заключается в письменной форме и регистрируется в Роспатенте, согласно статье 1027 ГК РФ. Если договор не будет зарегистрирован, он признается недействительным.
Выплаты. К выплатам относятся: паушальный взнос (стартовая компенсация) и роялти.В паушальный взнос, обычно, закладывают аренду помещения, обучение сотрудников, расходы на маркетинг, исследование конъюнктуры рынка. Размер паушального взноса обозначает франчайзер. Стоит отметить, что существуют франшизы без паушального взноса. В данном случае, франчайзи выступает дилером под маркой продавца.
Размер роялти выплачиваются в проценте от оборота продаж. Роялти могут быть фиксированными или устанавливаются в зависимости от выручки. Также роялти могут быть скрытыми, то есть уже заложенными в цену товара.
Иногда, роялти нет. Если франчайзер пытается охватить набольшое количество франчайзи, то может исключить рояли из коммерческой концессии. Либо скрытые франчайзи, их включают в стоимость продукции, которую франчайзер предоставляет франчайзи.
Система поддержки. Прежде, чем подписать договор, проверьте наличие пункта о поддержке. Многие франчайзеры оговаривают о поддержке, но реально ее не оказывают. Если данный пункт прописан в документах, требуйте от франчайзера реальность предоставленной помощи.
Требования к поставщикам оборудования, расходных материалов. Почти у всех франчайзеров есть свои поставщики, с которыми они давно сотрудничают. Неудивительно, но поставщики играют на этом и задирают ценник на свой продукт/услугу. Чтобы разрешить эту ситуацию, предложите франчайзеру компромисс в выборе поставщика, а за результат будет отвечать франчайзи.
Наличие контроля. Существует такая система, как «тайный покупатель». Это говорит о том, что такая компания действительно заинтересована в развитии своего франчайзингового бизнеса.
Льготные условия сотрудничества. Предлагает ли франчайзер специальные скидки, которые будут отличаться от скидок, которые будет предлагать оптовик. удобное территориальное расположение.
Коммуникации. Необходимо пообщаться со всеми главными ключевыми сотрудниками, Это поможет вам убедиться в надежности партнера. Всю необходимую информацию можно найти у действующих франчайзи, например:
- удовлетворены ли они франшизой;
- соответствует ли реальный результат планируемому;
- плюсы и минусы работы с франчайзером;
- регулярно ли осуществляется поставка товара;
- какая поддержка оказывается франчайзером и т. п. [6].
Подытожим, самые значимые критерии выбора франшизы:
1.Коммерческий аспект – популярность торгового знака, конкурентоспособность бизнеса, уникальность продукции.
2. Финансовый аспект – Вступительный взнос, роялти, расходные материалы, затраты на поставщиков и рекламу.
3. Поддержки со стороны франчайзера.
4. Охват действующих франчайзинговых компаний.
По статистике 25% предпринимателей не представляют, как работают франшизы: что можно и нельзя делать, если ими занимаешься. Если начинающий предприниматель решает купить франшизу ничего не зная о ней, его ждут неприятности.
Но для каждого из сторон на франчайзинговом рынке есть свои плюсы и минусы:
1. Для франчайзора можно выделить следующие преимущества:
- Рост бизнеса не требует жесткого менеджмента.За риски во франчайзинге отвечают региональные менеджеры, которые несут ответственность. Это облегчает менеджмент для головной компании.
- Снижается потребность в капитале. Франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков – рекрутинг, обучение, контроль качества.
- Роялти и увеличение продаж. Кроме взноса за франшизу, вполне могут увеличиться продажи ключевой продукции, поскольку франчайзи обязаны закупать указанные в контракте партии товара, расходные материалы и т.д.
- Маркетинг. Отличная узнаваемость бренда без дополнительных финансовых затрат.
Для франчайзи покупка франшизы также имеет ряд плюсов:
1. Франчайзи покупает готовый бизнес, поэтому он сразу оценивает эффективность бизнеса и оценивает свои возможности и риски. Не нужно тратить время и деньги на маркетинговые исследования. Все это уже заложено во франшизе.
2. Бренд – это инструмент по подтверждению потребительских ожиданий. Потребители готовы переплачивать большие деньги за бренд, независимо от качества товара. Открывая компанию под громким именем знаменитого бренда, предприниматель сразу же получает готовый поток лояльных клиентов.
3. Вся интеллектуальная собственность переходит франчайзи во время открытия бизнеса. Франчайзи изначально знает о всех предстоящих расходах, которые иногда возникают по неопытности и незнанию всех нюансов у начинающих бизнесменов. Поэтому затраты при запуске минимальные.
4. Возможность сократить риски. Предприниматель в своей деятельности всегда сталкивается с большим количеством всевозможных рисков, что объясняется самой сущностью предпринимательской деятельности [7]. При открытии бизнеса, с уже готовой бизнес-моделью, начинающий предприниматель становится частью компании и получает гарантию того, что потенциальные риски уже просчитаны и франчайзер сможет решить все возникающие проблемы.
Рекламная поддержка. Реклама – это очень дорогой продукт. Иногда, затраты на рекламу равны стоимости франшизы. Поэтому все заложено во франчайзинговом пакете. Все бесплатно предоставит франчайзер.
Всесторонняя помощь и развитие. Франчайзера всегда будут помогать своим франчайзи грамотными советами и рекомендациями, поскольку для франчайзера важны успех и своего бизнеса.
Теперь о минусах.
- Жесткий регламент сотрудничества.
Франчайзи обязан неукоснительно соблюдать все требования, установленные договором коммерческой концессии, даже если это не идет в пользу бизнесу.
- Ограниченный выбор поставщиков
Долгосрочное сотрудничество франчайзера и поставщиков ущемляет свободу выбора франчайзи при покупке товара у определенных поставщиков
- Условие о неконкуренции
Франчайзер может установит временной тайминг на выход из бизнеса, одновременно, запрет на открытие собственного конкурирующего предприятия в течение некоторого времени и на определенной территории. А также заключать договор с конкурентами франчайзера.
- Одностороннее расторжение договора
При несоблюдении определенных правил договора и некорректно ведения бизнеса, франчайзер вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, в противном случае, подать в суд и получить компенсацию из-за незаконного использования логотипа.
- Устранение компании-франчайзера
Большая часть юридических лиц на экономическом рынке не застрахована от банкротства. Зачастую франчайзер осознает, что его сеть не приносит ожидаемых результатов. Чаще всего ликвидация или реорганизация франшиз происходит в кризисный период, когда продаваемые бизнес-схемы не выдерживают проверки временем. [8].
Подведём итоги: открытие бизнеса по франшизе – самый выгодный способ начать собственный бизнес с минимальными рисками для начинающих предпринимателей. Самые востребованные франшизы с объемом инвестиций от 400 тысяч до 5 миллионов рублей. Если иметь подобный капитал, то через 1.5 — 3 года возможно окупить все вложения и выйти на доход от 40 до 700 тысяч рублей ежемесячно, но не стоит забывать о том, что необходимо регулярно платить роялти.
В России очень большой выбор интересных франшиз. Главное – внимательно проанализировать франчайзера, условия сотрудничества перед подписанием договора.