Full text

Согласно ст. 7 Конституции, Россия является социальным государством, с направленностью политики на создание условий достойной жизни и свободного развития населения, также в соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд [1]. Так конституционные свободы закрепляют содействие занятости правом на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

Тем самым комплекс взаимодополняющих социальных и экономических мер должен быть ориентирован на повышение уровня качества жизни в соответствии с потребностями населения [2]. Основной и необходимой составляющей уровня качества жизни является наличие возможностей для реализации инициативы граждан в формировании стабильного и благоприятного социального положения для себя и своей семьи. При этом понятие «достойные условия жизни» с точки зрения удовлетворения потребностей человека, определяющихся уровнем стандартов жизнеобеспечения населения, не должны приравниваться к прожиточному минимуму. Реализация вышеуказанных прав и свобод осуществляется путем трудовой деятельности.

Применительно к приоритетным общероссийским направлениям реализации политики стимулирования трудовой деятельности населения Республики Саха (Якутия) имеет свои региональные особенности. Согласно стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. основными задачами для содействия занятости населения и достижения естественного уровня безработицы являются создание гибкого и продуктивного рынка труда, а также стимулирование трудовой мобильности и поддержка социально нуждающихся (табл. 1) [3]. Среди задач особенно выделяется проблема регулирования, а также усиление и систематизация мер содействия занятости населения в районах слабой транспортной доступности, занятых традиционными формами природопользования.

Таблица 1

Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

 на период до 2030 г.: содействие занятости населения

 

Наименование направления стратегии

Основное содержание работы

1

Создать экономические и институциональные условия, способствующие гибкой занятости и продуктивному функционированию рынка труда

1

Создание рабочих мест в новых производствах и технологичных кластерах

2

Преодоление локальности и формирование на территории Западной, Центральной и Южной Якутии единого рынка труда, увязанного с развитыми рынками жилья, товаров и услуг

3

Сокращение масштабов неформальной занятости путем разработки форм поддержки самозанятых граждан

2

Стимулировать трудовую мобильность граждан

1

Проведение эффективной миграционной политики

2

Содействие трудоустройству местных трудовых ресурсов при реализации инвестиционных проектов

3

Переобучение и переквалификация работников, высвобождаемых в связи с технологической модернизацией предприятий

3

Стимулировать сохранение трудовой деятельности граждан, нуждающихся в социальной поддержке

1

Усиление мер по обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для предоставления им равных возможностей трудоустройства (лиц с ограниченными возможностями, молодежи без опыта работы, лиц предпенсионного возраста, одиноких и многодетных родителей)

2

Создание экономических, социальных и правовых условий, способствующих стимулированию людей старшего поколения к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста как на прежних, так и на новых рабочих местах

 

На практике ситуация в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) остается далёкой от идеальной, значительная часть населения испытывает трудности с жизнеобеспечением, наиболее остро проблема стоит в сельской местности. Жизненно важные ресурсы распределены неравномерно, их потоки сосредоточиваются преимущественно не на территориях сельских поселений, плотность населения которых не превышает 5000 и 1000 тысяч человек [4]. Для территорий подобного типа заселенности характерна производственная локализация и замкнутость [5]. Последнее выражается в ограниченном разнообразии сфер приложения труда: социальное обеспечение, финансы и страхование, государственное управление, строительство, деятельность в области здравоохранения, образования и др. Вышеуказанное приводит к социальной уязвимости сельского населения, так как ресурсы территорий должны обеспечивать жизнедеятельность людей, давать возможность для реализации их трудового потенциала.

Основой экономики сельской местности всегда преимущественно являлось аграрное производство, а колхозы и совхозы были образующими поселение предприятиями, способствующими обеспечению трудовой занятости и развитию социальной инфраструктуры [6]. Рыночное реформирование системы развития сельского хозяйства, направленное на приватизацию земель и имущества сельхозпредприятий, создало новые хозяйствующие субъекты [7]. Предприятия стали ориентироваться прежде всего на прибыль, что при отстранении государства от проблем развития сельских территорий и обеспечения занятости населения повлекло за собой рост безработицы и падение доходов.

В сложившихся условиях сельское хозяйство, в силу недостаточного учета специфики естественных условий хозяйствования в традиционной сфере, столкнулось с проблемами неспособности сельхозпредприятий обеспечить занятым в них получение среднего уровня денежного дохода. По данным официальной статистики, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства в среднем за 2009–2017 гг. ниже республиканской на 63% (табл. 2), за период 2011–2018 гг. численность предприятий отрасли постепенно сокращается, соотношение их количества начала 2011 г. и 2018 г. составило 16% убыли (см. рисунок) [8]. Тем самым подобная разница дохода в целом определяет нацеленность работников отрасли на выживание, без возможности накопления средств для улучшения качества своей жизни.

Таблица 2

Среднемесячная номинальная заработная плата работников

сельскохозяйственных организаций Республики Саха (Якутия) (руб.)

 

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего по республике

26 533

28 708

34 051

39 916

46 542

51 110

54 631

59 000

62 206

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

9547

10 867

12 337

13 824

16 095

17 991

20 816

24 282

26 698

Разница в %

64

62

64

65

65

65

62

59

57

Прожиточный минимум на душу населения

8542

9145

9991

10486

11342

12879

15140

16055

16443

 

 

 

 

Распределение организаций по видам экономической деятельности Республики Саха (Якутия): сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (единиц) за период 2011–2018 гг. (на 1 янв.)

 

Следствием экономической слабости жизнеобеспечивающей функции отрасли является ежегодное сокращение количества сельскохозяйственных предприятий. Подобные изменения объясняет и непосредственная зависимость предприятий от многих факторов – урожайности, периода приплода или забоя скота и др. Вместе со снижением количества предприятий отрасли имеет место быть устойчивая потребность населения в мясомолочных продуктах питания, что требует повышения экономической эффективности производства продуктов сельскохозяйственной деятельности- кормовой базы, механизации, трудовых ресурсов и др.

Несмотря на наблюдаемые негативные для отрасли количественные показатели сельского хозяйства, Республика Саха (Якутия) по-прежнему занимает достаточно стабильное положение среди северных районов России [9]. Среди основных причин этого следует назвать то, что сельскохозяйственной деятельности населения свойственна приверженность многолетним традициям по ведению хозяйства в естественных условиях севера. В силу таких объективных условий, как отдаленность поселений друг от друга на обширной территории, низкая платежеспособность, коренные жители вели натуральное и полунатуральное хозяйство с преобладанием ручных орудий труда (горбуша, коса-литовка и др.), обеспечивая себя и семью всей жизненно необходимой продукцией [10]. В последнем важное место занимало скотоводство как основа продовольственной обеспеченности населения. Являясь источником получения дополнительных доходов с наличием близкого и выгодного рынка сбыта, подобная трудовая деятельность способствовала росту цен на продукты сельского хозяйства и служила причиной заинтересованности населения в занятии скотоводством, в увеличении поголовья скота и его продуктивности.

В скотоводческом хозяйстве различались периоды содержания скота: в летний   скот выпускали на пастбища, в зимний – на сенокосах заготавливали корм на длительный стойловый период содержания в специальных помещениях – хотонах и прямых срубах. Многие состоятельные хозяйства стремились улучшить породность скота, вывозя из центра страны жеребцов и быков-производителей для метизации [11]. При этом в результате скрещивания с завозными породами сохранялись племенные качества местных. Постепенно вместе с выведением местной породы домашнего скота, улучшением условий его содержания происходило преодоление замкнутости скотоводческих хозяйств в сфере производства, которые изготовляли и перерабатывали продукцию не только для удовлетворения собственных нужд, но и для продажи потребителю.

Верховые быки на санях способны перевозить до 400 кг тяжести на сотни километров. Лошади в санях везут 300 кг, вьюком около 100 кг, проходя огромные пространства до 50 км в день, при этом находясь на подножном корму. Бык в среднем мог давать 144 кг мяса и сала, корова – 112 кг и 400 л молока в год [12]. Неприхотливый якутский скот, обладающий незаменимыми качествами в природно-географических условиях Якутии, обеспечивал мясом и молочными продуктами, которые составляли рацион питания населения. Лошади и рабочие волы служили тягловой силой и транспортом, шкура была материалом для пошива одежды и обуви, конский волос – для веревок и т. д.

Для Якутии характерна большая продолжительность сезона низких температур, доходящих до –60 ºС (около 9 месяцев), короткое лето (около 3 месяцев), вечная мерзлота, отсюда низкая плодородность, засушливость почвы. За продолжительный зимний стойловый период скудного кормления скот способен давать продукцию высокой жирномолочности за счет запаса жира, накопленного за лето, притом что в сравнении с летним периодом при зимнем содержании у крупного рогатого скота резко лимитируются жизненные процессы: сокращается двигательная активность, жвачный период, воспроизводственная функция [13]. Это обусловливает ценнейшие особенности приспособленности к суровым условиям края местного скота, отличающегося густой шерстью, низкорослостью и крепостью, а также значительной выносливостью и неприхотливостью. Следствием продолжительной зимы являлась высокая себестоимость продукции скотоводства. Много сил и средств привлекалось для заготовки достаточного количества корма, строительства помещений, ухода за скотом. Важную роль для содержащих скот играло наличие сенокосных и пастбищных кормовых угодий травянистой растительности.

Ценностные ориентиры конституционных прав и свобод человека о достойном качестве жизни с точки зрения социальной справедливости при осуществлении трудовой деятельности, приобретают особую актуальность применительно к региональным особенностям Республики Саха (Якутия). Значительную часть республики составляют слабозаселенные сельские территории, для которых характерен монопсонический характер занятости, в целом ограничивающий социально-экономическое развитие. Так как сельское хозяйство – один из немногих доступных видов деятельности, тем самым составляя экономическую основу образа жизни населения районов данного типа, динамика показателей аграрного сектора является одной из основных при характеристике развития сельских территорий Республики Саха (Якутия).

Отрасль показывает высокую эффективность, заключающуюся в возможности удовлетворять самые насущные потребности, практически сразу получая востребованную продукцию, произведенную при недостатке средств на помещения, технику и др. Но конкурентная среда рыночной экономики определяет малую вероятность притока трудовых ресурсов в аграрную отрасль, что обостряет проблему занятости в сельской местности, регулирование и обеспечение которой не может ставиться только в зависимость от рыночной конъюнктуры.