Full text

В современных условиях сложно обеспечить качественное осуществление государственной политики без внедрения и применения единого информационного пространства, а также новейших информационных технологий. Именно поэтому в последнее время широкое распространение получило понятие «цифровая экономика» [1].

В цифровой экономике именно данные являются формой капитала, формирование, накопление и использование которого будет эффективным при условии тесного сотрудничества государства и бизнеса, государства и гражданского общества, бизнеса и гражданского общества. Однако здесь нужно учесть тот факт, что само по себе обладание этими данными является неполным преимуществом их владельцев. Для полного конкурентного преимущества нужно владеть не только данными, но и эффективными технологиями их обработки, поскольку качественный рост экономики возможен при наличии технологий, позволяющих максимально возможно точно оценивать текущее состояние рынков и отраслей. Также необходимо иметь возможность осуществлять эффективное прогнози­рование развития национальных и миро­вых рынков и быстро реагировать на изменения в их конъюнктуре. Кроме того, требуются новые модели управления технологиями и данными, которые позволят осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для го­сударств, бизнеса и гражданского общества [2].

Получив свое развитие в России после Послания Президента РФ Федеральному собранию от 01 декабря 2016 г., цифровая экономика стремительными темпами набирает обороты:

-     утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (от 28 июля 2017 г., распоряжение Правительства РФ № 1632-р);

-     отечественные предприятия активно внедряют цифровые методы проектирования, управления, бухгалтерского учета, учета ресурсов и т. п. При этом на рынке существует множество ERP-, CRM-систем российского производства;

-     обсуждается возможность перевода банков на российские системы шифрования и криптозащиты, планируется выработать общую нормативную базу и международные стандарты для перспективных технологий (февраль 2018 г.);

-     российские компании, ведущие деятельность на международном рынке, с мая 2018 г. обязаны соблюдать обновленные правила обработки персональных данных согласно регламенту GDPR (Регламент ЕС 2016/679 от 27 апреля 2016 г.);

-     создаются общие с международными компаниями IT-платформы (подписано соглашение о сотрудничестве с Alibaba, в рамках которого китайская торговая платформа откроет российский национальный павильон для реализации пищевой продукции и бытовой химии, – май 2017 г.; ведется работа площадки MadeinRussia сектора B2B, целью которой является повысить узнаваемость российских брендов и продукции за рубежом, – 2017 г.; объединение российского Uber и «Яндекс. Такси» в единую площадку онлайн-такси и др.);

-     ведется активная цифровизация государственных услуг;

-     внедряются B2B-маркетплейсы, они заменяют морально устаревшие электронные площадки, где продают все и всем;

-     реализуются мероприятия в рамках проекта «Умный город» (количество субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия «Умного города», в том числе включенные в Базу знаний умных городов, пять городов в 2019 г., 85 – в 2024 г.).

Основные направления цифровой трансформации определены государственной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», к ним относятся:

-          полная оцифровка экономики;

-          обеспечение всеобщего доступного подключения к высокопроизводительным широкополосным сетям Интернет;

-          наличие цифровых платформ, в том числе государственных, где будут предоставляться бесплатные сервисы, основанные на обработке открытых больших данных для населения и бизнеса;

-          инфраструктура для хранения информации;

-          технологии обработки «больших данных»;

-          наличие доверенного цифрового пространства.

Системность цифровизации всех аспектов экономики – важный шаг на пути к осознанному росту и развитию страны [3]. Важно, чтобы необходимость этого шага в равной степени осознавали со стороны и бизнеса, и государства, кооперируясь и синхронизируя достижения.

Вопросам рисков с различных аспектов посвящено множество работ, в том числе и работ авторов статьи [4–6], однако актуальная в последние годы тема цифровой экономики вызывает необходимость изучать риски в контексте данного направления. Работа С. А. Корчагина и Б. П. Польшикова представляет интерес с точки зрения предложенных в ней авторских рекомендаций по адаптации России к новым цифровым реалиям. Также следует отметить труд М. М. Черняковой, которая определяет роль и значимость иннодиверсификационного риска в цифровой экономике [7].

Н. В. Макогонова, протестировав государственную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» на предмет ее соответствия требованиям риск-ориентированного подхода, выявила существенные несоответствия данной программы передовым международным практикам управления рисками государственных программ, в частности, в связи с отсутствуем факта применения архитектуры эффективного управления рисками к конкретным рискам программы. Автором предложено уточнить цели госпрограммы, внедрить риск-ориентированный подход и разработать операционные программы во исполнение программы, что, на ее взгляд, позволило бы существенным образом повысить эффективность и результативность данной государственной программы [8].

Цель исследования заключается в выявлении рисков, возникающих в условиях цифровой экономики.

О рисках цифровой колонизации упоминала Н. Касперская, российский предприниматель в сфере информационных технологий, генеральный директор группы компаний InfoWatch, основатель компании «Лаборатория Касперского», на Парламентских слушаниях в Госдуме. Являясь главой рабочей группы программы «Цифровая экономика» по направлению «Информационная безопасность», Н. Касперская среди основных рисков цифровой экономики выделяет: риск внедрения новых технологий, утечки персональных данных, риск быстрого захвата новых рынков транснациональными компаниями, безработица, юридическая неопределенность, рост мошенничеств, цифровой тоталитаризм, внешнее управление экономикой и др. И как результат – новая стадия цифровой колонизации, когда «цифровая экономика управляется извне и служит чужим интересам, а не Российской Федерации».

Председатель Экспертной группы ЛО ТПП по цифровой экономике, руководитель научно-образовательного центра урбанистики и прикладных социокультурных исследований ЛГУ им. А. С. Пушкина А. Майоров отмечает, что сложность управления рисками обусловлена тем, что риски внедрения новых технологий достаточно разнообразны. Среди основных рисков эксперт выделяет появление новых вирусных программ, угрозы внешнего управления, исчезновения приватности, утечку персональных данных, контроль рынка и многое другое [9]. Исследование показало, что, несмотря на наличие рисков, технологии цифровой экономики оказывают существенное позитивное влияние на организацию бизнес-процессов, а именно способствуют росту конкуренции, глобализации сфер деятельности, персонализации взаимодействия, сокращению каналов распределения, сокращению затрат [10].

Проанализировав и обобщив исследования в области рисков цифровой экономики, выделим риски, которые являются ключевыми для обоснования необходимости внедрения и развития мероприятий по управлению ими в контексте программы «Цифровая экономика Российской Федерации»:

  1. 1.     Интернет-угрозы. За 2018 г. количество кибератак выросло примерно на 50% по сравнению аналогичным периодом 2017 г. (с 1,8 тыс. до 2,7 тыс.). Значительная доля атак нацелена на получение персональных данных: учетных записей и паролей доступа к различным сервисам и системам. Весомый ущерб наносит использование вредоносного и шпионского ПО, рост мощности DDoS-атак различной направленности.

Наибольшую долю занимают кибератаки на частный сектор (28%). При этом продолжает расти число киберинцидентов, направленных на государственные учреждения (16% от всех атак). Зачастую воздействия не ограничиваются только какой-то конкретной отраслью и принимают масштаб вредоносных эпидемий. Остановимся более подробно на сферах, подверженных киберинцидентам в 2018 г. (см. рисунок).

 

 

Сферы, подверженные кибератакам в 2018 г.

 

  1. 2.     Отсутствие квалифицированных кадров. В силу сложности процессов, связанных с тотальной цифровизацией, данный процесс должен сопровождаться наличием специалистов необходимой квалификации. К сожалению, более 80% предприятий, столкнувшись с первой же кибератакой, будут нести потери IT-инфраструктуры, которая будет выведена из строя за считанные минуты. Это связано с дисбалансом спроса и предложения специализированных кадров.

По данным 2018 г., даже в сфере IT-технологий имеются кадровые позиции, которые можем определить как профицитные, дефицитные и гипердефицитные (см. таблицу).

  1. 3.     Социальные риски. Повсеместная автоматизация производственных процессов, затрагивает развитие рынка труда и приводит к проблеме колоссального высвобождения работников. Труд человека может быть успешно заменен робототехникой. Также влияние цифровой экономики на рынок труда проявляется в снижении величины вознаграждения низкоквалифицированных работников (по данным экспертов, с 2018 г. наблюдается падение на 5% зарплатного предложения для низкоквалифицированных кадров). Однако специалисты высокой квалификации также могут столкнуться с проблемой отсутствия занятости, так как они до последнего момента будут задействованы в процессе перехода от традиционной к цифровой технологии организации производства и окажутся «выброшенными» на рынок труда, когда соответствующие их статусу должности будут уже заняты. Будущее развитие рынка труда также пессимистично: как отмечают специалисты Бостонской консалтинговой группы, в ближайшие 10–20 лет в результате цифровой революции в мире исчезнет 50% профессий.

 

Потребность в квалифицированных кадрах в сфере IT-технологий

 

Профицитные

Дефицитные

Гипердефицитные

Позиция

Индекс

Позиция

Индекс

Позиция

Индекс

CIO/CTO

31,6

Бизнес-аналитик

2,9

Специалист IT‑систем банка

1,0

Менеджер проектов

7,9

Специалист поддержки

2,6

Разработчик под мобильные платформы

1,0

Системный администратор

7,1

SAP-специалист

2,1

Разработчик Java

0,9

Менеджер продукта

3,3

Системный аналитик

1,9

Разработчик Axapta

0,9

 

 

РазработчикOracle

1,1

 

 

 

 

Разработчик области Net

1,2

 

 

 

 

Специалист по тестированию

1,2

 

 

 

 

Разработчик С++

1,2

 

 

 

 

Специалист по IBM Websphere

1,1

 

 

 

 

Web-разработчик

1,1

 

 

 

  1. 4.     Правовые риски. Регулирование цифровой экономики должно происходить на правовом уровне, обеспечивая тем самым гарантии безопасности частной собственности своих граждан. Необходимо создавать систему правового регулирования, основанную на гибком подходе в каждой сфере, на федеральном и региональном уровнях.
  2. 5.     Психологические риски. Внедрение робототехники приводит к развитию «клипового», машинного мышления. Человек становится на 100% заменяем, как любой микрочип компьютера.
  3. 6.     Риск отсутствия ответственности. Цифровизация должна проникнуть во все сферы человеческой жизни, распространяя огромное количество данных, которые быстро распространяются, обрабатываются, затем распространяются и обрабатываются повторно, еще до того, как их увидит человек. С миллиардами устройств, которые их собирают, становится неясно, кто за какие данные несет ответственность.

Таким образом, перспективы, которые открываются перед цифровой экономикой, позволят высвобождать огромные ресурсы, оптимизировать неэффективные бизнес-процессы и процессы госуправления, а также повышать прозрачность и управляемость государственной и предпринимательских сфер. И препятствием в достижении данных целей могут стать описанные выше риски. Об их минимизации необходимо задумываться на этапе планирования и проектирования любой цифровой системы, а информационную безопасность необходимо внедрить как встроенную функцию каждой разрабатываемой модели.