Начало XXI столетия характеризуется новой стадией экономических отношений – интенсивным развитием цифровой экономики (digital economy). В переводе с англ. “digital” обозначает «цифровой, электронный, компьютерный», поэтому под цифровой экономикой будем понимать современный этап рыночной экономики, характеризующийся использованием компьютерных технологий. Он обладает следующими отличительными чертами:
- наличием цифровой среды, т. е. программно-аппаратного комплекса с набором функций и сервисов, и информационной инфраструктуры;
- использованием искусственного интеллекта, робототехники и других современных технологий на базе электронных устройств;
- непосредственным взаимодействием производителей и потребителей (онлайн-торговля);
- персонифицированными сервисными моделями (ориентация на конкретного клиента) [1];
- наличием большой массы информации (“Big Data”) и использованием искусственного интеллекта для ее обработки.
Главной задачей управленческого учета является предоставление информации внутренним пользователям для принятия управленческих решений. В условиях цифровизации экономики существенно расширяются границы управленческого учета. Если раньше он был подсистемой бухгалтерского учета и его основной целью было изучение затрат и нахождение резервов их снижения, то сейчас он становится информационной основой и аналитической подсистемой управления предприятием, обогащается его инструментарий, появляется возможность исследования тенденций не только внутренних, но и внешних факторов, влияющих на развитие предприятия. Управленческий учет в условиях цифровизации экономики становится важным механизмом принятия решений с возможностью анализа больших баз данных. Для успешной деятельности в условиях рыночной конкуренции необходимо иметь развитую технологическую платформу, которая будет основой формирования учетно-аналитической информационной системы для заинтересованных пользователей, позволять проводить планирование и прогнозирование направлений деятельности организации и способствовать принятию управленческих решений [2].
Проблемы управленческой отчетности изучены в трудах многих ученых-экономистов, например, таких как И. А. Слабинская [3], А. С. Шпак [4], С. М. Хачатрян [5], Ю. А. Цисельская [6] и другие, в научных работах которых можно отметить следующие мысли: «Управленческий учет – это информационная база для принятия управленческих решений», – утверждает И. А. Слабинская; «Управленческая отчетность – это результат и цель управленческого учета», – отметил А. С. Шпак; «Управленческая информация дает обоснование ряда управленческих решений в целях анализа финансового и имущественного положения экономического субъекта, прогнозирования и планирования его деятельности», – считает Ю. А. Цисельская. Авторы исследовали сущность управленческой отчетности и отдельные проблемы ее формирования, но не раскрыли механизмы составления управленческой отчетности.
По нашему мнению, целью управленческой отчетности является обеспечение менеджмента предприятия необходимой информацией для принятия обоснованных управленческих решений. Она должна удовлетворять следующим требованиям:
- Адресность (информация в отчетности предназначена для определенного пользователя или группы пользователей).
- Оперативность (отчетность должна быть представлена в установленный срок).
- Достаточность (в отчетности должна быть представлена вся необходимая информация).
- Полезность (информация должна быть нейтральной и привлекать внимание к потенциальным участкам риска).
- Экономичность (затраты по подготовке управленческой информации не должны превышать экономический результат от ее использования) [7].
Таким образом, управленческая отчетность представляет собой структурированную внутреннюю информацию, находящую свое отражение в различных отчетах об условиях и результатах деятельности предприятия и его подразделений, а также ее отдельных направлений, и предназначенную для принятия эффективных управленческих решений.
Управленческую отчетность можно разделить на виды по разным признакам (см. рис. 1). Классификация составлена по данным источников [8, 9].
Кроме приведенных видов классификаций, существуют и другие, например отчетности по степени развития цифровой экономики:
- составление внутренней отчетности на стадии готовности к цифровой экономике;
Рис. 1. Виды классификации управленческой отчетности
- на стадии использования (с использованием нецифровых факторов, влияющих на бизнес, использование цифровых технологий и др.);
- на стадии воздействия (с возможностью воздействия цифровой трансформации на деятельность).
Также выделяются виды внутренней отчетности по целям предоставления, по пользователям информации (акционерам, собственникам, менеджерам, работникам и т. д.) и по особенностям деятельности (операционные и географические сегменты деятельности, применяемые системы налогообложения в группе компаний и др.).
Содержание и сущность всех видов управленческой отчетности влияют на деятельность организации путем оценки, контроля, прогнозирования и планирования деятельности его отдельных структурных подразделений или направлений. Анализ литературных источников позволяет выявить ряд проблем, из-за которых многие предприятия не могут обеспечить полноту представляемой информации в управленческой отчетности (см. рис. 2):
- Недопонимание цели и роли управленческой отчетности руководством организации
Данная проблема может быть решена путем разработки и внедрения стандартов и правил предоставления управленческой отчетности, которые обеспечат четкое и быстрое формирование внутренней отчетности по необходимым запросам руководства. Для этого необходимо проанализировать стратегию организации, определить цели, направления деятельности, имеющиеся ресурсы.
- Недооценка роли построения финансовой структуры организации.
Для решения данной проблемы необходимо проанализировать финансовую структуру предприятия, исследовать отношения внутри подразделений и обеспечить согласованность целей центров ответственности [10].
- Отсутствие законодательно установленных форм внутренней отчетности организации
Рис. 2. Проблемы формирования управленческой отчетности и направления их решения
Управленческая отчетность не предусматривает наличие системы нормативного регулирования и определяется лишь внутренними документами организации, нацеленными на удовлетворение информационных потребностей внутренних пользователей организации. В таком случае возникают следующие немаловажные вопросы: как составить отчет, как правильно структурировать полученную информацию без ее искажения и другие [11]. При создании системы управленческого учета на предприятии мы рекомендуем применять Методические рекомендации по управленческому учету, разработанные экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России [12]. Например, отчеты могут быть разработаны в зависимости от направлений деятельности, центров ответственности, структурных подразделений (см. таблицу).
Внутреннюю структуру и содержание отчетов организации придется разрабатывать самостоятельно в зависимости от степени необходимого агрегирования показателей. Мы рекомендуем использовать также стандарты МСФО, которые помогут повысить качество информации и сделать отчеты более информативными и структурированными [13–15].
- Поиск оптимального программного обеспечения автоматизации управленческого учета и отчетности
В процессе ведения управленческого учета необходима информация из системы бухгалтерского учета и других баз данных, поэтому возникает проблема поиска оптимального программного обеспечения автоматизации управленческой отчетности. Она обостряется в результате различных подходов к оценке активов и обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском и управленческом учете. Решение проблемы автоматизации управленческой отчетности предлагается осуществить одновременными действиями в следующих направлениях: во-первых, проверить согласованность управленческих планов и бюджетов подразделений; во-вторых, обеспечить единую структуру и содержание аналитических справочников учета; в-третьих, обеспечить достоверность управленческой отчетности путем организации единой базы первичных данных, используемой для составления бухгалтерской и управленческой отчетности [16].
Как правило, внутренняя отчетность составляется с использованием программы Microsoft Exсel, которая зачастую не имеет необходимого количества опций для составления отчетов. Для повышения обоснованности управленческого учета целесообразно использовать программное обеспечение 1С, которое возможно адаптировать для формирования внутренней отчетности путем приобретения дополнительных возможностей программы и обучения персонала программному обеспечению.
Наименование рекомендованных внутренних отчетов по направлениям
составления управленческой отчетности
Наименование группы управленческой отчетности |
Наименование отдельных внутренних отчетов |
|
По направлениям деятельности |
Отчеты об операционной деятельности |
О производстве продукции (работ, услуг) |
О продаже продукции (работ, услуг) |
||
О закупках товарно-материальных ценностей |
||
О запасах сырья и комплектующих изделий |
||
О запасах готовой продукции |
||
О затратах в незавершенном производстве |
||
О движении денежных средств |
||
О дебиторской задолженности |
||
Отчеты об инвестиционной деятельности |
О движении основных средств |
|
О движении нематериальных активов |
||
О долгосрочных финансовых вложениях |
||
О планируемых капитальных вложениях |
||
О выполнении инвестиционного проекта |
||
По направлениям деятельности |
Отчеты о финансовой деятельности |
О краткосрочных финансовых вложениях |
О привлечении обслуживания заемного капитала |
||
О привлечении и обслуживании акционерного капитала |
||
О управлении денежной наличностью |
||
По центрам ответственности |
Отчеты по центрам затрат (расходов) |
Об исполнении сметы по цехам, по подразделениям и др. |
О поэлементном или постатейном разрезе затрат |
||
Отчеты центра прибыли |
О прибылях и убытках |
|
О формировании себестоимости различными методами учета затрат на производстве |
||
Отчеты центра инвестиций |
Об использовании денежных средств на капитальные вложения и инвестиционные проекты |
|
Бизнес-план |
||
Отчеты центра продаж |
О продажах по товарным группам |
|
О продажах в разрезе покупателей |
||
О продажах по каналам сбыта |
||
По структурным подразделениям |
Отчеты о производстве продукции (работ, услуг) |
О произведенных изделиях, полуфабрикатах, выполненных услугах за каждую смену, рабочий день, месяц и др. |
Отчеты финансового отдела |
О распределении налоговых платежей |
|
О структуре и стоимости остатков его капитальных вложений |
||
Отчеты юридического отдела |
О полученных претензиях и исках |
|
Отчеты отдела снабжения |
О планировании закупок |
|
Об исполнении плана материально-технического снабжения |
Анализ распространенных проблем и способов их решения позволил разработать этапы формирования управленческой отчетности на предприятии (см. рис. 3), способствующие улучшению процесса организации внутреннего учета, повышению достоверности, оперативности, верифицируемости данных и направленные на удовлетворение информационных потребностей менеджмента организации для принятия эффективных решений.
Рис. 3. Этапы формирования управленческой отчетности
Внутренние отчеты отличаются полезностью информации, которая позволяет принимать решения о перспективах роста и прибыльности бизнеса, оценке уровня конкурентоспособности и привлекательности организации, формировании оптимального ассортимента производимой продукции и др.
Таким образом, разработка форм управленческой отчетности на предприятии, позволяющих производить обзор всей деятельности, автоматизация управленческого учета, регулирование взаимодействия между информационной системой и пользователями, значительно повышают результативность и качество принимаемых руководством решений и оказывают прямое влияние на эффективную и устойчивую деятельность организации в условиях цифровизации экономики.